Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:12, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 19. Дайте определение и характеристику пенитенциарной системе
Пенитенциарная сфера — одна из сфер общества, где чрезвычайно важны грамотная организация и осуществление социальной работы. К сожалению, данный вид деятельности в исправительных учреждениях России сегодня находится еще только в начальной стадии развития.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры к экзамену.docx

— 82.26 Кб (Скачать файл)

Вопрос 19. Дайте  определение и характеристику пенитенциарной системе

 

Пенитенциарная  сфера — одна из сфер общества, где чрезвычайно важны грамотная организация и осуществление социальной работы. К сожалению, данный вид деятельности в исправительных учреждениях России сегодня находится еще только в начальной стадии развития.

Пенитенциарная сфера  включает в себя: а) определенную нормативно-правовую базу; б) систему учреждений и органов, исполняющих наказание; в) специфическую  систему ценностей и моральных  норм; г) определенные социальные отношения; д) особую субкультуру.

Пенитенциарная  система — это ряд учреждений и органов, исполняющих наказание:

1) наказание в виде штрафа  исполняется судебными приставами-исполнителями  по месту жительства (работы) осужденного;

2) наказание в виде лишения  права занимать определенные  должности или заниматься некоторыми  видами деятельности осуществляется  уголовно-исполнительной инспекцией  по месту жительства (работы) виновного  в том или ином правонарушении (преступлении), исправительным центром,  исправительным учреждением или  дисциплинарной воинской частью;

3) наказание в виде лишения  специального, воинского или почетного  звания, чина и государственных  наград реализуется судом, вынесшим  приговор;

4) наказание в виде обязательных  работ исполняется уголовно-исполнительной  инспекцией по месту жительства  осужденного.

 

 

 

 

Вопрос 22. Специфика  взаимоотношений между этническими  общностями

 

Органическое единство социальных и этнических (несоциальных) характеристик  общностей людей, их многообразие и  взаимосвязь позволяют определить отношения между ними как экономические, территориальные, политические, государственно-правовые, культурные и языковые взаимоотношения  между нациями, национальными группами и на родностями в разных общественно-экономических формациях (или на разных этапах функционирования и развития общества), в разных странах и государствах. Такое толкование отношений между социально-этничекими общностями (в литературе часто это называют национальным вопросом) позволяет определить и их специфику.

Она состоит, во-первых, в  том, что взаимоотношения между  социально-этническими общностями проявляются чаще всего (и главным  образом) через экономические, политические, социальные и духовные виды общественных отношений. Во-вторых, эта особенность проявляется в наличии двух сторон в отношениях между социально-этническими общностями: внутренней (отношений между ними внутри территориально-государственных образований) и внешней (отношений между ними в системе разных территориально-государственных образований).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 20. Функции  специалиста по социальной работе в  пенитенциарных учреждениях

 

В мировой практике достижение целей и соблюдение правил пенитенциарной системы возлагается на коллектив, специалистов. Части 1, 2 ст. 49 Минимальных  стандартных правил ООН по обращению  с заключенными дают перечисление обязательного  штата работников для пенитенциарных учреждений. В этом перечне —  учителя, преподаватели ремесленных  дисциплин, психиатры, психологи —  стоят в одном ряду с социальными  работниками. Следовательно, социальный работник имеет особый правовой статус — это самостоятельная профессия, предметом деятельности которой  является решение задач во всем комплексе  уголовно-исполнительной политики. Статья 61 тех же Правил указывает функции социального работника в исправительном учреждении:

• поддержка и укрепление социально полезных связей с семьей;

• поддержка и укрепление социально полезных связей с социальными (общественными) организациями;

• защита гражданских интересов  осужденных;

• защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие социальные льготы.

Особенностью российской практики становления социальной работы с заключенными является то, что  ее содержание и методы основаны на отечественном и зарубежном опыте содержания заключенных. Изменяющиеся социально-экономические, политические условия, динамика численности заключенных и их разнообразный состав, сложившиеся традиции в отношении этой категории граждан обусловливают формирование моделей социальной работы в пенитенциарных учреждениях с учетом функций, направлений и форм этой работы и тех социальных ожиданий, которые предъявляются институту социальной работы. Поэтому в разработке функций и технологий профессиональной деятельности специалистов этого направления целесообразно исходить из того, чем, какими ресурсами они располагают для оправдания этих ожиданий.

А именно: исторического опыта, состояния системы учреждений и  условий содержания заключенных, особенностей и проблем данной категории как  целевой группы социальной работы, перспективных технологий вмешательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Механизм функционирования социальной сферы

 

Социальная сфера включает в себя отрасли, деятельность организаций  которых обеспечивает решение социальных проблем населения. Проблемное поле социальной сферы сосредоточено  вокруг следующих направлений:

• уровень и качество социальной жизни (распределение социальной помощи, безработица, миграционная политика, занятость  и т. д.);

• народное образование;

• здравоохранение;

• жилищно-коммунальное хозяйство;

• культурная политика.

Кроме того, отдельно выделяют направление по работе с молодежью, как наиболее перспективной и  то же время социально незащищенной части населения.

Цель функционирования социальной сферы – социальное развитие региона, направленное на изменение благосостояния, структуры потребностей и форм жизнедеятельности населения в меняющейся социальной и экономической среде.

Представление социальной сферы  региона в виде системы позволяет  представить ее в виде системы  взаимосвязей основных отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, ЖКХ), деятельность которых направлена на развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни населения региона.

Составляющие системы  развития социальной сферы региона  невзаимозаменяемы и равнозначны и определяют в целом две стороны развития – это компоненты, определяющие потребление (доход) и человеческий капитал (образование, здоровье), с одной стороны, и элементы, характеризующие уровень и доступ к базовым благам и услугам. Определение приоритетности этих компонентов во многом зависит от концепции социального развития региона и от уровня экономического развития.

Развитие социальной сферы  является важнейшим направлением внутренней политики государства, обеспечения  благополучия и всестороннего развития граждан. В статье 7 Конституции РФ сказано: «Российская Федерация  – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека». Признаками социального государства  являются не только декларируемые права  на труд, отдых, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование  и т. д., сколько их реализация, реальная доступность социальных благ абсолютному  большинству населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1. Механизм формирования социальной сферы

 

Эволюционное развитие общества как целостной системы сопровождается прогрессирующей дифференциацией  его структуры, функций, формированием  и совершенствованием всех его компонентов, в том числе и компонентов  социальной сферы.

Изменения общества, усложнение его структурных социальных связей и функций отражались и осмысливались  в различных научных теориях. Каждое поколение ученых, рассматривая проблемы общественного жизнеустройства  через призму требований своего времени, выстраивало различные концепции  и модели социального бытия. При  этом следует отметить, что в теориях  общественного развития досоциологического периода так или иначе проявлялись элементы системного и социального подходов к анализу социальных отношений и процессов. 
Первые попытки предугадать основы строения общества, понять и объяснить социальное бытие прослеживаются уже в древних мифологических сюжетах, религиозных системах, различных философских учениях.

Мечта о гармоничном обществе с развитой социальной сферой, где  не было бы нищих и были созданы условия для развития всех человеческих способностей, нашла свое отражение в работах мыслителей более позднего периода - Т. Компанеллы в XVI в., Ж. Мелье в XVII в., Ш. Фурье, К.А. Сен-Симона, Р. Оуена в XIX в. Идей утопического социализма придерживались русские революционеры-демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский. 
 Начиная с XVII в., вслед за быстрым развитием естественных наук, возникает осознание общества как объекта научных исследований и теорий. Видный представитель социально-философской мысли первой половины

XVIII в. Шарль Луи Монтескье  предложил новое видение природы  человека и естества общественно-политических  явлений. Он связывал развитие  различных форм общественной  жизни прежде всего с экономическими, правовыми и политическими процессами, регулируемыми разумной деятельностью человека. Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант рассматривал правовое гражданское общество как особую социальную систему. Обобщив идеи своих предшественников, он сумел дать теоретический систематизированный образ современного ему буржуазного общества. Гегель, завершивший развитие идеи, господствовавшей в немецкой классической философии о всемирной истории как развертывании творческого духа, сформировал картину общественного бытия, в которой все начала - духовное и материальное, статическое и динамическое, объективное и субъективное - тесно увязываются между собой.

В конце XVIII - начале XIX вв. новая  стадия развития общества и вся предшествовавшая история развития науки привели  к зарождению социологии. В основу своей социальной науки, призванной стать организующей силой общества, основатель позитивистской социологии Огюст Конт положил идею социальной системы. Он считал, что нет смысла изучать отдельные социальные явления  вне их связи с другими частями  общества, равно как и обществом  в целом.

К. Маркс указывал на внутреннее органическое единство процессов общественного  производства и потребления, отмечал, что индивид производит предмет  и через его потребление "возвращается опять к самому себе, но уже как  производящий и воспроизводящий  себя самого индивид".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 3. Сущность современных социальных проблем  в России

 

Бедность, нищета населения 

В списке проблем, выделяемых населением, лидирует бедность, её в  опросах общественного мнения люди указывают как самую острую.

Основная причина бедности, очевидно, не бедность самой богатой  минеральными ресурсами страны, а  экономическая политика властного  класса. За последние десять лет  законсервировались главные “обедняющие” параметры экономической политики. Прежде всего, официальный уровень  минимальной оплаты труда, МРОТ, установлен на уровне в несколько раз меньшем, чем в развитых странах.

Алкоголизация населения, пьянство

Алкоголизация населения  – всеми признанная национальная проблема. По данным ООН, душевое потребление 8 л алкоголя в год уже приводит к деградации нации, у нас это  потребление, по официальным оценкам, достигло 18 л, а по неофициальным  – свыше 20 л. Народ вымирает в  значительной мере от всеобщей алкоголизации. Свыше 80% употребляют спиртные напитки, треть регулярно пьёт водку, в  стране 3 млн зарегистрированных алкоголиков, 25–30 млн зависимых от алкоголя, 75 тыс. ежегодно умирают от алкогольных отравлений, каждое пятое преступление совершается на почве пьянства.

Распространение наркотиков, наркомания

Проблема, не менее острая, чем алкоголизация, – распространение  наркотиков. Все знают, что такая  проблема есть, первые лица государства  называют это “нарковойной”, объявленной стране . Наркотрафик двигают интересы мощных криминальных сил, чьи доходы от нелегальной продажи наркотиков составляют свыше 15 млрд долл. в год. За десять лет потребление наркотиков в России выросло в десять раз, в то время как в США за это время снизилось вдвое. Число наркоманов, зарегистрированных в диспансерах, составляет 550 тыс. человек, а, по оценкам, регулярно потребляют наркотики 5 млн человек, или, по данным социсследований, свыше 7% населения в возрасте 11–40 лет.

Эпидемия ВИЧ/СПИД

Не менее острая проблема из разряда социально-медицинских, о которой общество практически  не осведомлено, – это проблема распространения  в стране инфекции ВИЧ/СПИД.

Вымирание населения 

Демографическое явление, получившее в социологической терминологии название “русский крест”, было зафиксировано  в России в 1992 г., когда кривая, изображающая смертность, резко пошла вверх  и пересекла линию рождаемости. С тех пор смертность превышала  рождаемость, временами в полтора  раза: мы стали страной с европейской  рождаемостью и африканской смертностью. По официальным прогнозам, к 2025 г. численность  населения сократится до 120 млн человек, а по некоторым оценкам, и до 85 млн. Россия – единственная из развитых стран, вымирающая в мирное время. Основные причины рекордной смертности – болезни, в том числе социально обусловленные, убийства и самоубийства, смерти на дорогах, алкогольные отравления

Социальное сиротство 

С ростом рождаемости возникают  другие проблемы. Из-за растущего алкоголизма  отцов, распада семей и бедности многие матери ещё в роддоме отказываются от своих детей, кроме того, родителей-алкоголиков  и преступников лишают родительских прав. Возникло так называемое социальное сиротство: сироты при живых родителях. Таких социальных сирот сейчас свыше 700 тыс. Из 800 тыс. детей-сирот более 80% составляют социальные сироты.

Мигранты, переселение  соотечественников 

Одной из мер решения демографической  проблемы органы власти избрали приток населения из-за границы. В принципе, большинство экспертов сходятся во мнении, что без притока людей  извне нам проблему депопуляции  страны не решить. Основной выход видится  в привлечении русских, оказавшихся  из-за распада СССР в странах СНГ, а также и всех других, кто пожелает приехать жить в Российскую Федерацию, опять же, из бывших республик Союза.

 

 

 

 

 

Вопрос 4. Структура  и функции социальной сферы

 

Социальная сфера занимает чрезвычайно важное место в жизни  общества. Под социальной сферой в экономике понимается совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление. В социологии - социальная сфера – это самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве и назначении и многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. В литературе имеются различные определения социальной сферы, которые даются в зависимости от содержания, от функции, от категориального аппарата, который характеризует социальную сферу.

Например, социальная сфера – совокупность образовательной системы и системы здравоохранения, сферы бытовых и культурных услуг, транспортного обслуживания и т.д.

Таким образом, социальная сфера  представляет собой взаимосвязь  и положение организационно оформленных  функций социальной сферы как  ее собственных элементов.

Структура социальной сферы  представляет собой взаимосвязь  частей, служащих одновременно и эмпирическими  показателями социальной сферы:

1)Социальная структура общества, представленная определенными классами и социальными группами (социально-демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.

2)Социальная инфраструктура как совокупность отраслей народного хозяйства и видов общественной деятельности, направленных на оказание услуг человеку.

3)Система социальных потребностей, интересов, стимулов, ожиданий – того, что обеспечивает связь индивида с социумом, включенность личности в общественный процесс.

 

 

 

Вопрос 5. Сущность и цели социальной политики

 

Социальная политика - это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение условий для удовлетворения потребностей и повышения благосостояния населения, создания системы социальных гарантий.

Цели социальной политики: 
• обеспечение определенного уровня потребления; 
• нейтрализация негативных последствий рыночной экономики; 
• обеспечение благоприятных условий жизни и труда всего населения. 
Социальная политика осуществляется на различных уровнях: 
• всемирная поддержка предпринимательской деятельности и благотворительных организаций; 
• макрорегиональная и общегосударственная политика; 
• интерреализация межгосударственной социальной политики. 
Основные функции социальной политики: 
• определение доли каждого работника в созданном продукте; 
• стимулирование трудовой мотивации рациональной занятости и развития производства; 
• согласование личных, коллективных и государственных интересов; 
• создание условий воспроизводства рабочей силы. 
Основные направления государственной социальной политики включают: 
• общие вопросы политики доходов населения; 
• политику в сфере труда и трудовых отношений; 
• социальную защиту нетрудоспособных и малоимущих слоев населения.


Вопрос 6. Социальная политика и социальная сфера

Социальная сфера — совокупность социальной связи, социального взаимодействия и социальных отношений между людьми.

Структура социальной сферы  представляет собой взаимосвязь  частей, служащих одновременно и эмпирическими  показателями социальной сферы:

1)Социальная структура  общества, представленная определенными  классами и социальными группами (социально-демографическими, этническими,  территориальными и др.) и отношениями  между ними.

2)Социальная инфраструктура  как совокупность отраслей народного  хозяйства и видов общественной  деятельности, направленных на оказание  услуг человеку.

3)Система социальных потребностей, интересов, стимулов, ожиданий –  того, что обеспечивает связь  индивида с социумом, включенность  личности в общественный процесс.

Социальная политика - это регулирование государством социально-экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан.

Субъекты социальной политики:

- государство 

- гражданское общество 

Основные направления  социальной политики:

- предоставление трудоспособным  гражданам возможностей для труда  или занятия предпринимательской  деятельностью; 

- обеспечение соц. гарантий для  нетрудоспособных, малоимущих и  безработных слоев населения  (гос. пенсии и социальные пособия) 

- гос. поддержка семьи, материнства, детства

- охрана труда и здоровья  людей 

- развитие социальной структуры. 

В Конституции РФ указано: «Российская  Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Формы реализации социальной политики различны. Одна из основных таких  форм — оказание социальных услуг. Объектом получения социальных услуг могут выступать как отдельные социальные группы (обычно — имеющие определённые социальные проблемы), в отношении которых проводится социальное администрирование, так и всё население в целом.

Выделяют  следующие принципы социальной политики:

  • социальной справедливости,
  • социальной ответственности,
  • социального партнерства,
  • социальных гарантий,
  • преемственности.

К задачам  социальной политики относятся:

  • стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,
  • усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,
  • обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,
  • сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективного осуществления  своих регулирующих функций государство  располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система  налогов и пошлин.

Вопрос 7. Генезис  социальной сферы России

Закреплению сложившихся  у восточных славян традиций социальной взаимопомощи во многом способствовали моральные императивы христианской религии в ее византийском толковании. Уже в 996 г. князем Владимиром был  издан Устав, в котором, согласно принятым в православной церкви правилам, поручалось общественное призрение  попечению и надзору духовенства  в лице патриарха и других подчиненных  ему структур. В Уставе были определены цели попечения - прокормление убогих, странных, сирот и вдовиц, их врачевание, а также основные источники финансирования самих церквей, монастырей и благотворительных  учреждений. В этот же период возникают  богадельни и странноприимные дома, учреждаются народные празднества.  

Пример князя Владимира  способствовал развитию внимания представителей княжеской власти и духовенства  к сирым и убогим, благодаря  чему забота о них принимала все  более целенаправленный характер. В 1096 г. князь Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, где  нашли призрение и обучались 300 юношей.  

Возрождение традиций государственного патронажа социальной помощи стало  возможным лишь во второй половине XV столетия, после окончательного освобождения страны от монголо-татарского ига. Наряду с сохранением традиций личного  благодеяния, покровительства убогим, больным и сирым со стороны  частных и церковных лиц набирает силу в этот период система государственного социального призрения, благотворительная  деятельность церкви. 
 Впервые идея создания в каждом городе мужских и женских богаделен для престарелых и прокаженных, где они были бы обеспечены одеждою и питанием за счет казны, прозвучала в 1551 г. в обращении царя Ивана IV (Грозного) к Стоглавому собору.

В соответствии с Указом царя Федора Алексеевича (1682) построены два  госпиталя и две богадельни в  Москве. Именно в этот период впервые  обращено внимание на такое социальное зло, как профессиональное нищенствование, и предпринята попытка его  прекращения. 
 Развитие социальной сферы было продолжено Петром I. Со свойственной ему решимостью он запретил под страхом штрафа подавать милостыню непосредственно просящим подаяние, а затем издал Указ о подаянии, милостыни госпиталям и другим "подобным местам". Впервые обязанности устроения больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных и домов прядильных для людей праздношатающихся и им подобных были возложены на государственную администрацию в лице Камер-конторы, Главного магистрата и воевод. Эта тенденция, как наиболее отвечающая цивилизованным требованиям, получила распространение и в дальнейшем. 
 Впервые в законодательном порядке систему общественного призрения для всех гражданских сословий установила Екатерина II.

Для XVIII-XIX веков характерен рост благотворительных организаций  и обществ, в деятельности которых  принимали участие лучшие представители  российской интеллигенции. В это  время появляются повивальный институт с родильным госпиталем для неимущих женщин, устраиваются школы, воспитательные дома. И к концу XIX столетия благотворительных  заведений и обществ в России насчитывалось уже 14 854.

Вопрос 8. Этапы  развития социальной сферы России

Социальная сфера не имеет  жестких временных и пространственных рамок, она существует в прямом взаимодействии с другими сферами: например, материально-производственная сфера, культурно-духовная, политическая пронизывают все сферы (подумайте  как).

История становления социальной сферы берет свое начало от восточных  славян, от зарождающегося института  оказания социальной взаимопомощи, который  основывался на моральных и духовных качествах славян, моральных императивов  христианства. Социальная сфера России изначально развивалась благодаря  активной помощи со стороны государства  и за счет его средств. В 996 г. князь Владимир издает устав, согласно которому общественное призрение отдавалось в ведение духовенства в лице патриарха. К задачам попечения относились: прокормление и врачевание убогих, странных, сирот и вдов, а также были определены источники финансирования самих церквей и монастырей. В этот же период возникают богадельни и странноприимные дома. В 1096 г. князь Ярослав учредил сиротское училище, где нашли приют 300 юношей. В этот же период было установлено бесплатное лечение всех нуждающихся. Монголо-татарское нашествие прервало процесс формирования княжеского общественного призрения. Защита страждущих, убогих, престарелых легла на плечи церкви, которая обеспечила сохранение и объединение духовных сил русского народа. После освобождения от монголо-татарского ига традиции государственного попечения стали восстанавливаться наряду с существовавшей церковной помощью.

Для ХVIII-XIX характерен рост числа благотворительных организаций, в деятельности которых принимала участие интеллигенция.

Таким образом, несмотря на бессистемный характер, социальная сфера в России до 1917 года развивалась в форме  попечения нуждающихся, которые были не способны самостоятельно обеспечить свое существование.

После революции 1917 года социальная сфера находилась в неблагоприятном  положении: были широко распространены эпидемические заболевания, высокая  детская смертность, низкий образовательный  уровень населения.  

Вопрос 9. Социальные индикаторы развития социальной сферы

Социальные индикаторы развития:

1. НАСЕЛЕНИЕ И СЕМЬЯ (1.1 Численность населения и жизненные процессы; 1.2. Семья и домашнее хозяйство)

2. ОБРАЗОВАНИЕ (2.1. Уровень образования; 2.2. Включенность в систему образования; 2.3. "Выходы" системы образования; 2.4. Потоки в системе образования; 2.5. Стоимость образования)

3. РАБОЧАЯ СИЛА И ЗАНЯТОСТЬ (3.1. Экономическая активность; 3.2. Распределение экономически активного населения)

4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И МОБИЛЬНОСТЬ (4.1. Социальная структура; 4.2. Социальная мобильность; 4.3. Уровень образования)

5. ДОХОДЫ (5.1. Рост доходов; 5.2. Распределение доходов; 5.3. Заработная плата)

6. ПОТРЕБЛЕНИЕ (6.1. Уровень потребления; 6.2. Структура потребления; 6.3. Потребительские калории и протеины; 6.4. Обеспеченность предметами длительного пользования)

7. ЗДОРОВЬЕ (7.1. Здоровье и заболеваемость; 7.2. Детская смертность; 7.3. Здравоохранение)

8. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЖИЛЬЕМ (8.1. Жилище; 8.2. Строительство жилья)

9. КУЛЬТУРА

10. СПОРТ, ТУРИЗМ, ОТДЫХ

11. Социальное обеспечение

Вопрос 10. Особенности  научно-информационного управления социальной сферой

Специфика социальной сферы  как объекта управления, определяется тем, что процесс социального  воспроизводства - это естейственный, поливероятностный процесс, определяемый как глобальными детерминантами, так и в значительной мере вероятностным элементом. Она является одновременно самоорганизующейся, организуемой, полидетерминированной, многосубъектной, многоуровневой.Социальная сфера - это открытая система, интенсивно обменивающаяся со средой (другими сферами жизнедеятельности общества и природой) результатами деятельности и информацией и характеризующаяся неустойчивыми, разнообразными, неравновесными и нелинейными соотношениями. 0на усваивает внешние воздействия, находится в постоянном изменении.

В ходе самоорганизации социальной сферы большую роль играет случайность, которая не может игнорироваться в управлении социальной сферой. В  этом случае спонтанный механизм управления свое регулирующее воздействие на систему  осуществляет через "усреднение" результатов, переплетение, перекрещивание и сталкивание различных, нередко  противоречащих друг другу сил, массы  случайных единичных актов. Одним  из мощных регуляторов такого воздействия  является рынок, его конкурентные механизмы, соотношение спроса и предложения, получение прибыли. Другим регулятором  является механизм, представленный обычаями, традициями, нормами морали, религиозными верованиями, идеологическими установками. 
Целенаправленный механизм управления реализуется через специфические общественные институты - субъекты управления, которые в совокупности представляют управляющую систему, включающую в себя на социетальном уровне государство, политические партии, общественные организации и другие элементы. На региональном и местном уровнях управления эти функции выполняют соответствующие органы, учреждения. Государственное управление социальной сферой представляет собой механизм реализации целей социальной политики, основанной на законодательно установленных императивах, определяющих реальный уровень жизни, социального благополучия, занятости населения, их социальной поддержки. Целенаправленное управление опирается на следующие принципы:

- наличие целей;

- обеспечение уменьшения  рассогласования между заданным  значением управляемого параметра  и его фактическим значением  (отрицательная обратная связь);

- непрерывная циркуляция  текущей информации о состоянии  объекта управления, а также управляющей  информации со стороны субъекта  управления;

- замкнутость контура  управления.

Вопрос 11. Раскройте  содержание понятия «технологизация»

Вольно или невольно мы сталкиваемся с необходимостью технологизации социальных процессов, которая сводится к:

• разграничению, разделению, расчленению процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции;

• координации и поэтапности действий, направленных на достижение искомого результата;

• однозначности выполнения включенных в технологию процедур и  операций.

Технологизация — это процесс, т. е. устойчивая, повто- ряющаяся, последовательная по времени смена содержания деятельности с единым замыслом.

Процесс рассматривается  также как синоним понятий ≪изменение≫, ≪развитие≫, ≪переход объектов из одного состояния в другое≫.

Совокупность операций, объединенных общей целью, составляет процедуру  технологического процесса. В-третьих, инструментарий как арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия  на личность, социальную группу, ту или  иную общность.

В технологическом  процессе целесообразно выделить следующие  основные процедурные этапы:

1) формулирование цели  воздействия на основе сбора  ин-

формации и определения  проблемы;

2) выработка и выбор  способов воздействия;

3) организация воздействия;

4) оценка и анализ результатов  воздействия.

Вопрос 12. Специфика  технологизации в социальной работе

При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать  общую трактовку социальных технологий, особенности социальной работы как  одного из видов человеческой деятельности, а также особенности объектов, субъектов, содержания, средств и  других компонентов (элементов) социальной работы как системы.

В отечественной литературе социальные технологии применительно  к социальной работе трактуются как  совокупность приемов, методов и  воздействий, применяемых социальными  службами, отдельными учреждениями социального  обслуживания и социальными работниками  для достижения поставленных целей  в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальные технологии в  этой области общественной жизни  базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными  науками: социологией, теорией социальной работы, социальной инженерией, теорией  управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

Технологии в социальной работе различаются по своему уровню: простые, доступные неспециалистам; сложные, требующие квалификации одного специалиста; сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях. Различают  социальные технологии и по сложности  субъекта социальной работы, в частности, социальные службы различных уровней  и направлений.

Вопрос 13. Социально-экономические  проблемы занятости в России на современном  этапе

Как показывают социологические  исследования, в числе безработных  ныне в России оказываются, в первую очередь, неквалифицированные и  малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, «слабые» демографические группы (молодежь, пожилые работники, женщины с детьми). Молодежь, женщины, работники предпенсионного возраста составляют до 70% безработных и более.

Безработица сказывается прежде всего на материальном положении незанятых, их социально-психологическом самочувствии.

 На сегодняшний день  спад производства, низкая инвестиционная  активность, незавершенность институциональных  преобразований, дефицит федерального  и региональных бюджетов остаются  основными факторами, вызывающими  рост безработицы, в том числе  "скрытой".

Сокращение спроса на рабочую  силу при стабильном ее предложении  приводит  к ощутимому дефициту вакансий. В среднем по России на одно рабочее место претендуют шесть  безработных. В ряде регионов ситуация очень тревожная: и Ивановской области - 94, Псковской - 35, Ненецком автономном округе - 90, Ингушетии -400. В результате напряженность на рынке труда  растет даже при относительно невысоком  уровне официальной безработицы. Признаки намечающейся экономической стабилизации пока не позволяют говорить о сдерживании  дальнейшего роста безработицы. Но последняя постепенно приобретет преимущественно форму структурной безработицы. В то же время прогнозируется увеличение занятых в негосударственном секторе экономики (на совместных предприятиях, на предприятиях и в организациях со смешанной формой собственности, в частном секторе экономики), численность которых возрастет на 2 млн. человек и составит 59% всех занятых в экономике.

Сохранится и будет  нарастать меж- и внутрирегиональная неравномерность распределения безработицы. Наиболее сложная обстановка сегодня в республиках Северного Кавказа (Ингушетии, Дагестане), в Калмыкии, Мордовии и Чувашии, Ивановской, Псковской, Владимирской, Ярославской, Кировской, Костромской, Ленинградской,   Архангельской   областях.

Вопрос 21. Структура  пенитенциарных органов и учреждений

 

Ныне в Российской Федерации  видами исправительных учреждений являются: исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения и следственные изоляторы, выполняющие функции исправительных учреждений в отношении некоторых учреждений. Вид исправительного учреждения для осужденного определяет суд при вынесении приговора. При этом учитывается возраст и пол осужденного, тяжесть совершенного преступления, форма вины, срок назначенного наказания, факт ранее назначенного наказания и то, какого вида рецидив.

Наказание в виде лишения свободы исполняют следующие  учреждения:

Пенитенциарная  система — это ряд учреждений и органов, исполняющих наказание:

1) наказание в виде штрафа  исполняется судебными приставами-исполнителями  по месту жительства (работы) осужденного;

2) наказание в виде лишения  права занимать определенные  должности или заниматься некоторыми  видами деятельности осуществляется  уголовно-исполнительной инспекцией  по месту жительства (работы) виновного  в том или ином правонарушении (преступлении), исправительным центром,  исправительным учреждением или  дисциплинарной воинской частью;

3) наказание в виде лишения  специального, воинского или почетного  звания, чина и государственных  наград реализуется судом, вынесшим  приговор;

4) наказание в виде обязательных  работ исполняется уголовно-исполнительной  инспекцией по месту жительства  осужденного;

5) наказание в виде пожизненного лишения свободы осуществляется исправительной колонией особого режима;

6) наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы;

7) в отношении военнослужащих наказания исполняются: содержание в дисциплинарной воинской части — специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест — командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по военной службе — командованием воинских частей, в которых проходят службу указанные военнослужащие;

8) условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекций; если речь идет о военнослужащих, то контроль осуществляется командованием воинских частей.

Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении, о замене неотбытой части наказания более мягким его видом, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного и об его отсрочке беременным и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, а также об изменении вида исправительного учреждения.

 

 

Вопрос 24. Отличия  и сходства социальной работы в городе и деревне

 

При решении проблем социальной работы, социальной защиты социальные службы, другие социальные институты  общества должны учитывать (кроме других) и фактор расселении людей, различия в состоянии и развитии инфраструктуры различных населенных пунктов.

Важнейшим путем решения  социальных проблем города и деревни  является развитие материально-технической  базы общества в целом и, в частности, создание современной материально-технической базы сельского хозяйства.

Говоря о технологиях  социальной работы в сельской местности, следует отметить, что сюда входит вся совокупность знаний, средств, приемов, методов, организационных процедур, направленных на оптимизацию жизнедеятельности  жителей села. Среди видов технологий, применяемых в сельской общности, можно выделить социальную диагностику, социальную профилактику, социологический  анализ проблем сельских жителей, информационные и коммуникативные технологии, социальную терапию, социальное страхование, социальную помощь и защиту.

Существенным фактором решения  социальных проблем и города, и  деревни, особенно села является преобразование характера труда. В частности, на селе это происходит в силу изменения социального состава сельского населения (все большая его часть начинает заниматься несельскохозяйственным трудом) и превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального.

Важнейшими факторами  решения социальных проблем, преодоления  культурно-бытовых различий между  городом и деревней, сближения  условий жизни городского и сельского  населения в новое время (особенно со второй половины XX в.) являются кинофикация, повсеместное распространение радио  и телевидения, печатной продукции  и т.д.

Ключевой проблемой социального  развития села остается создание социальной инфраструктуры, которая смогла бы обеспечить доступ сельских жителей  к современным и эффективным  услугам: образованию, здравоохранению, культуре, телекоммуникации, водоснабжению, электроснабжению, транспорту, профессиональному  обучению, работе (причем достойно оплачиваемой) для основной массы сельского  населения. Решение этих задач в  немалой степени зависит от социальных служб.

 

 

 

Вопрос 23. Основные пути разрешения межэтнических конфликтов

 

Конфликты на социально-этнической почве сопровождают всю историю  человечества. Главная причина этого  — неравномерность развития, различие в доступности к социальным благам, стремление решить эти и другие проблемы за счет других народов, психологическое  неприятие иных, ≪чужих≫.

В работе с социально-этническими группами важно иметь в виду как бы два аспекта ее содержания.

Во-первых, это деятельность по созданию нормальных условий функционирования всего общества, нормального развития всех групп населения, в том числе  социально-этнических общностей, опережающих  действиях, технологиях по предотвращению, недопущению конфликтных ситуаций, кризисных явлений в межэтнической  среде. Во-вторых, это деятельность направлена на решение возникших проблем, изменение среды обитания социально-этнических общностей, групп, отдельных личностей до нормы, до уровня, сравнимого с уровнем жизнедеятельности других, проживающих на данной территории (села, района, области, края, всей страны) социально-этнических групп. При этом в определенных условиях (в моменты первоначального заселения, с учетом уровня жизни данных групп и т. д.) могут и должны практиковаться определенные льготы для улучшения жизни этих групп в новой для них обстановке.

В решении проблем межэтнических  отношений важную роль играют (или  могут сыграть) международные документы, содержащие статьи или целиком посвященные  межнациональным, межэтническим отношениям, правам, социальной защите различных  социально-этнических групп

населения. Одними из важнейших документов являются Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), Конвенция международной организации труда (МОТ) № 17 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах (26 июня 1957 г.), Конвенция МОТ от 27 июня 1989 г. № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах, Декларация от 18 декабря 1992 г. ≪О правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим религиозным и языковым меньшинствам≫ (принята Комитетом по правам человека в 1993 г.) и др.

Особая роль, которую играют в современных условиях в решении  проблем межэтнических отношений, недопущения напряженности и  конфликтов средства массовой информации, диктует необходимость принятия соответствующих законодательных  актов об ответственности работников СМИ за содействие (прямое и косвенное) разжиганию межнациональных конфликтов.

Вопрос 26. Специфика  социальной работы в ЗАТО (военный  городок)

 

В настоящее время, когда  в России реформируется не только государственный и общественный строй, но и Вооруженные Силы, проблема социальной защиты военнослужащих особенно актуальна.

ЗАТО (военный городок) как специфический локальный  микросоциум имеет следующие  характерные особенности:

- несовершенство организационо-правовой базы, регламентирующей все стороны социальной политики органов социального управления на территории ЗАТО (военный городок). Законодательная база не в полной мере устанавливает общие и конкретные (частные) принципы организации территориальной самодеятельности, не гарантируется независимости существования социально-территориальной общности; некоторые параграфы законов, регулирующие их деятельность, не работают, т.к. не предусмотрены механизмы реализации; многие работники государственных органов, специалисты и часть населения относятся к местному самоуправлению как к нижнему звену государственной власти и управления;

- разная ведомственная  подчиненность учреждений социальной  инфраструктуры ЗАТО (военный городок), поскольку до сих пор не  завершено формирование муниципальной  собственности, в том числе  путем передачи всех жизненно  важных для поселения объектов  жилищно-коммунального и, частично, социально-культурного назначения;

- отсутствие консолидированного  бюджета органов местного самоуправления  и командования;

- небольшая роль собственности  в доходах местных бюджетов  и неэффективности ее использования;

- слаборазвитая система  бытового обслуживания;

- большой разрыв между  доходами и расходами в бюджете  органов местного самоуправления  из-за отсутствия промышленных  предприятий в системе муниципального  хозяйства, нехватки самостоятельных  стабильных источников для покрытия  дефицита.   

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 27. Система  адресного субсидирования в жилищной сфере в современной России

 

В условиях реформирования жилищно-коммунального  хозяйства адресной социальной помощью  малообеспеченным слоям населения  являются жилищные субсидии (компенсации), которые предоставляются в виде уменьшения платы за жилье и коммунальные услуги.

Весной 1997 года появились  указ Президента и постановление  Правительства РФ, установившие "правила" для взаимоотношений центра и  регионов, местных властей и населения. Этими "правилами" стали разработанные  и утвержденные на самом высоком  уровне четыре федеральных стандарта:

—- федеральный стандарт социальной нормы площади жилья (18 кв. м общей площади на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м — на семью из двух человек и 33 кв. м на одиноко проживающих);

— федеральный стандарт уровня платежей граждан (определяется в процентах  от стоимости жилищно-коммунальных услуг);

— федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-комунальных услуг (рассчитывается в рублях на один квадратный метр занимаемой площади).

Основными задачами служб жилищных субсидий являются:

— обеспечение социальной защиты малоимущих слоев населения при поэтапном введении на территории города реформы жилищно-коммунального хозяйства и перехода на рыночные принципы оплаты жилья путем предоставления субсидий по оплате жилигцно-комунальных услуг;

— совершенствование системы  социальной защиты населения в части  упорядочения существующей системы  льгот на жилищно-коммунальные услуги и усиления адресной направленности выделяемых на это средств;

— анализ, прогноз, обобщение  хода выполнения программ жилищного субсидирования;

— внедрение и использование  в практической работе современных  автоматизированных систем, обеспечивающих учет, анализ и обработку информации;

— изучение и внедрение  положительного опыта деятельности городов России в области предоставления льгот и субсидий.

 

 

 

 

 

Вопрос 28. Сфера  науки как объект социальной работы, специфика социальной работы

 

Наука — это сфера творческой деятельности человека, содержанием  которой является выработка и  теоретическая систематизация объективных  знаний о действительности, а также  о путях использования этих знаний в практической деятельности. Наука проявляется в различных ипостасях: во-первых, она выступает как многоуровневая динамично развивающаяся система научных знаний; во-вторых, она функционирует как специфический вид человеческой деятельности; в-третьих, наука развивается как совокупность общественных отношений. Наука — это социальный институт общества.

В обществе наука выполняет  целый ряд различных социальных ролей:

- мировоззренческую (наука служит основанием мировоззрения, причем типы мировоззрений, как и научные направления, могут быть различными, например, идеалистическими или материалистическими, сциентистскими или антисциенистскими);

- управленческую (на основе научных разработок и открытий разрабатываются научно-обоснованные программы и методы управления, определяются конечные и промежуточные цели развития техники, экономики, общества в целом);

- инновационную (научные разработки и открытия дают возможность модернизировать все сферы жизни общества, сегодня без науки немыслимо никакое обновление);

- накопительную (наука не только создает новое знание, но и сохраняет найденное, она воспроизводит самое себя посредством образования, научных школ и научных сообществ);

- социализационную (она играет большую роль в современном обществе в социализации индивидуумов и социальных групп на любом уровне, является содержательным основанием для института образования, корректирует в большой степени воспитание как общесоциальный процесс);

- регулирующую (наука является одним из важнейших факторов процессов дифференциации и интеграции в обществе, факторов разделения труда в современном мире);

- социокультурную (наука является важным компонентом духовной культуры общества, влияющим на все другие сферы духовной культуры, включая такие дистанцированные сферы, как религия).

Сфера науки включает в себя субъекты науки (личности, научные сообщества, научные школы); организационные основы (научно-исследовательские институты и объединения, лаборатории, конструкторские бюро); систему подготовки кадров высшего уровня (аспирантура, докторантура,

адъюнктура); научную периодическую печать (журналы, бюллетени, периодические сборники, ежегодники); систему научных коммуникаций (включая конференции различных уровней, форм и направлений, например, популярные в последнее время интернет-конференции); управление наукой (руководство научными коллективами, руководство на уровне регионов, государственное регулирование — политика государства в сфере науки); и, наконец, инфраструктуру науки (с одной стороны, это опытно-экспериментальная база, технические средства для ведения научных исследований, а с другой стороны, это социальные организации, сопутствующие научной деятельности и обеспечивающие ее эффективность).

Вопрос 29. Объекты  и субъекты социальной работы в сфере  образования

 

Специфика технологий социальной работы в сфере образования определяется тем, что она проходит в определенных образовательных учреждениях.

К ним относятся:

- дошкольные учебно-воспитательные  заведения, общие образовательные  и специализированные школы (физико-математические, с углубленным изучением иностранных  языков, гимназии и т.п.);

- средние специальные  учебные заведения (техникумы,  училища, колледжи);

- высшие учебные заведения  (институты, университеты, академии, высшие училища со статусом  вуза);

- научные и учебно-научные  учреждения, обеспечивающие подготовку  профессиональных кадров высшего  уровня (аспирантура, адъюнктура, докторантура);

- различного типа курсы  повышения квалификации, переквалификации, переподготовки;

- внешкольные образовательные  учреждения (музыкальные и художественные  школы, студии и клубы, общественные  объединения, соединяющие общественную  деятельность с образовательной  и просветительной; в последние  десятилетия возобновились воскресные  школы приходов церквей и монастырей).

Социальной работой в  системе образования наряду с  социальными работниками ведут  специалисты разных профилей:  социальные педагоги,  социальные психологи,  школьные психологи, сами учителя, а также работники специализированных учебных заведений. Методы работы данных специалистов отличаются друг от друга, но цель одна: воздействовать на процесс социализации учащихся и содействовать реабилитации учителей и преподавателей в процессе их профессиональной деятельности.                                

Объектом работы данных специалистов выступают личность и социальная группа, а предметом социальной работы в системе образования является посредническая деятельность между субъектами образования (учащимися, преподавателями,  родителями и работниками инфраструктур образования), т.е. деятельность, гармонизирующая отношения в сфере образовании и содействующая более адекватному и эффективному выполнению функций образования как социального института общества.

 

 

 

 

 

Вопрос 30. Школа  как сфера социальной работы: объект, субъект, принципы, структура

 

Цель  социальной работы в школе: обеспечить учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1-4 кл.), основного общего (1-9 кл.) и среднего (полного) образования (10-11 кл.).

В соответствии с данной целью, в качестве основных задач социальной работы в школе могут быть определены:

1) контроль динамики посещаемости  школы учащимися, их успеваемости, материального и социального  положения их отношений со  сверстниками, учителями и родителями;

2) выявление и содействие  устранению причин бедности, девиантного или деликвентного поведения учеников, а также других симптомов их социального неблагополучия;

3) посещение семей учащихся, диагностика положения ребенка  в школе и классе, выявление  его нужд и проблем;

4) поощрение родителей  максимально использовать образовательные  возможности школы и возможности  дополнительного образования, если  ребенок проявляет особые способности  к какому-либо виду деятельности;

5) забота о детях, окончательно  или временно исключенных из  школы;

6) оказание помощи и  поддержки родителям при переводе  ребенка в другое учебное заведение,  система образования в котором  больше соответствует его особенностям, в частности, в тех случаях,  когда одаренный ребенок воспитывается  в семье, являющейся малообеспеченной  по причине многодетности, болезни  родителей, отсутствия одного  из родителей и т.п.;

7) защита прав детей,  являющихся представителями национальных  меньшинств, беженцами или переселенцами;

8) выявление детей, которые  незаконно заняты на работе  в учебное время, и решение  вопроса об их обучении;

9) поддержка детей, получающих  образование вне школы и др.

Объекты социальной работы в школе: а) дети из разных типов семей; б) члены семей школьников, прежде всего родители; в) ближайшее социальное окружение детей и семьи; г) классные руководители; д) педагоги.

Основные  принципы организации социальной работы в школе: 1) необвинительность; 2) индивидуальный подход; 3) плотный постоянный контакт между социальным работником и школьником, его семьей в течение длительного времени; 4) доверительные отношения с ребенком и членами семьи; 5) построение отношений с объектами работы на деловой основе с применением таких методов как контракт, план; 6) ориентация на помощь на основе позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи.

 

 

 

 

 

 

Вопрос 31. Взаимодействие социального работника с религиозными организациями

 

Для социальной работы религиозных  организаций (при всех их вероисповедных различиях) характерна многофункциональность (не только оказание материальной помощи, но и духовные и иные формы поддержки людей при тяжких обстоятельствах, участие в воспитании детей, опека над немощными, нравственная поддержка заключенных и т.д.). Социальным служением в религиозных организациях занимаются, как правило, лица, имеющие призвание к этой работе и обладающие в той или иной мере соответствующими личностными и профессиональными навыками. В современном социальном служении различных религиозных учреждений важно выделить наиболее эффективные формы и направления практики милосердия. Например, православные общества в последнее время значительно активизировали работу в области здравоохранения, оказания помощи наркоманам, алкоголикам, заключенным; протестантскими организациями накоплен интересный опыт работы с детьми из неблагополучных семей, детских домов и интернатов. Все конфессии уделяют большое внимание организации помощи инвалидам, престарелым, безработным; ныне в центре внимания христианских и исламских организаций находится налаживание содействия жертвам межэтнических конфликтов — беженцам и перемещенным лицам, использование различных средств для улаживания межнациональных противоречий и т.п.

Развертыванию социальной работы мешает отсутствие тесного сотрудничества между религиозными, общественными  и государственными учреждениями, ведущими эту работу, отсутствие координации этой деятельности, отсутствие единого информационного пространства. Не случайно в процессе обсуждения проблем социального служения высказываются предложения о создании Ассоциации благотворительных организаций России, хотя бы на региональном уровне. К сожалению, эта идея пока не встретила достаточной поддержки; сказываются межведомственные противоречия, а порой и межконфессиональные трения.

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 32. Диаспора как объект социальной работы

 

Для более эффективной  социальной работы с этими коллективами целесообразно выделить четыре группы диаспор:

• внутренняя диаспора — та часть населения, которая проживает вне своих республик (коми, карелы, хакасы, алтайцы, чуваши, осетины и др.);

• ближняя диаспора — национальные меньшинства, историческая родина которых — бывшие союзные республики; по численности это большая группа населения (украинцы, белорусы, казахи, армяне, грузины и др.);

• дальняя диаспора — национальные группы, чья историческая родина — государства дальнего зарубежья (немцы, греки, поляки. корейцы, венгры, болгары, чехи др.); национальные меньшинства, у которых нет национально-территориальных образований, государственности ни в России, ни в другом стране (цыгане, ассирийцы, курды и др.). Без учета специфики этих групп социальная работа в любой стране вряд ли будет успешной;

• российская диаспора — этнические русские и русскоязычное население в новых независимых государствах, проблемы которого можно условно разделить на общие (которые присутствуют в жизнедеятельности всех диаспор) и кризисные (которые отягощают жизнь диаспоры в кризисной ситуации).

Содержание, характер социальной деятельности зависят от многих факторов. Но в любом случае социальная работа с национальными меньшинствами  заключается в том, чтобы адаптировать представителей этноса или этнической общности к местным условиям, обустроить их в новой обстановке, предоставить им возможность для работы и учебы. Другое направление этой работы —  оказание им помощи в сохранении национальной идентичности, в превенции утраты своих обычаев, традиций, психологии и культуры.

Работа с национальными  меньшинствами проводится на трех уровнях: государственном (федеральном) региональном и местном.

Государственный (федеральный) уровень. Правовое регулирование интересов народов России, в том числе национальных меньшинств, осуществляется на основе Конституции Российской Федерации. В ст. 19 (п. 2) говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 33. Характеристика жилищно-коммунальной сферы в России

 

К сожалению, в современной  России жилищно-коммунальное хозяйство  переживает сложные времена. Основными  причинами этого являются резкое сокращение бюджетного финансирования на его поддержание, недостаточное  правовое, финансовое и организационное  обеспечение перехода к рыночным отношениям в жилищно-коммунальной сфере.

Качество проживания в  значительной мере определяется надежностью  работы систем инженерного оборудования, водо-, тепло-, энергоснабжения. Только ритмичная безаварийная работа данных систем может обеспечить приемлемое существование семей. Сегодня состояние  инженерного оборудования вызывает серьезные опасения. Задача поддержания  в рабочем состоянии сетей  и головных сооружений инфраструктуры, обслуживающей население города, вышло на уровень проблем национальной безопасности. Аварии на сетях, особенно в зимнее время года, губительно сказываются на здоровье населения, особенно детей, женщин, стариков.

В современной России особо  остро стоят проблемы населения  в жилищно-коммунальной сфере. Социально  востребованными являются реформирование жилищно-коммунального хозяйства, адаптирование его к рыночным условиям, обеспечение гарантированной социальной помощи слабозащищенным слоям населения, которые испытывают сложности при решении своих жилищных проблем.

Реформа жилищно-коммунального  хозяйства формально началась с  принятия Федерального закона "Об основах  федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1994 года, который наметил  переход отрасли на самоокупаемость, когда население станет целиком  оплачивать все жилищно коммунальные услуги.

Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства  являются:

— обеспечение условий  проживания, отвечающих стандартам качества;

— снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов  при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

— смягчение для населения  процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования. Одним из основных способов достижения указанных целей является совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

 

 

 

 

Вопрос 34. Организация  социальной работы на предприятии

 

Как отмечают магнитогорские исследователи социальной работы на промышленном предприятии под социальной работой в производственной сфере понимаются программы и услуги, выполняемые под управлением руководства трудового коллектива, привлеченными социальными работниками, обслуживающими членов коллектива. Эти программы и услуги придают законную форму социальному обеспечению потребностей работников трудовой (промышленной) организации.

Социальная работа в производственной сфере включает использование добровольческим  или частным агентством квалифицированных  социальных работников, обеспечивающих социальное обслуживание или консультирование на основании социального контрактного соглашения с профсоюзом или нанимающей организацией. Нанимающими организациями  могут быть не только трудовые союзы  или корпорации, но и правительственные  агентства и некоммерческие организации.

В методологическом смысле социальная работа на российских предприятиях реально  включает минимум три основных вида:

1. Социальную защиту (систему  преимущественно государственных  мер по обеспечению минимальных  социальных гарантий, прав, льгот  и свобод практически для всех  граждан страны), проявляющуюся сегодня  в четырех основных формах  — денежные выплаты, налоговые  и другие льготы, различные виды  консультирования, целевые социальные  программы предприятия.

2. Социальное обслуживание: предоставление социальных услуг  работникам, неспособным позаботиться  о себе, и услуг, необходимых  для удовлетворения потребностей  их нормального существования.  Основными формами его являются  — социальная диагностика, социальная  и профессиональная реабилитация, материальная и производственная  помощь.

3. Социальную поддержку (формальную и неформальную деятельность специалистов (должностных лиц) и иных ее субъектов среди лиц, временно оказавшихся в трудной жизненной ситуации, по реализации мер предупредительного и восстановительного свойства}, которая осуществляется в форме трудоустройства, временной образовательной, физической, материальной, психологической и иных видов помощи.

Цель социальной работы на предприятии состоит во взаимодействии между отдельными работниками и  предприятием в целом, направленном на улучшение качества жизни работников.

Объектом социальной работы являются все работники предприятия, и в первую очередь, работники, находящиеся  в затруднительных ситуациях  и прилагающие собственные активные усилия по их преодолению.

 

Вопрос 35. Сущность и основные принципы социального  партнёрства. Специфика социального  партнёрства в России

 

Социальное партнерство  как разновидность социально-трудовых отношений сформировалось только в  новейшее время. Оно направлено на то, чтобы в условиях преобладания рыночной экономики обеспечивать баланс интересов  основных социальных групп общества, сотрудничество участников общественного  производства путем достижения разумного  компромисса между ними. Субъектами социального партнерства являются предприниматели и наемные работники, связанные вопросами спроса и  предложения рабочей силы, регулирования  занятости и рынка труда.

Субъекты  системы социального партнерства — это непосредственные взаимодействующие стороны, выразители мнений и интересов как работников и работодателей, так и органов государственной власти.

Опыт многих стран свидетельствует  о том, что механизм функционирования системы социального партнерства  включает в себя достижение посредством  переговоров разного рода соглашений и договоренностей. Этот механизм обычно действует на основе соблюдения следующих  принципов:

• полное равенство сторон на переговорах, исключающее ущемление  установленных законами страны прав, как работников, так и работодателей;

• приоритетность согласительных методов и процедур в ходе переговоров;

• обязательность исполнения достигнутых договоренностей и  определение ответственности за принятые обязательства;

• справедливость и доверие  в отношениях партнеров;

• регулярность проведения необходимых консультаций в ходе сотрудничества.

В Российской Федерации система  социального партнерства имеет  свои особенности как двустороннее, так и трехстороннее сотрудничество по решению проблемы занятости, оплаты труда, социального обеспечения, соблюдения и защиты прав работников.

 

 

 

 

 

Вопрос 25. Основные направления социальной работы в  сельской местности

 

Технологии социальной работы в сельской местности — это  совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных  процедур, направленных на оптимизацию  жизнедеятельности жителей села, Среди видов технологий, применяемых  в сельской общности, можно выделить социальную диагностику, социальную профилактику, социологический анализ социальных проблем селян, информационные и  коммуникативные технологии, социальную терапию, социальное страхование, социальную помощь и защиту. Особо следует выделить региональные технологии, что обусловлено спецификой как сельского сообщества, так и спецификой отдельных территорий, наиболее ярко проявляющих себя именно в сельской местности.

Адресная социальная помощь слабо социально защищенным группам  населения, проживающим в сельской местности, эффективно осуществляется на базе частных технологий — научно обоснованных технологических стандартах работы с сельской категорией населения. Они ориентированы на учет интересов, потребностей, ценностных ориентации сельских жителей, на создание специфических условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних резервов их личности для решения проблем сельского бытия.

Сущность социальной работы включает коммуникацию с социальным окружением клиента, что, в свою очередь, является важнейшей предпосылкой решения  социальных проблем.

 

 

 

 

 

 

Вопрос 16. Роль социально-психологической  службы в системе занятости населения

 

Основная цель профориентационной работы службы занятости Российской Федерации - содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди, как правило, испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.

Психологическая поддержка  позволяет остановить личностную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства. Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, и также сведения о том, где можно пройти переобучение.

Профессиональное  консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций наиболее приемлемым для клиентов сферам деятельности, направлению профессионального обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 15. Служба занятости: структура и основные задачи

 

Служба занятости имеет  разветвленную сеть. Ее возглавляет  и организует Государственный комитет  РФ по занятости. В республиках, краях, областях, районах и городах созданы  службы занятости, подчиненные в  деятельности вышестоящим органам  службы занятости соответствующим  органам исполнительной власти. Они  финансируются за счет средств фонда  занятости, службы занятости в своей  деятельности руководствуются инструкциями и рекомендациями, разработанными и  принятыми Международной организацией труда (МОТ).

Центры  занятости всех уровней (типов) решают следующие основные задачи:

•  сбор и распространение  информации о спросе и предложении на местном рынке труда;

•  консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

• профессиональная ориентация всех групп населения;

• выплата пособий по временной  незанятости;

• консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;

•  оказание помощи в кадровом планировании предприятий;

• организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.

 

 

 

 

 

Вопрос 17. Функции  специалиста по социальной работе, оказывающего медико-социальную помощь населению

 

Социальная работа в здравоохранении по своему содержанию близка к деятельности органов здравоохранения в целом, но главное ее отличие заключается в том, что специалист не выполняет лечебно-диагностических функций, а взаимодействует с медицинским персоналом.

Функции, выполняемые специалистом по социальной работе в учреждениях  здравоохранения можно разделить  на следующие группы:

медико-ориентированные,

социально-ориентированные,

интегративные функции.

В рамках медико-ориентированных функций рассматриваются: 

• организация медико-социальной помощи и ухода за больными;

•  оказание медико-социальной помощи семье;

• организация паллиативной помощи;

•  санитарно-гигиеническое  просвещение;

•  информирование клиента  о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем и др.

В социально-ориентированные  функции включаются:

•  обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи;

• представление в органах  власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи;

• содействие в предупреждении общественно опасных действий;

• оформление опеки и попечительства;

•  участие в проведении социально-гигиенического мониторинга;

•  участие в создании реабилитационной социально-бытовой  инфраструктуры;

• информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты;

•  содействие клиентам в  решении социально-бытовых жилищных   проблем,   получении   пенсий,   пособий выплат;

• коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков и др.

    Интегративные функции составляют:

• комплексная оценка социального статуса клиента;

•  содействие выполнению профилактических мероприятий социально-зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и территориальном уровнях;

•  формирование установок  клиента, группы, населения на здоровый образ жизни;

•  планирование семьи;

•  участие в проведении медико-социальной экспертизы.

 

 

 

 

Вопрос 18. Функции  специалиста по социальной работе, оказывающего помощь в области планирования семьи

 

Определяя место и роль социального работника в службе планирования семьи, В. И. Краснопольский, И. С. Савельева, И. И. Соколова считают, что в обязанности специалиста  социальной работы в области планирования семьи могут быть включены:

• разработка совместно с  врачом индивидуальных планов социальной реабилитации подростков после прерывания не планируемой беременности; оказание психологической помощи на разных этапах беременности, в послеродовом периоде;

• формирование у подростков и других клиентов ответственности  за репродуктивное здоровье, социальное поведение и поведение партнера, разработка и организация мероприятий  по их социальной защите и поддержке, их трудовому и бытовому устройству;

• выявление лиц, испытывающих негативное воздействие социального  окружения по месту жительства, учебы, работы, оказание им необходимой помощи, проведение с ними

• индивидуальной работы по сексуальному поведению и ответственности  за планирование семьи;

• организация взаимодействия учреждения со средствами массовой информации и населением с целью формирования адекватного отношения к проблемам  планирования семьи, охраны репродуктивного  здоровья женщин, детей и подростков, профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, сексуального образования  подростков;

• обеспечение взаимодействия различных государственных и  общественных организаций по оказанию необходимой социальной помощи населению, связанной с планированием семьи;

• взаимодействие со специалистами  системы образования, социальной защиты населения и др.

 

 

 

 

Вопрос 14. Безработица. Основные формы

 

Безработицу определяют следующие  причины: научно-технический прогресс; повышение производительности. В условиях трансформации общества на первый план выступает факторы  иного  порядка, например, приватизация, акционирование предприятий, аренда и т. д., ведущие к оптимизации численности занятых; ликвидация или сокращение убыточных и нерентабельных предприятий и др.

Под безработицей понимается отсутствие работы для трудоспособных, а безработными считаеются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.

Безработица тесно связана  с понятиями «занятость». Принято  выделять виды и формы безработицы. Текущая безработица - незанятость в связи с переходом работников с одного предприятия на другое (фрикционная незанятость). Структурная безработица – несоответствие спроса и предложения на рынке труда, структуре конечного потребления, географического размещения производительных сил, техники,  отсталости ряда отраслей и производств и т. д. Скрытая (латентная) безработица - избыточная занятость, обусловленная разными причинами, стремлением сохранить кадры, уменьшить число безработных, оказать соответствующую материальную поддержку людям и т. д.

Массовая безработица означает состояние, когда большое число членов общества, способных к труду, остается без работы. Допустимой считается незанятость в пределах 2-5%. Но и в этом случае общество несет определенные потери: возрастает объем пособий по безработице, функционируют биржи труда (центры занятости), возрастает масштаб общественных работ, расширяются программы социальной защиты и т. д. Однако массовая безработица (превосходит нормативную в 2~4 раза и более) может явиться детонатором социального взрыва, что особенно опасно в современных условиях.

Застойная форма безработицы характерна, как правило, для люмпенизированных слоев населения (бомжей, тунеядцев и т. д.), т. е. людей, которые крайне нерегулярно работают.



Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"