Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:02, реферат
Наличие представительных органов власти в государственной системе практически всех стран является неотъемлемым атрибутом государственного устройства и демократических, и авторитарных государств. Декларируется, что представительные органы в демократических государствах являются одним из основных элементов народовластия.
Представительная власть - совокупность полномочий, делегированных народом (его частью) своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а также совокупность самих представительных органов власти.
Введение ………………………………………………………..…………3
Понятие и сущность представительной власти ……………………..…5
Особенности развития представительной власти в России …………….6
Заключение ……………………………………………………………..15
Список литературы …………………………………………………..…16
Значимым стало принятие 12 июня 2002 г. нового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан РФ», который сделал обязательной для субъектов РФ норму участия партийных списков в выборах законодательных органов. Затем внесённые в избирательные законы поправки освободили представленные в Госдуме партии от необходимости в региональных избирательных кампаниях сбора подписей или внесения залога. Такие изменения усилили роль партий в формировании региональных парламентов, способствовали упорядочению парламентской работы посредством организации работоспособных партийных фракций.
С отменой прямых выборов губернаторов в 2005 г. роль парламентов в политической системе субъектов РФ усилилась. Теперь «губернатор является результатом компромисса двух центров силы – Кремля и регионального парламента». Партия, получившая большинство в парламенте, предлагает Президенту РФ кандидатуры на пост губернатора и берёт на себя ответственность за его работу. Губернатор уже не единоличный «хозяин» региона, а вынужден с целью иметь возможность переназначения более тесно сотрудничать с парламентом. Это делало политическую систему субъекта РФ более уравновешенной и эффективной.
Повышалась роль региональных парламентов и в связи с новыми правилами формирования Совета Федерации ФС РФ. С 1 января 2011 г. новые сенаторы выдвигаются губернаторами и региональными парламентами только из числа региональных и муниципальных депутатов. На региональных выборах 13 марта 2011 г. Баллотировались 14 действующих членов СФ. В случае успеха они будут выдвинуты ещё на один срок в Совет Федерации.
Вместе с тем по ряду позиций требования для формирования парламентов ужесточены. Установлена высокая планка численности членов партии, необходимая для её регистрации и участия в выборах (не менее 10 тыс., распределяемых равномерно по большинству регионов). В дальнейшем она поднята до 50 тыс. В некоторых областях установлен неоправданно высокий заградительный барьер к распределению депутатских мандатов в областные парламенты. В Вологодской области он составлял 8%, Пермской – 7,5%, Владимирской, Волгоградской и Омской – по 7%.
Политические партии можно было легко снимать с «дистанции» в связи с нарушениями статей закона, касающихся подписных листов. Как правило, такими оказывались оппозиционные или критически настроенные к региональной исполнительной власти партии. Новые законодательные новации не смогли преодолеть негативных изменений в структуре депутатского корпуса. Если раньше происходило «вымывание» рабочих и крестьян, то на третьем этапе эта судьба затронула и гуманитарную интеллигенцию, на их место пришёл новый для страны политический игрок – частный бизнес. «всё отчетливее в этот период становится тенденция «вытеснения» из депутатского корпуса социальной страты, представленной врачами, учителями, преподавателями высшей школы, в то время как доля представителей бизнеса неуклонно растёт. Около 70% представителей элиты убеждены, что эти изменения неизбежны, и в перспективе законодательная власть всё в большей степени будет терять черты «представительства народа» и превратится в конечном итоге в «сильны орган лоббирования» интересов бизнеса в регионе».
Таким образом, более жёсткие законодательные требования привели к повышению эффективности областных парламентов. Но, как и прежде, деятельность региональных парламентов находится под сильным давлением «административного ресурса». Это было отмечено Президентом РФ в Послании ФС РФ 2008 г. [Медведев 2008].
В 2010 г. Д. А. Медведев отмечал: «Мы хотим сделать нашу политическую систему просто более справедливой. Более гибкой, более динамичной, более открытой к обновлению и развитию. Она должна пользоваться большим доверием наших избирателей. Не секрет, что с определенного периода в нашей политической жизни стали появляться симптомы застоя, возникла угроза превращения стабильности в фактор стагнации», «главная наша задача, задача любой демократии, — повысить качество народного представительства».
Для преодоления симптомов застоя и стагнации Президент РФ предложил меры по дальнейшему повышению уровня и качества народного представительства. Среди них: дать гарантии партиям, получившим от 5 до 7% голосов, рассчитывать на 1-2 депутатских мандата; дать партиям, набравшим наибольшее число голосов на региональных выборах; право представлять Президенту предложения по кандидатурам будущих руководителей исполнительной власти субъектов РФ (вступило в силу); отменить использование денежного залога на выборах всех уровней; освободить от сбора подписей партии, которые в ходе следующих выборов в ГД смогут набрать более 5% голосов либо создать фракции в более чем трети региональных парламентов; формировать Совет Федерации только из числа лиц, избранных в представительные органы власти и депутатов местного самоуправления субъекта РФ (вступило в силу); поэтапно снизить минимальное количество членов организации, требуемых для регистрации новой политической партии.
В какой мере эти предложения приведут к повышению качества народного представительства в региональных парламентах, покажут ближайшие годы. Но очевидно, что они свидетельствуют о наметившейся тенденции сбалансировать отношения исполнительной и представительной властей в субъектах РФ посредством повышения роли региональных парламентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги анализу литературы, посвященной формированию представительной власти в России со времен СССР, можно сделать вывод, что она, прошла три стадии. На первой на первой стадии складывались предпосылки парламентаризма: возникновение партий и зарождение политической конкуренции; альтернативные выборы, более высокая демократическая легитимность представительных органов в форме Советов; разделение властей и освоение демократических процедур их функционирования.
На второй стадии в
силу слабости гражданского общества
и эгоизма региональных элит сформировавшиеся
представительные органы не стали эффективными
институтами политического
На третий стадии более
жёсткие законодательные
Список литературы
Информация о работе Эволюция представительной власти в России