Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 11:47, курсовая работа
Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье индивид становится личностью.
Введение…………………………………………………………………………………………………..3-4стр.
Глава 1. Основные теоретико-методологические подходы к изучению социального института семьи в современном обществе………………………5-10стр.
§1.Основные теоретические подходы к изучению социального феномена семьи……………………………………………………………………………………………………..11-18стр.
§2.Институт семьи в истории России……………………………………………………19-23стр.
Глава 2. Особенности эволюции института семьи в современной России…………………………………………………………………………………………………….24-27стр.
§1. Динамика изменений института семьи в современной России…………………………………………………………………………………………………….28-30стр.
§2. Перспективы развития института семьи в России…………………………………………………………………………………………………….31-39стр.
Заключение……………………………………………………………………………………………40-42стр.
Список литературы……………………………………………………………………………….
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Курганский Государственный Университет
Юридический факультет
Кафедра Социологии и Социальной работы
Курсовая работа по общей социологии
На тему:
Эволюция семьи в современной России.
Студентка: Соколова И.А.
Руководитель: Корнеенко В.И.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные теоретико-методологические подходы к изучению социального института семьи в современном обществе………………………5-10стр.
§1.Основные теоретические
подходы к изучению социального феномена
семьи…………………………………………………………………
§2.Институт семьи
в истории России……………………………………………………19-
Глава 2. Особенности
эволюции института семьи в современной
России………………………………………………………………
§1. Динамика
изменений института семьи в современной
России………………………………………………………………
§2. Перспективы
развития института семьи в России………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье индивид становится личностью. Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы. Семья - многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру.
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Поэтому вполне естественно, что семья является объектом пристального внимания представителей различных отраслей знания: философии, социологии, демографии, психологии, культурологии, истории.
Проблема семьи в современной России относится к числу ключевых в отечественном обществоведении и изучается особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.
Объектом исследования является СЕМЬЯ.
Предметом исследования является процесс изменения семьи.
Цель работы заключается в исследовании эволюции семьи в современной России.
Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи:
Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отрасли социологии – Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н. Г. Юркевич, А.Г. Харчев, В. Г. Харчева и многие другие.
Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды известных авторов. Зритнева Е.И. «Социология семьи». Современные направления изучения семьи рассмотрены с помощью научного труда Черняк Е.М. «Социология семьи», который дает глубокий анализ данной проблеме. Семья как социальный институт более широко раскрыта в «Социологии» Кравченко А.И. Антонов А.И., Медков В.М. и Фролов С.С. Следует отметить, что при написании работы использовались книги не только социологического содержания, но и психологического. Типология семьи и перспективы её развития нашли более подробное исследование в работе Коваль Н.А., Калининой Е.А. «Психология семьи и семейной дезадаптивности».
Глава 1.
Основные теоретико-методологические подходы к изучению социального института семьи в современном обществе.
Особенностью развития современного этапа социологии является социологический плюрализм, т. е. множественность направлений, из которых нам представляются наиболее значительными следующие: неопозитивистский функционализм, теория конфликта, феминизм и символический интеракционизм.
Структурно-функциональный тип социологической теории занимает доминирующее положение в мировой социологии. Это направление является восприемником классического позитивизма Конта, Дюркгейма и Вебера. Выдающиеся представители функционализма - П. Сорокин, Р. Мертон, Т. Парсонс. Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит. Особое значение в функционалистских теориях семьи придается изменению функций семьи, которые происходили в течение последних двухсот лет. За этот период семья в связи с развитием промышленного производства перестала быть совместным кооперативным трудовым объединением. Члены семьи стали трудиться вне дома. В промышленном обществе исчезло строгое сословное закрепление семейного статуса. Введение системы массового образования изменило важнейшую функцию семьи - социализацию детей. Резко увеличилось число агентов социализации, выполняющих эту функцию наряду с семьей.
С точки зрения функционализма, семья - стабильный элемент общества, тесно связанный своими функциями с обществом как целым.
Т. Парсонс считал, что все социальные системы, включая семью, обладают набором из четырех основных функций. Первая - адаптационная. Любая социальная система приспосабливается или адаптируется к изменениям как внутреннего, так и внешнего порядка. Вторая универсальная функция связана с целедостижением.
Система определяет и достигает поставленные цели. Эта функция обеспечивает саморазвитие системы, ее дееспособность. Третья функция интеграционная, она связывает все свои компоненты и функции между собой в систему. Последняя функция - удержание образца. При всей изменчивости социального явления для его самосохранения и устойчивости необходима способность удерживать и передавать образцы поведения, культурные принципы и ценности. Эта функция делает семью агентом передачи культурной традиции, обычаев от поколения к поколению, обеспечивая их преемственность. Семья как социальная система должна быть так организована, чтобы совмещаться с другими системами. В классификационной схеме Т. Парсонса одно из первых мест занимают система родства, контроль сексуальных отношений и социализация.
Феномен родства - это универсальное социальное явление, которое характеризуется биологическими кровными отношениями, полом, возрастом и т. д. Родственная единица имеет универсальные, устойчивые связи, связанные с упорядочением сексуальных отношений, заботой о детях.
Критики функциональной теории обращали внимание на ее однобокость, абсолютизацию солидарности внутрисемейных отношений.
Сторонники теории конфликта придают главное значение изучению возникающих конфликтов между членами семейного союза с одной стороны и семьей и обществом - с другой: семья рассматривается как микрокосмос, отражающий общественные конфликты.
Семья - это место борьбы. При распределении материальных благ внутри семьи происходит столкновение интересов между ее членами. Согласно теории конфликта, семья становится полем боя, где происходят конфликты по поводу перераспределения средств, в том числе и за труд по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей.
По мнению представителей конфликтологических теорий, конфликт есть обратная, неизбежная сторона интеграции. Избежать конфликта невозможно. Необходимо так разрешить конфликт, чтобы не разрушить систему. Умение правильно решать семейные конфликты - показатель жизнеспособности семейного союза. В противном случае конфликты дестабилизируют семью и приводят супругов к разводу.
Семья воспроизводит себя через баланс конфликтов. Теория конфликта ввела в социологию проблему власти в семье, придавая особое значение механизму принятия решений.
Изучение природы семейных конфликтов вывело социологию семьи на гендерные исследования. Гендерное направление занимается изучением половых ролей.
Гендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле. Гендерные идеалы воплощают культурные представления о мужском и женском поведении. Важным компонентом половой идентичности являются сексуальные роли, связанные с разделением труда, правами и обязанностями мужчин и женщин. В прошлом социальные роли были четко определены: мужчины работали, чтобы обеспечивать свои семьи; женщины занимались домашней работой, растили детей. В последние десятилетия социальные роли и гендерные идеалы изменились в связи с массовой занятостью женщин в общественном производстве.
Гендерная социология занимается социальными взаимоотношениями полов. Появилось множество феминистических теорий пола. Феминистическая парадигма - равные возможности для мужчин и женщин.
Феминистки различают биологический и социальный пол.
Биологический пол означает биологические различия между мужчинами и женщинами. Функции организма у мужчин и женщин в основном совпадают. Резко различаются репродуктивные функции. Биологические различия не могут служить основанием для социокультурного неравенства.
Социальный пол определяется совокупностью норм поведения для мужчин и женщин, связанных с социальными ролями и социальным статусом. Социальный пол исторически изменчив и различается в связи с культурной средой.
Основная идея феминизма заключается в необходимости модификации социального статуса женщин. Должно исчезнуть общество узаконенного неравенства, которое выражается в монополии мужчин на власть.
Социал-феминистское направление критически относится к основному тезису радикального феминизма об универсальности патриархальной власти мужчин как основы угнетения женского пола. Марксистские и социал-феминистские концепции прибегают для объяснения дискриминации женщин к идее классовых антагонизмов внутри общества. Особо выражен экономический подход, связанный с половым разделением труда.
Женщины
являются дешевой и доступной
рабочей силой, "резервной армией"
труда. Мужчины и женщины в
одинаковой степени являются
объектами капиталистической
Неравенство полов связано, прежде всего, с общественным разделением труда. Женский труд в домашнем хозяйстве является бесплатным. Между тем неоплаченные домашние услуги помогают воспроизводству рабочей силы. Это существенный источник эксплуатации женского пола со стороны общества. Необходимы действенные общественные инициативы по модификации общественного устройства в направлении повышения социального статуса женщин, установлению политики "равных возможностей"
Феминистские концепции "равных возможностей" по существу основаны на идее маскулинизации, следования мужскому образцу. Эта основная феминистская парадигма получила критическую оценку в теории полового различия. Маскулинизация социальных ролей, в конечном счете, ведет к ликвидации особенностей половой жизнедеятельности, к тотальному половому безразличию. Женская идентичность, прежде всего, выражается в материнстве. Радикальный феминизм стремится освободить женщин от биологического пола. Такая позиция носит антисемейную направленность. Подобному вульгарному радикализму противопоставлена основанная на жизненной логике идея социобиологической дихотомии. Стратегия равенства должна быть нацелена не на маскулинизацию, а на признание особенности гендерной жизнедеятельности.
Четвертое направление социологии семьи связано с символическим, интеракционизмом, изучающим поведение личности. Интеракция - взаимодействие. Это важнейшая категория социологии. Основатель интеракционистской теории Герберт Мид считал, что общество и его компоненты можно изучать только через поведение людей. Любое действие личности происходит в соответствии с принятыми в обществе символами, знаками, которые возникают во взаимодействиях людей. Человек постоянно смотрит в "зеркало" символов. Конкретные символы - оценки, ориентиры, нравственные ценности - определяют акт поведения.
В русле интеракционистской идеи развивается современная социологическая теория обмена. Согласно этой теории взаимодействие людей есть обмен ценностями, имеющими социальную значимость. Тот, кто обладает более высоким статусом социальной привлекательности, принимает "плату" со стороны партнеров, обладающих меньшими ценностями. В сфере межличностных отношений высокую цену имеют богатство, красота, интеллект, удачная карьера и т. д. Рассматриваемое направление представляет собой синтез функционалистических и психоаналитических подходов изучения семьи. Особенно значительных научных результатов добился американский социолог Эрнст Бэрджесс, один из основателей чикагской школы. Эрнст Бэрджесс предложил идею социального картографирования для получения объективной социологической информации о самых насущных социальных проблемах.