Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 12:30, контрольная работа
В своем исследовании под экономическими тактиками выживания мы понимаем систему достижения повседневных целей, включающую представления об ожидаемом результате, доступных средствах его достижения и практических навыков, необходимых для этого. Для нашего анализа значимыми являются положения о взаимозависимости условий существования и практик через систему структурированных и структурирующих предрасположенностей [Бурдье, 1998], о способности практик раскрывать основные способы социального существования, возможные в данной культуре и в данный момент истории [Волков, 1997: 17], и о том, что "экономика человека, как правило, отражает его социальные взаимоотношения" [Полани, 1999b: 508]. Следовательно, посредством изучения экономических тактик выживания простых людей, их трансформаций, сопровождающихся появлениями соответствующих идентичностей, формальных институтов и идеологий [Волков, 1997: 16], мы можем уловить и понять социальные изменения, характерные для современности.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра Прикладная психология
Факультет_Заочный факультет экономики
Специальность (направление) 080100.62
по дисциплине «Экономическая социология »
Тема : «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТАКТИКИ ПОВСЕДНЕВНОГО ВЫЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ БЕДНОСТИ »
(Ф.И.О.)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТАКТИКИ
В УСЛОВИЯХ БЕДНОСТИ
Автор: Е. В. ЧУЕВА
ЧУЕВА Екатерина Владимировна - кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента ГОУ Саратовский институт (филиал) ГОУ ВПО "РГГЭУ" (E-mail: evkazurova@yandex.ru).
Аннотация. На основе материалов эмпирического исследования в Саратовской области1 предлагается типологизация экономического поведения беднейших слоев населения; рассматриваются типичные в условиях рыночной экономики тактики, характерные для человека, движимого ценностями "общества потребления"; наблюдаемые в современных условиях тактики, присущие "человеку традиционного общества".
Ключевые слова: экономические практики * тактики выживания * условия * бедность * заработок * экономия * кредитование * собирательство сети поддержки
Данная работа представляет собой попытку в очередной раз социологически осмыслить, какими способами "обычный", "слабый" человек добывает себе средства к существованию, находясь в "подчиненном" положении и условиях социальной дистан цированности от источников власти, формального интереса государственных институтов к его проблемам и суровой прагматичности рыночных механизмов, действующих в интересах "сильных". В центре нашего исследовательского интереса - анализ индивидуальных экономических практик, носящих зачастую неформальный характер и работающих на процесс удовлетворения материальных потребностей2.
Повседневные практики выживания, которые формируют альтернативное официальной экономике поле борьбы с нехваткой средств, как правило, сосредотачиваются на сопротивлении власти. М. де Серто обозначил термином "уловки слабых" или "тактики" [Гурова, 2005], а Д. Скотт- "повседневным сопротивлением" [Scott, 1985]. Ш. Фицпатрик применила данные определения к анализу отношений не только по вертикали, но и на горизонтальном уровне, расширив понятие стратегий подчиненных до уловок, "с помощью которых слабые пытаются защитить себя и отстоять свои права друг перед другом, так же, как и перед сильными" [Фицпатрик, 2001: 12]. Подобный подход является инструментальным в исследовании повседневности выживания беднейших слоев населения, однако он так или иначе ограничивает нас анализом скрытой, повседневной конфронтации и определяет невнимание к попыткам людей "встроиться" в доминантную культурную экономику, усвоить ее ценности и "играть по ее правилам". В этом случае властные структуры обозначаются значимыми субъектами экономического выживания "слабых", поскольку те "маневрируют на поле, организованном по законам противника" [Логики..., 2004: 76]. Нам представляется, что подобная установка также сужает перспективы анализа экономического поведения беднейших слоев населения.
В своем исследовании под экономическими тактиками выживания мы понимаем систему достижения повседневных целей, включающую представления об ожидаемом результате, доступных средствах его достижения и практических навыков, необходимых для этого. Для нашего анализа значимыми являются положения о взаимозависимости условий существования и практик через систему структурированных и структурирующих предрасположенностей [Бурдье, 1998], о способности практик раскрывать основные способы социального существования, возможные в данной культуре и в данный момент истории [Волков, 1997: 17], и о том, что "экономика человека, как правило, отражает его социальные взаимоотношения" [Полани, 1999b: 508]. Следовательно, посредством изучения экономических тактик выживания простых людей, их трансформаций, сопровождающихся появлениями соответствующих идентичностей, формальных институтов и идеологий [Волков, 1997: 16], мы можем уловить и понять социальные изменения, характерные для современности.
Существуют различные классификации экономической деятельности, осуществляемой в повседневной жизни простыми людьми. Определяющим фактором одних является степень легальности [Радаев, 1999: 38], другие фокусируются на том, за счет чего может быть получен доход или что может быть продано [Полани, 1999b: 507]; третьи - на формах экономической деятельности (индивидуальное предпринимательство, семейная экономика, "вторая" экономика и пр.). Все они являются значимыми для социологического анализа, однако в попытке через осмысление экономических тактик беднейших слоев населения уловить суть социальных изменений мы предлагаем следующую типологизацию. Все многообразие экономических тактик беднейших слоев населения условно можно разделить на типичные для "человека экономического" в рамках рыночной экономики; характерные для "человека потребляющего"; присущие "человеку традиционного общества". В чистом виде реализация того или иного типа встречается редко, напротив, часто можно наблюдать совмещение нескольких тактик или переходные формы от одной к другой: невозможность поддержать достойный уровень жизни за счет привычных практик заставляет прибегать к другим тактикам или адаптировать усвоенные ранее образцы поведения к новым условиям.
Тактики "человека экономического". Метанарратив рыночной экономики пронизан "духом капитализма" и ассоциируется с наиболее эффективной институциональной структурой, обеспечивающей успех трудолюбивым, способным, отважным и предприимчивым [Шрадер, 1999: 86]. Индустриальная современность тесно связана с рыночной экономикой, развитием капитализма, определившим происхождение "экономического человека", антропологическими качествами которого являются усердие и трудолюбие, расчет и планирование, отказ жить только сегодняшним днем. Для него характерны целерациональные действия [Вебер, 1990: 85 - 86], он движим идеями предельной полезности [Илич, 1999: 515] и следует принципу "время -деньги". Добродетелью здесь считается аскетическое накопительство, слагающееся из предусмотрительности, умения поступаться своими желаниями, удовлетворять потребности личными усилиями [Бодрийяр, 2001: 174]. Рыночная идеология нашла человеку в природе идеальную модель для подражания: "если человек - по крайней мере, рабочий человек - хочет улучшить свою жалкую долю, ему образец - муравей, трудолюбивый муравей" [Салинз, 1999: 24].
Таким образом, этот тип экономических тактик будет направлен в случае нехватки денежных средств на максимальное увеличение занятости, соответствующее сокращение свободного времени, различные виды предпринимательской активности, бережливость и различные практики экономии денежных средств. Среди доступных способов достижений ожидаемого результата в рамках данных тактик в первую очередь выступают официальные заработки в рамках формальной, официальной экономики, связанные непосредственно с затрачиваемым ими сейчас или в прошлом трудом (заработная плата, пенсия). Но поскольку последние зачастую не способны обеспечить нашим информантам достойного уровня жизни, предпринимаются активные попытки поиска дополнительных средств к существованию, среди которых "двойная" занятость, или "калым", после основного рабочего дня.
Распространенным является тезис о том, что "дух капитализма" слабо развит среди бедных слоев населения, а также, что создание новых рабочих мест не может решить проблемы доходов бедных людей, поскольку большинство неработающих представителей трудоспособного населения в нашей стране и не собирается работать [Овчарова, Попова, 2005: 35], что российский народ ленив и характеризуется низкой трудовой мобильностью. Наши информанты также подчеркивали, что абсолютное отсутствие денег возможно только у ленивого человека. Но по итогам анализа этих нарративов очевидным становится другой вывод - в нашей стране для поддерживания более или менее приемлемого уровня жизни людям необходимо работать до глубокой старости.
"Хотя мне 90 лет, я тоже кое-что работаю" (муж., 91 год, пенсионер, р.п.); "Но работала и уборщицей, и гардеробщицей, и дворником даже, потому что на пенсию пошла" (жен., ок. 80 лет, работающая пенсионерка, высш. обр., г.).
Людей, для которых практика "калыма" при работе по 12 часов в день на основном рабочем месте без выходных является нормой существования (так живут очень многие в их окружении), трудно назвать ленивыми. Подобные тактики - вынужденные и не несут в себе ориентацию на веберовские концепты "призвания" и "самоцели": "...вот здоровые люди, нормальные, мужики, допустим, семьи, здесь средний заработок колышется где-то от 2 до 3,5 тысяч, и что на эти деньги можно сделать? Ну, как на них жить, у каждого дети..." (муж., 37 лет, зам. директора ЦСОН в р.п.); "Мы с мамкой сколько калымили! Ну что, денег нет - идешь, ну что, устаешь, но все равно идешь..." (жен., 35 лет, работает на двух работах (сторож и доярка) и "калымит", с.Р.). Такие практики - ответ на низкий уровень оплаты труда, недостаточное пенсионное обеспечение, а также стремление расширить свои потребительские возможности. Тем не менее встречаются среди людей, реализующих тактики данного типа, и убежденные "трудоголики", для которых сам труд является потребностью, что во многом определяет габитус "экономического человека": "если я перестану работать -я сразу умру" (жен., 85 лет, работающая пенсионерка, доярка, с.Р.).
Важной характеристикой "человека экономического" является и осуждение расточительного образа жизни, чему противопоставляются скромность, бережливость, запасливость и экономия в условиях ограниченных ресурсов. Как показывают интервью, экономия денежных средств может быть инициативной и вынужденной. Два этих вида экономии принципиально отличаются друг от друга тем, что в первом случае НАБЛЮДАЕТСЯ ситуация осознанного и "свободного выбора тактических схем и правил" [Виноградский, 1999: 176], каким бы сложным он ни был. Наличие выбора при недостаточности средств возможно только при существовании более чем одного способа использования средств и более чем одной цели с указанием на то, какая из них предпочтительнее [Полани, 1999а: 502]. Вынужденная же экономия отражает глубину испытываемых человеком лишений при отсутствии выбора, который во многом детерминируется имеющимися у него денежными средствами. Нам представляется введение такой классификации принципиальным, поскольку оно способно дополнить уже существующие. Например, согласно классификации ступеней депривации Н. М. Давыдовой, выделяющей четыре уровня бедности [Давыдова, 2003: 93], большинство наших информантов относятся к III ступени депривации- "острой нуждаемости (бедности), когда лишения продолжают концентрироваться на качестве питания (ограничения в лакомствах для детей, свежих овощах и фруктах для взрослых), нехватке одежды и обуви (взрослые члены семьи вынуждены отказываться от их обновления)", после которой уже идет ступень нищеты.
Тем не менее, если учесть, что подобные лишения принимаются на себя осознанно, ради других целей или ради удовлетворения потребностей другого порядка ("и дочери хочется помочь тоже... вот вчера передала 50 рублей, ведь все это денежки" (жен., 51 г., с.Б. К.); "вот мы с Алёшкой смогли отложить и съездить в монастырь" (жен., 45 лет, с.Р.), то мы уже не можем отнести их к ступени острой нуждаемости, так как существует ситуация выбора и определение приоритетов, что говорит об инициативном характере экономии. Противоположным примером может служить ситуация, когда обладательница скромной, но уютной квартиры, содержащей в себе и предметы длительного пользования, что исключает возможность отнесения ее к IV ступени нищеты, совершенно очевидно находится на грани выживания и практически не располагает возможностью собственного выбора. "Я сейчас не вижу ни копейки, мужа схоронила ..., но у меня остался от пенсии только 31 рубль, как я на них могу прожить ?... я эту буханку, чуть ли не на две недели тяну по кусочку, где так поем (плачет). Вот, молю Бога, убрал бы поскорее меня" (жен., 70 лет, р.п.).
Сколь экзотическим нам не показался бы выбор акторов по поводу тех лишений, которые они на себя примут ради других приоритетов, его следует принимать во внимание и не торопиться делать выводы о присутствии крайних форм бедности в домохозяйстве. Также и наличие тех или иных предметов длительного пользования при полном отсутствии выбора не позволяет отрицать крайнюю сложность жизненной ситуациии, ставящей под угрозу само существование человека. Кроме того, к вынужденной экономии можно отнести и ситуации, когда отказ от экономии на той или иной потребности обязательно влечет за собой обращение к внешним источникам денежных средств, отягощающее стратегическое положение человека: "если я сына одна воспитываю, я не могу позволить купить какую-то вещь к празднику или сыну купить рубашку хорошую, потому что придется опять в долги влезать" (жен., 35 лет, учитель, р.п.).
Максимально эффективное использование уже имеющихся ресурсов также является значимой характеристикой "экономического человека", а, следовательно, такие практики, как использование каких-либо благ рабочего места, предоставление в аренду части своего жилья, садового участка или даже сарая под жилье другому человеку, мы также отнесем к данному типу тактик, как и различные виды предпринимательской активности. Среди них мы можем выделить: 1) нелегальные (производство и продажа спиртосодержащих продуктов, воровство), которые мы относим к этому типу, опираясь на теорию В. Зомбарта, указывавшего на то, что в развитии капитализма участвовали разбойники и спекулянты наравне с четырьмя другими выделяемыми им типами предпринимателей [Зомбарт, 1994]; 2) доступные "маленькому" человеку легальные виды предпринимательской активности, которые сводятся в основном к попытке организовать сбыт товаров, продуктов, которые человек может произвести собственным трудом.
Информация о работе Экономические тактики повседневного выживания в условиях бедности