Эксперимент как метод сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 14:39, контрольная работа

Краткое описание

В зависимости от целей, которые возникают в процессе управленческой деятельности, имеющихся ресурсов (временных, финансовых, кадровых и т.д.) форма социологических исследований весьма разнообразна. Все социологические исследования проводятся по заранее разработанной программе. От тщательности её обоснования и разработки в целом, а также отдельных её положений и разделов в решающей степени зависит успех исследования и качество итоговых материалов

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1 Понятие эксперимента как метода сбора социологической
информации…………………………………………………………….5
2 Виды и особенности эксперимента………………………………...…7
3 Специфика эксперимента……………………………………………..10
4 Общие требования к проведению эксперимента……………………15
Заключение………………………………………………………...…..18
Список используемых источников……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

готовая2.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Факультет дополнительного профессионального образования

Кафедра социологии организаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Социология»

 

На тему «Эксперимент как метод сбора социологической информации»

 

 

 

 

 

 

Выполнил  ст. гр.    УПС до-14

(группа)

 (фамилия, инициалы)

Проверил  преподаватель кафедры

социологии организаций

В.Н. Лаврикова

 

 

 

 

 

 

Чита

2014

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1 Понятие эксперимента как метода  сбора социологической

   информации…………………………………………………………….5

2 Виды и особенности эксперимента………………………………...…7

3 Специфика эксперимента……………………………………………..10

4 Общие требования к проведению эксперимента……………………15

   Заключение………………………………………………………...…..18

  Список используемых источников……………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В зависимости от целей, которые возникают в процессе управленческой деятельности, имеющихся ресурсов (временных, финансовых, кадровых и т.д.) форма социологических исследований весьма разнообразна. Все социологические исследования проводятся по заранее разработанной программе. От тщательности её обоснования и разработки в целом, а также отдельных её положений и разделов в решающей степени зависит успех исследования и качество итоговых материалов. Наиболее значительным и эффективным способом проверки научных гипотез является эксперимент. Социологический эксперимент представляет собой метод получения социальной информации в контролируемых и управляемых условиях общественных объектов. При этом социологи создают оптимальную экспериментальную ситуацию с направленно воздействующим на нее особым фактором, не свойственным для повседневного течения событий.

Объект исследования: эксперимент как метод сбора социологической информации.

Предмет исследования: эффективное проведение эксперимента.

Характерно, что разработка положений новых нормотворческих актов не возможна без их всесторонней и серьезной экспериментальной проверки. Вот почему активное воздействие исследователя на объект, возможность выделения действия детерминирующего фактора (или группы факторов) делает эксперимент эффективным методом социологических исследований.

Анализ литературы: ведущие социологи своего времени, такие как Дж.С. Миль, О. Конт, М. Вебер отрицали возможность применения экспериментального метода в изучении социальных явлений, мотивируя это тем, что последние для этого слишком сложны и изменчивы и однозначная интерпретация поведения человека или социальной общности невозможна, эксперимент как метод эмпирического исследования начал активно применяться лишь с 20-х годов нынешнего века. Основоположником научного педагогического эксперимента по праву считают Яна Амоса Коменского, который, опираясь на идеи и принципы Френсиса Бэкона, а также на основе собственных наблюдений за жизнью общества сделал глубокие обобщения в области воспитания и обучения. В последующем, особенно в XX в., все педагогические системы стремились получить надежную поддержку со стороны эксперимента. Не случайно в педагогике появилось даже целое специальное направление - экспериментальная педагогика. Практически все выдающиеся отечественные педагоги, такие как Батыгин Г.С, применяли экспериментальный метод для обоснования своих педагогических систем. Именно эксперимент сыграл огромную роль в формировании известных педагогических систем А. Макаренко, В. Сухомлинского, В. Шаталова и др. Благодаря педагогическим экспериментам в нашей стране накоплен уникальный педагогический опыт, который нуждается в специальном изучении со стороны социологии образования и воспитания.

Цель: изучение эксперимента как одного из важнейших, эффективных социологических методов.

Задачи исследования:

- анализ литературы по данной тематике;

- рассмотрение основных видов  эксперимента;

- выведение структуры эксперимента;

- изложение основных понятий  о социологических методах исследования;

- изучение требований к проведению;

- выделение эффективности эксперимента.

 

1 Понятие эксперимента как метода социологического исследования

 

Любое научное исследование представляет собой вид познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации и т.п., изучение научных и практических проблем с помощью специальных методов, на обоснование направлений и разработку методов и средств их решения. Социологическое исследование – один из основных способов развития социологии, сфера профессиональной деятельности социологов. Социологические исследования представляют собой последовательность этапов деятельности профессиональных социологов, целью которых является изучение некоторых, как правило, проблемных фрагментов социальной действительности на основе научно разработанной методологии и методики, позволяющих систематизировать факты об изучаемых социальных явлениях и процессах, их связях, отношениях и зависимостях.

Важным методом эмпирического исследования, без которого невозможно было бы получить полную исходную информацию, является эксперимент (от лат. - проба, опыт) [3,с.54].

Эксперимент - это метод эмпирического исследования, основанный на активном и целенаправленном вмешательстве субъекта в процесс научного познания явлений и предметов реальной действительности путем создания контролируемых и управляемых условий, позволяющих выделить определенные свойства, связи в изучаемом объекте и многократно их воспроизводить.

Из определения следует, что эксперимент представляет собой наиболее сложный и эффективный метод эмпирического познания. Он предполагает использование результатов наблюдения, сравнения и измерения. Характерная особенность эксперимента как метода эмпирического исследования заключается в том, что он обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания. Кроме того, он может воздействовать как на сам процесс познания, так и на условия, в которых происходит данный процесс. Общая логика социологического эксперимента заключается в том, чтобы, выбрав некоторую экспериментальную группу, воздействовать на нее определенными факторами и проследить направление, величину и устойчивость изменения характеристик деятельности или поведения группы, которые интересуют социолога-исследователя. Метод социологического эксперимента применяется для изучения различных социальных явлений и процессов, осуществляемых путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые направляют и контролируют его развитие в соответствии с программами и практическими целями исследования.

Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями: исследователь создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям, гипотезам.

Утверждение экспериментального метода в науке - длительный процесс, который берет свое начало в античном мире и средневековой схоластике. Однако основателем экспериментальной науки по праву считается Галилей. Он не только создал приборы для наблюдений и экспериментирования, но и осуществил ряд искусных экспериментов. В дальнейшем запросы научного и технического прогресса вызывают необходимость все более широкого применения эксперимента. Что касается современной науки, то без эксперимента ее развитие просто немыслимо.

В настоящее время экспериментальное исследование стало настолько значимым, что уже рассматривается как одна из основных форм практической деятельности.

2 Виды и особенности эксперимента

Эксперимент как метод научного исследования имеет следующие основные особенности:

• более активное, чем при наблюдении, отношение к объекту вплоть до его изменения и преобразования;

• многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;

• возможность обнаружения таких свойств и связей явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;

• возможность рассмотрения явления как бы в "чистом виде" путем изоляции его от усложняющих обстоятельств или путем изменения условий эксперимента;

• возможность контроля за "поведением" объекта исследования и проверки его результатов;

• эксперимент всегда направляется какой-то идеей, концепцией, гипотезой;

• данные эксперимента всегда так или иначе "теоретически нагружены" - от постановки до интерпретации его результатов. Несмотря на многообразие экспериментов, их можно классифицировать по различным основаниям. Различают вещественные и мысленные основные виды экспериментов.

В свою очередь, вещественные эксперименты подразделяются на натуральные, когда объект исследования находится в естественных условиях, которые могут изменяться по воле экспериментатора; модельные, когда реальный объект исследования и условия, воздействующие на него, заменяются моделью (например, модель электростанции, космического корабля, автомобиля и т.д.); социальные, когда эксперименты направлены на изучение тех или иных общественных явлений.

В современной науке широко применяется мысленный эксперимент - система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Мысленный эксперимент - это теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций[4,с.106]. При этом исследователь оперирует не реальными предметами и условиями их существования, а концептуальными образцами этих предметов.

В современной науке широко используются также качественные и количественные эксперименты. Качественный эксперимент является наиболее простым, цель которого - установить предполагаемое гипотезой или теорией наличие (или отсутствие) существенных свойств, связей у изучаемого явления. Более сложным является количественный эксперимент, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства изучаемого объекта.

По характеру объекта различают химические, биологические, физические и другие эксперименты.

По специфике поставленной задачи различаются:

1) Научные и прикладные эксперименты. Научные эксперименты направлены  на приобретение новых знаний, прикладные же - на получение практического эффекта.

2) Проективные и ретроспективные. Проективные эксперименты направлены  в будущее: исследователь проектирует  проявления предполагаемых следствий, вводя в действие гипотетические  причины. Ретроспективные - направлены  в прошлое: исследователь манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших имеющиеся следствия.

3) Одно- и многофакторные эксперименты. В однофакторном эксперименте  проверяется гипотеза о следствиях  воздействия одной независимой переменной, в многофакторном эксперименте - целого комплекса переменных в их взаимодействии.

По характеру экспериментальной ситуации следует прежде всего различать контролируемые и неконтролируемые эксперименты. На результаты неконтролируемых экспериментов оказывают существенное влияние факторы, характер и степень влияния которых неизвестны, часто остается неизвестной и сама природа этих факторов. При контролируемом эксперименте контроль переменных означает выравнивание всех условий на экспериментальном и контрольном объекте, кроме воздействия экспериментального фактора, и периодическое измерение значений как экспериментальных так и переменных. (Нужно отметить, что подобный эксперимент в социологии практически невозможен).

Попытки проведения контролируемого эксперимента, как правило, приводят к эксперименту лабораторному, то есть к такому эксперименту, когда пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные, как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Одной из центральных проблем такого эксперимента является правильное введение в эксперимент, правильный инструктаж: 1) объяснение целей эксперимента (для чего все это предпринимается), 2) объяснение задач испытуемых (что они должны делать), 3) призыв к нормальному спокойному поведению "как всегда".

В полевом эксперименте ситуация воздействия экспериментального фактора гораздо более близка к естественным условиям, но вместе с тем и гораздо менее управляема и контролируема.

Помимо всего вышесказанного, эксперименты могут также различаться по логической структуре доказательства гипотезы. В этом случае они делятся на параллельные (доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов) и последовательные (последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует) эксперименты.

 

 

3 Специфика эксперимента

По структуре социологический эксперимент представляет собой сложное образование, предусматривающее использование совокупности определенных важных измерительных методик, средств и процедур. Знание и понимание структуры социологического эксперимента требует высокой методологической культуры со стороны социологов-экспериментаторов, в противном случае под экспериментом зачастую понимают не совокупность процедур научной проверки той или иной инновации, а инновацию. А это нередко приводит к тому, что блестящие идеи многих новаторов становятся просто недоказанными, а значит, не реализованными в социальной практике.

Анализ экспериментального метода свидетельствует, что он включает в себя, по меньшей мере, три последовательных этапа. Первый (подготовительный) этап социологического эксперимента в самом общем виде включает в себя детальную разработку методологического и методического разделов программы эксперимента, основанных на использовании передового исследовательского опыта, а также рабочий план его организации проведения. Второй (реализационный) этап эксперимента по своей сути фактически является основным этапом, в ходе которого осуществляется предметно-практическая экспериментальная деятельность социолога-экспериментатора и испытуемых, т.е. проводится собственно сам эксперимент, включающий испытание, наблюдение, контроль, измерение переменных, управление экспериментом и т.д. Третий (заключительный) этап социологического эксперимента включает процедуры анализа, обработки и обобщения результатов эксперимента, которые связаны с превращением социально-экспериментального факта действительности (полученного на предыдущем этапе) в достоверный и подтвержденный научный факт.

Информация о работе Эксперимент как метод сбора социологической информации