Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 23:58, контрольная работа
Актуальность темы: в зависимости от целей, которые возникают в процессе управленческой деятельности, имеющихся ресурсов (временных, финансовых, кадровых и т.д.) форма социологических исследований весьма разнообразна. Все социологические исследования проводятся по заранее разработанной программе. От тщательности её обоснования и разработки в целом, а также отдельных её положений и разделов в решающей степени зависит успех исследования и качество итоговых материалов. Наиболее значительным и эффективным способом проверки научных гипотез является эксперимент.
Введение
Актуальность темы: в зависимости от целей, которые возникают в процессе управленческой деятельности, имеющихся ресурсов (временных, финансовых, кадровых и т.д.) форма социологических исследований весьма разнообразна. Все социологические исследования проводятся по заранее разработанной программе. От тщательности её обоснования и разработки в целом, а также отдельных её положений и разделов в решающей степени зависит успех исследования и качество итоговых материалов. Наиболее значительным и эффективным способом проверки научных гипотез является эксперимент. Социологический эксперимент представляет собой метод получения социальной информации в контролируемых и управляемых условиях общественных объектов. При этом социологи создают оптимальную экспериментальную ситуацию с направленно воздействующим на нее особым фактором, не свойственным для повседневного течения событий.
Объект исследования: эксперимент как метод социологического исследования.
Предмет исследования: эффективное проведение эксперимента.
Характерно, что разработка
положений новых
Анализ литературы: ведущие социологи своего времени, такие как Дж.С. Миль, О. Конт, М. Вебер отрицали возможность применения экспериментального метода в изучении социальных явлений, мотивируя это тем, что последние для этого слишком сложны и изменчивы и однозначная интерпретация поведения человека или социальной общности невозможна, эксперимент как метод эмпирического исследования начал активно применяться лишь с 20-х годов нынешнего века. Основоположником научного педагогического эксперимента по праву считают Яна Амоса Коменского, который, опираясь на идеи и принципы Френсиса Бэкона, а также на основе собственных наблюдений за жизнью общества сделал глубокие обобщения в области воспитания и обучения. В последующем, особенно в XX в., все педагогические системы стремились получить надежную поддержку со стороны эксперимента. Не случайно в педагогике появилось даже целое специальное направление - экспериментальная педагогика. Практически все выдающиеся отечественные педагоги, такие как Батыгин Г.С, применяли экспериментальный метод для обоснования своих педагогических систем. Именно эксперимент сыграл огромную роль в формировании известных педагогических систем А. Макаренко, В. Сухомлинского, В. Шаталова и др. Благодаря педагогическим экспериментам в нашей стране накоплен уникальный педагогический опыт, который нуждается в специальном изучении со стороны социологии образования и воспитания.
Цель: изучение эксперимента как одного из важнейших, эффективных социологических методов.
Задачи исследования:
- анализ литературы по данной тематике;
- рассмотрение основных видов эксперимента;
- выведение структуры эксперимента;
- изложение основных понятий
о социологических методах
- изучение требований к проведению;
- выделение эффективности эксперимента.
Структура курсовой работы: введение, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Определение и общая характеристика исследования
1.1 Понятие эксперимента как метода социологического исследования
Любое научное исследование
представляет собой вид познавательной
деятельности, направленный на получение
новых знаний, информации и т.п., изучение
научных и практических проблем
с помощью специальных методов
(эксперимент, наблюдение и т.п.), на
обоснование направлений и
Важным методом эмпирического исследования, без которого невозможно было бы получить полную исходную информацию, является эксперимент (от лат. - проба, опыт).
Эксперимент - это метод эмпирического исследования, основанный на активном и целенаправленном вмешательстве субъекта в процесс научного познания явлений и предметов реальной действительности путем создания контролируемых и управляемых условий, позволяющих выделить определенные свойства, связи в изучаемом объекте и многократно их воспроизводить.
Из определения следует, что эксперимент представляет собой наиболее сложный и эффективный метод эмпирического познания. Он предполагает использование результатов наблюдения, сравнения и измерения. Характерная особенность эксперимента как метода эмпирического исследования заключается в том, что он обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания. Кроме того, он может воздействовать как на сам процесс познания, так и на условия, в которых происходит данный процесс. Это превращает эксперимент в весьма эффективный метод эмпирического исследования, чему в немалой степени содействует также тесная связь эксперимента с теорией. Идея эксперимента, план его проведения и интерпретация результатов в гораздо большей степени зависят от теории, чем от поисков и интерпретации данных наблюдения. Общая логика социологического эксперимента заключается в том, чтобы, выбрав некоторую экспериментальную группу, воздействовать на нее определенными факторами и проследить направление, величину и устойчивость изменения характеристик деятельности или поведения группы, которые интересуют социолога-исследователя. Метод социологического эксперимента применяется для изучения различных социальных явлений и процессов, осуществляемых путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые направляют и контролируют его развитие в соответствии с программами и практическими целями исследования.
Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями: исследователь создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям, гипотезам.
Утверждение экспериментального метода в науке - длительный процесс, который берет свое начало в античном мире и средневековой схоластике. Однако основателем экспериментальной науки по праву считается Галилей. Он не только создал приборы для наблюдений и экспериментирования, но и осуществил ряд искусных экспериментов. В дальнейшем запросы научного и технического прогресса вызывают необходимость все более широкого применения эксперимента. Что касается современной науки, то без эксперимента ее развитие просто немыслимо.
В настоящее время
1.2 Виды и особенности эксперимента
Эксперимент как метод научного исследования имеет следующие основные особенности:
• более активное, чем
при наблюдении, отношение к объекту
вплоть до его изменения и
• многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;
• возможность обнаружения таких свойств и связей явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;
• возможность рассмотрения
явления как бы в "чистом виде"
путем изоляции его от усложняющих
обстоятельств или путем
• возможность контроля за "поведением" объекта исследования и проверки его результатов;
• эксперимент всегда направляется какой-то идеей, концепцией, гипотезой;
• данные эксперимента всегда так или иначе "теоретически нагружены" - от постановки до интерпретации его результатов. Несмотря на многообразие экспериментов, их можно классифицировать по различным основаниям. Различают вещественные и мысленные основные виды экспериментов.
В свою очередь, вещественные эксперименты подразделяются на натуральные, когда объект исследования находится в естественных условиях, которые могут изменяться по воле экспериментатора; модельные, когда реальный объект исследования и условия, воздействующие на него, заменяются моделью (например, модель электростанции, космического корабля, автомобиля и т.д.); социальные, когда эксперименты направлены на изучение тех или иных общественных явлений.
В современной науке широко
применяется мысленный
В современной науке широко используются также качественные и количественные эксперименты. Качественный эксперимент является наиболее простым, цель которого - установить предполагаемое гипотезой или теорией наличие (или отсутствие) существенных свойств, связей у изучаемого явления. Более сложным является количественный эксперимент, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства изучаемого объекта.
По характеру объекта различают химические, биологические, физические и другие эксперименты.
По специфике поставленной задачи различаются:
1) Научные и прикладные
эксперименты. Научные эксперименты
направлены на приобретение
2) Проективные и ретроспективные.
3) Одно- и многофакторные
эксперименты. В однофакторном эксперименте
проверяется гипотеза о
По характеру
Попытки проведения контролируемого эксперимента, как правило, приводят к эксперименту лабораторному, то есть к такому эксперименту, когда пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные, как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Одной из центральных проблем такого эксперимента является правильное введение в эксперимент, правильный инструктаж: 1) объяснение целей эксперимента (для чего все это предпринимается), 2) объяснение задач испытуемых (что они должны делать), 3) призыв к нормальному спокойному поведению "как всегда".
В полевом эксперименте ситуация воздействия экспериментального фактора гораздо более близка к естественным условиям, но вместе с тем и гораздо менее управляема и контролируема.
Среди полевых экспериментов
различаются активно
Помимо всего вышесказанного, эксперименты могут также различаться по логической структуре доказательства гипотезы. В этом случае они делятся на параллельные (симультанные) и последовательные (сукцессивные) эксперименты.
В параллельном эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов, экспериментального и контрольного (в социальных исследованиях это, как правило, экспериментальная и контрольная группа людей) в одно и то же время. При этом экспериментальной является группа, на которую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной - где этого воздействия не было.
В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Одна и та же группа является контрольной до введения экспериментального фактора и в качестве экспериментальной после того, как этот фактор оказал (или мог бы оказать) предполагаемое воздействие.
Глава 2. Структура и содержание социологического эксперимента
2.1 Специфика эксперимента
По структуре социологический
эксперимент представляет собой
сложное образование, предусматривающее
использование совокупности определенных
важных измерительных методик, средств
и процедур. Знание и понимание
структуры социологического эксперимента
требует высокой
Информация о работе Эксперимент как метод социологического исследования