Элитная и массовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 23:57, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время в России осуществляется реформа всей системы образования. Основная направленность этой реформы состоит в его гуманизации. Гуманизация образования означает для нашей страны коренную переориентацию ценностных установок, нормативных регуляторов, целей и задач учебно-воспитательного процесса. Образовательные учреждения должны обеспечить такие условия учебно-воспитательного процесса, чтобы выпускник учебного учреждения мог стать самодеятельным субъектом общественной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Элитная и массовая культура.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

  В настоящее время в России осуществляется реформа всей системы образования. Основная направленность этой реформы  состоит в его гуманизации. Гуманизация  образования означает для нашей  страны коренную переориентацию ценностных установок, нормативных регуляторов, целей и задач учебно-воспитательного процесса. Образовательные учреждения должны обеспечить такие условия учебно-воспитательного процесса, чтобы выпускник учебного учреждения мог стать самодеятельным субъектом общественной жизни. Такая ориентация означает создание необходимых предпосылок для развития всех творческих способностей студентов: гармоническое развитие их интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств. Иначе говоря, задача высшей школы — готовить не просто специалиста в какой-то узкой сфере производства и управления, а личность, способную к различным сферам деятельности, осознанно принимающую решения по политическим, мировоззренческим, нравственным, эстетическим и другим вопросам.

  Значительную  роль в реализации такой цели призвана сыграть гуманитаризация образования. Ключевую роль в гуманитарной подготовке студентов призвано сыграть освоение новой дисциплины — культурологии.

  Разработанные Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию  «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в области культурологии ставят следующие основные задачи. Выпускник обязан:

  1. Понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры.

  2. Знать формы и типы культур,  основные культурно-исторические  центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации.

  3. Заботиться о сохранении и  приумножении национального и  мирового культурного наследия.

  В соответствии с этими целями эта работа постарается разъяснить некоторые вопросы в теории о культуре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

  1.1 Что такое культурология?

  Культурология – одна из молодых научных дисциплин, формирующихся на стыке многих наук: философии, социологии,  психологии и др. она синтезирует знания о культуре, накопленные человечеством, в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике развития культуры как таковой.

  Идея  выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем американского социолога и антрополога Лесли А. Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом В. Оствальдом в 1909 г., который под культурологией понимал науку, изучающую феномен, явление культуры, общие закономерности культурно – исторического процесса и специфики человеческой культуры.

  Предметом культурологии является происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого  способа жизни. Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, изучает взаимодействие компонентов культуры: традиций, норм, обычаев, социально – культурных институтов (установлений), идей и идеологий, искусства. Можно сказать проще: предметом этой молодой науки выступают закономерности общечеловеческого и национального культурных процессов, памятники и явления материального и духовного производства, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в создании, сохранении и передаче культурных ценностей. 
 
 

  1.2 Понятие культуры 

  Термин  «культура» латинского происхождения  «colere» и первоначально означал возделывание почвы, ее обрабатывание. Существует несколько подходов к определению культуры. Американские культурологи А. Кребер и К. Клакхон в совместном исследовании отметили огромный и все возрастающий интерес к этому понятию. Так, по их подсчетам, с 1871 по 1919 гг. было дано всего 7 определений культуры, а с 1920 по 1950 гг. они насчитали у различных авторов более 150 определений данного понятия. В настоящее время имеется, по разным оценкам, от 300 до 400 определений культуры. Чем можно объяснить такое многообразие трактовок? Обобщив около 150 наиболее употребимых определений, американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон выделили три основные характеристики культуры, которые большинство исследователей считали существенными:

    1. культура – это то, что отличает человека от животных, то, что свойственно только человеческому обществу;
    2. культура – это то, что не передается биологически, а предполагает передачу посредством обучения. Культура не детерминирована особенностями человеческого существа как представителя вида Homo sapiens, а создана им. Культура противоположна природе;
    3. культура передается при помощи символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов и т.д.) и связана с идеями.

  «Культура» - это философская категория, то есть самое общее понятие, употребляемое  для характеристики этого феномена как такового. Однако не менее часто  это слово используется для обозначения  конкретного культурного организма, который обладает своей спецификой, своей индивидуальной структурой (в этом случае говорят о русской, английской, японской и пр. культурах).

  Одним из самых принятых и распространенных в обществоведческой литературе определений культуры является такое: «Культура – это способ деятельности человека и все атрибуты, то есть неотъемлемые части этой деятельности». Американский культуролог М. Херсковиц несколько уточнил его: «Культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (это здания, одежа, способы приготовления пищи, воспитания детей, социального взаимодействия, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции, обычаи и многое другое)». 

  1.3 Культура и общество

  Обычно  культуру связывают с определенным обществом, нацией или социальной группой. Говорят, например, о русской, французской, испанской культурах, о культуре города или деревни, подразумевая, что в каждом обществе существует специфическая, отличная от других система взаимосвязанных норм, обычаев, верований и ценностей, разделяемых большинством членов общества, которая отличается от других систем подобного рода. Внутренние социальные связи и независимость общества, связывающая входящих в него индивидов, является каркасом культуры, ее основой и защитой от внешнего влияния. Без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, так как с его помощью закрепляются единообразные культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем. Но границы культуры и общества не идентичны. Например, римское право является основой правовых систем общества (а стало быть, и элементом культуры) как во Франции, так и Германии, хотя это и различные социальные социокультурные общности. В тоже время каждое единичное общество может включать в себя разные культуры, в значительной степени отличающиеся друг от друга (например, наличие в обществе двух или более языков или нескольких религиозных верований).

  Таким образом, следует сделать вывод  о том, что, с одной стороны, культура каждого отдельного общества не обязательно должна разделяться всеми его членами, а с другой – некоторые ее культурные образцы распространяются за границы общества и могут быть приняты в нескольких обществах. 

  1.4 Культура и цивилизация

  Выяснение сущности культуры предполагает сопоставление таких понятий, как «культура» и «цивилизация». Однозначного определения «цивилизация» нет, поэтому осуществить указанное сопоставление не просто. Принято рассматривать цивилизацию как нечто, противоположное культуре, как «смерть культуры» (Н. Бердяев), ее закат. Пессимистическую позицию по отношению к цивилизации разделяют также Н. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин. Культура – это творческий порыв, свобода, рождение идей, символичность, личностное начало; цивилизация – материально-вещественное воплощение идей.

  Слово «цивилизация» происходит от римского «civis» - так римляне называли гражданина, жителя полиса, крепости, имевшего свои гражданские обязанности и соблюдавшего нормы вежливости. Жившие за пределами крепости считались варварами. Потом к характеристикам цивилизованности добавилось знание искусства, наук, философии.

  Цивилизация – это то содержание культуры, которое  интегрировано в социальную практику, стало составляющей образа жизни во всех его проявлениях – труде, мышлении, поведении, общении, повседневной жизни. Особенности цивилизации зависят от того, насколько развиты в обществе социальные институты и организации, способные трансформировать факты культуры в факты цивилизации. Генератором же социально-экономических преобразований выступает культура, формируя технологии социального взаимодействия, создания и передачи символов; она определяет возможности людей в освоении мира на данном этапе развития. Культура придает смысловую направленность социальным процессам; система ценностей, составляющая ядро культуры, интегрирует людей в социокультурную целостность, структурирует и упорядочивает их жизнедеятельность. Культура, таким образом, предстает как социогенетический код цивилизации. 

  1.5 Типология культур

  В социологии существуют несколько подходов к типологии культуры с целью ее теоретического и эмпирического исследования. Назовем наиболее распространенные из них:

  1. по типу общества, определяемому формацией или цивилизацией, - античная культура, средневековая культура, культура буржуазного общества, современная культура и т.п.;
  2. по носителю – личностная, групповая, социально-классовая, национальная, культура общества;
  3. по видам – материальная и духовная культура, противопоставление которых относительно, поскольку материальная и духовная стороны жизнедеятельности людей взаимосвязаны и взаимообусловлены;
  4. по характеру – религиозная и светская;
  5. по функциональной роли – общая (обыденная) и специализированная (профессиональная);
  6. по преобладанию способа социализации и отношению человека к другому человеку – культура вины и культура стыда. В – культуре вины преобладают механизмы социализации, связанные с актуализацией самосознания, самоконтроля.  В культуре стыда преобладают не внутренние, а внешние регуляторы поведения.

  По  происхождению и объекту воздействия различают народную, элитарную и массовую культуру. Рассмотрим наиболее распространенные из них: элитарную (элитную) и массовую культуру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА

  2.1 Понятие элитарной культуры

  Элитарная культура первоначально была противоположна культуре народной и распространена в городах среди лиц соответствующего образования и воспитания и поэтому может быть названа культурой для избранных. Ее элементы создаются профессионалами, она ориентирована на определенную подготовленную аудиторию – высокообразованную часть общества: литературоведов, завсегдатаев музеев и выставок, художников и музыкантов. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.

  Суть  элитарной культуры возможно выразить при помощи формулы «искусство для искусства».

  Элитарная (или высокая) культура – это результаты производства и произведения искусства, выполненные мастерами, чьи имена  человечество нередко хранит в памяти веками. Восприятие многих продуктов элитарной культуры требует специального образования. В последние несколько десятилетий к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусства. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой общества – элита (от франц. еlite-лучшее, отборное, избранное). Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно элита, как считают многие культурологи, способствует осознанию обществом самого себя. 
 
 

  2.2 Философские сочинения А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и Х. Ортеги-и-Гассет

  Основные  элементы элитарной концепции культуры содержатся в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В своем  основополагающем труде «Мир как  воля и представление», завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр разделяет человечество на две части: «люди гения» (то есть способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и «людей пользы» (то есть ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).

  В культурологической концепции Ф. Ницше, сформулированной им в известных  трудах: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое, слишком  человеческое» (1878), «Веселая наука» (1872),»Так заговорил Заратустра» (1884), элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше, и уникальной эстетической восприимчивостью.

Информация о работе Элитная и массовая культура