Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:14, контрольная работа
Наиболее значительный представитель социологического позитивизма конца XIX– начала XX в. – французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 -1917). Он родился 15 апреля 1858г. в г. Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина.
Введение 3
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма. 4
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества. 7
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 10
Заключение 13
Список использованной литературы 14
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ
Контрольная работа
по дисциплине "Социология"
на тему: «Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества»
Вариант
№ 3
Выполнил: Медоваров Денис Александрович
Курс: 3 (день)
Специальность: ГМУ
№
зачетной книжки: 09МГБ03257
Проверил:
Ярославль - 2011
Содержание
Введение 3
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма. 4
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества. 7
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 10
Заключение 13
Список
использованной литературы 14
Наиболее значительный представитель социологического позитивизма конца XIX– начала XX в. – французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 -1917). Он родился 15 апреля 1858г. в г. Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина.
Э. Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований.
Он доказывал, что общество - это реальность, которая обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Э. Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике.
Также он продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.
Многие его последователи участвовали в социалистическом движении. Вместе с тем Э. Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции.
Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе, соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.
Скончался
Э. Дюркгейм 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло
под Парижем в возрасте 59 лет, не успев
завершить многое из задуманного.
Еще до Э. Дюркгейма Огюст Конт приступил к осуществлению программы создания социальной науки. Несмотря на то, что Э. Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул «отца» социологии. Отвергая обозначение своей социологии как «позитивистской» (так же, впрочем, как и материалистической, и спиритуалистской), Э. Дюркгейм руководствовался тем же идеалом позитивной социальной науки, который сформулировал Конт - вслед за ним он рассматривал естественные науки как образец построения социальной науки. Однако Э. Дюркгейму в целом был чужд однолинейный эволюционизм «крестного отца» социологии, и он отвергал контовский закон трех стадий. Оценивая эту сторону учения своего предшественника, он писал: «Человечество одновременно пошло различными путями и, следовательно, доктрина, принципиально утверждающая, что она всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулате».
Э. Дюркгейм не считал, что социология как наука уже сформировалась, и концепции его предшественников представлялись ему слишком общими и схематичными, в которых содержались лишь предпосылки к формированию научной социологии. Для превращения социологии в самостоятельную науку необходимо, считал Э. Дюркгейм, наличие особого предмета и соответствующего метода. Выполнению этих задач он и посвятил свой труд.
В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Э. Дюркгейма, выступает понятие «социологизм», хотя, естественно, оно не охватывает и не исчерпывает всего многообразия идей Э. Дюркгейма. Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.
Онтологическая сторона «социологизма», т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.
• Социальная реальность включена в универсальный природный порядок. Она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.
• Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
Методологический аспект «социологизма» тесно связан с онтологическим. Т.к. общество - часть природы, то наука об обществе - социология - подобна наукам о природе. Отсюда он дает следующее определение социологии: «Социологию... можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании».
Таким образом, социология выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука, включающая самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и другие. То есть, социология мыслилась Э. Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но и как «система, корпус социальных наук». В результате «социологизм» предстает не только как базовая социологическая концепция, но и как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий мышления, которые стремился разрешить в своих исследованиях Э. Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к философии. С одной стороны, Э. Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического метода независимость от всякой философии; с другой - он, по собственному признанию, всегда оставался философом.
Предмет социологии, согласно Э. Дюркгейму, - социальные факты - коллективные представления, нравы, нормы. Социальные факты не могут быть спутаны с другими фактами (органическими, психическими и др.) т.к. обладают особыми характеристиками. Одна из главных задач Э. Дюркгейма – дать точное определение социальным фактам. Таким образом, социальные факты – это объективно существующие вне индивида явления, имеющие в качестве своего субстрата общество, обладающие принудительной силой, при помощи которой индивиду внушаются те или иные моральные установки, образы мышления, модели поведения и т.д. Совокупность социальных фактов представляет собой особую реальность, которую и призвана изучать социология. Для того чтобы возник социальный факт, необходимо, чтобы несколько индивидов объединили свои действия.
Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.
Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как веши». Это означает, что:
• социальные факты внешни для индивидов;
• социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны;
• устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.
Второе правило состоит в том, что
• социология должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями;
• она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.
Третье правило состоит в признании того, что:
• источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;
• общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.
Социальные факты, по Э. Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками:
- внешним существованием по отношению к индивидам;
-
принудительной силой по
Для наблюдения «чистых» социальных фактов Э. Дюркгейм предлагает ряд искусственных методов, например статистику. «Так, существуют известные течения общественного мнения, вынуждающие нас с различной степенью интенсивности, смотря по времени и стране, одного, например, к браку, другого к самоубийству или к более или менее сильной производительности и т.п. Это, очевидно, социальные факты». Они, действительно, изображаются довольно точно цифрой рождаемости, браков и самоубийств. Так как каждая из этих цифр охватывает без различия все отдельные случаи, то индивидуальные условия, могущие принимать какое-нибудь участие в возникновении явления, взаимно нейтрализуются и вследствие этого не определяют этой цифры.
При
изучении социальных фактов Э. Дюркгейм
рекомендовал широко применять метод
сравнения. Он также предложил использовать
функциональный анализ, который позволял
установить соответствие между социальным
явлением, социальным институтом и определенной
потребностью общества как целого.
Тема социальной солидарности - главная тема социологии Э. Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Солидарность выполняет в обществе функцию объединения разрозненных индивидов.
Концепцию социальной солидарности Э. Дюркгейм использовал в своей работе «Самоубийство» (1897). В этом исследовании Э. Дюркгейм стремился доказать, что объяснение статистических данных, демонстрирующих различия в количестве самоубийств в разных странах, разных этнических и религиозных общностях, разных демографических категориях, может быть только социологическим. В своей работе он связывал различные типы самоубийств с различной степенью социальной сплоченности. Э. Дюркгейм пришел к выводу, что различные показатели этого явления (помимо тех, которые относятся к ведению психологии) - следствия вариаций социальной солидарности. Индивиды, имеющие целую сеть общественных связей, менее склонны к совершению самоубийства, чем индивиды, слабо связанные с жизнью группы. Ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция служит типичной социальной причиной самоубийства в современном обществе. [4, с. 25-27]
Э. Дюркгейм отталкивается от типичной для социологии XIX века идеи двух типов общества: традиционное и современное. Отсюда он выделяет два типа социальной солидарности.
Информация о работе Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества