Содержание
Актуальность
темы…………………………………3
Определение
проблемных ситуаций……………...17
Определение
задач исследования…………………18
Определение
целей исследования………………...19
Определение
предмета и объекта исследования…………………………….19
Выдвижение
гипотез исследования……………..20
Эмпирическая
интерпретация понятий исследования……………………………21
Анкета…………………………………………….23
Литература……………………………………….27
Актуальность
темы
Данная
тема очень важна и актуальна
в наше время. Актуальность данного
исследования весьма значительна
и очевидна. Представляя собой
одну из наиболее многочисленных
социально-демографических групп, молодежь
является главным источником
формирования трудового потенциала
страны, от качественного состояния,
экономической активности и поведения
в сфере занятости которой
во многом зависит успешность
рыночных реформ. Профессиональный
выбор молодежи имеет все большее
значение для выбора направлений
дальнейшего социально-экономического
развития страны. Мониторинг профессиональных
намерений молодежи может стать
как эффективным инструментом
изучения рынка труда, так и
действенным методом разработки
перспективных и своевременных
профинформационных мероприятий службы
занятости населения совместно с органами
управления образованием всех уровней
и образовательными учреждениями. Для
мониторинга определены следующие основные
показатели, характеризующие профессиональные
намерения и предпочтения молодежи, ее
поведение на рынке труда:
1) ориентация
на профессиональное образование;
2) ориентация
выпускников школ на виды специализации
профессионального образования;
3) планы
молодежи на занятость после
получения среднего образования:
обучение по очной, вечерней или
заочной форме, трудоустройство
и т. п.;
4) виды
востребованной информации при
выборе профессии;
5) планирование
собственной профессиональной карьеры;
6) рейтинг
службы занятости в молодежной
среде;
7) готовность
молодежи к временной занятости.
Современная
социология все в большей степени
не только занимается научными
исследованиями в области общественных
отношений, но и принимает непосредственное
участие в решении практических
проблем, связанных с развитием
рыночных отношений, новой социально-экономической
политики и процессах обновления.
Экономические и социальные изменения,
происходящие в государстве и
социуме, предъявляют повышенные
требования к мобильности и
адаптивности поведения человека,
его личной ответственности за
свою профессиональную карьеру,
что делает весьма актуальными
проблемы профессиональной ориентации.
Решение задач построения демократического,
гражданского общества и социального
государства связано с повышением
роли человеческого фактора. Поэтому
разработка проблемы выбора профессии
и профессионального становления
личности имеет важное теоретическое
и методологическое значение
для решения задач общественной
практики. Если в XX веке решение вопроса
выбора профессии в первую очередь соотносилось
с экономической и политической целесообразностью,
когда учет личностных интересов и потребностей
оставался на втором плане, то в современных
условиях актуализация проблемы профессионального
самоопределения вызвана социальными
и идеологическими изменениями в обществе,
характеризующимися установкой на свободу
выбора и ценность личности как таковой.
Экономическая реформа, перевод народного
хозяйства на рыночные отношения вызывают
необходимость в новом подходе к проблеме
самореализации личности в профессиональной
деятельности, как в интересах самой личности,
так и в интересах общества.
В
условиях рыночных отношений
интенсивно происходят качественные
изменения в сфере труда, возникает
множество новых профессий, и
мир профессий приобретает чрезвычайную
динамичность и изменчивость. Сегодняшней
особенностью является полипрофессионализм,
когда человеку надо стремиться овладеть
не только одной, но и несколькими смежными
профессиями. Однако профессиональная
ориентация молодежи и содействие в выборе
профессии пока еще нередко ограничивается
узкими целями формирования знаний, умений
и навыков, становящихся самоцелью.
В
Республике Беларусь дополнительные
социальные проблемы создают
ситуацию несоответствия между
высокими требованиями работодателей
к квалификации специалиста и
неготовностью молодежи к выбору
профессии, а значит к труду
в новых экономических условиях.
В современных социально - экономических
условиях общество требует от
молодых людей осознанного подхода
к решению вопроса профессионального
самоопределения, построения профессиональной
карьеры и успешной адаптации
в социуме, что способствует достижению
наиболее высоких показателей
в трудовой и общественной
деятельности личности.
В
условиях компьютеризации, внедрения
новых производственных технологий
возрастает роль профессиональной
ориентации. Молодое поколение нуждается
в продуманной социальной политике,
в которой акценты будут смещены
на формирование готовности к
самостоятельному труду, на независимое
психологическое сопровождение
процесса становления и развития
профессионала.
Сегодня
становится возможным определение
комплексной системы профессиональной
ориентации как социального института,
включающего в себя оказание
современных профессиональных услуг,
как системы социальной поддержки
молодежи, способов распространения
социально значимой профессиональной
информации. Эта система является
первой ступенью в научно обоснованном
формировании рынка профессий. Для того
чтобы успешно прогнозировать профессиональную
структуру будущего общества, надо хорошо
знать, какие профессии нужны, почему и
сколько.
Интерес
к данной теме сохраняется
на протяжении многих лет. Молодежь
ругали всегда - и в папирусах
Древнего Египта, и в письмах
и эссе древних греков можно
встретить сетования на то, что
"молодежь пошла не та", что
утрачена прежняя чистота нравов
и т.д., и т.п. Вот и сегодня
со всех сторон доносятся упреки
молодежи в аморальности, в отказе
от традиционных для белорусов
ценностей, в меркантилизме и
т.п. Подобные упреки отражают
актуальность исследований ценностных
ориентаций и представлений о
будущем у подрастающего поколения.
Важность
социологических исследований молодежи
определяется также и ее уникальным
положением в обществе. Молодежь
находится в центре происходящих
в социуме событий: с ней связываются
основные надежды, она реализует
основные идеи и ценности социума.
Общество, благодаря своим разнообразным
институтам (семья, образовательные
учреждения, массовые коммуникации
и т.д.) осуществляет воздействие,
создает условия для формирования
и развития молодежи, на их
поведение. Настоящая Концепция
разработана во исполнение постановления
Совета Министров Республики
Беларусь от 14 октября 2000 г. N 1598 "О
развитии системы профессиональной
ориентации молодежи". В Концепции
определены основная цель, задачи,
принципы и направления развития
профессиональной ориентации молодежи,
которая представляет собой научно-практическую
систему государственных мероприятий
по подготовке подрастающего
поколения к осознанному выбору
профессии.
Важнейшая
задача профессиональней ориентации
молодежи - способствовать своевременному
и осознанному выбору профессии,
учебного заведения, иных форм
профессиональной подготовки, а
также ее трудоустройству и
социально-профессиональной адаптации.
Профессиональная
ориентация включает:
профессиональную
информацию - ознакомление молодежи с
видами производства, состоянием рынка
труда, потребностями экономики в квалифицированных
кадрах, содержанием и перспективами развития
профессий, формами и условиями их освоения,
требованиями, предъявляемыми профессиями
к человеку, возможностями профессионально-квалификационного
роста и самосовершенствования в процессе
трудовой деятельности;
профессиональную
консультацию - оказание помощи человеку
в профессиональном самоопределении с
целью принятия осознанного решения в
выборе профессионального пути с учетом
его психологических особенностей и возможностей,
а также потребностей общества;
профессиональный
подбор - предоставление рекомендаций
человеку о возможных направлениях профессиональной
деятельности, наиболее соответствующих
его психологическим, физиологическим
особенностям на основе результатов психологической,
психофизиологической и медицинской диагностики;
профессиональный
отбор - определение степени профессиональной
пригодности человека к конкретней профессии
(специальности) в соответствии с нормативными
требованиями;
профессиональную,
производственную и социальную адаптацию
- систему мер, способствующую профессиональному
становлению работника, формированию
у него соответствующих социальных и профессиональных
качеств, установок и потребностей к активному
творческому труду, достижению высшего
уровня профессионализма.
Основная
цель, задачи и принципы развития системы
профессиональной ориентации молодежи
Основной
целью системы профессиональной
ориентации молодежи является
удовлетворение интересов общества,
государства и личности в обеспечении
для молодежи возможности и
способности свободного и осознанного
выбора профессиональной деятельности,
оптимально соответствующей личностным
интересам, потребностям, особенностям
и запросам рынка труда в
квалифицированных, конкурентоспособных
кадрах.
В
связи с этим важными социально-экономическими
задачами являются создание и
последовательное развитие государственной
системы профориентации, охватывающей
всю территорию республики и
обеспечивающей молодежи равные
возможности получения профориентационных
услуг, разработка нормативной правовой
базы ее функционирования, подготовка,
переподготовка и повышение квалификации
кадров.
Система
профессиональной ориентации должна
стать неотъемлемым элементом
всей кадровой политики и частью
двух сопряженных систем: непрерывного
образования и эффективной занятости.
В
основу деятельности по профессиональной
ориентации молодежи положены
следующие принципы:
- равные
возможности получения профориентационных
услуг, независимо от места проживания,
учебы или работы, возраста, пола, национальности
и религиозного мировоззрения;
- доступность
профессиональной и иной информации,
необходимой для выбора или
перемены профессии, формы обучения
и трудоустройства;
- добровольность
получения профориентационных услуг
для всех социальных групп;
- конфиденциальный
и рекомендательный характер
профконсультаций и профподбора, соблюдение
специалистами профессиональной этики;
- приоритет
интересов и возможностей личности,
гуманистический характер профориентации.
По
мере становления рыночных отношений
проблема профессиональных предпочтений
молодёжи всё более актуализируется
и усложняется. Актуальность и
значимость данной темы определяется
тем, что главными чертами современной
ситуации является нестабильность,
противоречивость жизни в настоящем,
неопределённость в отношении
будущего. Нестабильностью характеризуются
многие сферы общественной жизни,
социальные институты, в которые
включается молодёжь. Это относится
и к системе образования, где
каждый год увеличивается число
платных услуг в сфере обучения,
и происходит рост требований
к знаниям абитуриентов, и к
сфере занятости, где положение
в течение последнего времени
ухудшилось. Иными стали ценности
и нормы. Нестабильность, политические
процессы затронули и семью, негативно
влияя на её материальное положение
и морально-психологический климат.
В таких условиях молодым людям действительно
трудно принимать решения, имеющие жизненно
важное значение как для самого человека,
так и для общества в целом.
В
выборе профессии большое значение
имеет интерес к ней, индивидуальные
склонности к данному виду
деятельности. Но, как правило, все
эти предпосылки вступают в
силу лишь в том случае, если
социальный статус этой профессии
не противоречит социальным и
ценностным ориентациям молодого
человека. В результате социальная
и профессиональная ориентация
представляет собой как 2 части
единого целого. Проблема состоит
в том, что субъективные намерения
молодого человека сталкиваются
с объективно существующими социально-экономическими
условиями функционирования общества.
Во-первых, выбор профессии связан
с возможностями профессионального
образования, получение которого
для молодёжи ограничено определёнными
условиями и правилами приёма
на те или иные специальности, а в рыночных
условиях ещё и материальными возможностями.
Во-вторых, структура и наличие свободных
рабочих мест в экономике может не соответствовать
не только намерениям, но и объёму и структуре
выпуска специалистов их учебных заведений.
Интерес
к данной теме состоит ещё
в том, что особую остроту проблема
формирования профессиональных
предпочтений молодёжи приобретает
в современной ситуации, когда
важным качеством для молодых
людей становится особенность
переучиваться, применять свои знания
в различных сферах социально-экономической
жизни. Так как влияние многих
факторов носит не прямой, а
косвенный характер, то в обществе
происходит как бы «многократное
преломление» их влияния на
молодёжь. Среди таких факторов
могут быть как уже существующие,
так и только зарождающиеся
или только ещё ожидаемые, что
иногда приводит к прямо противоположным
последствиям. Например, падение престижа
квалифицированного труда и образования
в реформируемой экономике не
снизило стремление выпускников
школ получить высшее профессиональное
образование; ухудшение материального
положения многих семей не
изменило решения молодых людей
продолжить образование и т.д.
Итак,
сделаем анализ статистических
данных за 2007 и 2008 г. Берём данные
для средних и высших учебных
заведений.
Таблица
1. Основные показатели образования.
2007
2008
Число учреждений,
обеспечивающих получение общего среднего
образования
3927
3821
В них учащихся,
тыс. человек
1134,9
1083,2
Число учреждений,
обеспечивающих получение профессионально-технического
образования
225
224
В них учащихся,
тыс. человек
105,1
99,0
Число учреждений,
обеспечивающих получение среднего специального
образования