Эмпирическая интерпретация понятий исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 13:11, реферат

Краткое описание

Данная тема очень важна и актуальна в наше время. Актуальность данного исследования весьма значительна и очевидна. Представляя собой одну из наиболее многочисленных социально-демографических групп, молодежь является главным источником формирования трудового потенциала страны, от качественного состояния, экономической активности и поведения в сфере занятости которой во многом зависит успешность рыночных реформ

Содержание

Актуальность темы…………………………………3
Определение проблемных ситуаций……………...17
Определение задач исследования…………………18
Определение целей исследования………………...19
Определение предмета и объекта исследования…………………………….19
Выдвижение гипотез исследования……………..20
Эмпирическая интерпретация понятий исследования……………………………21
Анкета…………………………………………….23
Литература……………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx юли.docx

— 39.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

Актуальность темы…………………………………3

Определение проблемных ситуаций……………...17

Определение задач исследования…………………18

Определение целей исследования………………...19

Определение предмета и объекта исследования…………………………….19

Выдвижение гипотез исследования……………..20

Эмпирическая интерпретация понятий исследования……………………………21

Анкета…………………………………………….23

Литература……………………………………….27

Актуальность темы

 Данная  тема очень важна и актуальна  в наше время. Актуальность данного  исследования весьма значительна  и очевидна. Представляя собой  одну из наиболее многочисленных  социально-демографических групп, молодежь  является главным источником  формирования трудового потенциала  страны, от качественного состояния, экономической активности и поведения  в сфере занятости которой  во многом зависит успешность  рыночных реформ. Профессиональный  выбор молодежи имеет все большее  значение для выбора направлений  дальнейшего социально-экономического  развития страны. Мониторинг профессиональных  намерений молодежи может стать  как эффективным инструментом  изучения рынка труда, так и  действенным методом разработки  перспективных и своевременных  профинформационных мероприятий службы занятости населения совместно с органами управления образованием всех уровней и образовательными учреждениями. Для мониторинга определены следующие основные показатели, характеризующие профессиональные намерения и предпочтения молодежи, ее поведение на рынке труда:

1) ориентация  на профессиональное образование;

2) ориентация  выпускников школ на виды специализации  профессионального образования;

3) планы  молодежи на занятость после  получения среднего образования: обучение по очной, вечерней или  заочной форме, трудоустройство  и т. п.;

4) виды  востребованной информации при  выборе профессии;

5) планирование  собственной профессиональной карьеры;

6) рейтинг  службы занятости в молодежной  среде;

7) готовность  молодежи к временной занятости.

 Современная  социология все в большей степени  не только занимается научными  исследованиями в области общественных  отношений, но и принимает непосредственное  участие в решении практических  проблем, связанных с развитием  рыночных отношений, новой социально-экономической  политики и процессах обновления. Экономические и социальные изменения, происходящие в государстве и  социуме, предъявляют повышенные  требования к мобильности и  адаптивности поведения человека, его личной ответственности за  свою профессиональную карьеру, что делает весьма актуальными  проблемы профессиональной ориентации. Решение задач построения демократического, гражданского общества и социального  государства связано с повышением  роли человеческого фактора. Поэтому  разработка проблемы выбора профессии  и профессионального становления  личности имеет важное теоретическое  и методологическое значение  для решения задач общественной  практики. Если в XX веке решение вопроса выбора профессии в первую очередь соотносилось с экономической и политической целесообразностью, когда учет личностных интересов и потребностей оставался на втором плане, то в современных условиях актуализация проблемы профессионального самоопределения вызвана социальными и идеологическими изменениями в обществе, характеризующимися установкой на свободу выбора и ценность личности как таковой. Экономическая реформа, перевод народного хозяйства на рыночные отношения вызывают необходимость в новом подходе к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности, как в интересах самой личности, так и в интересах общества.

 В  условиях рыночных отношений  интенсивно происходят качественные  изменения в сфере труда, возникает  множество новых профессий, и  мир профессий приобретает чрезвычайную  динамичность и изменчивость. Сегодняшней  особенностью является полипрофессионализм, когда человеку надо стремиться овладеть не только одной, но и несколькими смежными профессиями. Однако профессиональная ориентация молодежи и содействие в выборе профессии пока еще нередко ограничивается узкими целями формирования знаний, умений и навыков, становящихся самоцелью.

 В  Республике Беларусь дополнительные  социальные проблемы создают  ситуацию несоответствия между  высокими требованиями работодателей  к квалификации специалиста и  неготовностью молодежи к выбору  профессии, а значит к труду  в новых экономических условиях. В современных социально - экономических  условиях общество требует от  молодых людей осознанного подхода  к решению вопроса профессионального  самоопределения, построения профессиональной  карьеры и успешной адаптации  в социуме, что способствует достижению  наиболее высоких показателей  в трудовой и общественной  деятельности личности.

 В  условиях компьютеризации, внедрения  новых производственных технологий  возрастает роль профессиональной  ориентации. Молодое поколение нуждается  в продуманной социальной политике, в которой акценты будут смещены  на формирование готовности к  самостоятельному труду, на независимое  психологическое сопровождение  процесса становления и развития  профессионала.

 Сегодня  становится возможным определение  комплексной системы профессиональной  ориентации как социального института, включающего в себя оказание  современных профессиональных услуг, как системы социальной поддержки  молодежи, способов распространения  социально значимой профессиональной  информации. Эта система является  первой ступенью в научно обоснованном формировании рынка профессий. Для того чтобы успешно прогнозировать профессиональную структуру будущего общества, надо хорошо знать, какие профессии нужны, почему и сколько.

 Интерес  к данной теме сохраняется  на протяжении многих лет. Молодежь  ругали всегда - и в папирусах  Древнего Египта, и в письмах  и эссе древних греков можно  встретить сетования на то, что "молодежь пошла не та", что  утрачена прежняя чистота нравов  и т.д., и т.п. Вот и сегодня  со всех сторон доносятся упреки  молодежи в аморальности, в отказе  от традиционных для белорусов  ценностей, в меркантилизме и  т.п. Подобные упреки отражают  актуальность исследований ценностных  ориентаций и представлений о  будущем у подрастающего поколения.

 Важность  социологических исследований молодежи  определяется также и ее уникальным  положением в обществе. Молодежь  находится в центре происходящих  в социуме событий: с ней связываются  основные надежды, она реализует  основные идеи и ценности социума. Общество, благодаря своим разнообразным  институтам (семья, образовательные  учреждения, массовые коммуникации  и т.д.) осуществляет воздействие, создает условия для формирования  и развития молодежи, на их  поведение. Настоящая Концепция  разработана во исполнение постановления  Совета Министров Республики  Беларусь от 14 октября 2000 г. N 1598 "О  развитии системы профессиональной  ориентации молодежи". В Концепции  определены основная цель, задачи, принципы и направления развития  профессиональной ориентации молодежи, которая представляет собой научно-практическую  систему государственных мероприятий  по подготовке подрастающего  поколения к осознанному выбору  профессии.

 Важнейшая  задача профессиональней ориентации  молодежи - способствовать своевременному  и осознанному выбору профессии, учебного заведения, иных форм  профессиональной подготовки, а  также ее трудоустройству и  социально-профессиональной адаптации.

 Профессиональная  ориентация включает:

профессиональную информацию - ознакомление молодежи с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

профессиональную консультацию - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретней профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями;

профессиональную, производственную и социальную адаптацию - систему мер, способствующую профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Основная цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации молодежи

 Основной  целью системы профессиональной  ориентации молодежи является  удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении  для молодежи возможности и  способности свободного и осознанного  выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным  интересам, потребностям, особенностям  и запросам рынка труда в  квалифицированных, конкурентоспособных  кадрах.

 В  связи с этим важными социально-экономическими  задачами являются создание и  последовательное развитие государственной  системы профориентации, охватывающей  всю территорию республики и  обеспечивающей молодежи равные  возможности получения профориентационных услуг, разработка нормативной правовой базы ее функционирования, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

 Система  профессиональной ориентации должна  стать неотъемлемым элементом  всей кадровой политики и частью  двух сопряженных систем: непрерывного  образования и эффективной занятости.

 В  основу деятельности по профессиональной  ориентации молодежи положены  следующие принципы:

- равные  возможности получения профориентационных услуг, независимо от места проживания, учебы или работы, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения;

- доступность  профессиональной и иной информации, необходимой для выбора или  перемены профессии, формы обучения  и трудоустройства;

- добровольность  получения профориентационных услуг для всех социальных групп;

- конфиденциальный  и рекомендательный характер  профконсультаций и профподбора, соблюдение специалистами профессиональной этики;

- приоритет  интересов и возможностей личности, гуманистический характер профориентации.

 По  мере становления рыночных отношений  проблема профессиональных предпочтений  молодёжи всё более актуализируется  и усложняется. Актуальность и  значимость данной темы определяется  тем, что главными чертами современной  ситуации является нестабильность, противоречивость жизни в настоящем, неопределённость в отношении  будущего. Нестабильностью характеризуются  многие сферы общественной жизни, социальные институты, в которые  включается молодёжь. Это относится  и к системе образования, где  каждый год увеличивается число  платных услуг в сфере обучения, и происходит рост требований  к знаниям абитуриентов, и к  сфере занятости, где положение  в течение последнего времени  ухудшилось. Иными стали ценности  и нормы. Нестабильность, политические  процессы затронули и семью, негативно  влияя на её материальное положение  и морально-психологический климат. В таких условиях молодым людям действительно трудно принимать решения, имеющие жизненно важное значение как для самого человека, так и для общества в целом.

 В  выборе профессии большое значение  имеет интерес к ней, индивидуальные  склонности к данному виду  деятельности. Но, как правило, все  эти предпосылки вступают в  силу лишь в том случае, если  социальный статус этой профессии  не противоречит социальным и  ценностным ориентациям молодого  человека. В результате социальная  и профессиональная ориентация  представляет собой как 2 части  единого целого. Проблема состоит  в том, что субъективные намерения  молодого человека сталкиваются  с объективно существующими социально-экономическими  условиями функционирования общества. Во-первых, выбор профессии связан  с возможностями профессионального  образования, получение которого  для молодёжи ограничено определёнными  условиями и правилами приёма  на те или иные специальности, а в рыночных условиях ещё и материальными возможностями. Во-вторых, структура и наличие свободных рабочих мест в экономике может не соответствовать не только намерениям, но и объёму и структуре выпуска специалистов их учебных заведений.

 Интерес  к данной теме состоит ещё  в том, что особую остроту проблема  формирования профессиональных  предпочтений молодёжи приобретает  в современной ситуации, когда  важным качеством для молодых  людей становится особенность  переучиваться, применять свои знания  в различных сферах социально-экономической  жизни. Так как влияние многих  факторов носит не прямой, а  косвенный характер, то в обществе  происходит как бы «многократное  преломление» их влияния на  молодёжь. Среди таких факторов  могут быть как уже существующие, так и только зарождающиеся  или только ещё ожидаемые, что  иногда приводит к прямо противоположным  последствиям. Например, падение престижа  квалифицированного труда и образования  в реформируемой экономике не  снизило стремление выпускников  школ получить высшее профессиональное  образование; ухудшение материального  положения многих семей не  изменило решения молодых людей  продолжить образование и т.д.

 Итак, сделаем анализ статистических  данных за 2007 и 2008 г. Берём данные  для средних и высших учебных  заведений.

Таблица 1. Основные показатели образования.

2007 

2008

Число учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования 

3927 

3821

В них учащихся, тыс. человек 

1134,9 

1083,2

Число учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования 

225 

224

В них учащихся, тыс. человек 

105,1 

99,0

Число учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования 

Информация о работе Эмпирическая интерпретация понятий исследования