Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:06, контрольная работа
Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.
Содержание понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность……………………………………………………………….…3
1.1.Структура личности. Социальные типы личности……….…..8
Структура личности………………………………………………….....13
Социализация личности………………………………………………..14
3.1. Стадии социализации………………………………………...……15
4. Ресоциализация………………………………………………………….15
Список литературы …………………………………………………….....16
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Казанский национальный
исследовательский
Высшая школа бизнеса
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
Социология
Выполнил
Проверил
Казань 2012
Введение:
1.1.Структура личности. Социальные типы личности……….…..8
3.1. Стадии
социализации………………………………………...
4. Ресоциализация…………………………………………
Список литературы …………………………………………………….....16
Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди - таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр. Лукач: "Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа". Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество.
Человек - живое
существо, обладающее даром мышления
и речи, способностью создавать орудия,
и пользоваться ими в процессе
общественного труда. С биологической
точки зрения, человек - высшая ступень
развития животных на земле. В то время
как поведение животного
Индивид и индивидуальность (от лат. individum - неделимый) - понятия, используемые, как правило, для описания и отображения разнообразных ипостасей бытия личности.
Понятие "индивид" (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина "атом") сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса социальной группы, как своеобычном социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума. Используется также для введения представления о человеке как носителе какого-либо единичного качества.
Индивид - отдельный
представитель человеческого
Понятие индивидуальности выступает и как биосоциальная данность, и как характеристика личности. Индивидуальность как характеристика личности - это неповторимый, самобытный способ бытия каждой личности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется как социальными условиями, так и собственным жизнетворчеством. Знать то, что дано человеку от природы, и быть готовым к долгому и мучительному труду по реализации и развитию этого дара, по констатированию собственной уникальности, - таков путь становления и развития индивидуальности личности.
Каждый человек как индивидуальность есть неповторимое, незаменимое событие. В то же время степень развития этой индивидуальности выражена у людей по-разному. Именно этот факт привел В.З. Зеньковского к выводу, что есть немало серых, неразвитых людей, у которых индивидуальность как бы не дана, поэтому у них нет ничего, что следовало бы развивать, воспитывать как индивидуальную силу. В действительности все люди обладают индивидуальностью, но разной степенью ее проявления. Человека с непроявленной, "стертой" индивидуальностью в какой-то мере можно считать "не нашедшим себя", "не сделавшим" свою индивидуальность. Таким образом, понятие индивидуальности характеризует личность с точки зрения ее своеобразия и неповторимости. В самом понятии личности фиксируется ее самостоятельность, сознательное - волевое и нравственное начало. Оно характеризует индивида с точки зрения социальных качеств, не просто продукта, но и субъекта общественных отношений и исторического процесса. Слово "личность" употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность новорожденного", понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности - отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение "раздвоение индивида" - бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое - целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. А.Н. Леонтьев подчеркивал невозможность поставить знак равенства между понятиями "личность" и "индивид" ввиду того, что личность - это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Личность невозможна вне социальной деятельности и общения.
Индивидуальность - не просто “атомарность” человека, а скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности. Как сказал современный немецкий философ Ю. Хабермас, “моя концепция меня самого” имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностной ориентации данного общества.
Личность
с точки зрения социологии – это
ядро, связывающее психические
Личность - субъект исторического процесса, общественного поведения, познания, общения, труда и творчества. Она развивается, самореализуясь в труде, общении, познании и творчестве. Ее развитие - это, прежде всего, совершенствование ее способностей и возвышение потребностей. Социальное развитие личности ведет за собой ее психическое совершенствование. Но и изменение ее психики оказывает сильнейшее влияние на ее социальное развитие. При этом психологические характеристики оказываются наполненными социально-историческим содержанием. Развитие личности включает в себя переход от зависимого положения ребенка к самостоятельности, от подчиненного положения в семье - к равенству, от беспечности - к пониманию своей ответственности, от примитивных интересов - к сложным. Очень важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков - к поведению, которое определяется долгосрочными и глубоко продуманными задачами. Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К. Маркс, главное в личности "не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество".
Личность
является объектом изучения ряда гуманитарных
наук, прежде всего, философии, психологии,
социологии. Философия рассматривают
личность с точки зрения её положения
в мире как субъекта деятельности,
познания и творчества. Психология
изучает личность в качестве устойчивой
целостности психических
Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.
Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.
Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.
Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих.
1.1. Структура Личности. Социальные типы личности.
Социология выделяет следующие типы личности:
Идеальный - воплощает в себе особенности социального идеала определенного общества;
Нормативный - представляет совокупность качеств личности, необходимых для развития данного общества;
Реально существующий или Модальный - преобладающий тип личности на определенном этапе развития общества, который может существенно отличаться от нормативного, а тем более идеального типов.
Другая типология личности построена на воображаемой трехкомпонентной структуре: гармоничный, традиционный, технократический и неадагитований тип. Она может быть полезна при анализе современных тенденций развития украинского общества.
Важнейшие компоненты структуры личности - память, культура и деятельность.
Память - Система знаний, усвоенных личностью в процессе ее жизнедеятельности.
Она является отображением действительности в форме как определенной системы научного знания, так и повседневных знаний в целях, которые преследует личность.
Культура личности - Совокупность социальных норм и ценностей, которыми она руководствуется в процессе практической деятельности.
Предстает как
реализация потребностей и интересов
личности, определяет особенности, взаимодействия
субъектов социального
Деятельность - целенаправленное воздействие субъекта на объект. Вне отношениями субъекта и объекта деятельность не существует. Она всегда связана с активностью субъекта, которым во всех случаях является человек или персонифицированная ней социальная общность. Объектом деятельности могут быть и человек, и материальные или духовные условия жизни.
Социологи выделяют такие типы личности:
1. Традиционалисты
- ориентированы на ценности