Содержание
Введение
Одной из основных деятельности
в любом научном знании является исследовательская
деятельность. Сложность исследовательской
деятельности, наличие большого количества
требований для сохранения объективности
знаний, преемственности знаний требует
специальной организации.
Проблема организации исследовательской
работы сохраняет свою актуальность в
связи с тем, что научно-исследовательская
работа является ключевой деятельностью
по развитию науки в целом. Правильная
организация исследования, подбор адекватных
методов и организация исследования в
соответствии с гипотезами, позволяют
наиболее адекватно верифицировать или
фальсифицировать гипотезу.
На основании чего можно утверждать,
что тема организации исследования, создания
плана исследовательской деятельности,
выделения основных этапов работы сегодня
не утратило своей актуальности в связи
с практической значимостью.
Данная работа представляет
собой теоретический анализ методов организации
социологического исследования, имеет
практическую направленность.
Целью работы является исследование основ
организации социологического исследования,
в зависимости от особенностей исследовательской
задачи.
Исходя из заявленной цели,
можно выделить ряд задач анализа
теоретических данных, среди которых:
- Анализ особенностей организации
исследования в области социологических
знаний;
- Выявление особенностей организации
социологического исследования в зависимости
от исследовательской задачи, включающий
анализ структуры исследования, выявление
этапов исследования;
- Определение этапов исследования
в зависимости от методов социологического
исследования и вида полученных данных.
Объектом исследования становятся способы организации
социологического исследования.
Предмет исследования – способы поэтапной организации
социологического исследования в зависимости
от поставленных целей и задач.
Основой работы являются теоретический
анализ (сбор, анализ, синтез теоретического
материала) учебно-методической литературы,
а так же методологических основ социологии.
1. Организация социологического
исследования
Данная
часть работы направлена на выявление
особенностей организации исследовательской
деятельности, ее требований к организации,
что определяет особенность выявления
этапов социологического исследования.
Особенность социологии как науки во многом
определяет организацию исследования.
Рассмотрим определение социологии.
Социология
– наука об общих и специфических закономерностях
развития и функционирования конкретных
социальных систем (обществ), социальных
институтов и общностей, образующих структуру
социальных систем, исследующая механизмы
и процессы взаимодействия и взаимосвязи
как внутри, так и между названными институтами
и общностями, а также характер и формы
проявления этих закономерностей в деятельности
личностей, социальных групп, общностей,
институтов на основе соответствующей
эмпирической информации. На основании
данного определения можно сделать следующие
выводы.
Социологическое
исследование есть довольно сложным делом,
требует серьезной и продолжительной
подготовки. Надежность и ценность полученной
информации непосредственно зависит от
овладения правилами, технологией подготовки
и проведения. Социологическое исследование
представляет собой систему логически
последовательных методологических, методических
и организационно-технических процедур,
для получения научных знаний о социальном
явлении, процессе.
Следовательно,
можно говорить о двух типах конечных
результатов социологического исследования.
Первый – достаточно традиционный, неспецифический,
являющийся итогом исследования в рамках
любого научного направления. Он представляет
собой новое знание о какой-либо предметной
области социального мира. Второй тип
– это информация, полученная средствами
социологии в связи с необходимостью решения
какой-либо практической проблемы и включенная
в структуру информационного обеспечения
органа социального управления1.
Социология
как наука во многом определяет содержание
социологического исследования, в свою
очередь, предмет исследования социологии
влияет на специфику исследования.
Социологическое
исследование имеет ряд специфических
особенностей, которые формируются за
счет специфики предмета исследования:
1. В
отличие от наук о природе
субъект и объект исследования
в социологии очень трудно (практически
невозможно) отделить друг от
друга. Исследователь социального
мира, сам находясь в этом мире,
не может быть нейтральным
по отношению к объекту своего
исследования. Да и объект социологического
исследования весьма нелегко
отделить от сопряженных с
ним социальных образований. Эта
ситуация имеет как свои достоинства,
так и недостатки. Достоинство
заключается в том, что субъект
исследования «погружен» в реальный
социальный мир, и получаемое
в результате исследования знание
неизбежно имеет выход на практику2.
2. Предмет
исследования в социологии, как
правило, совпадает с актуальной
социальной проблемой, а его результаты
(как мы упоминали) ориентированы
прежде всего на использование в практической
деятельности органов управления. То есть
социология в существенной своей части
управленческая наука, и использование
ее возможностей в практике социального
управления объективно-неизбежно. Именно
этим объясняется ее включение в качестве
источника специализированной информации
в соответствующие звенья структуры и
этапы управленческого цикла.
3. В
социологии для обоснования содержательных
выводов в ранг принципа возводится
привлечение конкретного эмпирического
материала. Это бесспорное достоинство
также характеризует социологию как управленческую
науку.
Социологическое
исследование определяет ряд требований
к исследователю. Организация социологического
исследования требует ряд компетенций3:
- способность
анализировать социально значимые
проблемы и процессы;
- способность
самостоятельно формулировать цели,
ставить конкретные задачи научных исследований
в различных областях социологии и решать
их с помощью современных исследовательских
методов с использованием новейшего отечественного
и зарубежного опыта;
- способность
использовать основные положения
и методы гуманитарных и социально-экономических
наук при решении профессиональных задач;
- способность
и готовность использовать знание
методов и теорий социальных
и гуманитарных наук при осуществлении
экспертной, консалтинговой и аналитической
деятельности;
- владение
иностранным языком на уровне,
достаточном для поиска и анализа иностранных
источников информации;
- способность
работать с информацией в глобальных
компьютерных сетях;
- способность
применять в профессиональной деятельности
базовые и профессионально-профилированные
знания и навыки по основам социологической
теории и методам социологического исследования;
- способность
использовать базовые теоретические
знания, практические навыки.
Структура социологического
исследования в основном зависит от типа
исследования: теоретическое или эмпирическое
исследования.
Анализ – весьма широкое понятие,
лежащее в основе всей научной и практический
деятельности человека. Аналитическая
работа — абсолютно необходимый элемент
любой управленческой деятельности. Это
обусловлено тем, что эффективное управление
возможно лишь на основе тщательного изучения
всей информации, имеющей даже отдаленное
отношение к управляемой системе4.
В зависимости от подхода к
анализу выделяют:
–теоретический анализ – это
анализ действия социологических законов,
категорий, абстрактных понятий, преимущественно
качественный логический анализ;
–конкретно–социологический
анализ – это преимущественно количественный
анализ, выраженный в конкретных расчетах,
формулах.
Базой для конкретно–социологического
анализа является теоретический анализ.
Таким
образом, нами был проведен анализ особенности
организации социологического исследования
в зависимости особенностей организации
исследования в области социологических
знаний, которые, как было нами определено
в ходе анализа, определяются особенностями
социологического исследования, его объектом,
предметом и характеристиками методов
исследования.
2. Структура социологического
исследования
Данная часть работы направленна
на исследование различных этапов социологического
исследования, а так же направлена на раскрытие
содержания этапов социологического исследования.
Основой формирования социологического
исследования является разработка программы. А.И. Шикун определил программу
социологического исследования как теоретический
документ, излагающий методологические,
методические и организационные принципы,
приемы, средства изучения конкретного
социального объекта, В.А. Ядов как изложение
его теоретико-методологических предпосылок
(общей концепции) в соответствии с основными
целями предпринимаемой работы и гипотез
исследования с указанием правил процедуры,
а также логической последовательности
операций для их проверки5.
В проведении социологических
исследований выделяют четыре последовательных,
логически и содержательно взаимосвязанных
этапа:
1. Подготовительный (предварительный).
Состоит в изготовлении программы и инструментария
– анкеты, бланка интервью, бланка фиксирования
результатов наблюдение, анализа документов
и т.п. Имеет целью подобрать методики,
позволяющие диагностировать профессиональную
рефлексию и деформацию педагога, а также
особенности ценностно-смысловой сферы.
2. Сбор первичной социологической
информации. Происходит он с
помощью опрашивания, наблюдение, анализа
документов, эксперимента;
3. Упорядочение и обработка
собранной информации;
4. Анализ обработанной
информации, подготовка отчета, формулирование
выводов, разработка рекомендаций.
Специфика любого из этапов
зависит от конкретного вида социологического
исследования, которые выделяют в зависимости
от взятых за основу критериев, важнейшими
из которых есть цель исследования, глубина
нужного анализа, метод собирания первичной
социологической информации, объект исследования,
сроки проведения, отношения между заказчиком
и исполнителем, сфера социальной действительности,
которую изучают6.
Подготовка социологического
исследования насыщенная разнообразными
видами работ, специфическими научными
процедурами, главнейшими из которых
есть7:
- выбор методологии исследование
и интерпретации полученных данных;
- изготовление инструментария
(анкеты, бланка интервью, бланка для проведения наблюдения
и т.п.);
- обоснование теоретических
основ, логической последовательности
исследования;
- формирование исследовательской
группы соответственно цели или задач
исследования –разработчиков программы и инструментария,
исполнителей полевых исследований,
специалистов из обработки полученной
информации, аналитиков для подготовки
итогового отчета;
- разработка методических документов
для собирания первичной информации (лист интервью, наблюдения и т.п.);
- разработка программы обработки
данных;
- обучение специалистов полевых исследований.
Каждое социологическое исследование
начинается с выяснения намерений
и цели заказчика, уточнение темы исследование,
определение сроков и затрат, связанных
с ними, выяснение финансовых, материально-технических
аспектов дела. После этого наступает
непосредственная исследовательская
работа, начало которой связанны с созданием
программы.
Программа социологического
исследования – есть научным документом,
который содержит схему логически обоснованного
перехода от общих теоретических представлений
про исследуемое социальное явление
процесс, к использованию инструментария
и выполнение исследовательских процедур
(сбор, обработка и анализ информации).
Программа есть стратегическим
документом, который дает возможность
заранее увидеть исследования в целом,
составив выводы относительно концептуальных
основ, методики проведения, спрогнозировать
его результативность.
Она выполняет методологической,
методическую, организационную функции.
Их реализация влияет на структуру
программы, которая состоит из методологической
и методической частей8.
Методологическая часть программы
включает такие компоненты:
- формулирование и обоснование
проблемы;
- разработка цели и задач исследование;
- определение объекта и предмета
исследования;
- системный анализ объекта исследования;
- формулирование рабочих гипотез
исследования;
- интерпретация основных понятий исследования.
Методическая часть программы
предусматривает9:
- разработку стратегического
плана исследования;
- определение исследуемой совокупности,
разработка выборки исследование;
- выбор и описание методов собирания
первичной социологической информации
(опрашивание, анализ документов, наблюдение,
эксперимент);
- логика анализа и интерпретация собранной первичной социологической информации за разработанным инструментарием;
- описание схемы анализа полученных
данных.
В методическую часть программы
социологического исследования включается
также характеристика применяемых методов
и приемов сбора первичной информации
(анкетного опроса, интервью, анализа документов,
наблюдения и др.); логическая структура
инструментария, из которого видно, на
выявление каких свойств предмета исследования
направлен тот или иной блок вопросов;
порядок их расположения в инструментарии.
Сам инструментарий прилагается к программе
в качестве самостоятельного документа10.