Этика делового общения в традиционном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 14:46, реферат

Краткое описание

Тема данного эссе весьма актуальна на сегодняшний день, да и, пожалуй, на все времена ведь этика делового общения – это часть нашей повседневной жизни. Но для того чтобы лучше разобраться во всех тонкостях и нюансах данной темы, нам необходимо рассмотреть некоторые базовые понятия такие как понятие делового общения, традиционного общества, этики, общения (общее понятие) и так далее. Этика делового общения представляет собой частный случай этики вообще и содержит ее основные характеристики. Деловое общение - это необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми.

Вложенные файлы: 1 файл

Этика делового общения в традиционном обществе.docx

— 25.54 Кб (Скачать файл)

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Министерство образования Российской Федерации

Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й  У Н И В Е Р С И Т Е Т

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет Менеджмента

Кафедра общего менеджмента

 

 

 

эссе

 

на тему: «Этика делового общения в традиционном обществе».

 

 

 

Студента группы М-10-3

Зайцева Н. А.

 

 

Преподаватель:

Голдырева В. А.

 

 

2012

    Тема данного эссе весьма актуальна на сегодняшний день, да и, пожалуй, на все времена ведь этика делового общения – это часть нашей повседневной жизни. Но для того чтобы лучше разобраться  во всех тонкостях и нюансах данной темы, нам необходимо рассмотреть некоторые базовые понятия такие как понятие делового общения, традиционного общества, этики, общения (общее понятие) и так далее. Этика делового общения представляет собой частный случай этики вообще и содержит ее основные характеристики. Деловое общение - это необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают эпические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или подсознательно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении. Как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. Говоря о традиционном обществе: общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Ну и наконец, понятие этики. Этика – это учение о морали нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Важнейшими категориями этики являются: добро, зло, справедливость, благо, ответственность, долг, совесть и так далее. И так, мы разобрались с основными ключевыми понятиями. Далее я бы хотел перейти непосредственно к рассуждениям на тему этики делового общения в традиционном обществе.

    Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, то есть в различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей. Более того, на всем протяжении  развития морального сознания внутренним стержнем и структурой его изменения является противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного. В этом противоречии между должным и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения (в том числе и делового общения и поведения человека). С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно должным образом, а с другой - ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм. Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике делового общения, потому что именно в этом виде общения основной предмет, по поводу которого оно образуется, является внешним для людей. Общение – это процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатом деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. В процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация. А так же в социально-философском плане этика делового общения определяется общественно-экономическим строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом общественного сознания. В традиционном обществе (обществе «механической солидарности» по Эмилю Дюркгейму), основанном на общности социальной жизни, коллективных представлениях, мифологическом сознании и межличностных отношениях, основным механизмом делового общения являются ритуал, традиция и обычай. Им соответствуют нормы, ценности и стандарты этики делового общения. Отличительной способностью этого типа общности является то, что здесь еще нет того разрыва между этическими нормами делового общения и общими представлениями о нравственной жизни, который появится в обществе с развитыми рыночными отношениями. Общие нормы морали являются здесь и нормами делового общения. По большей части они еще не отделяются друг от друга и не противопоставляются друг другу, подобно тому, как деловая жизнь не противопоставляется личной жизни. Но и тогда, когда в рамках традиционного общества возникают частные и корпоративные интересы, общие нормы нравственности все еще продолжают играть главную роль. Такие понятия, как справедливость, честь, достоинство, свобода, ответственность имеют здесь экзистенциальный жизненно важный для человеческого существования смысл и наполнены не абстрактным, а реальным жизненным содержанием. За утверждение этих ценностей люди часто жертвовали своей жизнью. Такой характер этики делового общения мы обнаруживаем уже в Древней Индии. Все человеческое поведение и общение, в том числе и в деловой сфере, подчиненно здесь высшим (религиозным) ценностям. Человек этого общества должен не обращать внимания на то, что другие люди скажут или подумают о нас, или сделают, а вовсе наоборот - идти на работу так же, как солдаты идут на сражение, не заботясь о последствиях. Расценивать хорошую репутацию, честь, имя, удобные обстоятельства, комфорт, людские привязанности как ничто, если религиозное обязательство потребует пожертвовать ими. Первостепенная роль этическим нормам ритуала, обычая отводится в деловом общении и древнекитайского общества. Не случайно знаменитый Конфуций (551 – 479 до н. э.) именно долг, справедливость, добродетель. Далее я бы хотел затронуть деловой этикет, так как данное понятие и его особенности непосредственно тесно взаимосвязаны с темой данного эссе. Этикет обладает большим нравственным смыслом. С его помощью можно выразить признание значимости человека, с которым вступают в контакт, уважение к нему. Если человек является представителем государства или определенной фирмы, то этикетом выражается отношение к его рангу и его государству, его фирме. В этом случае этикет заключает в себе политический смысл. Этикет обязывает признавать установленные государством значимости, такие, как ранг, титул, чин. Например, военный этикет состоит в поддержании дисциплины, организованности, порядка, выражении готовности беспрекословно выполнять приказы старших по званию. Определение этикета как установленного порядка проведения где-либо дает наиболее общее представление о нём.  Деловой этикет богаче по своему содержанию, поскольку относится к данной категории как особенное к общему. Деловой этикет – это важнейшая сторона морали профессионального поведения предпринимателя. У отечественных начинающих бизнесменов срывается множество выгодных сделок, особенно с инофирмами, из-за того, что они не знают правил делового этикета. Правила этикета, облаченные в конкретные формы ведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, защиты и так далее. Вторая сторона – это эстетическая: она свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения. В этике делового общения в традиционном обществе и не только – существует ряд необходимых правил и норм поведения. Например, для приветствия можно пользоваться не только вербальными (речевыми) средствами «Здравствуйте!», «Добрый день», но и невербальными жестами: поклоном, кивком, взмахом руки и тому подобное. Можно равнодушно сказать: «Здравствуйте», кивнуть головой и  пройти мимо. Но лучше поступить иначе - сказать, например: «Здравствуйте, Вера Александровна!», тепло улыбнуться и остановиться на несколько секунд. Такое приветствие подчеркивает наши добрые намерения к человеку, ведь звучание собственного имени – это всегда весьма приятно для восприятия последующей информации. Обращение без имени - это обращение формальное. Будь то подчиненный или начальник, сосед по лестничной площадке или попутчик в общественном транспорте. Обращение по имени, а еще лучше по имени и отчеству - это обращение личности. Произнося имя, отчество, мы подчеркиваем уважение человеческого достоинства, демонстрируем душевное положение. Такое приветствие говорит о культуре человека и создает ему репутацию деликатного, воспитанного, тактичного человека. Конечно, с подобными качествами люди не рождаются. Эти качества воспитываются, а потом входят в привычку. Чем раньше начнется такое воспитание, тем лучше: скорее войдет в привычку. Особенно тяжело дается формирование хороших привычек интеллигента бизнесменам первого поколения, так как приходится большей частью идти путем проб и ошибок. Кроме правил этикета для всех существует также профессиональный этикет. В жизни всегда были и останутся отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники какого-либо взаимодействия всегда стараются сохранить наиболее оптимальные формы этого взаимодействия и правила поведения. От новичка они станут требовать неукоснительного соблюдения отработанных и проверенных правил делового общения, так как они облегчают выполнение профессиональных функций, а так же способствуют достижению поставленных целей. В том или ином коллективе, группе работников, сотрудников, деловых людей складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности. В практике деловых отношений всегда есть какие-то стандартные ситуации, которых невозможно избежать. Для этих ситуаций и вырабатывают формы и правила поведения. Этот набор правил составляет этикет делового общения. Вот одно из определений этикета деловых отношений - это свод поведения в бизнесе, который представляет внешнюю сторону делового общения. Деловой этикет – это результат длительного отбора правил форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях. Если мы хотим установить прочные деловые отношения с зарубежными партнерами, то знание делового этикета просто обязательно. Правила делового этикета помогают сближению экономических и финансовых интересов торговых людей, бизнесменов. Прибыль была и остается выше всех различий национального характера, вероисповедания, социального положения, психологических особенностей. Эти различия подчинялись этикету интересующей бизнесмена страны. Подчинение правилам игры определяющей стороны создавало основу для успеха сделки.

    Принимая всё  вышесказанное во внимание, я  бы хотел подвести некий итог. И так: Этика делового общения  в традиционном обществе представляет  собой частный случай этики  вообще в целом и содержит  ее основные принципы и характеристики. А так же, применимости этики деловых отношений, в области ее активного исследования и практического применения существуют следующие актуальные вопросы:  нормы и правила построения взаимоотношений в деловой сфере и не только, правила, рекомендации и оптимальные алгоритмы поведения и общения в конкретных деловых ситуациях: переговорах, конструктивной критике, в конфликтных ситуациях, а так же деловой этикет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы 

  1. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 2007. – 415с 
  2. Андреева И.В. Этика деловых отношений. – СПб.: Вектор, 2005.-160с.
  3. Зельдович Б.З. Деловое общение.  - М.: Альфа-Пресс, 2007. - 456с
  4. Учебник «Социология культуры» (глава «Историческая динамика культуры: особенности культуры традиционных и современных обществ. Модернизация»)

 


Информация о работе Этика делового общения в традиционном обществе