Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 09:22, реферат
Проблема социальной ответственности и этики менеджмента одна из самых актуальных тем на сегодняшний день, так как она подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований. Именно такой подход предпринимателя к своей деятельности позволит совершить коренные изменения в сложной социально - экономической ситуации, в которой сейчас находится Россия.
Введение
3
1. Ценности и социальная ответственность
5
2. Проблемы социальной ответственности и этики бизнеса
11
Заключение
14
Список использованной литературы
Этническая экономика и проблемы социальной ответственности бизнеса
Содержание
Введение |
3 |
1. Ценности и социальная ответственность |
5 |
2. Проблемы социальной ответственности и этики бизнеса |
11 |
Заключение |
14 |
Список использованной литературы |
15 |
Введение
Проблема социальной ответственности и этики менеджмента одна из самых актуальных тем на сегодняшний день, так как она подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований. Именно такой подход предпринимателя к своей деятельности позволит совершить коренные изменения в сложной социально - экономической ситуации, в которой сейчас находится Россия.
В обществе сложились представления о том, что бизнес должен ответственно действовать в таких сферах как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителей и т.д. Следовательно, предприниматели должны часть своих ресурсов и усилий направлять на пользу местных сообществ, в которых функционируют их предприятия и таким образом на пользу общества в целом, т.к. организации не могут длительное время работать ответственным образом, находясь в конфликте с окружением.
Для успешного бизнеса предприятие должно уметь приспосабливаться и откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду более благожелательной к организации. Расходы на социальную ответственность оправданы фактом совершенствования различных сегментов общества, а также улучшения отношения общественности к бизнесу, что повышает лояльность потребителей к производителям продукции, снижает уровень государственного регулирования и ведет к общему улучшению состояния общества.
Однако, бизнес чтобы стать социально ответственным должен анализировать собственные прямые действия и окружающую среду и выбирать программы, которые помогут этой среде в большей мере.
Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.
Советская общественная система развалилась, а новое государство до сих пор не создало.
В результате сегодня мы наблюдаем картину: государство находится в поисках того, на чьи плечи можно переложить хотя бы часть этих обязанностей. В свою очередь, наиболее активная часть нашего общества – предпринимательство - решило не ждать милостей, в данном случае от государства и приступило к поискам собственных методов решения социальных проблем.
Нужно привлекать бизнес, развивать его, чтобы бизнесмены вкладывали деньги в различные проекты, чтобы люди могли получать достойные пенсии и иметь достойные зарплаты, а не жить на подачки.
Центральное место в этике бизнеса занимают базисные ценности, т.е. официально принятый в организации набор наиболее значимых и неизменных принципов, на которых основывается поведение сотрудников.
Совершенно очевидно, что базисные ценности это, прежде всего ценности этического характера. Их следует отличать от ценностей конкретной личности (например, религиозные убеждения и политические взгляды) или общечеловеческих ценностей (например, свобода, терпимость). В организациях формирование базисных ценностей проходит долгий путь трансформации, в результате чего они, как правило, становятся потребностями или обязательствами перед обществом. В этом смысле базисные ценности носят прагматичный характер. И их выбор определяется спецификой каждой организации.
В настоящее время больше руководителей российских организаций признают необходимость формирования своих базисных ценностей. Для таких руководителей, очевидно, что образ организации формируется не только тем, что она производит, но и ее культурой.
Основой современной деловой этики, ее обязательной составляющей является социальная ответственность фирмы и руководителя.
Ответственность - это обязательства выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.
Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, т.е. пределы долга. Под долгом понимают обязанность личности перед своей совестью, а под совестью - осознание и переживание ответственности, т.е. понимание смысла совершаемых действий и их последствий.
Различают юридическую и социальную ответственность.
Юридическая ответственность - это следование конкретным законам и нормам государственного регулирования. Эти нормы определяют что организация может и чего не должна делать.
За последние двадцать лет во взаимоотношениях между государством, гражданскими институтами частными компаниями произошли изменения. В результате процессов дерегулирования, приватизации и глобализации на первый план начали выходить принципиально новые формы общественного взаимодействия. По мере того, как правительства стран постепенно понимают, что жестокое регулирование и грабительские налоги не приводят к повышению общественного благосостояния, скорее наоборот, акценты во взаимодействии с частным сектором постепенно смещаются в сторону добровольного саморегулирования. С другой стороны частный сектор постепенно переходит к более сложным, стратегическим формам взаимодействия с общественностью и правительством. Одной из таких форм являются корпоративные программы социальной ответственности.
Почему социальной ответственности уделяется внимание? Называют несколько причин, среди которых:
- Глобализация и связанное с ней обострение конкуренции;
- Растущие размеры и влияние компаний;
- Сокращение и репозиционирование правительств;
- Конкуренция компаний за персонал;
- Рост гражданского активизма;
- Возрастающая роль нематериальных активов.
Принято считать, что понятие социальной ответственности бизнеса в современном смысле родилось на всемирном саммите 1992 года в Рио-де - Жанейро, когда ряд транснациональных компаний, объединившихся под именем Всемирный деловой совет по устойчивому развитию смогли предложить программу саморегулирования, в результате инициативы чиновников ООН по введению законодательного регулирования не получили поддержки. Именно с 1992 года, на западе все более широкое распространение получает точка зрения в соответствии, с которой частные компании по собственной инициативе должны играть существенную роль в достижении общественных целей под флагом корпоративного гражданства.
Социальная ответственность выходит за пределы определенных законом требований и предполагает добровольный отклик на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, моральными обязанностями. Например, пожертвование в целях помощи инвалидам или донорская деятельность не регулируется юридическими законами и являются добровольными, но это примеры социально ответственного поведения.
Социальная ответственность связана с выполнением общих правил, которые усваиваются человеком. Эти правила формируются с детства и постепенно из внешних требований становятся внутренними психологическими.
Социальная ответственность вытекает из целей организации:
1. «Прибыль и эффективность» - если рассматривать организацию как экономическую целостность, обязанную заботиться об эффективности использования своих ресурсов, то социальная ответственность ограничивается производством продукции и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан а также максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров (деятельность должна быть в рамках закона).
2. «Прямое социальное действие» - организация является сложной частью окружения. Многослойная общественная среда может сильно влиять на достижение ее целей. Часть своих усилий и ресурсов организация должна направлять по социальным каналам.
Подход к выбору предпочтительных целей должен учитывать группы, действующие в поле фирмы и их интересы.
Заинтересованной группой называется любое сообщество внутри организации или вне ее, предъявляющее определенные требования к результатам деятельности компании и характеризующееся определенной скоростью. Наиболее важные заинтересованные группы крупной компании - инвесторы, акционеры, работники, покупатели и поставщики. К числу влиятельных заинтересованных групп относятся также правительство и жители региона, в котором расположено производство компании. К заинтересованной группе жителей региона мы относим не только проживающих в нем людей, но и местные власти, природную среду и физическое окружение, качество жизни людей. Отдельно выделяются группы с особыми интересами, они могут включать в себя торговые и профессиональные ассоциации, а также комиссии по защите прав потребителей. Социально ответственные организации учитывают влияние своих действий на все заинтересованные группы.
Существует не один аргумент за социальную ответственность:
1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного общества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут быть в собственных интересах предприятия в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе наиболее благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у поставщиков, потребителей и местного сообщества формируются привлекательный образ предприятия.
2. Изменение потребностей
и ожидание широкой публики. Связанные
с бизнесом социальные
3. Наличие ресурсов для
оказания помощи в решении
социальных проблем. Поскольку бизнес
располагает значительными
4. Моральное обязательство
вести себя социально
5. Социально ответственный
и этичный менеджмент
Существуют препятствия для социальной ответственности:
1. Ценой такого поведения
является снижение доходных
2. Расходы на социальную ответственность могут принять форму снижения заработной платы, снижения дивидендов, сокращения инвестиций в отделы НИОКР, в обновление и совершенствование производственных возможностей, уменьшение кредиторской задолженности и т.д.
3. Принятие социальной ответственности может ввести в заблуждение членов организации относительно ее главных целей.
4. Ответственность за
решение социальных проблем
5. Решение социальных проблем должно находиться в компетенции государственных и муниципальных органах и предприятиях - руководители корпораций не научены решать общественные проблемы.
6. Компания, которая несет
большую дань социальной ответс
7. Эффект от социальных программ не может быть точно определен - о результатах подобных действий крайне трудно отчитываться перед заинтересованными лицами и широкой общественностью.
Информация о работе Этническая экономика и проблемы социальной ответственности бизнеса