Этническая экономика и проблемы социальной ответственности бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 09:22, реферат

Краткое описание

Проблема социальной ответственности и этики менеджмента одна из самых актуальных тем на сегодняшний день, так как она подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований. Именно такой подход предпринимателя к своей деятельности позволит совершить коренные изменения в сложной социально - экономической ситуации, в которой сейчас находится Россия.

Содержание

Введение
3
1. Ценности и социальная ответственность
5
2. Проблемы социальной ответственности и этики бизнеса
11
Заключение
14
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КСО.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Этническая экономика и проблемы социальной ответственности бизнеса

 

Содержание

Введение

3

1. Ценности и социальная ответственность

5

2. Проблемы социальной ответственности и этики бизнеса

11

Заключение

14

Список использованной литературы

15

   
   
   

 

 

Введение

 

Проблема социальной ответственности и этики менеджмента одна из самых актуальных тем на сегодняшний день, так как она подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований. Именно такой подход предпринимателя к своей деятельности позволит совершить коренные изменения в сложной социально - экономической ситуации, в которой сейчас находится Россия.

В обществе сложились представления о том, что бизнес должен ответственно действовать в таких сферах как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителей и т.д. Следовательно, предприниматели должны часть своих ресурсов и усилий направлять на пользу местных сообществ, в которых функционируют их предприятия и таким образом на пользу общества в целом, т.к. организации не могут длительное время работать ответственным образом, находясь в конфликте с окружением.

Для успешного бизнеса предприятие должно уметь приспосабливаться и откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду более благожелательной к организации. Расходы на социальную ответственность оправданы фактом совершенствования различных сегментов общества, а также улучшения отношения общественности к бизнесу, что повышает лояльность потребителей к производителям продукции, снижает уровень государственного регулирования и ведет к общему улучшению состояния общества.

Однако, бизнес чтобы стать социально ответственным должен анализировать собственные прямые действия и окружающую среду и выбирать программы, которые помогут этой среде в большей мере.

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Советская общественная система развалилась, а новое государство до сих пор не создало.

В результате сегодня мы наблюдаем картину: государство находится в поисках того, на чьи плечи можно переложить хотя бы часть этих обязанностей. В свою очередь, наиболее активная часть нашего общества – предпринимательство - решило не ждать милостей, в данном случае от государства и приступило к поискам собственных методов решения социальных проблем.

Нужно привлекать бизнес, развивать его, чтобы бизнесмены вкладывали деньги в различные проекты, чтобы люди могли получать достойные пенсии и иметь достойные зарплаты, а не жить на подачки.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ценности и социальная ответственность

 

Центральное место в этике бизнеса занимают базисные ценности, т.е. официально принятый в организации набор наиболее значимых и неизменных принципов, на которых основывается поведение сотрудников.

Совершенно очевидно, что базисные ценности это, прежде всего ценности этического характера. Их следует отличать от ценностей конкретной личности (например, религиозные убеждения и политические взгляды) или общечеловеческих ценностей (например, свобода, терпимость). В организациях формирование базисных ценностей проходит долгий путь трансформации, в результате чего они, как правило, становятся потребностями или обязательствами перед обществом. В этом смысле базисные ценности носят прагматичный характер. И их выбор определяется спецификой каждой организации.

В настоящее время больше руководителей российских организаций признают необходимость формирования своих базисных ценностей. Для таких руководителей, очевидно, что образ организации формируется не только тем, что она производит, но и ее культурой.

Основой современной деловой этики, ее обязательной составляющей является социальная ответственность фирмы и руководителя.

Ответственность - это обязательства выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, т.е. пределы долга. Под долгом понимают обязанность личности перед своей совестью, а под совестью - осознание и переживание ответственности, т.е. понимание смысла совершаемых действий и их последствий.

Различают юридическую и социальную ответственность.

 

Юридическая ответственность - это следование конкретным законам и нормам государственного регулирования. Эти нормы определяют что организация может и чего не должна делать.

За последние двадцать лет во взаимоотношениях между государством, гражданскими институтами частными компаниями произошли изменения. В результате процессов дерегулирования, приватизации и глобализации на первый план начали выходить принципиально новые формы общественного взаимодействия. По мере того, как правительства стран постепенно понимают, что жестокое регулирование и грабительские налоги не приводят к повышению общественного благосостояния, скорее наоборот, акценты во взаимодействии с частным сектором постепенно смещаются в сторону добровольного саморегулирования. С другой стороны частный сектор постепенно переходит к более сложным, стратегическим формам взаимодействия с общественностью и правительством. Одной из таких форм являются корпоративные программы социальной ответственности.

Почему социальной ответственности уделяется внимание? Называют несколько причин, среди которых:

- Глобализация и связанное с ней обострение конкуренции;

- Растущие размеры и влияние компаний;

- Сокращение и репозиционирование правительств;

- Конкуренция компаний за персонал;

- Рост гражданского активизма;

- Возрастающая роль нематериальных активов.

Принято считать, что понятие социальной ответственности бизнеса в современном смысле родилось на всемирном саммите 1992 года в Рио-де - Жанейро, когда ряд транснациональных компаний, объединившихся под именем Всемирный деловой совет по устойчивому развитию смогли предложить программу саморегулирования, в результате инициативы чиновников ООН по введению законодательного регулирования не получили поддержки. Именно с 1992 года, на западе все более широкое распространение получает точка зрения в соответствии, с которой частные компании по собственной инициативе должны играть существенную роль в достижении общественных целей под флагом корпоративного гражданства.

Социальная ответственность выходит за пределы определенных законом требований и предполагает добровольный отклик на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, моральными обязанностями. Например, пожертвование в целях помощи инвалидам или донорская деятельность не регулируется юридическими законами и являются добровольными, но это примеры социально ответственного поведения.

Социальная ответственность связана с выполнением общих правил, которые усваиваются человеком. Эти правила формируются с детства и постепенно из внешних требований становятся внутренними психологическими.

Социальная ответственность вытекает из целей организации:

1. «Прибыль и эффективность» - если рассматривать организацию как экономическую целостность, обязанную заботиться об эффективности использования своих ресурсов, то социальная ответственность ограничивается производством продукции и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан а также максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров (деятельность должна быть в рамках закона).

2. «Прямое социальное  действие» - организация является  сложной частью окружения. Многослойная  общественная среда может сильно влиять на достижение ее целей. Часть своих усилий и ресурсов организация должна направлять по социальным каналам.

Подход к выбору предпочтительных целей должен учитывать группы, действующие в поле фирмы и их интересы.

 

Заинтересованной группой называется любое сообщество внутри организации или вне ее, предъявляющее определенные требования к результатам деятельности компании и характеризующееся определенной скоростью. Наиболее важные заинтересованные группы крупной компании - инвесторы, акционеры, работники, покупатели и поставщики. К числу влиятельных заинтересованных групп относятся также правительство и жители региона, в котором расположено производство компании. К заинтересованной группе жителей региона мы относим не только проживающих в нем людей, но и местные власти, природную среду и физическое окружение, качество жизни людей. Отдельно выделяются группы с особыми интересами, они могут включать в себя торговые и профессиональные ассоциации, а также комиссии по защите прав потребителей. Социально ответственные организации учитывают влияние своих действий на все заинтересованные группы.

Существует не один аргумент за социальную ответственность:

1. Благоприятные для бизнеса  долгосрочные перспективы. Социальные  действия предприятий, улучшающие жизнь местного общества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут быть в собственных интересах предприятия в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе наиболее благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у поставщиков, потребителей и местного сообщества формируются привлекательный образ предприятия.

2. Изменение потребностей  и ожидание широкой публики. Связанные  с бизнесом социальные ожидания  изменились с 60-х годов. Чтобы  сузить разрыв между новыми  ожиданиями и реальным откликом  предприятий их вовлеченность в решение социальных проблем становится ожидаемым и необходимым.

3. Наличие ресурсов для  оказания помощи в решении  социальных проблем. Поскольку бизнес  располагает значительными людскими  и финансовыми ресурсами ему  следовало бы передавать их часть на социальные нужды.

4. Моральное обязательство  вести себя социально ответственно. Предприятие является членом  общества, поэтому нормы морали  также должны управлять его  поведением. Предприятие, подобно индивидуальным  членам общества должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.

5. Социально ответственный  и этичный менеджмент ослабляет  отрицательный эффект воздействия  на организацию со стороны  таких влиятельных групп как  государственные и муниципальные власти.

Существуют препятствия для социальной ответственности:

1. Ценой такого поведения  является снижение доходных статей  компании и, следовательно, расходы  на программы социальной ответственности, в конечном счете, переносятся на потребителя в виде завышения цен.

2. Расходы на социальную  ответственность могут принять форму снижения заработной платы, снижения дивидендов, сокращения инвестиций в отделы НИОКР, в обновление и совершенствование производственных возможностей, уменьшение кредиторской задолженности и т.д.

3. Принятие социальной  ответственности может ввести в заблуждение членов организации относительно ее главных целей.

4. Ответственность за  решение социальных проблем должно  лежать на индивидуумах, а не на компаниях.

5. Решение социальных  проблем должно находиться в  компетенции государственных и муниципальных органах и предприятиях - руководители корпораций не научены решать общественные проблемы.

6. Компания, которая несет  большую дань социальной ответственности, может проиграть в конкурентной борьбе другим компаниям.

7. Эффект от социальных  программ не может быть точно определен - о результатах подобных действий крайне трудно отчитываться перед заинтересованными лицами и широкой общественностью.

Информация о работе Этническая экономика и проблемы социальной ответственности бизнеса