Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:19, доклад
Вслед за Щюцем этнометодологи полагают, что нет никакого внешне определенного социального порядка, как это предполагается в некоторых других социологических подходах. Социальная жизнь представляется стройной членам общества только потому, что его члены активно участвуют в придании смысла социальной жизни.
Этнометодология Г. Гарфинкеля
Этнометодология является
сравнительно недавним социологическим
подходом. Многие понятия этнометодологов
отражают подход, развитый Щюцом, хотя
тот и не проводил детальный анализ, предпочитая
теоретизировать о природе общества. Сам
термин “этнометодология” пущен в оборот
Гарольдом Гарфинкелем в 1967 году. Этимологически
этот термин означает изучение методов,
используемых людьми. Этнометодология
имеет дело с методами, используемые людьми
(или “членами”, как их называют методологи)
для конструирования, рассмотрения и придания
смысла их собственному социальному миру.
Вслед за Щюцем этнометодологи полагают,
что нет никакого внешне определенного
социального порядка, как это предполагается
в некоторых других социологических подходах.
Социальная жизнь представляется стройной
членам общества только потому, что его
члены активно участвуют в придании смысла
социальной жизни.
Общества имеют регулярные и упорядоченные
образцы действия потому, что члены рассматривают
их именно таким образом, а не потому, что
образцы где-то существуют “в” обществах.
Социальный порядок, следовательно, становится
удобной фикцией, видимостью порядка,
построенной членами общества.
Эта видимость позволяет
описывать и объяснять
В работе Аткинсона “Социетальные реакции
на самоубийство”, коронеры в состоянии
оправдать и объяснить свои действия самим
себе и другим в терминах путей здравого
смысла в процессе вынесения вердикта.
Ключевой точкой этнометодологии, по мнению Циммермана и Видера, является объяснение того, “как члены общества относятся к задаче рассмотрения, описания и объяснения порядка в мире, в котором они живут”.
Этнометодологи, следовательно, провели изучение техники, с помощью которой члены достигают видимости порядка.
Гарфинкель доказывал,
что члены используют “документальный
вывод”, для того чтобы придать смысл
и объяснимость социальному миру и придать
ему видимость порядка. Этот метод состоит
из выделения определенных аспектов неопределенного
количества черт, содержащихся в любой
ситуации и контексте, или определений
их конкретным образом и рассмотрения
их в качестве свидетельства, рассматриваемого
образца.
Таким образом, процесс перевернут, и
конкретные моменты рассматриваемого
образца используются затем как доказательства
существования самого образца. По словам
Гарфинкеля, документальный метод состоит
в рассмотрении актуальной видимости
как “документа”, как “указывающего
на”, как “свидетельствующего в пользу”
предполагаемого рассматриваемого образца.
Рассматриваемый образец не только выводился
из индивидуальных документальных свидетельств,
но эти индивидуальные документальные
свидетельства, в свою очередь, выводились
на основе “того, что известно о рассматриваемом
образце. Каждый из этих элементов используется
для разработки другого». Так, в упоминавшемся
выше исследовании Аткинсона те смерти,
которые рассматривались как самоубийство,
считались таковыми с помощью обращения
к соответствующему образцу. А образец
этот – теория самоубийства, построенная
коронером на здравом смысле. Однако в
то же самое время смерти, определенные
как самоубийство, рассматривались как
свидетельства существования соответствующего
образца. Таким образом, частные случаи
образца и сам образец взаимно усиливают
друг друга и используются для дальнейшего
развития друг друга. Таким образом, документальный
метод может рассматриваться как “рефлексивный”.
Конкретный случай рассматривается как
рефлексия (отражение) соответствующего
образца и наоборот.
Гарфинкель доказывал, что социальная
жизнь “по своей сущности рефлексивна”.
Члены общества постоянно соотносят аспекты
деятельности и ситуаций с предполагаемыми
образцами и подтверждают существование
этих образцов обращением к частным случаям
их проявления. Таким образом, члены создают
отчет о социальном мире, который не только
придает смысл и объясняет, но в действительности
и создает этот мир.
Например, давая отчет о самоубийстве,
коронеры, по существу, производят самоубийство.
Их отчет о самоубийстве конституирует
самоубийство в социальном мире. В этом
отношении отчеты – это часть вещей, которые
они описывают и объясняют. Социальный
мир, следовательно, создается методами
и описательными процедурами, в терминах
которых он идентифицируется, описывается
и объясняется. Социальный мир создается
своими членами при помощи документального
метода. Именно это имел в виду Гарфинкель,
описывая социальную реальность как “по
своей сущности рефлексивную”.
Гарфинкель попытался продемонстрировать
документальный метод и его рефлексивную
природу с помощью эксперимента, проведенного
на университетском факультете психиатрии.
Студентов пригласили принять участие
в том, что им объяснили как новую форму
психотерапии. Их попросили суммировать
личную проблему, по которой им требуется
совет, а затем задать советнику серию
вопросов. Советник сидел в комнате, примыкающей
к комнате студента. Они не могли видеть
друг друга и общались через интерком.
Советник мог отвечать на вопросы студента
только “да” или “нет”. Однако студент
не знал, что отвечающий на самом деле
не был советником и что получаемые ответы
равномерно распределялись между “да”
и “нет”, а порядок их был предопределен
в соответствии с таблицей случайных чисел.
В одном случае, один из
студентов был озабочен по поводу
собственных отношений с
Из комментариев, сделанных студентами по каждому из полученных ответов, Гарфинкель вывел три следующих заключения:
Студенты придавали
смыслы ответам, где этого смысла
не существовало; они находили порядок
в ответах, где никакого порядка
не было. Когда вопросы казались
противоречивыми или
Студенты конструировали видимость порядка, используя документальный метод. С первого же ответа они предполагали существующий образец в ответе советника. Смысл каждого последующего ответа интерпретировался в терминах данного образца, и одновременно каждый ответ рассматривался в качестве доказательства существования такого образца.
Метод интерпретации, используемый
студентами, был рефлексивным. Они
не только дали отчет о процессе
консультирования, но этот отчет стал
частью этого консультирования. Таким
образом, процедура анализа описывала
и объясняла, а также создавала
и конституировала социальную реальность
в одно и то же время.
Гарфинкель полагал, что эксперимент
с консультированием осветил и зафиксировал
процедуры, которые члены постоянно используют
в своей повседневной жизни для конструирования
социального мира.
Этот эксперимент
также можно использовать для
иллюстрации идеи “
Для студентов смысл ответов советника
проистекал из контекста взаимодействия.
Из окружения – факультет психологии
– и информации, которую они получили,
студенты полагали, что советником является
тот, о ком и было сказано, и что он максимально
старается дать честный и разумный совет.
Его ответы интерпретировались в рамках
данного контекста.
Если идентичные ответы
Гарфинкель считал, что смысл любого
действия достигается обращением к контексту
этого действия. Для членов смысл того,
что происходит, зависит от способа, которым
они интерпретируют контекст рассматриваемой
деятельности. В этом отношении их понимания
и отчеты индикативны: они формулируют
смысл в терминах конкретного состояния
среды.
На самом деле Гарфинкель поощрял
своих студентов препарировать социальный
мир для того, чтобы открыть способ, которым
члены создают его смысл и достигают понимания.
Например, он предлагал, чтобы они шли
в супермаркеты и торговались по поводу
цен на товары или чтобы возвращались
в свои собственные дома и действовали
как-будто они квартиранты. Таким образом,
они продемонстрируют хрупкую природу
социального порядка.
Субъекты данных