Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 13:49, реферат
Юмор нередко становился предметом исследований в социологии, антропологии, психологии и других науках о человеке. Он также интересует психотерапевтов. Изучение юмора позволяет лучше понять человека и его отношение к себе и окружающему миру. Юмор также тесно связан с защитно-приспособительными возможностями личности и разных сообществ, позволяет лучше адаптироваться к природной и социальной среде, преодолевать сложные жизненные ситуации.
1.Введение…………………………………………………2
2. Определение и виды юмора…………………………..3
3.Выражение веселья и радости…………………………7
4.Функции юмора………………………………………...11
5.Структура юмора………………………………………13
6.Диалектика юмора………………………………………14
7. Современная проблематика юмора…………………..15
8.Заключение………………………………………...…….17
9.Список литературы……………………………………...18
Разные виды юмора обусловливают разные психологические эффекты и межличностную динамику, имеют разные «мишени» воздействия. В одних случаях юмор служит снятию эмоционального напряжения, преодолению тревоги и страдания и даже переживанию положительного эмоционального стресса (эустресса). В других случаях он позволяет защитить личные границы, сопротивляться давлению извне, поддержать чувство внутреннего достоинства. Юмор и смех часто проявляются при конфронтации человека с социальными авторитетами и нормами, которые противоречат его интересам (Clay R.A., 1997). Не случайно, отмечается склонность людей прибегать к юмору в ситуации недостаточной внешней свободы, в том числе, в условиях тоталитарного правления (Eric L., 1998). Юмор позволяет подвергнуть осмеянию оппонента, его идеи и систему ценностей, что, прежде всего, справедливо в отношении насмешки, пародии и сарказма.
В определенных случаях юмор позволяет более свободно взглянуть на вещи, «играть» с идеями и образами, раскрывает творческий потенциал личности. Можно отметить также значимую роль юмора в разблокировке неосознаваемых, вытесненных переживаний, а также в принятии и осознании латентных (скрытых) качеств личности. Он может обусловливать разрядку сексуальной энергии и выражение агрессии. Кроме того, юмор может способствовать установлению контактов, созданию более непринужденной атмосферы для общения, а также сплачиванию людей.
К важнейшей функции юмора можно отнести обеспечение психологической интеграции, преодоление внутреннего конфликта личности. Он позволяет ей принять свои внутренние противоречия, наличие в себе как плюсов, так и минусов – «света» и «тени», постичь сложность и, вместе с тем, богатство своего внутреннего мира и человеческих отношений. Он также содействует трансформации ранее отчужденных аспектов «Я» в полноправные аспекты целостной личности, но при этом «…избежать откровенной идентификации с ними» (Jakab I., 1998. – P. 17-18).
Таким образом, юмор обладает значительным защитно-адаптивным потенциалом. В зависимости от особенностей его феноменологии, в том числе, степени произвольности его проявления личностью, он может рассматриваться в качестве формы психологической защиты, либо копинг-стратегии.
Согласно А. Ziv (Ziv A., 1984), юмор связан со следующими пятью основными функциями:
• выражение агрессии,
• отреагирование сексуальной энергии,
• защита,
• переработка информации и решение проблем,
• включение в социальный контекст.
Юмор – неотъемлемая часть человеческой сущности. Каждый человек обладает некоторым чувством юмора. Можно заметить, что юмор это сознательный процесс, проявления которого обычно спонтанны. Анализ структуры юмора начнем с разделения его на составляющие, взаимодействие которых и характеризует его. Для нашего явления это будут: субъект и объект юмора. Субъектом будет являться человек или группа людей которая из-за ряда причин будет насмехаться над объектом (человеком, группой людей, событием). Взаимодействие объекта и субъекта и будет создавать наше явление. Искомым взаимодействием будет являться смех. Но как мы определили, это будет «добрый» смех. Поскольку вещи взаимодействуют только в том направлении, в котором они противоположны, то именно эта противоположность между субъектом и объектом является причиной явления.
Бывает, человек смеется сам над собой, то есть он является и субъектом и объектом, а значит, он противоположен сам себе. Но мы знаем, что человек не любит считать себя объектом смеха. Благодаря этому человек уходит от своей части-объекта и принимает ее за некую другую личность.
Диалектика юмора
Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, а также основанного на этом методе познания и преобразования мира. Так как это наука, то диалектика выражает всеобщие свойства, а значит она присуща всему. Для того чтобы познать диалектику нашего явления, мы должны определить эти общие законы развития в нашем явлении – юморе.
Любая вещь с течением времени развивается, изменяет свои свойства. Таким образом, развитие является атрибутивным свойством материи. Развитие – процесс объективный, закономерный, изменяющий материальное образование. Многообразие противоположностей юмора совпадает с многообразием связей данного явления, так как вещи взаимодействуют только в том направлении, в котором они противоположны. Поэтому взаимосвязь этих противоположных сторон и обеспечивает существование явления. Действительно, если не будет существовать субъекта и объекта, то будет отсутствовать и сам юмор. Взаимосвязь противоположных сторон – основа вещи как единого целого. Поэтому взаимодействие этих противоположных сторон и обеспечивает существование явления.
Современная проблематика юмора
Беглый обзор существующих теорий комического дает не очень утешительную картину.
Первый и основной недостаток всех существующих теорий (особенно немецких) – это ужасающий абстракционизм, сплошная отвлеченность. Говорят, например, что комичны недостатки людей. Совершенно очевидно, однако, что недостатки людей могут и не быть комичными. Нужно еще установить, какие именно недостатки и в каких случаях могут быть смешными и в каких нет.
Например, определения комического оказывались слишком широкими: под них подходили явления и некомические. Такую ошибку делали величайшие философы. Так Шопенгауэр утверждал, что смех возникает тогда, когда мы внезапно обнаруживаем, что реальные объекты окружающего нас мира не соответствуют нашим понятиям и представлениям о них.
Итак, смех возможен только тогда, когда недостатки, которые осмеиваются не принимают характера пороков и не вызывают отвращения. Все дело здесь, следовательно, в степени. Может оказаться, например, что недостатки настолько ничтожны, что они вызывают у нас не смех, а улыбку. Такой недостаток может оказаться свойственным человеку, которого мы очень любим и ценим, к которому мы испытываем симпатию. На общем фоне положительной оценки и одобрения маленький недостаток не только не вызывает осуждения, но может еще усилить наше чувство любви и симпатии. Таким людям мы охотно прощаем их недостатки. Такова психологическая основа доброго смеха.
Можно сказать, что никому еще не удалось выразить суть комизма лучше, чем Аристотелю, заметившему в дошедшей до наших времен первой части «Поэтики»:
«…смешное – это некоторая ошибка и безобразие; никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное».
Сегодня, учитывая все основные теоретические варианты можно осмелиться утверждать: в написанном до сих пор о смехе с неумолимостью повторяются, варьируются две идеи, которые вряд ли могут быть поколеблены в обозримом историческом будущем:
- сущность смеха, невзирая на
все кажущееся бесконечным
- сущность смеха – в усмотрении, обнаружении смеющимся в том, над чем он смеется, некоторой доли негативности, известной «меры зла».
Собственно говоря, здесь даже не две, а одна мысль: второй тезис просто указывает на то, что именно вызывает в человек желание смеяться. Однако если с первой частью утверждения все более или менее ясно, то вторая часть всегда рождала недоумения и вопросы: сарказм или ирония вроде бы действительно нацелены на обнаружение зла, но как быть с другими видами смеха – с «доброжелательным» смехом и юмором?
«Добрый» смех взрослого, наблюдающего за неловкими движениями малыша (пожалуй, предельный случай для опровержения аристотелевской формулировки), на поверку оказывается связан хотя и с малой, но все-таки долей негативности: ведь смех взрослого вызывает отнюдь не ловкость движений детских движений, а их неловкость.
Смех связан со злом, и он же есть благо и дарит благо.
Роль юмора в истории и культуре, а также повседневной жизни людей очень велика. Существуют разные виды юмора, обеспечивающие различные психологические и межличностные эффекты, такие как снятие эмоционального напряжения, личностная интеграция, выражение сексуальных и агрессивных импульсов, защита достоинства и границ индивида и группы, сплачивание, включение в социум, переработка информации, создание условий для игры и творчества и другие.
Эмоциональный аспект комического соприкасается
с чувством юмора. Одним из главных предназначений
юмора является веселье, доставление радости,
рождение смеха. Он может быть средством
нападения, средством установки контакта
и передачи информации, воспитателем,
стремящимся донести до воспринимающего
субъекта «вечные истины, нормы». Чувство
юмора обычно проявляется в умении отыскать
смешную чёрточку в ситуациях, где, казалось
бы, нет ничего смешного. Отличительной
чертой юмора является способность посмеяться
над собой. Зачем мы смеёмся друг над другом?
Потому что хотим стать лучше! Смех в чистом
виде, смех как эталон - это радостный,
веселый смех, характерная особенность
и вечный спутник комического. Юмор, а
значит и смех, имеет свои явные преимущества:
1. Увеличивает способность
2. Счастливый человек (смеющийся) гораздо
более способен увидеть
3. Заставляет человека
4. Связана с энергетическим
Список литературы