Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:01, доклад
ИНДЕКС В СТАТИСТИКЕ - это обобщающий показатель сравнения характеристики двух или нескольких совокупностей, которые состоят из элементов, которые непосредственно нельзя прибавлять (подытоживать
Итак, статистический индекс - это обобщающий показатель, который выражает соотношение сложных экономических явлений, которые состоят из несовместимых элементов с целью характеристики:
- изменений явления во времени, где они выступают как показатели динамики;
- величины влияния отдельных факторов на динамику сложного явления (например, динамики уровня цен и изменений количества реализованных товаров на объем товарообороту);
ИНДЕКС В СТАТИСТИКЕ - это обобщающий показатель сравнения характеристики двух или нескольких совокупностей, которые состоят из элементов, которые непосредственно нельзя прибавлять (подытоживать
Итак, статистический индекс - это обобщающий показатель, который выражает соотношение сложных экономических явлений, которые состоят из несовместимых элементов с целью характеристики:
- изменений явления во времени, где они выступают как показатели динамики;
- величины влияния
отдельных факторов на
- изменения явления в просторные, что достигается через построение территориальных индексов;
- динамики явлений, уровень которых измеряется средними величинами.
Широкий спектр
задач, которые решают с
Все экономические
индексы можно
- степень охвата явления;
- база сравнения;
- вид веса (сумирника);
- форма построения;
- характер объекта исследования;
- состав явления;
- период исчисления.
За охватом
явления индексы бывают
Например, в
структурированной
За базой сравнения индексы делят на динамические и территориальные.
Первая группа индексов отображает динамику явления во времени. Среди них различают цепные и базисные индексы. Если рассчитать ежегодные индексы объема продукции за несколько лет, то они составят ряды последовательных во времени индексов. При постоянной базе сравнения получим базисный ряд индексов, а при сменной (отчетный к предыдущему) - цепной ряд индексов.
Вторая группа индексов (территориальные) применяется для межрегиональних сопоставлений. Большое значение эти индексы имеют в международной статистике при сопоставлении показателей социально-экономического развития разных стран.
За весом, сумирником индексы бывают со сменными весами или с постоянными весами.
В зависимости
от формы построения
За характером объекту исследования (содержанием индексированной величины) индексы делятся на индексы количественных и качественных показателей.
Количественные
индексы характеризуют динамику
в общем, суммарном объеме того или
другого явления и выражаются
абсолютными величинами. Среди них
важными есть индексы объемов производства
промышленной и сельскохозяйственной
продукции, физического объема товарообороту,
валового внутреннего продукта, продажи
иностранной валюты и т.д.
Индексы качественных показателей – индексы курса валют, цен, себестоимости, производительности работы, средней заработной платы, урожайности и т.д. Эти индексы характеризуют динамику явления в расчете на единицу совокупности: цена за единицу продукции, себестоимость единицы продукции, выработка за единицу времени, выход продукции из одного гектару и т.д. Такие показатели называются качественными, они носят расчетный характер и измеряют интенсивность, эффективность явления, процесса. Как правило, они по смыслу относительные, или средние величины.
За составом
явления индексы делятся на
индексы сменного состава,
В зависимости
от интервала времени, за
Методологические основы построения статистических индексов
Для удобства восприятия индексов в теории статистики разработанная определенная символика, которая разрешает формализовать порядок расчета того или другого индекса. Каждая индексированная величина имеет свое символическое обозначение.
В международной
статистической практике
q - количество (объем) любого товара в натуральном измерении;
p - цена единицы товара;
z - себестоимость единицы продукции;
t - расхода времени (трудоемкость) на производство (реализацию) единицы продукции;
W- выработка в денежных единицах на один работника или на единицу израсходованного времени;
pq- стоимость продукции, объем продажа;
Т - общие расходы времени на производство (Т=t·q );
N - середньоспискова численность персонала;
zq- общие расходы на производство продукции и т.д.
Нужно отметить, что символы p и q не случаю, они отвечают начальным литерам английских слов price (цена) и quantity (количество). Отчетный и базовые периоды соответственно обозначаются “ 0 ” и “ 1 ”.
Методология
определения индивидуальных
Индивидуальный
индекс объемов производства (продажи)
продукции характеризует
, где
- килькисть продукций в звитному и базовому периоди видповидно; - индивидуальний индекс обсягу.
Аналогично
к индексу объема продукции
можно интерпретировать
а индивидуальный индекс производительности работы через трудоемкость ( ) как:
Такая непривычная формула индекса производительности работы вытекает из положения, которое между выработкой продукции и расходами рабочего времени существует зворотня зависимость, т.е. , и таким образом индекс производительности через трудоемкость получим делением величины расходов времени на единицу продукции в базисном периоде на расходы времени в отчетном периоде.
Методику построения
сведенных индексов и их
Таблица 10.1
Динамика цены и количества реализованных товаров
Вид товара |
Цена единицы |
Количество реа-лизованих то- варов, од. |
Стоимость проданных товаров, грн. . |
Индивидуальные индексы | ||||||
База р0 |
Отчет р1 |
База q0 |
Отчет q1 |
База q0p0 |
Отчет q1p1 |
В отчетному пе- риоди в ценах базисного периода, q1p0 |
Цены, p1/p0 |
Объему физических продажа, q1/q0 |
Товаро- оборота q1p1/q0p0 | |
А |
0,3 |
0,45 |
800 |
700 |
240 |
315 |
210 |
1,5 |
0,875 |
1,3125 |
Б |
8 |
10 |
120 |
100 |
960 |
1000 |
800 |
1,25 |
0,833 |
1,042 |
В |
160 |
180 |
50 |
40 |
8000 |
7200 |
6400 |
1,125 |
0,8 |
0,9 |
Г |
130 |
110 |
60 |
70 |
7800 |
7700 |
9100 |
0,846 |
1,166 |
0,987 |
Вместе |
- |
- |
- |
- |
17000 |
16215 |
16510 |
- |
- |
0,954 |
Для определения
Результаты расчета представлены в последних трех колонках таблицы.
Показатели таблицы свидетельствуют, что цены на прежде три вида товаров, повысились, соответственно, на 50; 25; 12,5; и снизились на товар Г на 15,4%. Вместе с тем наблюдается снижение объемов реализации отдельных товаров (кроме товара Г). В отчетном периоде, сравнительно с базисным, физический объем реализации отдельных видов товаров снизился, соответственно, на 12,5; 16,7; 20%, кроме товара Г, продажа которого возросла на 16,6%.
Объем товарообороту
отдельных товаров (первых
Вместе с этим нужно отметить, что расчет индивидуальных индексов физического объема продажи отдельных видов товаров и их цен не дает ответа о характере изменений объемов продажи и цены в среднем по всему товарам. Для этого нужно рассчитать сведенные индексы.
При определении
сведенного индекса
Объем стоимости
реализованной продукции в
Товарооборот
базисного периода по ценам
этого же периода (q0p0) составит:
800Ч0,3+120?8+50?160+60?130=
Если поделить
товарооборот отчетного
В приведенном примере этот индекс равняется 0,954, и свидетельствует о том, что товарооборот в отчетном периоде снизился на 4,6% в сравнении с базисным, или составляет 95,4% от базисного. Нужно отметить, что значение индекса товарообороту зависит от двух факторов: изменений количества реализованных товаров и цен. В абсолютном выражении товарооборот отчетного периода уменьшился на 785грн. (16215-17000)=-785. Это уменьшение товарообороту можно рассчитать и по отдельным видам товаров: по товару А (315-240), по товару Б (1000-960), по товару В (7200-8000), по товару Г (7700-7800). Подытоживая приросты и уменьшение товарообороту по отдельным видам товаров получим тот же результат - уменьшение на 785грн. (75+40-800-100). А теперь попробуем выяснить, согласовывает ли полученный индекс (0,954) с целью общего индекса физического объема продажи товаров? Однозначно ни. Его величина, как видим, определилась вследствие одновременного изменения количества проданных товаров, и цен на отдельные виды товаров в отчетном периоде в сравнении с базисным. Сумирник - цена выполнила как положительную роль - превратила несоизмеримые товары в соизмеримый вид, а также и исказила результат, не разрешила сразу получить ответ на вопрос как изменился общий объем физических продажа товаров в отчетном периоде.
А теперь возвратим
к нашему примеру. Стоимость физического
объема реализации товаров в отчетном
периоде по ценам базисного периода
будет составлять (q1p0): 700Ч0,3+100Ч8+40Ч160+70Ч130=
где: – сведенный индекс физического объема;
– количество реализованной продукции (товаров), соответственно, в отчетном и базисном периодах; – цена реализации единицы продукции (товара) в базисном периоде.
Формализованный
в таком виде расчет