Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 23:16, реферат
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Сертификация – это процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ..............................6
1.1. Стихийный этап развития стандартизации (примерно, до 1850 г.).............6
1.2. Этап внутризаводской стандартизации .........................................................7
1.3. Этап организованной национальной стандартизации..................................7
1.4. Этап международной стандартизации...........................................................8
1.5. Развитие стандартизации на Руси ..................................................................9
1.6. Развитие стандартизации в бывшем Советском Союзе..............................10
1.7. Роль стандартизации в годы Великой Отечественной войны....................11
1.8. Развитие стандартизации в 1945–1991 гг.....................................................12
1.9. Стандартизация в Российской Федерации...................................................13
1.10. Первоначальные сведения о системах сертификации..............................13
2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЕРТИФИКАЦИИ.....................................................17
2.1. Этап стихийной сертификации.....................................................................17
2.2. Этап организованной национальной сертификации...................................17
2.3. Государственные испытания в бывшем СССР – прообраз сертификации.........................................................................................................18
2.4. Этап международной сертификации и управления качеством (после 1987г.).....................................................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................22
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
КОЛЛЕДЖ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО
СЕРВИСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Специальность СПО 101101 «Гостиничный сервис»
РЕФЕРАТ
по дисциплине Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг
тема «История становления и развития стандартизации и сертификации в России и за рубежом»
Выполнил:
Студент: Смоленкова Татьяна
Группа: 115
Проверил:
Преподаватель: Шальнова Л.И.
Оценка:
Подпись:
Санкт- Петербург 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ
СТАНДАРТИЗАЦИИ................
1.1. Стихийный этап развития стандартизации (примерно, до 1850 г.).............6
1.2. Этап внутризаводской
стандартизации ..............................
1.3. Этап организованной
национальной стандартизации...
1.4. Этап международной
стандартизации................
1.5. Развитие стандартизации
на Руси ..............................
1.6. Развитие стандартизации
в бывшем Советском Союзе......
1.7. Роль стандартизации в годы Великой Отечественной войны....................11
1.8. Развитие стандартизации
в 1945–1991 гг............................
1.9. Стандартизация в Российской
Федерации.....................
1.10. Первоначальные сведения
о системах сертификации.......
2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЕРТИФИКАЦИИ..
2.1. Этап стихийной сертификации...
2.2. Этап организованной
национальной сертификации.....
2.3. Государственные испытания
в бывшем СССР – прообраз
сертификации..................
2.4. Этап международной
сертификации и управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................
ВВЕДЕНИЕ
Стандартизация – деятельность
по установлению правил и характеристик
в целях их добровольного многократного
использования, направленная на достижение
упорядоченности в сферах производства
и обращения продукции и
Сертификация – это процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.
Под первой стороной обычно понимают – изготовителя, поставщика, продавца. Вторая сторона – это потребитель, покупатель, заказчик. Третья сторона – это организация, являющаяся независимой как от первой, так и от второй сторон. При сертификации продукции, процесса или услуги в качестве третьей стороны обычно выступает орган по сертификации (продукции, процесса или услуги).
На этапе становления и развития в России стандартизация и сертификация преследовали интересы государства и финансировались исключительно за счет средств федерального бюджета.
Происходящие в настоящее
время на мировой арене перемены
коснулись как экономики, так
и стандартизации с сертификацией,
призванных на данном этапе глобализации
торговых отношений обеспечить переход
от приоритетного отражения в
стандартах интересов государства
на обеспечение в стандартах баланса
интересов органов
Стандартизация – деятельность
по установлению правил и характеристик
в целях их добровольного многократного
использования, направленная на достижение
упорядоченности в сферах производства
и обращения продукции и
Стандартизация осуществляется в целях:
– повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности;
– обеспечения научно-
– повышения
– технической и информационной совместимости;
– сопоставимости результатов
исследований (испытаний) и измерений,
технических и экономико-
– взаимозаменяемости продукции.
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
– добровольного применения стандартов;
– максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
– применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям;
– обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
– национальные стандарты;
– правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
– применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
– стандарты организаций.
Цели и принципы стандартизации,
установленные Федеральным
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ
1. 1. Стихийный этап развития стандартизации (примерно, до 1850 г.)
Можно предположить, что
необходимость в стандартизации
одними из первых ощутили охотники,
использовавшие лук и стрелы, еще
во времена первобытнообщинного
строя. Действительно, они довольно
быстро обнаружили, что для меткого
попадания в цель необходимо использовать
стрелы определенной длины с наконечниками
определенного размера и веса.
Использование жердей одинаковой длины
при строительстве жилья также
следует считать прообразом стандартизации.
После изобретения колеса стала
очевидной необходимость
В Древнем Риме применяли
стандартные трубы для
В средние века с развитием ремесел методы стандартизации стали применяться все чаще и чаще. Так, были установлены единые размеры ширины тканей, единое количество нитей в ее основе, даже единые требования к сырью, используемому в ткацком производстве.
В 1785 г. французский инженер
Леблан изготовил партию ружейных замков
– 50 штук, причем каждый из этих замков
обладал важным качеством –
1.2. Этап внутризаводской стандартизации
Во второй половине ХIХ
в. работы по стандартизации проводились
почти на всех промышленных предприятиях.
Благодаря внутризаводской
Элементы национальной стандартизации появились в различных странах, например:
− в 1846 г. в Германии были унифицированы ширина железнодорожной колеи и сцепные устройства для вагонов;
− в 1870 г. в ряде стран Европы были установлены стандартные размеры кирпичей;
Эти первые результаты национальной и международной стандартизации имели огромное практическое значение для развития производительных сил. Однако это были лишь первые шаги.
1.3. Этап организованной национальной стандартизации
На исходе ХIХ и в
начале ХХ вв. были достигнуты большие
успехи в развитии техники, промышленности
и концентрации производства. В связи
с этим в наиболее развитых в экономическом
отношении странах появилось
стремление к организованной национальной
стандартизации, в большинстве случаев
завершившееся созданием
Усиленная милитаризация многих стран в начале ХХ столетия требовала производства большого количества вооружений при обязательном соблюдении принципа взаимозаменяемости; эту задачу можно было решить только с помощью стандартизации. Поэтому не удивительно, что во время первой мировой войны и сразу после нее было основано несколько национальных организаций по стандартизации, например в Голландии (1916 г.), в Германии (1917 г.), во Франции, Швейцарии и США (1918 г.).
После первой мировой войны стандартизация все больше воспринималась как объективная экономическая необходимость. В это время организации по стандартизации были созданы в Бельгии и Канаде (1919 г.), Австрии (1920 г.), Италии, Японии и Венгрии (1921 г.), Австралии, Швеции, Чехословакии (1922 г.), Норвегии (1923 г.), Финляндии и Польше (1924 г.), Дании (1926 г.) и в Румынии (1928 г.).
1.4. Этап международной стандартизации
Однако стандарты, разработанные различными национальными организациями по стандартизации, не были, за немногим исключением, обязательными и оставались, да и сейчас остаются, лишь рекомендуемыми. Владельцы предприятий во всех странах стремятся как можно меньше подвергаться "опеке" со стороны обязательных стандартов, утверждаемых государственными органами. Предпринимателям невыгодна жесткая регламентация типов и видов изготовляемых изделий, она мешает им в конкурентной борьбе.
С развитием промышленного
производства стандартизация начала развиваться
также и в международном
Помимо ИСО имеются и другие международные и региональные организации по стандартизации.
Например, в рамках Европейского объединения угля и стали была создана в 1953 г. Координационная комиссия по стали, которая была уполномочена разрабатывать так называемые европейские стандарты для шести стран (ФРГ, Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Люксембурга), являющихся членами этого объединения.
1.5. Развитие стандартизации на Руси
Первые сведения о стандартизации
в России относятся к 1555 г. При
Иване Грозном специальным
Период до Петра I характерен только отдельными стандартными решениями. Начало более широкому внедрению стандартизации в производство было положено именно Петром I, со времени правления которого и начинает отсчет русская промышленная стандартизация.
В первом собрании законов Российской империи эпохи Петра I был помещен ряд указов по внедрению стандартизации и взаимозаменяемости.
При построении флота для Азовского похода в качестве образца была использована галера, по которой были изготовлены еще 22 галеры. Это позволило построить флот быстро и качественно.