Интеллектно-инновационная
революция в первую очередь затронула
развитие стран с “горячими экономиками”
. Интеллектуализация рабочей силы,
производительных сил общества в
развитых странах сопровождает процесс
“разогревания экономик” . В крупных
экономических структурах – корпорациях,
компаниях - появляются внутренние системы
образования. Постоянное повышение квалификации
персонала компаний становится образом
их жизни. В среднем, например, работники
IBM затрачивают на образование 5 % рабочего
времени, специалисты этой же фирмы по
сбыту на местах – один месяц в год. Внутренняя
система образования обошлась IBM в 600 млн.
долларов в год.
Появление
“горячих экономик” определило новый
тип конкуренции между государствами
мира – конкуренцию по качеству
интеллектуальных ресурсов и качеству
систем образования. Национальной комиссией
США за высшее качество образования
был подготовлен доклад “Нация в
опасности: настоятельная необходимость
реформы образования” , в котором
отмечалось резкое возрастание функциональной
неграмотности населения (в США
каждый третий американец – функционально
неграмотный) и ставилась задача
резкого повышения массовости и
качества образования. Без решения
этой задачи США потеряют конкурентоспособность
своей экономики к началу XXI века.
Кстати, экспорт интеллектуальных ресурсов
в США из Европы, России, стран
Азии путем избирательной иммиграционной
политики – часть стратегий США
в рамках конкуренции по качеству
общественного интеллекта между
странами.
КАЧЕСТВО
ЭКОЛОГИИ
Управление
качеством экологии подразумевает
управление экологическими рисками. Риск
– понятие сложное и неоднозначное.
С позиции качества он есть мера
появления нежелательного последствия
в результате принятия решения. Используя
понятие меры, можно сказать, что
риск есть мера качества соответствующего
решения, проекта, хозяйственного мероприятия,
плана, программы и т.п., измеренная
в определенной шкале.
Одновременно
риск есть понятие управленческое.
Оно связано с надежностью
и в более широком плане
– с качеством управления, выступая
мерой несоблюдения определенной “нормы
управления” , потери эффективности, появления
нежелательных последствий.
Экологический
риск - сложная категория, отражающая
уровень опасности появления
нежелательных экологических последствий
в результате внедрения того или
иного проекта, принятия и реализации
определенного хозяйственного мероприятия.
Н. Ф. Раймерс определяет экологический
риск как возможность появления неустранимых
“экологических запретов” : развитие
парникового эффекта, разрушение озонового
слоя, кислотные осадки, радиоактивное
загрязнение, недопустимая концентрация
тяжелых металлов.
В
литературе предлагается понятие Оценки
Экологического Риска (ОЭР) , под которым
понимается система экологических
требований, представленных в параметрической
и вербальной форме, используемых при
оценке экологического риска. Поскольку
с самого начала экологический риск
рассматривается как синтетический
показатель экологического качества,
постольку ОЭР является важнейшим направлением
экологической квалиметрии.
Анализ
экологической литературы позволил
выделить следующие основные темы экологического
базиса ОЭР:
1)
Фоновая экологическая норма.
Она может быть представлена
системой “фоновых показателей”
, “экологически чистым ландшафтом”
, “эталонной экосистемой” , “фоновой
областью” и др.
2)
Стандартизованная экологическая
норма. Она может быть представлена
системой предельно допустимых
концентраций, системой предельно
допустимых выбросов, системой предельно
допустимых сбросов, системой
экологических стандартов.
3)
Сложившее экологической состояние,
описанное в параметрической
и вербальной форме, в форме
“категории состояния” или экологической
категории на территории, где
планируется новая хозяйственная
деятельность.
Важнейшим
моментом в оценке экологического риска
и в управлении экологическим
риском является формализация ситуации,
в зависимости от которой осуществляется
дифференциация требований к исходным
данным, объему проводимых исследований
и испытаний. Среди направлений
такой формализации предлагается введение
экологической категории района.
Экологическая категория района
является комплексной характеристикой
экологического качества района, отражающая
классификационную характеристику
состояний среды обитания, здоровья
человека и населения, природы и
естественных экосистем, классификационную
характеристику состояний отдельных
сред. Ниже приводятся две таблицы,
позволяющие классифицировать состояние
качества экологии.
Классификация
экологического качества природы в
природно-экологической шкале Таблица
1
Таблица 1
Наименование
состояния (качества) |
Характеристика
|
1.
Естественное состояние |
Наблюдается
лишь фоновое антропогенное воздействие.
Биомасса максимальна. Биологическая
продуктивность максимальна. |
2.
Равновесное состояние |
Скорость
восстановительных процессов выше
или равна темпу нарушений. Биологическая
продуктивность больше естественной.
Биомасса начинает снижаться. |
3.
Кризисное состояние |
Антропогенные
нарушения превышают по скорости
естественно-восстановительные процессы,
но сохраняется естественный характер
экосистемы. Биомасса снижена. Биологическая
продуктивность резко повышена. |
4.
Критическое состояние |
Обратимая
замена прежде существовавших экологических
систем под антропогенным воздействием
на менее продуктивные. Биомасса мала
и, как правило, снижается. |
5.
Катастрофическое состояние
|
Труднообратимый
процесс закрепления малопродуктивных
экосистем. Биомасса и биологическая
продуктивность минимальны. |
6.
Состояние коллапса |
Необратимая
потеря биологической продуктивности.
Биомасса стремится к нулю. |
|
Классификация
экологического качества природы в
медико-социальной шкале Таблица 2
Таблица
2
Наименование
качества |
Характеристика
качества |
1.
Благополучная ситуация |
Происходит
устойчивый рост продолжительности
жизни. Заболеваемость снижается.
|
2.
Зона напряженной экологической
ситуации |
Территория,
где отдельные показатели здоровья
населения достоверно выше нормы, существующей
в аналогичных местах страны, не
подвергающихся выраженному антропогенному
воздействию данного типа, но это
не приводит к заметным и статистически
достоверным изменениям продолжительности
жизни населения и более ранней
инвалидности людей. |
3.
Зона экологического бедствия
|
Территория,
в пределах которой в результате
антропогенного воздействия невозможно
социально-экономическое хозяйствование.
Смертность и инвалидность значительно
выше, продолжительность жизни ниже,
чем в других регионах. |
4.
Зона экологической катастрофы
|
Переход
состояния природы от катастрофической
к коллапсу. Возникший в результате
природных и антропогенных явлений
ареал смертельно опасен для постоянной
жизни людей. |
|
Пример
оценки состояния ряда водных территорий
России в природно-экологической
шкале Таблица 3
Таблица
3
Название
водоема |
Оценка
экологического риска |
1.
Ладожское озеро |
Кризисное
состояние |
2.
Байкал |
Равновесное
состояние, грозящее перейти в кризисное
|
3.
Каспийское море |
Кризисное
состояние, угрожающее перейти в
критическое |
4.
Онежское озеро |
Равновесное
состояние с переходом к кризисному
|
5.
Черное море |
Критическое
состояние |
6.
Азовское море |
Критическое
состояние с переходом к катастрофическому
|
7.
Баренцево море |
Состояние
экосистем моря кризисно-критическое
|
8.
Балтийское море |
Равновесное
состояние с приближением к кризисному
|
9.
Акватория Тихого океана |
Равновесное
состояние |
10.
Охотское море |
Равновесное
состояние |
11.
Экосистемы Севера России
|
Равновесное
состояние, местами переходящее
в кризисное |
12.
Экосистемы рек Белой и Уфы
|
Катастрофическое
состояние (загрязнено диоксинами) в
районе Уфы, в остальных местах кризисное.
|
|
Источником
экологического риска могут быть
предприятие, технологии, компоненты среды,
могущие стать источником аварийных
воздействий на предприятие, экологическую
систему, не предусмотренную проектом.
Источники риска по отношению
к хозяйственному объекту могут
быть внешними и внутренними.
Анализ
экологического риска включает в
себя: - анализ исходных данных, на которых
осуществляется построение модели оценки
экологического риска;
- анализ неопределенности;
- анализ достаточности
исходных данных;
- оценку достаточности
нормативной и методической документации,
по которой осуществлялась оценка воздействия
на окружающую среду;
- оценку достоверности
анализа нештатных аварийных ситуаций;
- оценку достоверности
анализа технологических процессов.
В
результате проведения оценки экологического
риска можно определить экологическое
качество жизни – часть системы
качества жизни, включающую в себя “качество
среды обитания” .
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА
ЖИЗНИ
В
количественную характеристику качества
жизни включаются такие ее показатели,
как степень удовлетворения потребностей,
материальные, энергетические, трудовые
и финансовые затраты на удовлетворение
каждого вида из совокупности объективных
потребностей. Каковы же эти объективные
потребности?
Говоря
о потребностях в контексте качества
жизни, по–видимому, следует вспомнить
истину, провозглашенную много столетий
назад древнегреческим мыслителем
Протагором: “Человек есть мера всех вещей”
. Мера человека является мерой всего,
что происходит в мире. Поэтому, говоря
о совокупности объективных потребностей
человека, нужно исходить из чувства
здравого смысла из законов формальной
логики.
Совокупность
объективных свойств включает:
- Материальную
(физическую, вещественную) базу для существования
человека. В нее входят: состояние окружающей
среды, материально-технические условия
труда, быт, организация досуга, получение
образования, а также используемые товары
и услуги, в том числе уровень развития
здравоохранения.
- Политические
условия существования человека, включающие
его правовую и социальную защищенность,
предоставляемые конституционные гарантии.
- Экономические
условия существования человека, включающие
состояние производства, эффективность
экономических институтов, состояние
энергетических и сырьевых запасов государства.
- Нравственную
обстановку в обществе.
- Возможность
творческого самовыражения, самореализации
личности, свободу выбора вида социальной
деятельности, жизненной позиции, стиля
мышления и поведения, наличие права на
собственное мнение.
Список
этих свойств не замкнут и может
быть расширен.
Для
того чтобы осуществить оценку уровня
качества жизни в предложенной постановке,
следует решить три основные задачи:
- Дать описание
каждого из показателей, составляющих
количественную характеристику качества.
- Определить
меру сравнения для каждого из показателей
количественной характеристики.
- Определить
обобщенный показатель, отражающий теоретическое
понятие, которое характеризуется как
уровень качества жизни.
В
таблице 4 приведены некоторые параметры
составляющих количественной характеристики
объективных потребностей.
Таблица
4
Виды
объективных потребностей |
Составляющие
количественной характеристики объективных
потребностей |
Параметр
количественной характеристики |
1.
Материальная база для существования
человека
Состояние
окружающей среды |
Научно-обоснованные
требования по отдельным параметрам,
характеризующим состояние окружающей
среды
Степень
удовлетворения потребностей
Финансовые
затраты |
Нормы
предельно допустимых концентраций
вредных веществ.
Требования
законов, постановлений и стандартов.
Опрос общественного мнения.
Требуемые
капиталовложения для решения экологических
задач, % от бюджета |
Условия
труда |
Научно-обоснованные
требования к параметрам эргономики,
освещенности, влажности и т.д.
Финансовые
затраты
Степень
удовлетворения потребностей |
Показатели
стандартов ССБТ
Требуемые
капиталовложения для технического
перевооружения производства, % от бюджета
Статистические
данные по числу профзаболеваний, %
от работающих |
Жилищные
условия |
Технические
и санитарно-гигиенические требования
к жилым помещениям
Обеспеченность
жильем |
Показатели
стандартов и СНиП
Статистические
данные |
Используемые
товары |
Показатели
технического уровня и качества различных
видов продукции
Потребительские
свойства продукции
Безопасность
продукции
Степень
удовлетворения потребностей
Трудовые
затраты, в том числе интеллектуальные
|
Требования
стандартов на продукцию
Объем
товарооборота ТНП, отнесенный к
общему товарообороту на внутреннем
рынке, в %.
Число
новых ТНП, появившихся на рынке,
отнесенные ко всей номенклатуре видов
товаров, имеющих обращение на рынке
в данный период, %
Сроки
обновления ассортимента |
Образование |
Обязательные
требования к программам и продолжительность
обучения на разных уровнях образования
Степень
удовлетворения потребностей
Финансовые
затраты
Трудовые
затраты |
Образовательные
стандарты (нормы для преподавателей,
учебных заведений и обучающихся)
Данные
о числе получивших диплом о высшем
образовании в возрасте 23-30 лет, %
от общего числа представителей данной
группы населения.
Объем
капиталовложений в образование, % от
бюджета
Число
учебных заведений, в которых
введены новые прогрессивные методики
преподавания, отнесенное к общему числу
учебных заведений, %. |
Здравоохранение
|
Научно-обоснованные
требования к уровню, возможностям
и объективным потребностям населения
в услугах медицины.
Финансовые
затраты
Трудовые
затраты |
Средняя
продолжительность жизни
Обеспеченность
местами в стационарах
Объем
капиталовложений в здравоохранение,
% от бюджета
Технический
уровень оснащенности медицинских
учреждений. |
- Политические
условия
|
Степень
удовлетворения потребностей
Трудовые
затраты
Финансовые
затраты |
Опрос
общественного мнения с оценкой
уровня правовой защищенности, % от выборки
Число
принятых за период законов и постановлений,
направленных на укрепление правовой
защищенности, отнесенное к общему
их числу, %.
Наличие
и полнота структур и служб, обеспечивающих
действия механизма реализации законов,
% от бюджетных ассигнований для
обеспечения действия указанных
структур и служб |
·
Экономические условия
Состояние
производства |
Материальные
затраты
Энергетические
затраты
|
Число
предприятий, прошедших техническое
перевооружение, отнесенное к общему
их числу, %.
Объем
потребляемых предприятиями энергоресурсов,
отнесенное к общему энергопотенциалу,
%. |
Эффективность промышленности
|
Национальный
валовой продукт
Конкурентоспособность
и экспортнопригодность
|
Общий
показатель ВНП, его динамика, а также
удельный показатель ВНП на душу населения.
Удельные
затраты сырья, энергии на единицу
продукции и на душу населения.
Отношение
экспорта товаров различных категорий
к общему объему экспорта |
4. Нравственная обстановка
в обществе |
Традиции,
обычаи.
Нравственные
принципы |
Религиозные
нормы
Национальные,
региональные, клановые нормы поведения.
Семейные устои (% разводов, браков)
Уровень
преступности |
5. Возможность проявления
личности |
Конституционные
свободы |
Степень
реализации конституционных свобод
в обществе |
|