Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 14:51, контрольная работа
В основе статистической методологии лежит диалектический метод.
Диалектика рассматривает явления во взаимосвязи и во взаимозависимости, в динамике, обнаруживает причинно-следственные связи, выделяет главное и второстепенное. При изучении статистической информации широкое применение имеют табличный и графический методы.
Для обеспечения сопоставимости составных частей индексируемых величин в расчет вводится показатель соизмерения, вес, позволяющий обеспечить количественную сравнимость за отчетный и базовый периоды. Например, при расчете индекса физического объема продукции количества производимых видов продукции оцениваются по одинаковым ценам. При расчете индекса себестоимости осуществляется охват одинакового количества продукции.
2) По степени охвата элементов (единиц) совокупности индексы делятся на индивидуальные, групповые и общие. Индивидуальные индексы дают сравнительную характеристику отдельных элементов той или иной совокупности. Например, индекс производства отдельной продукции, цены конкретного товара.
Групповые индексы охватывают часть
(какую-то группу) единиц совокупности.
Иногда их называют субиндексами. Например,
индексы объема производства продукции
по отдельным отраслям промышленности.
Общие индексы характеризуют изменение
совокупности в целом. По своему содержанию
являются сводными относительными показателями.
Они выражают среднее изменение, например,
объема продукции промышленности, цен,
заработной платы.
Групповые индексы позволяют изучить закономерности в изменении структуры, в развитии отдельных частей изучаемого явления. В них находит выражение непосредственная связь индексов с методом группировок.
3) В зависимости от методологии расчета общие и групповые индексы подразделяются на агрегатные (суммарные) и средние из индивидуальных индексов.
Агрегатная форма индексов является основной формой расчета общих индексов. Для расчета агрегатных индексов используются так называемые соизмерители (веса) индекса, которые позволяют преодолеть несоизмеримость отдельных элементов и суммировать разноименные индексируемые величины.
Средний взвешенный из индивидуальных индексов позволяет получить тот же результат, что и агрегатный индекс.
В теории статистики при выборе весов пользуются следующими правилами: индексы динамики количественных (объемных) показателей рассчитывают с весами базового периода, а качественных – с весами текущего периода. Такое правило сообразуется с сущностью рассчитываемых показателей, и, кроме того, позволяет построить систему взаимосвязанных индексов.
Задача 8.1
Имеются следующие данные об объеме продаж и ценах на товары фирмы:
Товар |
Продано, тыс. шт. |
Цена единицы, тыс. руб. |
Индивидуальные индексы |
p0q0 |
p0q1 |
p1q1 | ||||
прошлый месяц (q0) |
отчётный месяц (q1) |
прошлый месяц (p0) |
отчётный месяц (p1) |
q1/q0 |
p1/p0 |
(p1q1) / (p0q0) | ||||
А |
25,4 |
26,9 |
1,6 |
1,4 |
1,059 |
0,875 |
0,927 |
40,64 |
43,04 |
37,66 |
Б |
30,2 |
28,4 |
2,5 |
2,4 |
0,940 |
0,96 |
0,903 |
75,5 |
71 |
68,16 |
В |
18 |
20,1 |
1,5 |
1,5 |
1,117 |
1 |
1,117 |
27 |
30,15 |
30,15 |
Г |
36 |
24,3 |
3,1 |
3,6 |
0,675 |
1,161 |
0,784 |
111,6 |
75,33 |
87,48 |
∑ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
254,74 |
219,52 |
223,45 |
Определите:
Изменение цен, физического объема продукции и товарооборота по каждой позиции ассортимента (результаты приведите в таблице).
Вывод: увеличился физический объём продаж товаров А и В и цены на товары В и Г. Соответственно, увеличение выручки произошло только по товару В.
Общее изменение физического объема продаж (в %):
Общее изменение цен на указанные товары (в %):
Общее изменение товарооборота (в %)
Абсолютное изменение товарооборота, в том числе за счет изменения количества продукции и за счет изменения цен.
млн. руб.
млн. руб.
млн. руб.
Сделайте выводы: таким образом, в отчётном месяце по сравнению с прошлым месяцем товарооборот снизился на 31,29 млн. руб. или на 13,83%, при этом за счёт снижения физического объёма продукции – уменьшился на 35,22 млн. руб. или на 12,28%, а за счёт роста цен – увеличился на 3,93 млн. руб. или на 1,79%.
Задача 8.2
По фирме имеются следующие данные о реализации изделия на трех рынках:
Рынок |
Продано, тыс. шт. |
Цена единицы, руб. |
p0q0 |
p0q1 |
p1q1 | ||
прошлый период (q0) |
отчётный период (q1) |
прошлый период (p0) |
отчётный период (p1) | ||||
А |
335 |
412 |
172,4 |
173 |
57754 |
71028,8 |
71276 |
Б |
561 |
316 |
170 |
174 |
95370 |
53720 |
54984 |
В |
624 |
524 |
224 |
210 |
139776 |
117376 |
110040 |
∑ |
1520 |
1252 |
- |
- |
292900 |
242124,8 |
236300 |
Определить:
Изменение цены изделия на каждом рынке:
Вывод: наиболее интенсивный рост цен отмечается на рынке Б (+2,4%). Цены на рынке А увеличились в меньшей степени (+0,3%). Цены на рынке В снизились (-6,2%).
Изменение средней цены изделия, в том числе за счет изменения цен на каждом рынке и изменения структуры продаж:
Сделайте выводы: средняя цена в отчётном периоде по сравнению с прошлым периодом снизилась на 2,1%, при этом за счёт изменения цен на отдельных рынках – уменьшилась на 2,4%, а за счёт структурных изменений – увеличилась на 0,4%.
Тема 9. Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений
Дайте следующие определения:
Ряд динамики - это значения статистических показателей, которые представлены в определенной хронологической последовательности.
Уровень ряда динамики – это показатель, числовые значение которого составляют динамический ряд.
Приведите классификацию рядов динамики (с примерами).
Уровни интервального ряда характеризуют результат изучаемого процесса за период времени: производство или реализация продукции ( за год, квартал, месяц и др. периоды), число принятых на работу, число родившихся и.т.п. Уровни интервального ряда можно суммировать. При этом получаем такой же показатель за более длительные интервалы времени. Пример: динамика годового объёмапродажи сахара в России.
Уровни моментных рядов динамики характеризуют состояние изучаемого явления на определенные моменты времени. Каждый последующий уровень включает в себя полностью или частично предыдущий показатель. Пример: динамика числа работников по состоянию на начало месяца.
Задача 9.1
По следующим данным об объеме инвестиций фирмы определите недостающие в таблице показатели.
Год |
Объём инвестиций, млн. руб. |
Цепные показатели | |||
абсолютный прирост, млн. руб. |
темп роста, % |
темп прироста, % |
абсолютное значение 1% прироста, млн. руб. | ||
2007 |
240 |
||||
2008 |
243,2 |
3,2 |
101,33 |
1,33 |
2,4 |
2009 |
252,44 |
9,24 |
103,8 |
3,8 |
2,4 |
2010 |
246,38 |
-6,06 |
97,6 |
-2,4 |
2,5 |
2011 |
248,88 |
2,5 |
101,01 |
1,01 |
2,5 |
2012 |
245,15 |
-3,73 |
98,5 |
-1,5 |
2,5 |
Приведите ход решения задачи:
2008 год.
Объём инвестиций = 240 + 3,2 = 243,2 млн. руб.
Абсолютный прирост = 3,2 млн. руб.
Темп роста = 243,2/240*100 = 101,33%
Тем прироста = 101,33 – 100 = 1,33%
Абсолютное значение 1% прироста = 240/100 = 2,4 млн. руб.
2009 год.
Объём инвестиций = 243,2*1,038 = 252,44 млн. руб.
Абсолютный прирост = 252,44 – 243,2 = 9,24 млн. руб.
Темп роста = 3,8 + 100 = 103,8%
Тем прироста = 3,8%
Абсолютное значение 1% прироста = 243,2/100 = 2,4 млн. руб.
2010 год.
Объём инвестиций = 252,44*0,976 = 246,38 млн. руб.
Абсолютный прирост = 246,38 – 252,44 = -6,06 млн. руб.
Темп роста = 97,6%
Тем прироста = 97,6 – 100 = -2,4%
Абсолютное значение 1% прироста = 2,5 млн. руб.
2011 год.
Объём инвестиций = 246,38 + 2,5 = 248,88 млн. руб.
Абсолютный прирост = 2,5 млн. руб.
Темп роста = 248,88/246,38*100 = 101,01%
Тем прироста = 101,01 – 100 = 1,01%
Абсолютное значение 1% прироста = 246,38/100 = 2,5 млн. руб.
2012 год.
Объём инвестиций = 248,88*0,985 = 245,15 млн. руб.
Абсолютный прирост = 245,15 – 248,88 = -3,73 млн. руб.
Темп роста = -1,5 + 100 = 98,5%
Тем прироста = -1,5%
Абсолютное значение 1% прироста = 248,88/100 = 2,5 млн. руб.
Определите:
Средний объем инвестиций за рассматриваемый период
млн. руб.
Средний абсолютный прирост
млн. руб.
Средний темп роста
Средний темп прироста
Сделайте выводы: таким образом, за период 2007-2012 гг. объём инвестиций каждый год в среднем увеличивался на 1,03 млн. руб. или на 0,43%. При этом среднегодовой объём инвестиций равен 246 млн. руб.