Лекции по "Статистика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:44, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ.
1. Статистика как наука.
2. Предмет статистической науки, основные понятия и характеристики.
3. Метод статистики.
4. Задачи статистики на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА 1.docx

— 105.91 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ  И МЕТОД СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ.

1. Статистика  как наука.

2. Предмет  статистической науки, основные  понятия и характеристики.

3. Метод  статистики.

4. Задачи  статистики на современном этапе.

Вопрос 1.

Термин статистика (от лат «status» - состояние, положение явлений в обществе, государстве) употребляется в различных значениях.

Под статистикой понимается практическая деятельность людей по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих различные стороны общественной жизни: производство, распределение, обмен продуктов,политику, культуру, здравоохранение, образование, благосостояние народа и т.д.

Под статистикой понимают также и особую науку, т.е. отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны в неразрывной связи с качественной определенностью.

Между статистической наукой и практикой существует тесная связь и взаимозависимость. Статистическая наука использует данные практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяется теоретические положения  статистической науки для решения  конкретных управленческих задач

Статистика имеет  многовековую историю. Её возникновение и развитие обусловлены общественными потребностями: подсчет населения, скота, учет земель, «имущества и т.д. Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к 23 веку до нашей эры. В Древнем Риме проводились цензы (учеты) свободных граждан, их имущества. Каждый римлянин под клятвой смерти на Марсовом поле сообщал о своем имуществе. В 5 в. до н.э. учет численности войска персидского царя Дария осуществлялся следующим образом: перед походом каждый воин должен был положить камень в общую кучу.

По мере развития общественного производства, внутренней и внешней торговли увеличивалась  потребность в статистической информации. Это расширило сферу деятельности статистики, вело к совершенствованию  ее приемов и методов. Многообразная  практика учетно-статистических работ  стала подвергаться теоретическим  обобщениям. Началось формирование статистической науки.

Считается, что основы статистической науки были заложены англ. экономистом Уильямсом Петти. (1623-1687), последователи которого образовали научное направление, получившее название «политической арифметики».  

Основоположником  другого направления развития статистики явился Г. Конринг (1606-1681), который разработал систему описания государственного устройства. Его последователь профессор философии и права Г. Ахенваль (1719-1772) впервые в Марбургском университете (!746 г.) начал читать новую дисциплину, названную им статистикой. Основным содержанием этого курса было описание политического состояния и достопримечательностей государств. Это направление развития статистики получили название описательного.

Несколько позже  профессор Геттенгенского университета А. Шлицер (1736-1809) опроверг взгляды, что статистика должна лишь описывать политическое устройство государств. Предметом статистики, по А. Шлицеру, является общество.

В дальнейшем развитие статистики осуществлялось многими  учеными и практиками. Среди них  Ф. Гальтон, К. Пирсон, Ф. Фишер (математическое направление в статистике), И.К. Кирилов, В.И Татищев (описательная статистика), Д.П. Журавский, А.А. Чупров (он считал, что статистика выступает как метод изучения массовых явлений природы и общества), В.И. Хотимский, В.С. Немчинов и пр.

Таким образом, история  развития статистики показывает, что  статистическая наука сложилась  в результате теоретического обобщения  накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических. работ, обусловленных, прежде всего, потребностями  управления жизни общества.

Вопрос 2.

Статистика как  наука имеет свой предмет исследования. Предметом статистики является количественная сторона массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, которая отображается посредством объективных статистических показателей, то есть особых признаков. Например, при изучении объема товарооборота, товарных запасов, издержек обращения и других показателей коммерческой деятельности статистика устанавливает количественные характеристики их развития, определяет соотношение между отдельными показателями, даёт численную оценку проявившимся при этом закономерностям.

Статистика изучает  особые признаки (или объективные  статистические показатели), которые  должны отвечать следующим требованиям:

1. Быть качественно  определенными и существенными  для данного явления

2. Охватывать всю  совокупность факторов и случаев,  то есть общих признаков

3. Иметь определенную  величину, характеризующую численность  совокупности и её структуру,  общий объем явления, среднюю  величину признака, его колеблемость, то есть, иметь всю совокупность показателей исторически конкретных, определенных во времени и пространстве.

При изучении количественной стороны массовых общественных явлений  и процессов статистика использует ряд особых понятий, которые относятся  к основным категориям статистики, составляющим её специфичный язык:

1. признак

2. вариации

3. статистическая  совокупность

4. показатель

5. система показателей

Признаком в статистике принято называть свойство, характерную черту или иную особенность единиц объектов, явлений, которые могут быть наблюдаемы или измеряны. Например, признаком промышленного предприятия могут выступать: вид выпускаемой продукции, размеры производства, численность персонала, величина основных производственных фондов. К демографическим и социальным признакам относят пол, возраст и т.д.

Примерная классификация признаков:

1. по характеру  выражения;

2. по способу измерения;

3. по отношению  к характеризуемому объекту;

4. по отношению  ко времени;

5. по характеру  вариации.

По характеру выражения различают описательные и количественные признаки.

Описательные  признаки выражаются словесно. Они подразделяются на номинальные и порядковые в соответствии с теорией изменений. Отличие между ними в том, что номинальные - это описательные признаки, по которым нельзя ранжировать данные, тогда как порядковые - это те признаки, по которым можно ранжировать, упорядочивать данные. Например, пользуясь оценками экспертов, можно ранжировать работников по мастерству.

Количественными называют признаки, отдельные значения которых отличаются друг от друга по величине, выраженной числом. Например, возраст человека, доход предприятия и т.д.

По  способу измерения различают первичные и вторичные признаки.

Первичные признаки характеризуют единицу в совокупности в целом. Это абсолютные величины. Они могут быть измеряны, посчитаны, взвешены.

Вторичные или расчетные признаки не измеряются непосредственно, а рассчитываются, они являются продуктамичеловеческого сознания, результатом познания изучаемого объекта.

По  отношению к характеризуемому объекту выделяют: Прямые (непосредственные) и косвенные признаки.

Прямые - это признаки, имеющие свойства, присущие тому объекту, который ими характеризуется. Например, возраст определенного человека, объем определенной продукции, численность определенной группы студентов.

Косвенные - это признаки, имеющие свойства, присущие не самому объекту, а другим совокупностям, относящимся к объекту либо входящим в него. Например, оплата труда работников по отношению к предприятию это косвенный признак предприятия, но важный для отдельного человека, устраивающегося на работу.

По  отношению ко времени признаки делятся на моментальные и интервальные.

Моментальные  признаки характеризуют изучаемый объект по состоянию на какой-либо период времени, установленный планом статистического исследования. Например, численность населения Российской Федерации на 1 января 2001 года.

Интервальные - это признаки, характеризующие результаты процессов, явлений, событий, и поэтому их значения могут возникать только за определенный интервал времени.

По  характеру вариации выделяют атрибутивные, дискретные и непрерывные признаки.

Атрибутивные (качественные) - это те признаки, отдельные значения которых отличаются друг от друга существенными(качественными) моментами. Например, пол, национальность и т.д. Эти признаки не измеряются, а описываются.

Дискретные - это количественные признаки, которые могут принимать только лишь отдельные значения. (Например, целые числа: число комнат в квартире, число студентов в группе).

Непрерывные (варьирующие) признаки способны принимать любые значения в определенных границах. К ним относятся вторичные расчетные признаки, целые, дробные, иррациональные числа. На практике значения непрерывных признаков округляют до определенной степени точности.

Вариация - это колеблемость, многообразие, изменчивость величины признака по отдельным единицам совокупности явлений.

Вариация атрибутивного  признака одно из двух или нескольких значений. Например, пол человека.

Вариация количественного  признака имеет диапазон колебаний. Например, заработная плата работника.

Отдельное значение признака называют вариантом этого признака (обозначают буквой «х»). Варианты могут приниматьлюбые значения в пределах данных границ вариации, а также могут повторяться при переходе одних единиц в другие.

Статистическая  совокупность — это совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных некоей качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Например, совокупность предприятий.

Совокупности могут  быть однородными и разнородными. Совокупность называют однородной если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц. Совокупность называется однородной именно с точки зрения этих признаков. Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной.

В каждом отдельном  случае однородность совокупности устанавливается  путем проведения качественного  анализа, выяснения содержания изучаемого явления.

Единица совокупности — это первичный элемент статистической совокупности, являющейся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета. Признак — это качественная особенность единицы совокупности.

Статистический  показатель — это понятие (категория), отражающее количественные характеристики (размеры) соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели могут быть объемными (численность населения) и расчетными (средний размер заработной платы); плановыми, отчетными и прогностическими (т. е. выступать в качестве прогнозных оценок.).

Статистический  показатель следует отличать от признака. Признак — это свойство, присущее единице совокупности. Признак входит в качественное содержание показателя, он существует объективно, независимо от того, отражает ли его наука с  помощью тех или иных показателей. Например, возраст человека — это  его признак, который можно измерить с разной степенью точности (в годах, месяцах, в сутках или охарактеризовать датой рождения). Показатель — характеристика группы единиц или совокупности в  целом. Его построение зависит от цели исследования и изобретательности  статистика. Например, средний возраст  работников фирмы или жителей  города — это статистические показатели, дающие возрастную характеристику определенных групп, совокупностей людей.

Статистический  показатель следует отличать от статистических данных. Статистические данные — это  конкретные численные значения статистических показателей. Они всегда определены не только качественно, но и количественно.

Система статистических показателей — это совокупность статистических показателей, отражающих взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Для каждой общественно-экономической формации характерна определенная система взаимосвязи общественных явлений. Поэтому образуют систему и статистические показатели.

Вопрос 3.

Для изучения своего предмета статистика разрабатывает  и применяет разнообразные методы, совокупность которых образует статистическую методологию. Общей основой разработки и применения статистической методологии  являются принципы диалектического подхода к изучению явлений жизни общества. Это, прежде всего, требование рассмотрения фактов, характеризующих изучаемые явления, в их связи и взаимозависимости, что является важным при статистическом изучении причинных отношении. Кроме того, важнейшим положением диалектического подхода познания является рассмотрения изучаемого явления в развитии, движении, то есть от возникновения до исчезновения. В соответствии с этим требованием, статистика изучает динамику социально - экономических явлений в их исторической обусловленности.

В этой связи методом статистики является совокупность (система) специфичных приемов и методов, основанных на диалектико-логических, общенаучных и формально-логических категориях, которые применяет статистика для исследования количественной стороны социально - экономических явлений и процессов.

Категории диалектической логики непосредственно относятся к процессу познания и мышления. При этом познание развивается по тем же законам, что и математический мир. Поэтому результатом статистического познания являются статистические показатели, которые, как и явления объективного мира, находятся во взаимосвязи и развитии, будучи подчиненными законам перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей и др.

Знания общенаучных категорий и методов необходимо для понимания конкретных путей образования статистических показателей. Основными общенаучными категориям являются: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и сопоставление, другие.

Основными законами формальной логики являются: закон тождества, закон исключённого третьего, закон достаточного основания. Согласно закону тождества в процессе рассуждения каждая мысль должна сохранять одно и то же определённое содержание сколько б раз она не повторялась (рентабельность, прибыль и т.д.). Закон исключённого третьего предполагает, что из двух отрицающих друг друга мыслей об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, одна мысль непременно истина, а другая - ложь, т.е. третьего не дано. Закон достаточного основания утверждает, что всякая мысль для достоверности должна быть обоснована фактами, истинность которых доказана ранее практикой человека.

Информация о работе Лекции по "Статистика"