Лекции по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:04, курс лекций

Краткое описание

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
1.1. ПОНЯТИЕ "СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА"
Понятие "социальная статистика" имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности. Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе. Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.

Вложенные файлы: 3 файла

Социальная статистика (главы 1-5).doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Для численности домохозяйств каждого  из типоразмеров ( ) в единицу времени можно записать следующее балансовое равенство:

Изменение величины = Прирост - Убыль .    (3.1)

В большой совокупности домохозяйств изменение  по любым причинам происходит почти непрерывно во времени, поэтому левую часть уравнения (3.1) можно записать как первую производную от по времени

.

Правую часть уравнения (3.1) можно представить в терминах относительных частот (частностей) переходов в единицу времени.

Убыль

.

Прирост

 

Где      — относительная частота выбытия из i-го типоразмера;

    — численность k-го типоразмера;

 — суммарная частота выбытия, — относительная частота переходов из k-гo типоразмера в i-й (домохозяйства в год на одно домохозяйство).

 

В итоге для каждого из типоразмеров уравнение (3.1) может быть переписано:

Уравнения (3.2) с постоянными коэффициентами и решаются методом последовательных приближений и представляются в виде бесконечных временных рядов:

где 

- время.

Коэффициенты связаны между собой рекуррентными соотношениями:

где — начальное значение численности i-го типоразмера.

Эффективность работы с рядами (3.3) зависит от скорости сходимости, т. е. от возможности оборвать ряд на каком-то члене (пятом, десятом или пятнадцатом) без ущерба для точности расчета. Обычно достаточно хорошая сходимость рядов имеется для небольших значений t.

При прогнозировании структуры  домохозяйств используются также другие методы, например метод, основанный на использовании микроимитационной модели. В России данный метод впервые был реализован А. Г. Волковым и Е. Л. Сороко. Суть этого метода заключается в том, что с помощью применения заданных вероятностей наступления рассматриваемых демографических событий поочередно к каждому индивиду имитируются переходы из одного состояния в другие. Прогноз изменения тех или иных вероятностей позволяет прогнозировать динамику семейной структуры населения1.


 

1См.: Демография: современное состояние и перспективы развития: Учеб. Пособие / Н. З. Зверева, А. Я, Кваша, В. И. Козлов и др.; Под ред. Д. И. Валентея, — М.: Высшая школа, 1997.-С. 249-251.


 

Одним важным направлением углубленного детализированного исследования структуры домохозяйств является анализ факторов, влияющих на ее формирование. Такой анализ представ собой преимущественно текстовое описание без приведения тематических моделей. Основное внимание при этом уделяется определению перечня наиболее существенных факторов и их ранжированию по значимости, здесь же выявляются направленность, условия и характер их воздействия.

К основным факторам, изменяющим структуру  домохозяйств относятся: демографические, социальные, экономические, правовые, этнические, политические. Их воздействие  может происходить на разных уровнях (страны, региона, групп семей, отдельно взятых семей) и соответственно оказывать влияние либо на многие домохозяйства, либо на ограниченный их круг. Например, такие факторы, как состояние войны или вступление страны в полосу затяжного экономического кризиса, имеют всеобщее значение и преобразуют структуру домохозяйств всего населения.

Региональные факторы оказывают  существенное влияние только на структуру  домохозяйств в данном регионе, и  лишь в ослабленной форме это  может отразиться на демографически ситуации в смежных регионах. Так, чернобыльская авария, военные конфликты  в Закавказье, на Северном Кавказе непосредственно деформировали демографическую структуру, в частности структуру домохозяйств именно данных регионов. Для других же территорий эти события имели своим последствием главным образом усилением притока беженцев и переселенцев, что привело к некоторым сдвигам в структуре населения.

Трудность исследования факторов вызывается числовым измерением их воздействия и сложностью определения их взаимозависимости  и взаимовлияния. Например, в условиях войны исходным фактором служат военные действия, но одновременно активизируются многие другие неблагоприятные факторы: разрыв семейных связей и снижение рождаемости (демографии фактор) в связи с мобилизацией мужчин; резкое снижение уровня жизни (экономический фактор); ухудшение условий труда и условий воспитания детей (социальный фактор) и т. д.

Задача  моделирования развития домохозяйства  чаще всего решается путем введения некоторых ограничений; исследуется  конкретный тип домохозяйств, рассматривается  лишь отдельно взятая группа факторов, анализ проводится по отдельным регионам.

Другим направлением можно считать  исследования, в которых структура  домохозяйств рассматривается как  фактор. Примером такого исследования является изучение влияния брачности на продолжительность жизни мужчин и женщин и др.

В целом возможности статистического  анализа структуры домохозяйств определяются содержанием исходной информации. Общие сведения о домохозяйствах по стране и по всем регионам содержатся в переписях населения. Материалы  специальных обследований, как правило, бывают локальными, частными и не всегда могут быть распространены на все население. Проведение специальных обследований домохозяйств диктуется острой необходимостью получения дополнительной информации, требующейся для решения конкретных социальных проблем страны или отдельных регионов, большое их преимущество состоит в детальности программ обследования, позволяющих раскрыть механизмы развития домохозяйств, тщательно рассмотреть их структуру.

 

Глава 4

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО  НАБЛЮДЕНИЯ

4.1. ПОНЯТИЕ "УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ" ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие "уровень жизни населения " включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д. В таком случае чаще употребляется термин "качество жизни".

Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного  развития.

Еще у древних римлян одним из главных девизов был такой: "Благо  народа — высшая цель". Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек. Рыночная экономика — экономика массового потребления, именно потребитель — король рынка с его законом: нельзя производить что-либо, не имея в виду предстоящего потребления.

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения  и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Условия жизни можно укрупненно разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта — это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей . Свободное время — часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны три аспекта изучения уровня жизни: применительно ко всему  населению; к его социальным группам; к домохозяйствам с различной  величиной дохода.

4.2. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ И ПОТРЕБНОСТИ

Важную роль в изучении уровня жизни населения  играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различают социальные нормативы; развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.

Непосредственное отношение к  уровню жизни имеет потребительский  бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. Кроме того, к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе  по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики — прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Существующие нормативы отражают современные научные представления  о потребностях людей в благах и услугах — личных потребностях. Однако последние не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.

Физиологические потребности являются определяющими первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т. д.

Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.

Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе — это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.

Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Рациональные потребности отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддерживания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Иррациональные потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.

Внешней формой проявления личных потребностей выступает  спрос населения, хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.

Наряду  с личными выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т. д.

4.З. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ  ЖИЗНИ

Важнейшая зaчa статистики уровня жизни — выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследований — могут носить либо общий характер, либо частный, связанный, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и  обеспеченности его различными услугами.

Социальная статистика (главы 10-конец).doc

— 1.35 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Социальная статистика (главы 6-9).doc

— 2.08 Мб (Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Статистике"