Методология исследования систем управления. Понятие, практическое применение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Исследования в сфере управления используются довольно продолжительное время с момента зарождения совместной трудовой деятельности. Но говорить о проведении научных исследований проблем управления можно лишь с момента зарождения науки управления (конец ХIХ – начало ХХ вв.). Возникновение науки менеджмента и первые научные исследования в области управления связаны с именем Ф.Тейлора.

Содержание

Введение
1. Исследование: понятие, типология, характеристики
2. Содержание методологии
3. Подходы и методы исследования систем управления и их практическое применение
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Методология исследования систем управления.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Методология исследования систем управления.

Понятие, практическое применение.

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………

  1. Исследование: понятие, типология, характеристики……..
  2. Содержание методологии……………………………………
  3. Подходы и методы исследования систем управления и их практическое применение…………………………………...

Заключение……………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Исследования в сфере управления используются довольно продолжительное время с момента зарождения совместной трудовой деятельности. Но говорить о проведении научных исследований проблем управления можно лишь с момента зарождения науки управления (конец ХIХ – начало ХХ вв.). Возникновение науки менеджмента и первые научные исследования в области управления связаны с именем Ф.Тейлора.

Ф. Тейлор, инженер по образованию, сформулировал основные принципы научной организации труда (НОТ) и, в частности, постулат о том, что существует “единственно наилучший путь” выполнения работы, и задача управленца состоит в том, чтобы с помощью научных методов найти этот путь.

 

Одним из видов познавательной деятельности является научное исследование – процесс выработки новых научных знаний. Функциональная роль исследования в развитии систем управления заключается в получении новых научных знаний, на основе которых вырабатываются новые улучшающие работу этих систем управляющие воздействия, и в каждом конкретном случае зависит от использования результатов исследования.

 

Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления. В современном менеджменте исследование является главным фактором повышения эффективности управления.

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе.

 

Вместе с эволюционным развитием науки управления появлялись и совершенствовались методы исследования проблем управления. Необходимость решения новых возникающих проблем требовало адаптации математических, экономических, общенаучных методов к их использованию в прикладных исследованиях на предприятиях. Научные исследования систем управления как способ получения новых знаний, позволяющих обогатить достаточно молодую науку менеджмент, проводятся чаще с академическими целями. Но также важно уметь применить полученные знания на предприятии с учетом его специфики.

 

 

 

 

  1. Исследование: понятие, типология, характеристики.

 

Понятие.

 

Выделим два основных определения понятия исследование:

Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в:

1) распознавании проблем и ситуаций;

2) определении их происхождения;

3) выявлении свойств, содержания, закономерностей  поведения и развития;

4) установлении места этих проблем  и ситуаций в системе накопленных  знаний;

5) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

 

Исследование - вид деятельности человека, позволяющий раскрыть

суть и содержание явлений, познать и оценить их, определить тенденции

развития, найти возможность использования полученных знаний в

практической деятельности. Исследование любого класса систем есть особый

вид мыслительной деятельности, требующий определенных способностей и

навыков, затрат некоторого объема ресурсов: интеллектуальных, временных,

материальных, природных и т.д.

 

Исследование - это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.

 

Типология исследования.

 

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

 

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, то есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

 

Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

 

Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследований незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени продолжительные (непрерывные) и непродолжительные (разовые).

 

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

 

Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

В практике управления встречаются все эти типы исследований.

 

Характеристики исследования.

 

При исследовании систем управления руководителю необходимо знать, что любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие:

А.  Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

Б. Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

В. Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей   (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

Г. Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Д. Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

Е. Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

Ж. Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.

З.  Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

 

Виды исследований.

 

Основные виды исследований систем управления: маркетинговые, социологические, экономические, а также социально-экономические эксперименты, аудит как исследование, прогнозные и плановые исследования, отчетные, контрольные исследования, проектирование объектов испытаний, исследование качества продукции; исследования, проводимые в разных функциональных подсистемах менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание методологии.

 

Методология — это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяющую роль. Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.

 

Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.  Но это общее представление о цели. На практике проведение исследования преследует разные цели, например мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых может в будущем осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр. Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании.

Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими.

 

Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.

Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения.

Система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его деятельности.

 

Предметом исследования является проблема. Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр.

Необходимы исследования для решения этих проблем, часть из которых являются "вечными", другие — преходящими или созревающими.

 

Метод исследования — это способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится исследование. Метод исследования в менеджменте нацелен на практику организации, социально-экономической системы, и включает как категориальный аппарат исследования, так и эмпирический способ получения знания на основе большого массива данных - количественных и качественных показателей функционирования системы.

 

Следующей составляющей в содержании методологии исследования являются подходы. Подход — это ракурс исследования, это как бы исходная позиция (отправная точка), с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели. Далее подробно рассмотрим подходы исследования систем управления.

 

3. Подходы и методы исследования систем управления. Их практическое применение.

 

Методологический подход — система знаний, методов, понятийно-методическая база исследования, характеризующаяся определенным аспектом рассмотрения проблем. В рамках одного методологического подхода могут существовать ряд разных теорий, взглядов, положений, имеющих одну и ту же концептуальную основу исследования.

Общими методологическими подходами, используемыми для исследования систем управления, можно считать:

  • системный,
  • аспектный,
  • концептуальный,
  • эмпирический,
  • прагматический,
  • научный,
  • процессный,
  • поведенческий,
  • ситуационный,
  • кибернетический,

 

Системный подход — методологический подход, изучающий объект как единое целое (как сложную целостную социально-экономическую систему). Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внешними связями. Используется для комплексного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реализации, координации усилий по претворению их в жизнь. Основными принципами системного подхода являются: целостность, структуризация, иерархичность построения, множественность.

 

Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.

Информация о работе Методология исследования систем управления. Понятие, практическое применение