Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:27, реферат
Цель данной курсовой работы - изучить методологию социологического исследования. Методологию можно определить как принципы организации исследований, «нормы», при помощи которых выбираются и оформляются процедура и техника. Надо отличать методологию от теории социологии, предметом которой являются некоторые аспекты взаимодействия людей и которая, следовательно, субстантивна по своему характеру.
Введение
Раздел 1. Формы и методы проведения социологических исследований
1.1 Проблема, объект, предмет, цели и задачи, понятия в исследовании
1.2 Выдвижение гипотез
1.3 Проведение социологического исследования
1.4 Разработка схемы сбора и анализа исходных данных
Раздел 2. Отчет о результатах исследования
2.1 Отчет и пояснительная записка
2.2 Разделы отчета
2.3 Основные требования к отчету
2.4 Рекомендации
Выводы
Литература
Содержание
Введение
Раздел 1. Формы и методы проведения социологических исследований
1.1 Проблема, объект, предмет, цели и задачи, понятия в исследовании
1.2 Выдвижение гипотез
1.3 Проведение социологического исследования
1.4 Разработка схемы
сбора и анализа исходных
Раздел 2. Отчет о результатах исследования
2.1 Отчет и пояснительная записка
2.2 Разделы отчета
2.3 Основные требования к отчету
2.4 Рекомендации
Выводы
Литература
Введение
Любая наука имеет свою методологию. Данная курсовая работа направлена на выявление необходимости изучения методологии социологических исследований.
Методология- это система принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техник, методов, включая приёмы сбора и обработки данных. Методология является основным критерием отбора наукой фактов и знаний об окружающем мире, поэтому изучение методологии актуально в наше время. С формальной точки зрения, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Эмпирические социологические исследования являются важным уровнем социологического познания. Конкретные методологические части программы исследований и методические приемы с одной стороны, должны отвечать необходимым требованиям, а с другой – отвечать реальным возможностям их выполнения.
Объектом изучения является сам процесс социологического исследования (формы и методы проведения исследования, формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение целей и задач исследования, интерпретация и операционализация основных понятий, выдвижение рабочих гипотез, разработка рабочего плана исследования, обоснование выборки, разработка схемы сбора и анализа исходных данных), предметом же - методология социологического исследования (техники, методы, процедуры).
Цель данной курсовой
работы - изучить методологию
Задачами курсовой работы являются:
- выявить проблему, объект,
предмет, цели и задачи
- определить значение
гипотезы в социологическом
- понятие разработки
схемы проведения
- понятие разработки
схемы сбора и анализа
- понятие отчета о результатах исследования.
Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указания правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков — операциональным определением.
Эмпирическая интерпретация
понятия по необходимости частичка.
Операциональное определение
При разработке программы социологического исследования мы должны в первую очередь выделить ключевые понятия, выражающие узловые точки изучаемой проблемы. Именно они и подвергаются эмпирической интерпретации, что позволяет не только сформулировать, но и проворить гипотезы на базе фактических данных. Интерпретация понятий в определенных терминах означает поиск эмпирических признаков, поясняющих их значение в некотором существенном для нашей задачи отношении. А существенное отношение, в свою очередь, будет определяться проблемой и предметом исследования.
Раздел 1. Формы и методы проведения социологических исследований
Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных систем и процессов.
Областью применения социологических методов является исследование ценностных ориентаций членов социальных сообществ по отношению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и определить меры эффективного воздействия на членов этих сообществ.
Социологические методы
позволяют более полно
Социологические методы дают точные представления о состоянии и динамике социальных систем.
Главной целью социологии как науки является объяснение и прогноз поведения социальных субъектов в определённых условиях, особенности искусственного конструирования этих условий и диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности.
Социологические исследования
призваны определить адекватность социальных
условий устанавливаемым в
Ключевыми направлениями практического применения социологических методов в исследовании социально-экономических и политических процессов являются:
1. Выявление факторов,
влияющих на проявление и
2. Определение факторов,
формирующих структуру
3. Подготовка и реализация
управленческих решений. В
4. Определение межличностных взаимоотношений в социальных группах, призванное обеспечить эффективное взаимодействие членов рабочих коллективов при выполнении производственных задач.
5. Выявление ценностных
ориентаций личности и
6. Тестирование общественного
мнения на предмет его
7. Экспертная оценка
проектов и программ, позволяющая
сделать оптимальный выбор
8. Диагностика состояния и функционирования социальных систем.
Решение поставленных задач должно быть обеспечено при помощи трех основных разделов: подготовки программы социологического исследования; организации и проведения опросов, интервью и разработки схемы обобщения и обработки данных.
Основными разделами
социологической программы
1.1 Проблема, объект, предмет, цели и задачи, понятия в исследовании
Проблема выражает основное противоречие исследуемого явления, события. Она актуализирует факты несоответствия общественно значимых направлений научных исследований располагаемым обществом ресурсами. Проблемы, попадающие в сферу внимания научных сообществ, имеют две стороны: теоретическую и практическую. Смешение двух этих сторон недопустимо, поскольку не позволяет применить целесообразные для решения данной проблемы методологические средства.
Теоретический аспект проблемы может быть охарактеризован исключительно в рамках эволюции научных представлений об исследуемой проблеме, трудностей ее терминологического описания и представления в контексте сложившихся в научном сообществе традиций.
Практическая сторона означает общественную проблему в том виде, в каком она предстает перед обыденным сознанием. Практическим является такое решение проблемы, которое основывается на уже сложившемся знании. Теоретическое решение научной проблемы означает получение нового знания, которое позволяет по-новому посмотреть на существующую фактологическую базу, лежащую в основе проблемного поля проводимых исследований. Таким образом, практическая и теоретическая стороны проблемы взаимодополняют друг друга, обеспечивая возможность полного и целостного представления о характере и механизмах проявления проблемы.
Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования:
- возможно более точное
разграничение между "
- отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении общей проблемы;
- расчленение общей
проблемы на ее элементы и
упорядочение по частным
Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им может быть социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то общественные отношения, содержащие в себе социальное противоречие.
Объектом исследования выступает фрагмент действительности (деятельность социальных групп, предприятий, процессы, события), заключающий источник противоречия, вызывающего проявление проблемной ситуации.
Предметом исследования выступают наиболее значимые теоретические и практические свойства, признаки исследуемого объекта, выражающие суть выявленного социального противоречия. Предмет исследования составляет сторона объекта, наиболее значимая с точки зрения интересов исследования.
Определение целей и задач исследования
Цель представляет собой ожидаемый конечный результат исследования, предполагающий разрешение заявленного противоречия по основным разделам исследования. Достижение заявленной в ходе социологического исследования цели предполагает прохождение двух этапов: теоретико-методологического и практического.
В ходе прохождения теоретико-
Значение каждого из этапов может быть приоритетным относительно другого, что обусловливает разделение целей на теоретические и прикладные и, как следствие, на теоретический и прикладной характер получаемых результатов. Прикладное исследование чаще всего рассматривается как продолжение теоретического, что подтверждается используемой в ходе реализации первого этапа терминологией.
Цель, положенная в основу социологического исследования, должна быть конкретизирована в перечне задач, структурирующих работу исследователя в достижении им поставленной цели. Задачи позволяют редуцировать степень сложности заявленной цели и перевести ее в исполнение рядом операциональных действий.
Интерпретация и операционализация понятий.
Интерпретация используемых в процессе исследования понятий призвана сопоставить теоретические положения с эмпирическими данными и составить целостное представление об объекте, отображаемом с помощью перечня базовых понятий.
В ходе интерпретации таких понятий исследователь уясняет для себя, по каким направлениям должен осуществляться сбор социологической информации и каким должно быть качество полученного материала. Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указания правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков — операциональным определением.
Информация о работе Методология социологических исследований