Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:16, курсовая работа
Труд – основной фактор процесса производства товаров и услуг. Анализ функционирования экономики невозможен без характеристики состояния трудового потенциала страны, занятости населения, эффективности использования рабочей силы. Информация о рынке труда является важным инструментом при разработке экономической и социальной политике государства.
Введение………………………………………………………………………...3
Теоретическая часть………………………………………………….….5
Статистика занятости и безработицы…………………………....5
Система статистических показателей анализа занятости и безработицы……………………………………………………………14
Статистические методы анализа занятости и безработицы…..19
2. Расчетная часть……………………………………………………….…….24
3. Аналитическая часть……………………………………………………….35
Заключение.………………………………………………………………..…..38
Список использованной литерату
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
по дисциплине «Статистика»
на тему
«Метод статистического наблюдения в изучении занятости населения регионов и безработицы»
Вариант № 20
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Теоретическая часть………………………………………………….….5
1.1 Статистика занятости и безработицы…………………………....5
1.2 Система статистических показателей анализа занятости и безработицы…………………………………………………
1.3 Статистические методы анализа занятости и безработицы…..19
2. Расчетная часть……………………………………………………….…….
3. Аналитическая часть……………………………………………………….35
Заключение.…………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...…40
Приложения……………………………………………………
Введение
Труд – основной фактор процесса производства товаров и услуг. Анализ функционирования экономики невозможен без характеристики состояния трудового потенциала страны, занятости населения, эффективности использования рабочей силы. Информация о рынке труда является важным инструментом при разработке экономической и социальной политике государства.
В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. Поэтому в странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически. Статистические данные необходимы при регулировании рынка труда, обеспечении социальной защиты населения, организации своевременной профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Перед статистикой занятости и безработицы стоят следующие задачи:
Целью данной курсовой работы является рассмотрение показателей изучения занятости и безработицы и изучение их взаимосвязей с использованием статистических методов анализа.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
1. рассмотреть категории населения по статусу;
2. выделить факторы, влияющие на рост безработицы среди определенных групп населения;
3. рассмотреть уровень экономической активности, занятости и безработицы, а также динамику численности безработных по России.
Для статистического наблюдения в изучении занятости населения регионов и безработицы в данной курсовой работе будут использованы методы статистического наблюдения, метод группировки и метод статистической сводки, метод сопоставления 2-х параллельных рядов, метод выборочных средних и относительных величин, обобщающие статистические показатели (абсолютных, относительных, средних величин, вариации).
Программные средства: Windows XP, пакет Microsoft Office 2003.
1. Теоретическая часть
1.1 Статистика занятости и безработицы
Экономически активное население — это часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг. В международных статистических стандартах говорится, что термин «экономически активное население» может иметь два уточняющих измерителя в зависимости от продолжительности периода, к которому он применяется. Если речь идет о кратком отрезке времени, равном неделе или дню, то это «население, активное в данный период», к которому применяется также термин «рабочая сила». Если измеряется экономически активное население за длительный период времени, то речь идет об «обычно активном населении». Население, активное в данный период времени (или рабочая сила), — это наиболее часто используемый показатель экономически активного населения [13, с. 85].
К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период: а) выполняли работу по найму за вознаграждение (деньгами или натурой), а также иную приносящую доход работу самостоятельно или с одним или несколькими компаньонами, как с привлечением, так и без привлечения наемных работников независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность; б) временно отсутствовали на работе по причине болезни или травмы; выходных дней; ежегодного отпуска; различного рода отпусков, в том числе по инициативе администрации без сохранения содержания (продолжительностью менее шести месяцев) или с частичным сохранением заработной платы; отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года; отгулов; забастовки и др.; в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
При отнесении или не отнесении того или иного лица к числу занятых пользуются критерием «одного часа». Он означает, что работы в течение одного часа в отчетном периоде в сфере экономической активности уже достаточно, чтобы это лицо было отнесено к числу занятых. В международных стандартах, рекомендующих критерий в один час, уточняется, что указанный критерий применяют к отчетному периоду в одну неделю или один день. В российском обследовании занятости к числу занятых относят лиц, работавших час и более в обследуемую неделю [13, с. 128].
Классификация населения по статусу в занятости, действующая в российской статистике, полностью согласуется с Международной классификацией статуса занятых, последняя редакция которой была принята в 1993 г. По статусу в занятости классифицируется только экономически активное население, т.е. занятые и безработные.
Классификация населения по статусу в занятости включает следующие группы:
1. Наемные работники – это лица, выполняющие работу по найму, которые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителем предприятия любой формы собственности или определенным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату наличными деньгами либо в натуральной форме. В эту группу входят также лица, которые назначены или утверждены на оплачиваемую должность, включая руководителей, директоров и управляющих предприятий и организаций, служителей культа.
Наемные работники подразделяются на подгруппы: а) гражданская рабочая сила; б) военнослужащие (лица, имеющие воинское звание и находящиеся на действительной воинской службе по контракту или призыву). К военнослужащим не относятся лица, состоящие на службе в органах внутренних дел в качестве рядового или начальствующего состава, которым присвоены специальные звания (сотрудники милиции, внутренних войск и др.). Обучающиеся в военных учебных заведениях дневной формы обучения не входят в эту категорию и включаются в состав экономически неактивного населения. Наемные работники распределяются по длительности найма на работу на постоянных работников, временных работников, сезонных работников и работников, нанятых на случайные работы.
2. Работодатели — это лица, постоянно работающие на собственном частном (семейном) предприятии, и лица, занимающиеся профессиональной деятельностью или ремеслом на самостоятельной основе и постоянно использующие труд наемных работников. Работодателем является управляющий семейным предприятием, если его семья владеет предприятием без раздела на доли владения между членами семьи и использует труд наемных работников на постоянной основе. При этом управленческие функции работодатель может осуществлять самостоятельно или делегировать их наемному управляющему. К работодателям относятся лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или ремеслом на индивидуальной основе и постоянно использующие труд наемных работников.
3. Самостоятельно занятые — это лица, самостоятельно либо с одним или несколькими партнерами осуществляющие деятельность, приносящую доход, и не использующие труд наемных работников на постоянной основе. Они могут использовать труд наемных работников на очень короткие периоды времени (сезонные, либо случайные работы). Партнерами обычно являются члены одной семьи или одного домашнего хозяйства.
Лица, выполняющие работу по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, заключенным с юридическими или физическими лицами, относятся по статусу занятости к наемным работникам, если выполняемая ими работа является работой по найму, либо к работодателям или самостоятельно занятым, если их работа является работой на собственном предприятии.
4. Неоплачиваемые работники семейных предприятий – это лица, работающие без оплаты на частном семейном предприятии, которое принадлежит члену домашнего хозяйства или родственнику, как проживающему, так и не проживающему в одном с ним домохозяйстве. Эти работники не могут считаться партнерами, поскольку степень их участия в работе предприятия является незначительной по сравнению с участием главы предприятия.
5. Члены коллективных предприятий (производственных кооперативов) – это лица, работающие на коллективных предприятиях и являющиеся членами коллектива собственников этих предприятий. Каждый член коллективного предприятия имеет равные с другими членами права при решении вопросов производства, сбыта и других сторон работы предприятия, а также при распределении дохода предприятия между его членами. Отметим, что в эту группу не включаются наемные работники, работающие на коллективных предприятиях.
6. Лица, не поддающиеся классификации по статусу в занятости, - это лица, имеющаяся информация о которых недостаточна для того, чтобы отнести их к одной из перечисленных выше категорий.
Классификация населения по статусу в занятости производится по их статусу на основной работе. В том случае, если работник в рассматриваемом периоде имеет более одной работы, определяется основная и дополнительная работа. Основная работа (основное доходное занятие) – это та работа, которую лицо само считает для себя основной. Другая работа, которую данное лицо имело в рассматриваемом периоде, считается дополнительной работой [5, с. 135].
Уровень занятости характеризует степень использования трудоспособного населения в сфере общественно полезного труда. Величина данного показателя отражает сложившуюся экономическую ситуацию в стране. Она зависит от развития производительных сил, научно-технического прогресса в обществе, уровня благосостояния населения. Различают полную, частичную и скрытую занятость.
Полная занятость предполагает создание таких условий жизни, при которых каждому трудоспособному человеку предоставляется возможность при его желании быть занятым или незанятым. Полная занятость не означает, что все трудоспособное население в трудоспособном возрасте должно быть обязательно занятым. В силу ряда обстоятельств отдельные трудоспособные лица могут и не участвовать в процессе труда (женщины, ухаживающие за детьми; люди, не работающие потому, что желают сменить профессию и др.). Полная занятость достигается, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением, что является довольно редким событием в условиях рыночной экономики.
Частичная занятость предполагает заранее обусловленную работу в течение неполного рабочего дня, неполной рабочей недели. Она присуща странам с высоким уровнем экономического развития, где состояние науки создает экономические условия для частичной занятости.
Особого внимания заслуживает скрытая занятость (потенциальная безработица), при которой работники трудятся не по своей воле в режиме неполной занятости, пользуются отпусками по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Такая неполная видимая занятость преуменьшает реальное число безработных.
К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течение рассматриваемого периода: а) не имели работы (либо занятия, приносящего доход); б) искали работу; в) готовы были приступить к работе.
В настоящее время в статистической практике России численность безработных определяется на основе вышеизложенной методологии, которая соответствует международным статистическим стандартам (методология Международной организации труда), а также устанавливается численность лиц, зарегистрированных государственными службами занятости и признанных безработными. Официально зарегистрированными безработными могут быть лица трудоспособного возраста, не имеющие работы и заработка (дохода от занятости), зарегистрированные в центре занятости по месту жительства с целью поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые к ней приступить.
В соответствии с законодательством о занятости официально признанными безработными не могут быть лица: а) которые отказались в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы; б) не имеющие специальности и впервые ищущие работу, дважды отказавшиеся от получения профессиональной подготовки или предложенной оплачиваемой работы; в) не явившиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службу занятости без уважительных причин для поиска подходящей работы и не явившиеся в срок, установленный для регистрации в качестве безработного. В отличие от методологии МОТ официальными безработными не могут быть: лица моложе 16 лет; лица, получающие пенсию; учащиеся и студенты дневных форм обучения в трудоспособном возрасте, ищущие работу и готовые к ней приступить [7, с. 154].
Типы безработицы:
1. Фрикционная безработица – связана с переходом работников с одной работы на другую (добровольно или из-за увольнения).
2. Структурная безработица – наличие незанятых лиц соседствует с наличием вакансий из-за профессионального и географического несоответствия безработных и рабочих мест, а также из-за недостаточного уровня профессиональной подготовки.
3. Циклическая безработица – обусловлена спадом экономического цикла, когда занятость сокращается, а безработица растет.
4. Сезонная безработица – касается лиц, которые имеют работу только в определенные периоды (например, в разгар сельскохозяйственных работ), а в остальное время года не заняты.
5. Классическая безработица – возникает при высвобождении рабочей силы в целях повышения заработной платы.
6. Технологическая безработица – вытеснение рабочей силы из производства в связи с автоматизацией и внедрением новых технологий.
Экономически неактивное население — это население, которое не входит в состав рабочей силы (включая и лиц моложе возраста, установленного для учета экономически активного населения). Численность экономически неактивного населения может быть определена как разность между численностью всего населения и численностью рабочей силы. В российской статистике подробные данные об экономически неактивном населении разрабатываются для населения в возрасте от 15 до 72 лет. Экономически неактивное население измеряется по отношению к обследуемому периоду и включает следующие категории:
• учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневной формы обучения (включая магистратуру и аспирантуру);
• пенсионеры по старости, на льготных условиях и лица, получающие пенсию по случаю потери кормильца при достижении ими пенсионного возраста;
• лица, получающие пенсию по инвалидности;
• липа, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и т.п.;
• лица, которые прекратили поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;
• другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода [7, с. 71].
При разработке данных об экономически неактивном населении в трудоспособном возрасте выделяют категории населения, которые выразили желание работать, и лиц, которые не хотят работать. Население, желающее работать, подразделяется: 1) на лиц, которые ищут работу в рассматриваемом периоде, но не готовы к ней приступить; 2) лиц, которые хотят работать, но не ищут работу, в том числе лиц, которые отчаялись найти работу после длительных поисков. Данные об экономически неактивном население разрабатываются также по полу, возрастным группам, уровню образования и другим признакам.
В поисках работы в органы Федеральной службы занятости обращаются как занятые, так и не занятые трудовой деятельностью граждане. С позиции оценки ситуации на рынке труда, прежде всего, определяется численность зарегистрированных службой занятости граждан, не занятых трудовой деятельностью. Вместе с тем при прогнозировании состояния рынка труда важна информация и о численности граждан, занятых трудовой деятельностью, но желающих сменить место работы, опасающихся возможного сокращения на своих предприятиях, а потому и обратившихся за помощью в трудоустройстве.
Статистика изучает состав населения, ищущего работу и обратившегося в службы занятости по полу, возрасту и образованию. В общей численности обратившихся более половины составляют женщины, при этом наиболее высока их доля среди лиц, не занятых трудовой деятельностью, а также среди пенсионеров. Из общей численности обратившихся выделяется молодежь в возрасте до 30 лет. В ее составе также преобладает доля женщин. Как результат деятельности служб занятости определяется численность трудоустроенных ими граждан в общей численности обратившихся в органы службы занятости.
Информация о нуждающихся в работе предусматривается в разрезе отраслей и секторов экономики. Это позволяет изучать предложения рабочей силы: межотраслевое и межсекторное. Среди секторов экономики выделяются: государственные и муниципальные предприятия и организации, общественные организации и фонды, совместные предприятия, частные предприятия, предприятия смешанной формы собственности.
1.2 Система статистических показателей анализа занятости и безработицы
Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода:
Занятые и безработные (экономически активное население) являются составной частью трудовых ресурсов региона. Поэтому в литературе нередко уровни занятости и безработицы определяются как удельный вес занятых и удельный вес безработных в общем объеме трудовых ресурсов. Найденные так показатели уровней занятости и безработицы по своим величинам оказываются ниже, чем рассмотренные ранее. Между ними существует взаимосвязь следующего вида:
Уровень занятости ЭАН * Доля ЭАН в трудовых ресурсах = Уровень занятости в трудовых ресурсах
Уровень безработицы * Доля ЭАН в трудовых ресурсах = Уровень безработицы в трудовых ресурсах
Сумма показателей уровней занятости и безработицы в трудовых ресурсах дает удельный вес экономически активного населения в трудовых ресурсах.
Соотношение между численностью экономически активного населения и численностью всего населения страны позволяет получить такой макроэкономический показатель, как коэффициент экономической активности населения
,
где Sэк.ак. численность экономически активного населения; S — численность всего населения. Экономически активное население включает две категории — занятые и безработные.
Данные о численности занятого населения и экономически активного населения позволяют рассчитать коэффициент занятости населения. Коэффициент занятости равен
,
где Sзан — численность занятых.
Коэффициент занятости рассчитывают по населению в целом, по полу и отдельным возрастным группам населения.
При международных сопоставлениях уровня занятости для определения уровня общей занятости населения численность занятых соотносится с численностью всего населения в возрасте от 10 лет и старше. Использование такого низкого возрастного порога объясняется тем, что во многих развивающихся странах уровень занятости в детском возрасте весьма высокий.
Для характеристики уровня безработицы исчисляют коэффициент безработицы:
,
где Б — численность безработных.аботы на другую (добровольно или из-за увольнения)
Если в числителе указывается общая численность безработных, то получают коэффициент безработицы по методологии МОТ, а если численность официально зарегистрированных безработных — коэффициент официально зарегистрированной безработицы.
Коэффициент (уровень) зарегистрированной безработицы – отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения:
,
Коэффициент нагрузки на одного занятого в экономике – это число незанятых в экономике, приходящееся на одного занятого:
Поскольку численность экономически активного населения, численность занятых и безработных связаны аддитивно, динамика этих показателей характеризуется следующим образом:
Кэ = КЗ УЗ0 + Кб Уб0 ,
где КЭ — коэффициент роста численности экономически активного населения;
КЗ УЗ0 — коэффициенты роста численности занятых и безработных;
Кб Уб0 — уровни занятости и безработицы в базисном периоде.
Существенность различия по полу в доле безработных, зарегистрированных в службах занятости, может быть оценена с помощью F-критерия Фишера:
где и — факторная и остаточная дисперсии на одну степень свободы.
Для определения этих дисперсий можно использовать следующие формулы, учитывающие правило сложения дисперсий альтернативного признака:
,
,
где, - доля безработных, зарегистрированных в службах занятости, в общей численности безработных (отдельно среди мужчин и среди женщин);
- средняя доля безработных в целом по населению;
- численность безработных - отдельно для мужчин и женщин;
n - общая численность безработных;
k - число групп населения по полу.
Статистика изучает продолжительность поиска работы. С этой целью по карточкам персонального учета обратившихся за помощью в трудоустройстве может быть определена общая продолжительность трудоустройства граждан (человеко-дней). Продолжительность трудоустройства рассчитывается по всем гражданам, трудоустроенным в отчетном году, исходя из данных о дате снятия с учета по причине трудоустройства и о дне регистрации обратившегося за трудоустройством. На основании данного показателя можно определить среднюю продолжительность трудоустройства граждан за год, используя формулу:
Аналогично по всем безработным, трудоустроенным в отчетном году, рассчитывается общая продолжительность трудоустройства безработных (человеко-дней). При этом продолжительность поиска работы каждого считается со дня регистрации человека как "безработный" до снятия с учета по причине его трудоустройства. Далее этот показатель может использоваться для расчета средней продолжительности трудоустройства безработных в днях (путем деления его на общее число безработных, трудоустроенных в отчетном году). Для прогнозных расчетов численности безработных анализируется уровень обращаемости населения в органы службы занятости. Интенсивность спроса на рабочую силу может быть оценена через число обращений по вопросам трудоустройства на 1000 человек трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, т. е.
1.3 Статистические методы анализа занятости и безработицы
Международная статистика труда использует в своей практической деятельности методы, разрабатываемые общей теорией статистики. Прежде всего, следует подчеркнуть, что все явления и процессы в области трудовых отношений рассматриваются в динамике и во взаимосвязи и взаимозависимости.
Статистика разработала множество методов изучения связей, выбор которых зависит от целей исследования и от поставленных задач. Связи между признаками и явлениями, ввиду их большого разнообразия, классифицируются по ряду оснований. Признаки по их значению для изучения взаимосвязи делятся на 2 класса. Признаки, обуславливающие изменения других, связанных с ними признаков, называются факторными, или просто факторами. Признаки, изменяющиеся под действием факторных признаков, являются результативными. Связи между явлениями и их признаками классифицируются по степени тесноты связи, направлению и аналитическому выражению.
Для исследования связей широко используется метод сопоставления корреляционной таблицы, метод выборочных средних, корреляционный анализ, регрессионный анализ, индексный метод и т.д.
Для сбора необходимой информации международная статистика труда использует метод статистического наблюдения, которое позволяет в определенные сроки получить необходимую информацию по заранее разработанной программе. Для получения этой информации используются все виды сплошного и выборочного наблюдения. Выбор метода наблюдения зависит от множества фактов: цели исследования, программы исследования, наличия материальных, финансовых и трудовых ресурсов и т.д.
После получения информации осуществляется ее контроль. При этом международная статистика труда использует следующие виды контроля:
─ синтаксический, при котором проверяется полнота охвата объектов наблюдения, полнота заполнения всех необходимых граф и строк, наличие необходимых реквизитов: адреса, даты, подписей, печатей;
─ арифметический, который основан на количественных взаимосвязях показателей;
─ логический, который базируется не на количественных, а на качественных взаимосвязях.
После проверки качества полученной статистической информации осуществляется ее сводка и группировка.
Сводка статистических данных заключается в получении групповых и общих итогов по заранее составленной программе (например, по странам, континентам и для мирового уровня).
Группировка заключается в расчленении изучаемой совокупности единиц на однородные группы в соответствии с изучаемым признаком, который может быть как количественным, так и качественным. Таким образом, количественные группировки основаны на признаках (показателях), имеющих количественное выражение (например, группировка по численности занятых в экономике, численности безработных и т.д.), а в основе качественных группировок лежат показатели, которые не могут иметь количественного выражения (например, группировка численности трудоспособного населения по полу, по социально-профессиональным группам и т.д.).
Сводка и группировка информации по статистике труда позволяет получить определенную систему показателей, которая служит исходным материалом для дальнейшего анализа. При этом также используются методы, разрабатываемые общей теорией статистики.
Метод сопоставления двух параллельных рядов является одним из простейших методов. Для этого факторы, характеризующие результативный признак располагают в возрастающем или убывающем порядке (в зависимости от эволюции процесса и цели исследования), а затем прослеживают изменение величины результативного признака. Сопоставление и анализ расположенных таким образом рядов значений изучаемых величин позволяют установить наличие связи и ее направление. Зависимость между факторами и показателями может прослеживаться во времени (параллельные динамические ряды).
Метод выборочных средних и относительных величин проводится в целях распространения выводов, полученных по данным выборки, на генеральную совокупность. Основная задача – на основе характеристик выборочной совокупности (средней и доли) получить достоверные суждения о показателях средней и доли в генеральной совокупности. Метод средних и относительных величин используется для характеристики интервального ряда распределения. К относительным величинам относятся:
─ относительные величины динамики, характеризующие направление изменения явления во времени и измеряющие скорость этого изменения (например, темпы роста и прироста численности трудовых мигрантов);
─ относительные величины структуры, характеризующие долю или удельный вес каждого компонента в общем объеме изучаемого показателя (например, доля занятых в экономике в численности экономически активного населения);
─ относительные величины сравнения, показывающие соотношение двух или более одноименных величин за один и тот же период, относящихся к разным объектам (например, численность безработных по странам мира);
─ относительные величины координации, характеризующие соотношение различных элементов одной и той же совокупности (например, соотношение численности занятых в экономике мужчин и женщин в данной стране);
─ относительные величины интенсивности, отражающие степень распространения данного явления в определенной среде (например, показатель плотности населения).
В общем виде задача статистики в области изучения взаимосвязей состоит не только в количественной оценке их наличия, направления и силы связи, но и в определении формы (аналитического выражения) влияния факторных признаков на результативный. Для ее решения применяют методы корреляционного и регрессионного анализа. Тесноту взаимосвязи показателей труда с другими экономическими показателями изучают, главным образом, при помощи проведения корреляционно-регрессионного анализа. Показатели корреляции позволяют дать количественную оценку тесноты связи показателей занятости и безработицы с другими экономическими показателями (валовым внутренним продуктом, основным капиталом, инвестициями, экспортом и импортом товаров и услуг и т.д.). Показатели регрессии дают возможность получить количественную оценку зависимости результативного показателя от факторного (например, прирост заработной платы при увеличении производительности труда на 1%).
Для изучения связи между явлениями и их признаками строят корреляционную таблицу. Корреляционная таблица – специальная комбинационная таблица, в которой представлена группировка по двум взаимосвязанным признакам: факторному и результативному.
Для уточнения формы связи между рассматриваемыми признаками, а также для наглядного анализа и обобщения данных используется графический метод. С помощью графического метода определяют Мо и Ме вариационного ряда. Корреляционное поле получаем путем нанесения на график точек, соответствующие факторному и результативному признакам.
В международной статистике труда широко применяется индексный метод. С одной стороны, он позволяет изучать динамику показателей статистики труда (индексы производительности труда, заработной платы, номинальных и реальных доходов населения, индексы потребительских цен), а с другой стороны, индексный факторный анализ дает возможность определить количественное влияние факторного признака на показатель результата (например, прирост валового внутреннего продукта за счет численности занятых и за счет производительности труда).
При осуществлении классификации единиц совокупности по нескольким признакам международная статистика труда использует кластерный анализ, который позволяет объединить эти единицы (например, страны или экономические регионы) в относительно однородные группы (кластеры), каждая единица которых имеет показатели, близкие к среднегрупповым (например, группировка регионов по уровню занятости, оплаты труда и доходов населения).
Особое место в статистике труда занимает балансовый метод, который дает возможность получить промежуточные показатели в период между единовременными обследованиями (например, между переписями населения). Кроме того, он характеризует наличие, движение и использование трудового потенциала (в частности, баланс занятого населения и его использования по отраслям и секторам экономики). Балансовый метод позволяет увязать наличие трудоспособного населения с его использованием и определить избыток или недостаток рабочей силы в экономике.
2. Расчетная часть
Имеются следующие выборочные данные службы занятости о времени поиска работы тридцатью безработными (выборка 1%-ная механическая) одного из районов города:
№№ п/п | Возраст безработного, лет | Время поиска работы мес. | №№ п/п | Возраст безработного, лет | Время поиска работы мес. |
1 | 37 | 8,7 | 16 | 60 | 11,3 |
2 | 53 | 9,4 | 17 | 21 | 5,6 |
3 | 18 | 5,1 | 18 | 33 | 7,5 |
4 | 25 | 6,9 | 19 | 29 | 7,2 |
5 | 33 | 7,9 | 20 | 42 | 8,3 |
6 | 32 | 7,8 | 21 | 17 | 5,3 |
7 | 48 | 8,5 | 22 | 44 | 8,4 |
8 | 61 | 10,4 | 23 | 41 | 7,9 |
9 | 29 | 7,8 | 24 | 26 | 7,4 |
10 | 39 | 8,4 | 25 | 30 | 7,9 |
11 | 28 | 7,9 | 26 | 41 | 8,1 |
12 | 35 | 8,5 | 27 | 47 | 8,7 |
13 | 52 | 9,4 | 28 | 27 | 7,5 |
14 | 36 | 8,7 | 29 | 23 | 6,7 |
15 | 48 | 8,9 | 30 | 57 | 10,0 |
Задание 1
По исходным данным:
1. Постройте статистический ряд распределения предприятий по признаку возраст безработного, образовав четыре группы с равными интервалами.
2. Графическим методом и путём расчётов определите значения моды и медианы полученного ряда распределения.
3. Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
Сделайте выводы по результатам выполнения пунктов 1, 2, 3 задания.
4. Вычислите среднюю арифметическую по исходным данным, сравните её с аналогичным показателем, рассчитанным в п.3 для интервального ряда распределения. Объясните причину их расхождения.
Задание 2
По исходным данным с использованием результатов выполнения задания 1:
1. Установите наличие и характер корреляционной связи между признаками возраст безработного и время поиска работы используя метод аналитической группировки.
2. Оцените силу и тесноту корреляционной связи между названными признаками, используя коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.
3. Оцените статистическую значимость показателя силы связи.
Сделайте выводы по результатам выполнения задания.
Задание 3
По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определите:
1. Ошибку выборки среднего возраста безработных в районе и границы, в которых будет находиться средний размер возраста безработных в целом по району.
2. Ошибку выборки доли безработных в районе в возрасте до 50 лет и границы, в которых будет находиться генеральная доля.
Задание 4
Имеются следующие статистические данные по региону, тыс. чел.
Показатели | Базисный период | Отчетный период |
А | 1 | 2 |
1. Среднегодовая численность населения | 1250 | 1210 |
2. Численность экономически активного населения | 780 | 758 |
3.Численность занятого населения, в том числе: а) на предприятиях и организациях государственного сектора; б) в акционерных обществах; в) в общественных организациях и фондах; г) в обществах с ограниченной ответственностью; д) в производственных кооперативах; е) индивидуальные предприниматели |
711
540
90
5,4
11,6
44,5
19,5 |
696
535
70
5,8
12,5
47,3
25,4 |
Определить за каждый период:
1. Численность безработных.
2. Уровень экономической активности населения.
3. Уровень занятости населения.
4. Уровень безработицы.
5. Коэффициент нагрузки на одного занятого в экономике.
6. По исходным данным и расчетным показателям исчислите абсолютные приросты, темпы роста и прироста и представьте их в таблице.
7. Структуру численности занятого населения по формам собственности, оформив результаты в таблице. Постройте диаграммы.
Дайте экономический анализ показателей и сделайте выводы.
Решение
Задание 1.
Для того чтобы построить статистический ряд распределения по признаку «Возраст безработного», необходимо определить величину интервала h.
h = (xmax – xmin ) / n ,
где n – число групп (по условию 4 группы),
h = (61 – 17)/ 4 = 11.
Построим таблицу диаграмму:
Группа | Интервал | Количество безработных |
I | 17 – 28 | 7 |
II | 28 – 39 | 10 |
III | 39 – 50 | 8 |
IV | 50 – 61 | 5 |
Вычислим среднюю арифметическую взвешенную
͞х = Σ хifi / Σ fi ,
͞х = 1126 / 30 = 37,53 .
Составим таблицу необходимую для дальнейших вычислений:
Возраст | Кол-во безработных | xi | xifi | xi - ͞х | (xi – ͞х)2 | (xi – ͞х )2f |
17 – 28 | 7 | 22,5 | 157,5 | -14,57 | 212,28 | 1485,96 |
28 – 39 | 10 | 33,5 | 335 | -3,57 | 12,74 | 127,4 |
39 – 50 | 8 | 44,5 | 356 | 7,43 | 55,20 | 441,6 |
50 – 61 | 5 | 55,6 | 277,5 | 18,43 | 339,66 | 1698,3 |
Итого | Σ = 30 | Σ=156 | Σ = 1126 |
|
| Σ= 3753,26 |
Рассчитаем моду. Модальный интервал [28 – 39], так как у него самая большая частота равная 10.
Мо = х0 + i [ ( fMo – fMo-1 ) / (fMo – fMo-1) + (fMo – fMo+1) ] ,
Mo = 28 + 11 [ (10 -7) / (10 – 7) + (10 =8) ] = 29,57 .
Для расчета медианы нам потребуется таблица накопленных частот:
Возраст | Кол-во безработных | f ` |
17 -28 | 7 | 7 |
28 – 39 | 10 | 7 + 10 =17 |
39 – 50 | 8 | 17 +8 = 25 |
50 - 61 | 5 | 25 + 5 = 30 |
Медианный интервал [28 - 39] , так как накопленная частота превышает половину объема совокупности.
Me = x0 + i [( ½ Σ fi – f `Me-1 ) / fMe ] ,
Me = 28 + 11 [ ( ½ 17 – 7) / 10 ] = 29,65 .
Чтобы определить моду по гистограмме, надо выбрать самый высокий прямоугольник, провести линию от правой вершины этого прямоугольника к правому верхнему углу предыдущего прямоугольника, и от левой вершины модального прямоугольника провести линию к левой вершине последующего прямоугольника. От точки пересечения этих линий провести перпендикуляр к оси х. Абсцисса и будет модой. Мо ≈ 29,57. Значит, наиболее часто встречаемый возраст в данной совокупности 28-39 лет.
Для определения медианы по кумуляте находим по оси ординат точку, соответствующую 50% накопленных частот, проводим через неё прямую, параллельно оси Ох, и от точки её пересечения с кумулятой проводим перпендикуляр к оси х. Абсцисса является медианой. Ме ≈ 29,65. Это означает, что половина безработных в данной совокупности имеет возраст менее 39 лет.
Дисперсия взвешенная
σ 2 = ( Σ (хi - ͞х)2 fi ) / Σ fi ,
σ 2 = 3753,26 / 30 = 125,11 .
Среднее квадратичное отклонение
σ = √ σ2 ,
σ = 11,19 .
Коэффициент вариации
V = ( σ / ͞х ) * 100 % ,
V = ( 11,19 / 37,53 ) * 100% = 29,81 % .
Средняя арифметическая по исходным данным
͞х = Σ xi / n ,
͞x = 37,07 .
Задание 2.
С помощью программы Microsoft Excel произведём аналитическую группировку по факторному признаку.
Результаты выполнения аналитической группировки предприятий по факторному признаку «Возраст безработного» показывает, что с увеличением значений факторного признака Х закономерно увеличиваются средние групповые значения результативного признака. Следовательно, между признаками Х и Y существует наличие корреляционной связи.
Оценка тесноты связи признаков Х и Y на основе эмпирического корреляционного отношения.
Расчет внутригрупповых дисперсий результативного признака.
Для анализа тесноты связи между факторным и результативным признаками рассчитывается показатель η – эмпирическое корреляционное отношение, задаваемое формулой
,
η = √ 1,40 / 1,79 = 0,88 .
Значение коэффициента η = 0,88 , что в соответствии с оценочной шкалой Чэддока говорит о тесной степени связи изучаемых признаков.
Значение коффициента корреляции r приводиться на Листе 2 рабочего файла в таблице (термин «Множественный R»).
Значение коэффициента корреляции r = 0,9253 , что в соответствии с оценочной шкалой Чэддока говорит о весьма тесной степени связи изучаемых признаков.
Значения двух коэффициентов (η и r) говорит о тесной связи между признаком «Возраст безработного» и «Время поиска работы».
Задание 3.
- предельная ошибка выборочной средней,
t=1 (т.к. P=0,683), n=30, следовательно N=3000 (т.к. 1%-ная механическая выборка),
∆͞х = 1 * √ 125,11 / 30 * (1 – 30 / 3000) = 2,02 ,
,
35,51 ≤ ͞х ≤ 39,55 .
Т.о., с вероятностью р=0,683 можно утверждать, что средний возраст безработных районе будет находиться в пределах 36 лет × 40 лет.
Количество безработных в районе в возрасте до 50 лет составляет 25 человек. Значит
W =25 / 30 = 0,83 или 83% .
Предельная ошибка доли
,
∆W = 1 * √ (0,83 * 0,17) / (30 * 0,99) = 0,0689 или 7 % .
Доверительный интервал для доли:
P = W + ∆W ,
P = 83 + 7% .
С вероятностью р=0,683 можно утверждать, что доля безработных в районе в возрасте до 50 лет будет находиться в пределах 76% ≤ р ≤ 90%.
Задание 4.
1. Численность безработных:
За базисный период = 780 – 711 = 69 ,
За отчетный период = 758 – 696 = 62.
2. Уровень экономической активности населения:
За базисный период 780 – х
= 62,4 % ,
За отчетный период 758 – х
= 62,6 %.
3. Уровень занятости населения:
За базисный период 711 – х
= 56,9 % ,
За отчетный период 696 – х
= 57,5 % .
4. Уровень безработицы:
За базисный период 69 – х
=8,8 % ,
За отчетный период 62 – х
=8,1 %.
5. Коэффициент нагрузки на одного занятого в экономике.
Кз = [(S – Sз) / Sз] *100% ,
За базисный период = [(1250 – 711) / 711] * 100% = 75,8 % ,
За отчетный период = [(1210 – 696) / 696] * 100% = 73,9 % .
Абсолютный прирост
∆уб = yi – y0 ,
Темп роста
yiб = (yi / y0) * 100% ,
Прирост = темп роста – 100% .
Показатель | Абсолютный прирост, ∆уб | Темп роста, уiб | Прирост |
1 | -40 | 96,8 | -3,2 |
2 | -22 | 97,2 | -2,8 |
3 | -15 | 97,9 | -2,1 |
3.1 | -5 | 99,1 | -0,9 |
3.2 | -20 | 77,8 | -22,2 |
3.3 | 0,4 | 107,4 | 7,4 |
3.4 | 0,9 | 107,8 | 7,8 |
3.5 | 2,8 | 106,3 | 6,3 |
3.6 | 5,9 | 130,3 | 30,3 |
| Базисный период | Отчетный период | ||
Кол-во занятого населения, чел. | Кол-во занятого населения в % | Кол-во занятого населения, чел. | Кол-во занятого населения в % | |
На предприятиях и организациях государственного сектора | 540 | 75,9% | 535 | 76,9% |
В акционерных обществах | 90 | 12,7% | 70 | 10,1% |
В общественных организациях и фондах | 5,4 | 0,8% | 5,8 | 0,8% |
В обществах с ограниченной ответственностью | 11,6 | 1,6% | 12,5 | 1,8% |
В производственных кооперативах | 44,5 | 6,3% | 47,3 | 6,8% |
Индивидуальные предприниматели | 19,5 | 2,7% | 25,4 | 3,6% |
Всего | 711 | 100% | 696 | 100% |
3. Аналитическая часть
Статистический анализ безработицы предполагает определение численности безработных, уровня безработицы, а также оценку их динамики.
При изучении динамики общественных явлений возникает проблема описания интенсивности изменения и расчета средних показателей динамики. Анализ интенсивности изменения во времени осуществляется с помощью показателей, получаемых в результате сравнения уровней.
Для расчета показателей анализа динамики на постоянной базе каждый уровень ряда сравнивается с одним и тем же базисным уровнем. Исчисляемые при этом показатели называются базисными.
Для расчета показателей анализа динамики на переменной базе каждый последующий уровень ряда сравнивается с предыдущим. Вычисленные таким образом показатели анализа динамики называются цепными.
Важнейшим статистическим показателем анализа ряда динамики является абсолютный прирост (сокращение), т.е. абсолютное изменение, характеризующее увеличение или уменьшение уровня ряда за определенный промежуток времени.
Для оценки интенсивности, т.е. относительного изменения уровня динамического ряда за какой-либо период времени исчисляют темпы роста (снижения).
Темп прироста (сокращения) показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения, и вычисляется как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню, принятого за базу сравнения.
При анализе динамики развития следует знать, какие абсолютные значения скрываются за темпами роста и прироста. Сравнение абсолютного прироста и темпа прироста за одни и те же периоды времени показывает, что при снижении (замедлении) темпов прироста абсолютный прирост не всегда уменьшается, в отдельных случаях он может возрастать. Поэтому, чтобы правильно оценить значение полученного темпа прироста, его рассматривают в сопоставлении с показателем абсолютного прироста.
По данным, представленным в таблице
Численность безработных по Липецкой области, в среднем за год
Год | Численность безработных |
2005 | 46,8 |
2006 | 29,6 |
2007 | 16,6 |
2008 | 29,9 |
2009 | 34,3 |
2010 | 27,7 |
необходимо определить:
1. Абсолютные приросты – цепные и базисные.
2. Темпы роста и прироста – цепные и базисные.
Анализ результатов статистических компьютерных расчетов
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что в период 2005 -2010 гг. в Липецкой области наблюдалось снижение уровня численности безработного населения.
Заключение
В теоретической части курсовой работы были рассмотрены вопросы о занятости и безработицы. Проблема безработицы является основным вопросом в рыночной экономике. Не решив этот вопрос невозможно наладить деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией.
В Росси идет формирование конкретных механизмов государственного регулирования рынка трудовых ресурсов. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят Закон о занятости, создана государственная служба занятости, развертывается система переподготовки кадров, официально устанавливаются прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Впрочем, пока два последних индикатора являются в России (в отличие от высокоразвитых стран с рыночной экономикой) лишь условными показателями. Дело в том, что минимальная заработная плата установлена на столь низком уровне, что любая ставка легко укладывается в этот норматив.
При решении задач в расчетной части курсовой работы было проделано:
исследование структуры изучаемой совокупности, в процессе которого осуществляется построение статистического ряда распределения, его графическое изображение и расчет различных статистических характеристик ряда;
выявление наличия и направления корреляционной связи между изучаемыми признаками путем построения и анализа аналитической группировки и корреляционной таблицы, а также оценка тесноты связи;
применение в решении финансово – экономических задач метода выборочных наблюдений, расчет ошибок выборки и распространение полученных результатов на генеральную совокупность;
научились определять: среднегодовую численность населения, абсолютные приросты: ценные и базисные, темпы роста и прироста, среднегодовой темп роста и прироста.
Мы изучили методику проведения статистического анализа данных самого разнообразного социально – экономического характера. Это позволит нам использовать данную методику в изучении различных учебных курсов – маркетинга, менеджмента, экономики, финансового анализа и др. А также будет полезен в проведении комплексного статистического анализа данных, исследуемых в выпускной квалификационной работе.
В аналитической части курсовой работы мы рассмотрели и проанализировали показатели безработицы по Липецкой области.
В странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически. Статистические данные позволяют осуществлять регулирование рынка труда, обеспечивать населению социальную защиту, организовывать своевременную профессиональную подготовку и переподготовку кадров.
Список использованной литературы
1. Гусаров В.М. Теория Статистики: Учебное пособие для вузов. – М: Аудит, Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998. – 463 с.
2. Елисеева И.И. Статистика: Учебник – М: Проспект, 2005. – 443 с.
3. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 352с.
4. Курышева С.В., Кашина О.Н. Статистическое изучение занятости и безработицы: Текст лекций – Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 1997. – 85 с.
5. Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.–М.:Омега-Л,2006.–656с.
6. Милованов Д.И. Муниципальная статистика. – СПб.: Питер, 2009. – 160с.
7. Николаева И.П. Экономика в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2006. – 336с.
8. Сайт Федеральной Службы Государственной Статистики http://www.gks.ru/
9. Салин В.Н. Статистика финансов: Учебник. – М: Финансы и статистика, 2000.
10. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. социально-экономическая статистика: Учебник. – М.:Юристъ, 2004. – 461с.
11. Статистика. Методические указания по выполнению курсовой работы. Для студентов III курса специальности 060400 «Финансы и кредит» (первое высшее образование). – М.: Вузовский учебник, 2005. – 81с.
12. Харченко Л.П. Статистика: Учебное пособие. – М: ИНФРА-М, 2001. – 384 с.
13. Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 480с.
Приложения
6