Национальное богатство страны, его сущность, состав и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – это выявление теоретических и методических основ изучения национального богатства, а так же анализ национального богатства Российской Федерации и основных тенденций его развития. Исходя, из указанной цели автору следовало решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие национального богатства и его сущность, структуру, чтобы иметь более полные, улучшенные и углубленные знания об этом термине.
2. Рассмотреть систему показателей и методы оценки показателей статистики национального богатства;
3. Проанализировать национальное богатство Российской Федерации, наличие основных фондов в системе национального богатства РФ, а так же провести сравнительный анализ национального богатства России и национального богатства РСФСР.

Содержание

Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА
* Национальное богатство как часть совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны
* Основные элементы и система показателей национального богатства
* Методы анализа и оценки показателей статистики национального богатства
Глава 2. АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА РОССИИ
2.1 Национально богатство Российской Федерации
2.2 Основные фонды в системе национального богатства Российской Федерации
2.3 Сравнительный анализ национального богатства России с национальным богатством РСФСР
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА РОССИИ
3.1 Тенденции развития национального богатства России
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

анализ национального богатства в РФ.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

В России, как доходы населения, так и его расходы с каждым годом продолжают расти. Но если в 2002 году разница между доходами и  расходами была 967,7 млрд..руб., в 2003 году увеличилась в 7,7 раза, то уже в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась  всего в 2,2 раза. Мы видим явную тенденцию снижения разницы между доходами и расходами населения

После распада СССР "дележ" национального богатства (за исключением  отдельных объектов) был произведен по так называемому "территориальному признаку". При этом из общего объема национального богатства СССР к России отошло около 60%; к Украине - 16%; к Белоруссии - 3,6% этого богатства. В республиках Прибалтики осталось 3,2%, в среднеазиатских республиках - чуть более 11% и в закавказских республиках - 3,9% "общесоюзного" национального богатства.

 

 

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА  РОССИИ

 

3.1 Тенденции развития  национального богатства России

 

Проблемы эффективного использования элементов национального  богатства в пореформенный период функционирования Российской экономики многообразны. В научной литературе указывается на невостребованность человеческого капитала, неумение использовать в должном объеме его возможности, а также на сокращение качества трудового потенциала, снижение профессионального уровня работающих. Специалисты отмечают прогрессирующее старение основных фондов, разрушение производственной базы, стагнацию наукоемкого и инновационного секторов экономики.

Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения, достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого капитала и сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы. Целевая установка на совершенствование пропорций между элементами национального богатства предполагает решение задачи по обеспечению структурных изменений в национальной экономике. Проблема рационального использования природных ресурсов и обеспеченности ими в будущем является центральной проблемой экономического развития, важнейшим условием формирования конкурентоспособного типа воспроизводства национального богатства.

Современное состояние  природно-ресурсного потенциала России, включающего минерально-сырьевую базу экономики, водные, земельные, лесные и климатические ресурсы, требует проведения специальных правительственных мероприятий по ликвидации причиненного природной среде ущерба и восстановлению количественных и качественных характеристик. Проблема сводится к необходимости гарантировать комплексный подход, включающий налаживание ресурсосбережения (использование определенного количества ресурсов с максимальной отдачей, с наименьшими затратами); обеспечить экологическую защиту; подготовить условия для возобновляемости ресурсов (создание заменителей отдельных ресурсов) и безотходности их использования (создание безотходных технологий); наладить эффективное управление распределением природно-ресурсного потенциала и рациональной эксплуатацией природных ресурсов.

Продвижение по указанным  направлениям зависит от комплекса  мероприятий, способствующих увеличению отдачи от использования природно-ресурсного потенциала с учетом ограничений, вытекающих из возможностей решения каждой названной  проблемы использования этого потенциала.

Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической  и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование, в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами, эффективной структуры управления, которая бы с наименьшими ресурсными затратами позволяла создавать продукцию и услуги с высокой долей добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества различными путями: посредством увеличения доли домашнего имущества (стимулирования кредитов для жилищного строительства), снижения уровня дифференциации доходов населения (установления прогрессивной шкалы налогообложения), повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности [7, С. 52].

Ряд видных российских ученых указывает на очевидный недостаток основного капитала в отраслях социальной сферы и они солидарны в том, что увеличивать национальное богатство необходимо путем модернизации социальной сферы. Согласно прогнозу динамики структуры национального богатства России до 2025 г., предполагается увеличение непроизводственных и потребительских активов (потребительский сектор, домохозяйства) за счет сокращения элементов производственных фондов и материальных запасов (табл. 7). Поскольку предполагаемые изменения макроэкономической динамики охватывают довольно продолжительный период, можно заключить, что приведенные цифры отражают скорее внутренний структурный генезис национальной экономики, чем учитывают правительственные воздействия в рамках макроэкономической структурной политики.

 

Таблица 7.

Прогноз динамики и структуры  национального богатства РФ до 2025 года*

  | 1997 | 2000 | 2005 | 2010 | 2015 | 2020 | 2025 |

 Национальное богатство, % | 100 | 102 | 105 | 108 | 112 | 116 | 120 |

 Натурально-вещественная  структура национального богатства: |  |  |  |  |  |  |  |

    * Основной  капитал | 66 | 65 | 65 | 65 | 64 | 65 | 65 |

    * Материальные  запасы | 15 | 14 | 13 | 12 | 12 | 10 | 10 |

    * Домашнее  имущество | 19 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 25 |

 Воспроизводственная  структура: |  |  |  |  |  |  |  |

    * Производственные  фонды | 56 | 55 | 54 | 52 | 51 | 51 | 50 |

    * Непроизводственные  фонды | 44 | 45 | 46 | 48 | 49 | 49 | 50 |

*Источник: [7, С. 53]

 

Современное состояние  национального богатства и приведенные  в табл. 7 прогнозируемые показатели свидетельствуют о низкой эффективности  и недостаточной подготовленности социальной инфраструктуры России для осуществления в нее значительных по объемам капиталовложений. При проведении прогнозных оценок ориентиры инвестирования устанавливаются экспертами согласно стандартам развитых зарубежных стран. Приведенные цифры рассчитаны с использованием нормативного метода, а не только являются отражением общей, более высокой организованности национальной хозяйственной системы и целесообразной экономической политики. В свою очередь последняя, по мнению академика РАН А.И. Абалкина, будучи подвержена, как и любой экономический процесс, “эффекту кумулятивной” причинности, выступает своеобразным общественным благом и исполняет функцию фактора хозяйственного развития [1, с. 18].

Таким образом, новая  социальная структура общества должна соответствовать складывающейся структуре экономики и одновременно позволять ей развиваться, т.е. она должна воспроизводить такую систему ценностей и стимулов, которые бы обеспечивали конкурентный процесс, позволяющий оценить и отобрать социально значимые результаты.

Итак, национальное богатство, ВВП входят в число наиболее важных для национальной экономики макроэкономических категорий, а числовые характеристики их объема — представительные агрегатные показатели, позволяющие оценить  совокупный экономический потенциал страны.

В составе факторов, влияющих на размер и структуру совокупного  экономического потенциала, его динамику в каждом конкретном периоде, можно  выделить:

1) объем и доступность  всех имеющихся видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);

2) достигнутый страной  уровень технического развития, определяющий качество и производительность  технологической базы экономики;

3) накопленный страной  задел в области фундаментальных  и прикладных научных исследований, уровень подготовки кадров, характеризующий качество трудовых ресурсов страны.

В результате согласованного взаимодействия названных факторов в составе совокупного экономического потенциала формируются природно-ресурсный, производственный, трудовой, финансовый, научный (инновационный), внешне экономический и другие потенциалы национальной хозяйственной системы страны. Каждый из них имеет определенные особенности закономерности развития, количественные и качественные характеристики.

 

Заключение

 

Таким образом, в результате проделанной работы и проведенного анализа, можно сделать выводы, что категория “совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны” представляет собой слаженное по структуре и много - аспектное по содержанию и значению явление. Наиболее распространенным измерителем совокупного экономического потенциала национальной экономики выступает национальное богатство.

Национальное богатство  – важнейшая социально-экономическая  категория, используемая для оценки экономического потенциала и уровня экономического развития страны. Оно охватывает практически все экономические блага, находящиеся в распоряжении страны. Именно поэтому национальное богатство является лучшим измерителем уровня развития страны и жизни населения. Национальное богатство - один из важнейших показателей экономической мощи страны, представляющий собой денежное выражение всей совокупности потребительных стоимостей, накопленных обществом за весь предшествующий период по состоянию на определенную дату.

Согласно современным  статистическим представлениям в объем национального богатства включается:

   1.    нефинансовые произведенные активы;

   2.    нефинансовые не произведенные активы;

   3.    финансовые активы.

Система показателей  национального богатства включает в себя следующие основные характеристики:

1. показатели накопленного  имущества, произведенных материальных  и нематериальных активов –  их наличия (объема), состава и  структуры, воспроизводства, состояния  и использования;

2. показатели наличия,  состояния и оценки природных  ресурсов и других не произведенных активов;

3. показатели динамики  всех активов национального богатства.

Национальное богатство  определяется, как правило, в действующих (текущих) ценах, что обеспечивает оценку его реального объема в современных  условиях ценообразования и увязку с другими социально-экономическими показателями. Важным моментом для определения общего объема национального богатства является наиболее полная оценка его элементов.

Для определения общего объема основных фондов, их вещественной и отраслевой структуры, а также для исчисления износа (амортизации) основных фондов, анализа их воспроизводства применяется стоимостная (денежная) оценка.

Национальное богатство  России – это достояние каждого  жителя страны, поэтому необходимо законодательно и институционально разработать такие механизмы, которые гарантировали бы каждому гражданину и будущим поколениям равное право на получение дохода от использования не восполняемых природных богатств. Необходима смена экономической парадигмы, переориентация с сырьевой на инновационную модель развития народного хозяйства. Приоритетное развитие науки и наукоемких отраслей позволит более рационально использовать национальное богатство, будет способствовать увеличению в нем доли человеческого капитала. На 2009 год национальное богатство Российской Федерации насчитывало 115332288 млн. рублей. По состоянию на конец 2006 г. основные фонды в экономике России по полной учетной стоимости составили 42 трлн. 308 млрд. руб.

Из сравнительного анализа  современной России и РСФСР можно  сделать несколько основных выводов:

   1.  В период 1991-1995 гг. по сравнению с 1970-1990 гг. резко снизился среднегодовой прирост основных фондов и начиная с 1996 г. по экономике в целом определилась тенденция к сокращению производственных ресурсов, определяемых основными производственными фондами отраслей;

   2. По уровню  обеспеченности земельными ресурсами  Россия занимает 1-е место в  мире. Земельная площадь России, покрытая лесом за период 1983—1988 гг. увеличилась на 0,6% относительно  площади 1983 г., а за период 1988-1998 гг. сократилась, по оценке, на 2% (по сравнению с 1988 г.). Соответственно уменьшился запас древесины.

   3. По минерально–сырьевой  базе РСФСР занимала ведущие  позиции в мире, так же как  и РФ на современном этапе.  Минерально-сырьевая база достаточно развита и расширена.

   4. В советской  экономике РСФСР темп роста  национального богатства опережал  темп роста национального дохода; в условиях современной российской  экономики эта тенденция была  обратной.

Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения, достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого капитала и сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы. Целевая установка на совершенствование пропорций между элементами национального богатства предполагает решение задачи по обеспечению структурных изменений в национальной экономике. Проблема рационального использования природных ресурсов и обеспеченности ими в будущем является центральной проблемой экономического развития, важнейшим условием формирования конкурентоспособного типа воспроизводства национального богатства.

Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства.

Таким образом, национальное богатство стоит в ряду наиболее важных макроэкономических понятий, а  числовая характеристика его объема представляет собой один из важных агрегатных показателей, позволяющих оценить экономический потенциал страны, уровень народного хозяйства и степень благосостояния населения, выраженные в денежной форме.

 

Список литературы

 

   1. Абалкин Л.  Взгляд в завтрашний день / Л.  Абалкин; Ин-т экономики РАН. - М., 2005. - 126 с.

   2. Вайнштейн А.Л., Народное богатство и народнохозяйственное  накопление предреволюционной России, М., 1960. – 574 с.

   3. Гавриленко В.Г., Мясникович М.В., Никитенко П.Г.  и др. Деловой энциклопедический  словарь/ /Серия “Библиотека высшего управленческого персонала” – Мн.: ИООО “Право и экономика”, 2004. – 762 с.

   4. Градов А.П.  Национальная экономика. 2-е изд.  — СПб.: Питер, 2005. — 240 с ; ил. —  (Серия «Учебное пособие»).

   5. Кириченко В.Н., Национальное богатство СССР, М., 1964. – 184 с.

   6. Кудров В.М.  Национальная экономика России: учебник. – 3-е изд., испр. И доп.  – М.: Издательство “Дело” АНХ, 2008. – 544 с.

   7. Национальная  экономика. Система потенциалов:  учеб. пособие для студентов вузов,  обучающихся по специальностям экономики и управления/ [С.Г. Тяглов и др.]; под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тяглова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 359 с.

Информация о работе Национальное богатство страны, его сущность, состав и значение