Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:57, статья
Государственная программа - система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.
Новые государственные программы1. Вопросы внедрения программного бюджета.
Государственная
программа - система мероприятий (взаимоувязанных
по задачам, срокам осуществления и
ресурсам) и инструментов государственной
политики, обеспечивающих в рамках
реализации ключевых государственных
функций достижение приоритетов
и целей государственной
Примеры государственных программ Российской Федерации:4
Программный бюджет.
«Бюджетная программа
– систематизированный перечень
мероприятий, направленных на достижение
единственной цели и заданий, выполнение
которых предлагает и осуществляет
распорядитель бюджетных
Программный бюджет – это отражение финансового обеспечения программ, это не распределение по ведомствам, а распределение именно по программам. Соответственно, управление бюджетом, управление деятельностью органов власти идет в проектном ключе.5
Программный
бюджет нужен для улучшения
Общая цель программного
бюджетирования – увязать расходы
с результатами деятельности ведомств,
выполняющих функции или
Непрограммная
часть федерального бюджета.
Реализация
функций государственной
Обеспечение
деятельности: Прокуратуры РФ,Уполномоченного
по правам человека в РФ, Счетной палаты
РФ, Центральной избирательной комиссии
РФ, Совета Федерации, Государственной
Думы, государственной корреспонденции,
Управление делами Президента РФ, Непрограммные
расходы федеральных органов исполнительной
власти6
Компетенция
Минфина и Минэкономразвития.
Правительством
определены компетенции Минэкономразвития
и Минфина по вопросам подготовки
и реализации государственных программ.
Минэкономразвития готовит
Нормативная правовая база для формирования программного бюджета на федеральном уровне
Проект изменений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации
Практическая
реализация на региональном
уровне (примеры).
г.Москва
Проект бюджета г. Москвы на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформирован в программном виде по новым принципам
http://www.mos.ru/documents/
Республика Удмуртия
Приняты регламентирующие документы, разработано 5 «пилотных» госпрограмм, разработан программный комплекс WEB портал «БОР Программы» для формирования госпрограмм
http://economy.udmurt.ru/
Сложности и ограничения.
Опыт программного бюджетирования в других странах.
В последние десятилетия большинство стран (Франция, США, Канада, Бразилия, Россия, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия, Швеция и др.) пытаются перейти на программный бюджет с разной степенью успеха.9
На примере Франции.
Основой для внедрения программного метода во Франции стал конституционный закон о финансах, принятый в 2001 г. (LOLF 2001), который стал мощным рычагом продвижения бюджетных реформ. В соответствии с данным законом с 2006 г. все расходы во Франции планируются и исполняются на основе бюджетных программ, которые отражают основные направления государственной политики. Была разработана новая — трехуровневая структура бюджета, который стал более «жестко привязан» к целям государственной политики. Начиная с 2008 г. действует «закон программирования» общественных финансов, рассчитанный на три года. Этот закон включает директивное и индикативное планирование для использования на разных этапах подготовки программного бюджета. В новой бюджетной системе финансовые ресурсы могут свободно распределяться по программам, и их разделение по подпрограммам и типам расходов становится исключительно индикативным. Такая глобализация приводит к повышению гибкости управления, поскольку лица, которые несут ответственность за реализацию определенных программ, имеют полномочия самостоятельно распределять ассигнования между подпрограммами и типами расходов.
На сегодняшний день не существует единой модели построения программного бюджета для всех стран мира. Французский вариант разработки программного бюджета предполагает последовательное выполнение трех основных этапов:
1-й этап — формулировка миссий (задачи государства);
2-й
этап — определение программ
(выбор наиболее приоритетных
направлений деятельности в
3-й этап —
определение конкретных
Бюджетное программирование в Южной Корее.
В декабре 2006 г. был введен в действие «Национальный закон об управлении государственными финансами», содержащий требования к анализу и оценке программ и определяющий основные подходы к построению программного бюджета, который описывает также стратегические направления политики и распределение ресурсов в каждом секторе
Основные
блоки, из которых строится бюджет Южной
Кореи: НИОКР; промышленность, малое
и среднее предпринимательство,
энергетика; государственные компании;
сельское хозяйство, лесной комплекс,
рыболовство, пищевая промышленность;
здравоохранение, социальная поддержка,
занятость; образование; культура, спорт,
туризм; защита окружающей среды; оборона;
внешняя политика, воссоединение; общественная
безопасность; общие вопросы государственного
управления.
Распределение бюджетных средств определяется в рамках процесса разработки среднесрочного бюджета. Годовой бюджет формируется в основном на уровне подпрограмм, хотя при этом учитываются и вопросы программного уровня.
Шведский бюджет.
Направления расходов (миссий) бюджета Швеции: государственное управление ; государственные финансы и финансовый менеджмент; оборона и управление в кризисных ситуациях ; помощь в развитии ; здравоохранение и социальное обеспечение ; интеграция и равенство ; поддержка учащихся ; образование и исследовательская деятельность в вузах .
Переход на программный
бюджет в Швеции предполагает усиление
автономии и повышение
Вывод: На сегодняшний
день проблема оценки эффективности
реализуемых программ до конца не
решена, и в мире нет стран, которые
были бы полностью удовлетворены
своими показателями эффективности. Поэтому
вопросы надежности и актуальности
показателей продолжают оставаться
одними из самых важных. Ясно, что
показатели оценки эффективности при
поэтапном планировании должны включать
в себя не только количественные, но и
качественные аспекты.
О чем стоит подумать:
Информация о работе Новые государственные программы. Вопросы внедрения программного бюджета