Организация государственной статистики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:41, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы является изучение организации государственной статистики в России.
Статистика – это одна из общественных наук, имеющая целью сбор, анализ, упорядочивание и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям.
Статистика – это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация государственной статистики в Российской Федерации,,,.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Организация  государственной статистики в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Цель данной работы является изучение организации государственной статистики в России.

Статистика – это одна из общественных наук, имеющая целью  сбор, анализ, упорядочивание и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям.

Статистика – это эффективное  орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.

Статистика – это также одна из форм практической деятельности людей, цель которой – сбор, обработка  и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. Когда мы говорим: государственная и ведомственная статистика РФ, организация статистики в России, то имеем в виду особую форму практической деятельности людей.

Задачей статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации, происходящих изменений, связанных, с переходом к рыночным отношениям, т.е. получение полной и объективной количественной характеристики происходящих в стране преобразований.

В работе рассматриваются  основные принципы организации государственной статистики в Российской Федерации, дается понятие о статистической наблюдении, этапы его проведения, организационные формы, виды и способы статистического наблюдения, определяется точность наблюдений.

Национальная статистика любой  страны основывается на принятой совокупности правил и положений, формирующих базис и составляющих фундаментальные принципы ее методологии и организации.

Несмотря на специфику  отдельных стран, эти правила  и положения в целом являются общими, отражая общность задач, решаемых статистикой. Эти принципы в сочетании с Декларацией и Кодексом профессиональной чести, принятыми Международным статистическим институтом, взяты на вооружение всеми статистическими службами ООН и ее специализированными учреждениями, всем мировым статистическим сообществом и рассматриваются ныне как основа организации современной национальной и международной статистики.

Государственная статистика России в полном объеме разделяет  эти принципы и предпринимает  все необходимое для интеграции в международное статистическое сообщество. В этом – главный путь повышения эффективности использования ее работ, повышения значимости как внутри страны, так и на международной арене. И в этом заключается принципиально новый момент в ее современной методологии и организации, что образует предмет самостоятельного изучения, рассмотрение которого   
и составляет цель и содержание настоящего издания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Задачи статистики

 

Одной из важнейших задач статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации, происходящих изменений, связанных, с переходом к рыночным отношениям, т.е. получение полной и объективной количественной характеристики происходящих в стране преобразований. 

Особое место  в механизме управления экономикой принадлежит статистике, поскольку состав информации, ее качество и актуальность определяют качественный уровень принимаемых управленческих решений. Наличие систематической и полной информации о происходящих процессах и явлениях становится необходимым условием принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях. В этой связи обеспечение информационных запросов управленческих структур является весьма актуальной задачей статистики, способствующей, успешному реформированию экономики. С развитием рыночных отношений тесно связано реформирование российской статистики.

В настоящее время  выделяют два этапа проведения реформ в статистике. Начало глубокого реформирования статистики связано с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики и характеризует первый этап, который охватывает период с 1993 по 1996 г. включительно. Главной задачей первого этапа явилось содействие рыночным преобразованиям в стране, создание общеметодологических и организационных основ государственной статистики, соответствующих экономике переходного периода. На первом этапе был определен состав показателей, адекватно отражающих процесс и результативность реформирования, а также внедрена система национальных счетов, наиболее полно отвечающая запросам рынка и соответствующая международной практике учета и статистики. В действующую систему показателей и учета были внесены изменения, касающиеся состава показателей рыночной экономики, методологии их определения. Начались внедрение цензового принципа организации учета и переход от отраслевого метода сбора информации к статистике предприятий. Формы государственной статистической отчетности были существенно пересмотрены и обновлен технический потенциал статистической системы. Главным итогом первого этапа реформ явились укрепление статистической системы, обеспечение объективности данных, активное осуществление перехода на принятую в мировой практике методологию статистики и учета. Второй этап реформирования статистики начался в 1997г. разработкой Федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997 - 2000 годах», основной целью которой является завершение реформирования статистики. Новый этап дальнейшего развития реформ связан с переходом на системный принцип реформирования статистики и адаптации ее к рыночным условиям. На современном этапе предусматривается комплексное, взаимосвязанное совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом формирующегося рыночного спроса на информацию, новых требований  к качеству информации различных потребителей. При достаточно полном удовлетворении информационных потребностей органов государственной власти остальные разрезы информации, ориентированные на спрос со стороны предпринимательского, научного и индивидуального секторов требуют серьезной проработки. В этой связи в качестве актуальных задач выступает совершенствование статистической информационной базы для максимального отражения общественных и социально-экономических явлений на основе развития системы статистических показателей, методологии их расчета и методов сбора статистической отчетности.

Крайне актуальными  для второго этапа являются разработка методологии и организации получения информации о теневой экономике, осуществление взаимосвязи показателей макро- и микроуровней, разработка системы показателей, комплексно характеризующих экономику переходного периода, рыночные отношения, дальнейшее совершенствование организации статистического наблюдения, в том числе регистрового метода, классификаций, расширение сети мониторингов. Достаточно остро стоит проблема повышения оперативности сбора и обработки информации.

В соответствии с требованиями развития рыночной экономики встала задача компьютеризации статистики, являющаяся составной частью программы информатизации России, предусматривающей решение ряда задач по программной и технической совместимости различных автоматизированных систем на федеральном и региональном уровнях. Предстоит создать информационно-телекоммуникационную статистику (ИТСС) на базе информационно-вычислительной сети, в основе которой лежит создание локальных вычислительных сетей (ЛВС), позволяющих перейти к новым информационным возможностям компьютеризации статистики.

Успешному решению  стоящих перед статистикой задач  по информационному обеспечению общества и органов управления будет способствовать принятие Закона о статистической деятельности, который послужит правовой основой работы органов государственной статистики.

    1. Общие принципы организации статистического учёта в России

Организация статистического  учета на государственном уровне необходима для решения задач  информационного обеспечения общества, управления социально-экономическими и демографическими явлениями и процессами в обществе, а также для развития науки посредством: изучения, комплексного анализа происходящих в стране социально-экономических и демографических процессов.

Государственный статистический учет - это совокупность действий по проведению государственных статистических наблюдений, последующей обработке, анализу, хранению, защите и распространению статистических данных о количественных и качественных характеристиках социально-экономических и демографических явлений и процессов в обществе на основе государственной статистической методологии.

Целью проведения официального статистического учета в Российской Федерации является формирование в  соответствии с государственной  статистической методологией полной, объективной, актуальной и надежной статистической информации, необходимой для решения стоящих перед нею задач.

К задачам государственной  статистики относится:

- информационное обеспечение  органов государственного управления, а также физических и юридических  лиц для оценки текущего состояния интересующего их процесса или явления, прогнозирования и планирования их состояния в будущем, а также для принятия управленческих решений;

- разработка государственной  статистической методологии с  учетом международной системы  учета и статистики, обеспечения доступа к государственной статистической методологии юридических лиц и граждан;

- обеспечение взаимодействия  информационных баз данных, созданных  разными организациями государственной  статистики;

- обеспечения равного  доступа юридических лиц и граждан к открытой статистической информации, всестороннего освещения социально-экономического, демографического положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей и секторов экономики путем опубликования и распространения официальных докладов, статистических сборников, бюллетеней и иных информационно-аналитических изданий, а также путем использования информационных технологий.

Государственные статистические наблюдения проводятся на основе данных первичных учетных документов либо путем опроса юридических лиц, их представительств и филиалов, граждан, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, об их деятельности, включая разработку, тиражирование и рассылку отчетно-статистической документации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений.

Государственный статистический регистр содержит:

- данные учредительных  документов прошедших государственную  регистрацию юридических лиц,  а также данные о представительствах и филиалах юридических лиц, регистрационных документах граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

- идентификационный код  и классификационные признаки (коды  видов деятельности, территориального  расположения, подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы), присваиваемые юридическим лицам, их представительствам и филиалам, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, федеральным органом исполнительной власти в области статистической деятельности и его территориальными органами в соответствии с общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации;

- идентификационный код  и классификационные признаки, присвоенные юридическим лицам, их представительствам и филиалам, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при внесении в государственный статистический регистр, обязательны при формировании государственных информационных ресурсов, содержащих сведения о юридических лицах, об их представительствах и филиалах, о гражданах, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Главным учетно-статистическим центром в Российской Федерации  в соответствии со ст. 71 Конституции является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), созданный в 1994 г. Госкомстат РФ, его органы в республиках, краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге, других городах и районах, а также подведомственные им организации, учреждения и учебные заведения составляют единую систему государственной статистики страны.

Формы и методы сбора  и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей, установленные Госкомстатом, являются статистическими стандартами Российской Федерации.

Основные функции Госкомстата  России состоят в том, что он:

1) организует проведение  государственных статистических  наблюдений по разработанным  им или согласованным с ним программам, формам и методикам;

2) обеспечивает функционирование  ЕГРПО (Единого государственного  регистра предприятий и организаций);

3) обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту  статистической информации, соблюдение  государственной и коммерческой тайны, необходимую конфиденциальность данных (конфиденциальный – секретный, доверительный);

4) сопоставляет основные  социально-экономические показатели  России с аналогичными показателями  других стран, совместно с Центробанком  составляет платежный баланс страны;

5) проводит единую  техническую политику в области  сбора, обработки и передачи  статистической информации, в разработке  и формировании федеральных программ  по вопросам, порученным Госкомстату.

Процесс реформирования российской статистики связан с переходом экономики России к рыночным отношениям. Целью реформирования являются укрепление статистической службы, совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом новых требований, разработка системы показателей для комплексного анализа переходной экономики, компьютеризация статистики. Поставлена задача создания информационно-телекоммуникационной статистики (ИТСС), в основу которой положено формирование локальных вычислительных сетей (ЛВС), которые будут способствовать переходу к новым информационным технологиям.

Государственные федеральные  статистические наблюдения проводятся федеральным органом исполнительной власти в области статистической деятельности и его территориальными органами с использованием информации, полученной на безвозмездной основе в рамках Федеральной программы статистических работ от федеральных органов законодательной и исполнительной власти, судов, Центрального банка Российской Федерации, органов прокуратуры, государственных внебюджетных фондов по вопросам их ведения в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет соответствующих средств федерального бюджета, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов.

Информация о работе Организация государственной статистики в Российской Федерации