Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:41, контрольная работа
Цель данной работы является изучение организации государственной статистики в России.
Статистика – это одна из общественных наук, имеющая целью сбор, анализ, упорядочивание и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям.
Статистика – это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.
«Организация государственной статистики в Российской Федерации»
Введение.
Цель данной работы является изучение организации государственной статистики в России.
Статистика – это одна из общественных наук, имеющая целью сбор, анализ, упорядочивание и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям.
Статистика – это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.
Статистика – это также одна из форм практической деятельности людей, цель которой – сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. Когда мы говорим: государственная и ведомственная статистика РФ, организация статистики в России, то имеем в виду особую форму практической деятельности людей.
Задачей статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации, происходящих изменений, связанных, с переходом к рыночным отношениям, т.е. получение полной и объективной количественной характеристики происходящих в стране преобразований.
В работе рассматриваются основные принципы организации государственной статистики в Российской Федерации, дается понятие о статистической наблюдении, этапы его проведения, организационные формы, виды и способы статистического наблюдения, определяется точность наблюдений.
Национальная статистика любой страны основывается на принятой совокупности правил и положений, формирующих базис и составляющих фундаментальные принципы ее методологии и организации.
Несмотря на специфику отдельных стран, эти правила и положения в целом являются общими, отражая общность задач, решаемых статистикой. Эти принципы в сочетании с Декларацией и Кодексом профессиональной чести, принятыми Международным статистическим институтом, взяты на вооружение всеми статистическими службами ООН и ее специализированными учреждениями, всем мировым статистическим сообществом и рассматриваются ныне как основа организации современной национальной и международной статистики.
Государственная статистика
России в полном объеме разделяет
эти принципы и предпринимает
все необходимое для интеграции
в международное статистическое сообщество.
В этом – главный путь повышения эффективности
использования ее работ, повышения значимости
как внутри страны, так и на международной
арене. И в этом заключается принципиально
новый момент в ее современной методологии
и организации, что образует предмет самостоятельного
изучения, рассмотрение которого
и составляет цель и содержание настоящего
издания.
1. Задачи статистики
Одной из важнейших задач статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации, происходящих изменений, связанных, с переходом к рыночным отношениям, т.е. получение полной и объективной количественной характеристики происходящих в стране преобразований.
Особое место в механизме управления экономикой принадлежит статистике, поскольку состав информации, ее качество и актуальность определяют качественный уровень принимаемых управленческих решений. Наличие систематической и полной информации о происходящих процессах и явлениях становится необходимым условием принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях. В этой связи обеспечение информационных запросов управленческих структур является весьма актуальной задачей статистики, способствующей, успешному реформированию экономики. С развитием рыночных отношений тесно связано реформирование российской статистики.
В настоящее время выделяют два этапа проведения реформ в статистике. Начало глубокого реформирования статистики связано с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики и характеризует первый этап, который охватывает период с 1993 по 1996 г. включительно. Главной задачей первого этапа явилось содействие рыночным преобразованиям в стране, создание общеметодологических и организационных основ государственной статистики, соответствующих экономике переходного периода. На первом этапе был определен состав показателей, адекватно отражающих процесс и результативность реформирования, а также внедрена система национальных счетов, наиболее полно отвечающая запросам рынка и соответствующая международной практике учета и статистики. В действующую систему показателей и учета были внесены изменения, касающиеся состава показателей рыночной экономики, методологии их определения. Начались внедрение цензового принципа организации учета и переход от отраслевого метода сбора информации к статистике предприятий. Формы государственной статистической отчетности были существенно пересмотрены и обновлен технический потенциал статистической системы. Главным итогом первого этапа реформ явились укрепление статистической системы, обеспечение объективности данных, активное осуществление перехода на принятую в мировой практике методологию статистики и учета. Второй этап реформирования статистики начался в 1997г. разработкой Федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997 - 2000 годах», основной целью которой является завершение реформирования статистики. Новый этап дальнейшего развития реформ связан с переходом на системный принцип реформирования статистики и адаптации ее к рыночным условиям. На современном этапе предусматривается комплексное, взаимосвязанное совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом формирующегося рыночного спроса на информацию, новых требований к качеству информации различных потребителей. При достаточно полном удовлетворении информационных потребностей органов государственной власти остальные разрезы информации, ориентированные на спрос со стороны предпринимательского, научного и индивидуального секторов требуют серьезной проработки. В этой связи в качестве актуальных задач выступает совершенствование статистической информационной базы для максимального отражения общественных и социально-экономических явлений на основе развития системы статистических показателей, методологии их расчета и методов сбора статистической отчетности.
Крайне актуальными для второго этапа являются разработка методологии и организации получения информации о теневой экономике, осуществление взаимосвязи показателей макро- и микроуровней, разработка системы показателей, комплексно характеризующих экономику переходного периода, рыночные отношения, дальнейшее совершенствование организации статистического наблюдения, в том числе регистрового метода, классификаций, расширение сети мониторингов. Достаточно остро стоит проблема повышения оперативности сбора и обработки информации.
В соответствии с требованиями
развития рыночной экономики встала задача компьютеризации
статистики, являющаяся составной частью
программы информатизации России, предусматривающей решение ряда
задач по программной и технической совместимости
различных автоматизированных систем
на федеральном и региональном уровнях.
Предстоит создать информационно-
Успешному решению
стоящих перед статистикой
Организация статистического
учета на государственном уровне
необходима для решения задач
информационного обеспечения
Государственный статистический учет - это совокупность действий по проведению государственных статистических наблюдений, последующей обработке, анализу, хранению, защите и распространению статистических данных о количественных и качественных характеристиках социально-экономических и демографических явлений и процессов в обществе на основе государственной статистической методологии.
Целью проведения официального
статистического учета в
К задачам государственной статистики относится:
- информационное обеспечение
органов государственного
- разработка государственной статистической методологии с учетом международной системы учета и статистики, обеспечения доступа к государственной статистической методологии юридических лиц и граждан;
- обеспечение взаимодействия
информационных баз данных, созданных
разными организациями
- обеспечения равного доступа юридических лиц и граждан к открытой статистической информации, всестороннего освещения социально-экономического, демографического положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей и секторов экономики путем опубликования и распространения официальных докладов, статистических сборников, бюллетеней и иных информационно-аналитических изданий, а также путем использования информационных технологий.
Государственные статистические наблюдения проводятся на основе данных первичных учетных документов либо путем опроса юридических лиц, их представительств и филиалов, граждан, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, об их деятельности, включая разработку, тиражирование и рассылку отчетно-статистической документации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений.
Государственный статистический регистр содержит:
- данные учредительных
документов прошедших
- идентификационный код и классификационные признаки (коды видов деятельности, территориального расположения, подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы), присваиваемые юридическим лицам, их представительствам и филиалам, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, федеральным органом исполнительной власти в области статистической деятельности и его территориальными органами в соответствии с общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации;
- идентификационный код и классификационные признаки, присвоенные юридическим лицам, их представительствам и филиалам, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при внесении в государственный статистический регистр, обязательны при формировании государственных информационных ресурсов, содержащих сведения о юридических лицах, об их представительствах и филиалах, о гражданах, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Главным учетно-статистическим центром в Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), созданный в 1994 г. Госкомстат РФ, его органы в республиках, краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге, других городах и районах, а также подведомственные им организации, учреждения и учебные заведения составляют единую систему государственной статистики страны.
Формы и методы сбора
и обработки статистических данных,
методология расчета статистиче
Основные функции Госкомстата России состоят в том, что он:
1) организует проведение
государственных
2) обеспечивает функционирование
ЕГРПО (Единого
3) обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны, необходимую конфиденциальность данных (конфиденциальный – секретный, доверительный);
4) сопоставляет основные
социально-экономические
5) проводит единую
техническую политику в
Процесс реформирования
российской статистики связан с переходом экономики России
к рыночным отношениям. Целью реформирования
являются укрепление статистической службы,
совершенствование всех элементов статистического
наблюдения с учетом новых требований,
разработка системы показателей для комплексного
анализа переходной экономики, компьютеризация
статистики. Поставлена задача создания
информационно-
Государственные федеральные
статистические наблюдения проводятся
федеральным органом
Информация о работе Организация государственной статистики в Российской Федерации