Организация работ по стандартизации в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:49, реферат

Краткое описание

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации "О стандартизации". Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями. Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по метрологии.docx

— 403.05 Кб (Скачать файл)

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ В РФ

Правовые основы стандартизации и ее задачи. Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации "О стандартизации". Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями. Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении. Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ. Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;

•    ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность  пересматривать стандарт и вводить  его в действие независимо от внесения изменений в регламент;

•    ссылка общего характера, т.е. указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого  стандарта в отдельности отсутствует.

Ответственность существует за нарушение  стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что  соблюдение идентифицированных в ней  стандартов (стандарта) — единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента. Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента. Согласно Закону РФ "О стандартизации" ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов. Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора. С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства. Законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг" (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона "О стандартизации", приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден "Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией".

Закон "О стандартизации" регламентирует:

•    организацию работ  по стандартизации,

•    содержание и применение нормативных документов по стандартизации,

•    информационное обеспечение  работ по стандартизации,

•   организацию и правила  проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,

•   финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору,

•    стимулирование применения государственных стандартов,

•    ответственность за нарушение  положений Закона "О стандартизации".

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.

Принципы стандартизации следующие:

1)  целесообразность разработки  стандарта определяется путем  анализа его необходимости в  социальном, экономическом и техническом  аспектах;

2)  приоритетным направлением  стандартизации является безопасность  объекта стандартизации для человека  и окружающей среды, обеспечение  совместимости и взаимозаменяемости  продукции;

3)  стандарты не должны быть  техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать  международные стандарты (и их  проекты), правила, нормы международных  организаций и национальные стандарты  других стран;

4)  разработка стандарта должна  быть основана на взаимном  согласии заинтересованных и  участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено  мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5)  разработчики нормативных  документов должны соблюдать:  нормы законодательства, правила  в области государственного контроля  и надзора, взаимосвязанность  объектов стандартизации с метрологией  и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм  и характеристик, включаемых в  стандарты;

6)  стандарты должны своевременно  актуализироваться, чтобы не быть  тормозом для научно-технического  прогресса в стране;

7)  обязательные требования стандартов  должны быть проверяемы и пригодны  для целей сертификации соответствия;

8)  стандарты, применяемые на  данных уровнях управления, не  должны дублировать друг друга.

Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими  стандартами ГСС задач:

•   обеспечение взаимопонимания  между всеми заинтересованными  сторонами;

•    установление оптимальных  требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах  потребителя и государства;

•   определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также  взаимозаменяемости продукции;

•    унификация конструктивных частей изделий;

•    разработка метрологических  норм и нормативно-техническое обеспечение  измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

•   оптимизация технологических  процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

•    создание, ведение и  гармонизация с международными правилами  систем классификации и кодирования  технико-экономической информации;

•    организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией  о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др. Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

 

 

 

Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-I

"О стандартизации"

(с изменениями от 27 декабря 1995 г., 30 декабря 2001 г., 10, 25 июля 2002 г.)

«Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов»

Статья 11. Государственный контроль и надзор

1. Государственный контроль и  надзор за соблюдением субъектами  хозяйственной деятельности обязательных  требований государственных стандартов  осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.

2. Порядок осуществления государственного  контроля и надзора за соблюдением  обязательных требований государственных  стандартов устанавливает Госстандарт  России в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

3. Должностные лица субъектов  хозяйственной деятельности обязаны  создавать все условия, необходимые  для осуществления государственного  контроля и надзора.

Статья 12. Органы государственного контроля и надзора

1. Органами, осуществляющими государственный  контроль и надзор за соблюдением  обязательных требований государственных  стандартов, являются Госстандарт  России, иные специально уполномоченные  государственные органы управления  в пределах их компетенции.

2. Осуществление государственного  контроля и надзора за соблюдением  обязательных требований государственных  стандартов проводится должностными  лицами государственных органов  управления в пределах их компетенции.

Непосредственное осуществление  государственного контроля и надзора  за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени  Госстандарта России проводится его  должностными лицами - государственными инспекторами:

главным государственным инспектором  Российской Федерации по надзору  за государственными стандартами;

главными государственными инспекторами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов  по надзору за государственными стандартами;

государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.

Статья 13. Государственные инспектора, их права и ответственность

1. Государственные инспектора, осуществляющие  государственный контроль и надзор  за соблюдением обязательных  требований государственных стандартов, являются представителями государственных  органов управления и находятся  под защитой государства.

Государственный инспектор  имеет право:

свободного доступа в служебные  и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности; получать от субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для проведения государственного контроля и надзора; использовать технические средства и специалистов субъекта хозяйственной деятельности при проведении государственного контроля и надзора; проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции и услуг для контроля их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых субъектов хозяйственной деятельности; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг; выдавать предписания о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случаях несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям государственных стандартов; запрещать реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от предъявления продукции, работ и услуг для проверки. Главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами, главные государственные инспектора республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами имеют право выдавать субъекту хозяйственной деятельности предписания, указанные в абзацах седьмом и восьмом настоящего пункта, а также имеют право:

принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушения обязательных требований государственных стандартов;

запрещать реализацию импортной продукции  и оказание импортных услуг, не соответствующих  обязательным требованиям государственных  стандартов и не прошедших государственную  регистрацию в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

2. Государственные инспектора в  случае невыполнения выданных  ими предписаний и постановлений  субъектами хозяйственной деятельности  направляют необходимые материалы  в арбитражный суд, органы прокуратуры  или суд для принятия мер,  установленных законодательством  Российской Федерации.

3. Государственные инспектора при  осуществлении возложенных на  них обязанностей должны защищать  интересы потребителей, субъектов  хозяйственной деятельности и  государства, руководствуясь законодательством.

4. Государственные инспектора несут  установленную законодательством  ответственность за невыполнение  и ненадлежащее выполнение возложенных  на них обязанностей, разглашение  государственной или коммерческой  тайны.

В связи с тем, что согласно действующему Закону "О стандартизации" требования к показателям качества обязательными  не являются, а стандарты в целом  носят рекомендательный характер, возникла проблема стимулирования предприятий  производить продукцию в соответствии со стандартами. Если продукция подлежит обязательной сертификации, то сертификат соответствия и знак соответствия служат для потребителя гарантией ее безопасности. А как быть с качеством? Следуя практике зарубежных стран, где для информации потребителя о качестве товара используют знаки соответствия стандарту (не путать со знаками соответствия, которыми продукцию маркируют после сертификационных испытаний для подтверждения ее соответствия нормам безопасности), Госстандарт РФ принял нормативный документ ГОСТ Ρ 1.9-95 "Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам". Маркировка знаком не заменяет сертификацию, если продукция обязательно подлежит ей.

В соответствии с этим документом предприятия-изготовители как отечественные, так и любого другого государства  могут добровольно по своей инициативе использовать знак соответствия (рис. 2.1а), если их продукция производится в полном соответствии с требованиями российского государственного стандарта. При этом они обязаны соблюдать  правила и процедуры указанного выше нормативного документа.

Информация о работе Организация работ по стандартизации в РФ