Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:49, реферат
Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации "О стандартизации". Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями. Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ В РФ
Правовые основы стандартизации и ее задачи. Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации "О стандартизации". Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями. Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении. Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ. Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;
• ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;
• ссылка общего характера,
т.е. указание в регламенте всех стандартов,
которые действуют в
Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) — единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента. Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента. Согласно Закону РФ "О стандартизации" ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов. Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора. С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства. Законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг" (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона "О стандартизации", приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден "Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией".
Закон "О стандартизации" регламентирует:
• организацию работ по стандартизации,
• содержание и применение нормативных документов по стандартизации,
• информационное обеспечение работ по стандартизации,
• организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,
• финансирование работ по
государственной
• стимулирование применения государственных стандартов,
• ответственность за нарушение положений Закона "О стандартизации".
На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.
Принципы стандартизации следующие:
1) целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;
2) приоритетным направлением
стандартизации является
3) стандарты не должны быть
техническим барьером в
4) разработка стандарта должна
быть основана на взаимном
согласии заинтересованных и
участвующих в ней сторон (консенсусе).
При этом должно быть учтено
мнение каждого по всем
5) разработчики нормативных
документов должны соблюдать:
нормы законодательства, правила
в области государственного
6) стандарты должны своевременно
актуализироваться, чтобы не
7) обязательные требования
8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.
Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:
• обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;
• установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;
• определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
• унификация конструктивных частей изделий;
• разработка метрологических
норм и нормативно-техническое
• оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;
• создание, ведение и
гармонизация с международными правилами
систем классификации и кодирования
технико-экономической
• организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др. Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.
Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-I
"О стандартизации"
(с изменениями от 27 декабря 1995 г., 30 декабря 2001 г., 10, 25 июля 2002 г.)
«Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов»
Статья 11. Государственный контроль и надзор
1. Государственный контроль и
надзор за соблюдением
2. Порядок осуществления
3. Должностные лица субъектов
хозяйственной деятельности
Статья 12. Органы государственного контроля и надзора
1. Органами, осуществляющими
2. Осуществление
Непосредственное
главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами;
главными государственными инспекторами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами;
государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.
Статья 13. Государственные инспектора, их права и ответственность
1. Государственные инспектора, осуществляющие
государственный контроль и
Государственный инспектор имеет право:
свободного доступа в
принимать постановления о применении
к субъектам хозяйственной
запрещать реализацию импортной продукции и оказание импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям государственных стандартов и не прошедших государственную регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Государственные инспектора в
случае невыполнения выданных
ими предписаний и
3. Государственные инспектора
4. Государственные инспектора
В связи с тем, что согласно действующему
Закону "О стандартизации" требования
к показателям качества обязательными
не являются, а стандарты в целом
носят рекомендательный характер, возникла
проблема стимулирования предприятий
производить продукцию в
В соответствии с этим документом предприятия-изготовители как отечественные, так и любого другого государства могут добровольно по своей инициативе использовать знак соответствия (рис. 2.1а), если их продукция производится в полном соответствии с требованиями российского государственного стандарта. При этом они обязаны соблюдать правила и процедуры указанного выше нормативного документа.
Информация о работе Организация работ по стандартизации в РФ