Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 15:23, реферат
Едва ли найдётся ещё одна наука, в которой так горячо спорили бы о её предмете, т.е. о том, что она собой представляет. Понятие «статистика» употребляется в самых различных значениях. Что же представляет собой термин «статистика»? Это слово многолико, многозначно и согласно одному из статистических терминов многомерно. В настоящее время насчитывается около тысячи определений статистики. Дать определение статистики как науке пытались философы, математики, экономисты, социологи, государственные деятели и, конечно, сами статистики.
Введение. «Понятие статистика» 3-5
Статистика как наука и отрасль практической деятельности 5-6
Отраслевая структура статистики как науки. 6-8
Теоретические основы статистики как науки 9-14
Английская научная школа политических арифметиков 14-15
Немецкая описательная школа 15-16
Статистико-математическая научная школа 16-17
Становление русской статистической научной школы 17-20
Статистика как практическая деятельность людей 20-21
Заключение 22-23
Библиография 24
Научное познание и практическая деятельность должны прежде всего установить качество, или сущность, изучаемых явлений, их природу, внутреннюю определенность, благодаря которой они отличаются, отграничиваются друг от друга и которая делает их тем, что они есть. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов. Вместе с тем качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов. Приведем пример.
Что такое преступление? Это деяние, обладающее определённым качеством, совокупностью ряда существенных для свойств, таких, как общественная опасность и противоправность, виновность и наказуемость (ст. 14 УК РФ). Именно по этим признакам проводится отличие преступлений от других правонарушений гражданских, административных дисциплинарных. В изучении массовых явлений, к числу которых относится и преступность, необходимо прежде всего различать действующие в нем качественно однородные совокупности. Это важнейшее требование научной методологии количественного изучения массовых общественных явлений и процессов в статистике. Важно понять, что, не выяснив качество предметов, явлений, социальных фактов, нельзя установить закономерности их развития, а это, как отмечалось, важнейшая задача и цель любой науки.
Вместе с тем следует отметить, что однородность статистической совокупности относительна и вовсе не означает полного соответствия всех единиц совокупности а лишь подразумевает близость основного свойства, качества, типичности. Одна и та же совокупность единиц, к примеру, может быть однородна по одному признаку и неоднородна по другому. Например, все дорожно-транспортные преступления однородны по форме вины — это преступления, совершенные по неосторожности, но по характеру и степени общественно опасных последствий, месту, времени их совершения достаточно неоднородны.
Однородность единиц статистической совокупности формируется под воздействием определенных внутренних и внешних причин и условий. Например, процент погибших среди участников ДТП (30—40 тыс. человек) в нашей стране в 10—15 раз выше, чем в развитых странах Запада, и это объясняется прежде всего нарушением правил дорожного движения как водителями, так и пешеходами, недостаточной безопасностью транспортных средств, дорожного покрытия, дефицитом средств оперативной связи, неэффективностью системы чрезвычайной медицинской помощи жертвам аварий на дорогах.
Одинаковые для всех единиц данной совокупности причины и условия существования создают то общее, что объединяет единицы совокупности, но эти же причины и условия формируют то, что отличает одну единицу совокупности от другой. В статистической совокупности эти отличия чаще имеют количественную природу.
Качественная сущность социальных явлений неразрывно связана, как уже отмечалось, с их количественной стороной.
Количество — категория, отображающая общее и однородное в качествах вещей и явлений, благодаря чему они оказываются сравнимыми.
Понятия признака и статистического показателя взаимосвязаны и в ряде случаев употребляются как тождественные. Но показатель, как отмечалось, выражает единство качественной и количественной сторон явления (их меру), а признак характеризует отличительные особенности или сходство объектов статистической совокупности. Иногда в литературе признаки делят на качественные и количественные. Ю.Д. Блувштейн выделяет еще и «полуколичественные» признаки. Это деление условно, так как всегда существует неразрывная связь качества и количества. Правильнее, на наш взгляд, говорить о показателях, имеющих непосредственное количественное выражение и не имеющих такового.
К первому виду относятся признаки, варианты которых отличаются друг от друга качественным содержанием. Так, профессии – характером труда (учитель, тракторист, геолог), виды краж – местом их совершения (квартирная, карманная), убийства — способами (с особой жестокостью, общеопасным способом), мотивами (месть, корысть) и т.д. Такие качественные признаки называют еще атрибутивными (в философии атрибут — неотъемлемое свойство предмета).
Атрибутивные (качественные) признаки не поддаются количественному (числовому) выражению.
Когда имеются два противоположных по значению варианта признака, то говорят об альтернативном признаке (грамотный, неграмотный, лица, ранее судимые и не судимые).
Во втором случае это признаки (количественные), варианты которых отличаются друг от друга определенной величиной: возраст человека (14, 16, 18 и т.д.), причиненный преступлением материальный ущерб — 1 млн руб., 10 млн руб. и т.д.
Отличие количественных признаков от качественных состоит в том, что первые можно выразить итоговыми значениями, например общее число лиц, совершивших преступления, в стране; вторые — только числом единиц в совокупности.
Что касается «полуколичественных» признаков, то, по мнению Ю.Д. Блувштейна, ими называются такие признаки, по которым обладающие ими объекты могут сравниваться в понятиях «больше — меньше». Таковым, например, является интегративный признак преступления — характер и степень его общественной опасности: одни уголовно наказуемые деяния более опасны, чем другие. Как отметил Пленум Верховного Суда РФ, характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства и формы вины и отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к категории более тяжких или менее тяжких преступлений, а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого при совершении преступления в соучастии и данными, характеризующими степень общественной опасности личности виновного (наличие или отсутствие судимости, поведение в быту, отношение к учебе и т.п.). Предусмотренные законом смягчающие и отягчающие обстоятельства (ст. 61, 63 УК РФ) также могут влиять на степень общественной опасности преступления. Так, разбой менее опасное преступление, чем бандитизм, и более опасное преступление, чем грабеж. Этот факт истолковывается в том смысле, что признак «общественная опасность» наиболее сильно выражен в бандитизме, менее сильно в разбое и еще слабее — в грабеже.
Закономерность, проявившаяся лишь в большой массе явлений через преодоление свойственной ее единичным элементам случайности, называется статистической закономерностью.
Статистическая закономерность — это форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если причины (условия), порождающие события, не изменяются или изменяются незначительно. Статистические закономерности устанавливаются на основе обобщения и анализа данных о массовых явлениях в противоположность динамическим закономерностям, проявляющимся в отдельных явлениях, как это возможно в объектах естественных наук (биологии, механике, физике).
5. Английская научная школа политических арифметиков
У истоков статистики как науки, а не только практической деятельности стояли две школы: английская научная школа политических арифметиков и немецкая описательная школа.
Английская научная школа политических арифметиков возникла в середине XVIIв. и ставила целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик. В центре исследования были статистические методы, теория статистики. Явления изучались не в статике, а в динамике. Предметом статистического изучения являлись не отдельные, а массовые общественные явления, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объёме анализируемой совокупности. Школа английских арифметиков имела два направления: демографическое, представленное Д. Граунтом и Э. Галлеем, и статистико-экономическое, разработанное В. Петти.
Английские учёные впервые не описывали социально-экономические явления, а давали им числовую оценку. Конкретными цифрами они стремились охарактеризовать состояние и развитие общества, показать закономерности развития общественных явлений на основе изучения массовых данных. Идеи Д.Граунта, Э. Галлея, В. Петти имели последователей в Англии и других европейских государствах. Наибольшее развитие школа политических арифметиков получила в XVII и XVIIIвв. в Англии, Голландии, Франции. История показала, что именно эта научная школа явилась истоком современной теории статистики.
6. Немецкая описательная школа
Представители описательной статистики стремились систематизировать существующие способы описания государств, создать теорию плохого описания, разработать её детальную схему. Однако они вели описание только в словесной форме, без цифр, вне динамики и связи явлений, т.е. без отражения особенностей развития государства. Собирался информационный материал, который впоследствии не анализировался. Описывался последний период, предмет и методы науки не были чётко определены. В трудах немецких учёных описывались государства, их устройство, быт и нравы населения, климат, финансы, армия, религия. Внешняя политика.
Основанием описательной школы был Г. Конрринг, который разработал систему описания государственного устройства. Дальнейшее развитие направление получило в работах Г. Ахенвалля и А. Шлецера.
Школа просуществовала более 150 лет, не меняя своих теоретических основ. Содержание, задачи, предмет изучения статистики в понимании представителей этого направления были далеки от современного взгляда на статистику как на науку
7. Статистико-математическая научная школа
В первой половине XIXв. возникло третье направление статистической науки – статистико-математическое. Особый вклад в это направление внёс бельгийский статистик Адольф Кетле. По правилам, разработанным А. Кетле, с середины XIXв. в развитых странах проводятся регулярные переписи населения. Он стал основоположником учения о средних величинах. По инициативе учёного для координации развития статистики проводились международные статистические конгрессы, в 1885 г. основан международный статистический институт, существующий до настоящего времени.
В XIX в. развитию статистической методологии способствовали также труды английских учёных Ф. Гальтона, К. Пирсона, М. Митчела, В. Госсета, внёсших значительный вклад в разработку теории корреляции, изучения взаимосвязей явлений. Ф. Гальтон применил статистические методы к проблеме наследственности. К. Пирсон разрабатывал вопросы количественной оценки связи между явлениями. М. Митчелу принадлежит идея «экономического барометра», т.е. показателя, сигнализирующего об изменении ситуации. В. Госсет, писавший под псевдонимом Стьюдент, разработал теорию малой выборки.
С начала XX в. при социально-экономических исследованиях уровня жизни населения, покупательского спроса, качества продукции начали применяться методы теории вероятностей. Наиболее известным учёным в этой области является Р.Фишер.
В России развитие математической статистики интенсивно проходило с начала XX в. Появились исследования А.В. Монтовича о кривых распределения; Е.Е. Слуцкого, А.А. Чупрова о корреляционном анализе. Продолжателем А.А. Чупрова стал Н.К. Дружинин – один из ведущих специалистов по математической статистике двадцатого столетия и истории статистической науки. В 1949 г. был издан учебник Н.К. Дружинина, в котором статистика определена как наука о количественных закономерностях массовых явлений, как учение о тех принципах, на которых основывается сбор обработки этих сведений. Н.К. Дружинин последовательно отстаивал в своих трудах мысль, что статистические методы применимы не только в общественных науках, но и науках о природе.
8. Становление русской статистической научной школы
Становление статистической науки в России не обнаруживает столь чёткого обособления школ и направлений, и тем не менее можно отметить русскую описательную школу, русскую школу политических арифметиков, статистическую мысль революционеров-демократов русской социологической школы, различные технологии в русской академической статистике.
Среди ярких представителей русской описательной школы статистики выделяется один из первых просветителей России В.Н.Татищев (1686-1750), который поставил вопрос о едином текущем учёте населения, указал на недостатки ревизий, разработал конкретные предложения по их проведению; рост народонаселения он рассматривал в неразрывной связи с развитием экономике и культуры России.
К представителям этого относят и учённого энциклопедических знаний М.В. Ломоносов(1711-1765). М.В. Ломоносов усовершенствовал программу обследования Татищева, разослал её в города и уезды. Материалы о населении и экономике России в разрезе сельского хозяйства, промышленности, торговли, транспорта в течение длительного времени поступали в Российскую академию наук и были обработаны уже после смерти М.В.Ломоносова. Его работы не были чисто описательными, им был присущ аналитический характер. Также яркими представителями русской описательной школы являются И.К. Кириллов (1689-1737), И.И. Голиков (1735-1801), С.Н. Плещев (1752-1802), М.И. Чулков (1740-1793) и другие. Собранные ими материалы стали источником сведений по экономической теории России с древних времён до XVIII в.
Превращению статистики из науки описательной в науку теоретическую, формированию статистики как науки положили начало представители школы политических арифметиков, которые изучали общественные явления с использованием меры, веса и числа. Основными представителями этого направления русской статистики были Д. Бернулли (1700-1782), И.Ф. Герман (1755-1815) и другие.
Уже в начале XIX в. статистика нуждалась в уточнении организационных и методологических основ, что было вызвано изменениями в системе государственного управления и распространением прогрессивно-демократических идей. В этот период выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книги «Всеобщая теория статистики. Для обучающихся науке» К.Ф. Герман(1767-1838) изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большое значение имеют работы К.И. Арсеньева (1789-1856), в которых он утверждал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.
Наиболее прогрессивные для этого времени теоретические основы статистики как самостоятельной науки были созданы Д.П. Журавским (1810-1856). Он дал системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, определение статистической науки, уделил большое внимание вопросу достоверности данных, методу группировок, раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.