Понятие «статистика» и ее значение. Предмет изучения статистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 10:02, реферат

Краткое описание

Цель работы: Ознакомить с понятием «статистика» и ее значение. Дать характеристику предмету изучения статистики.
Задачи:
Дать определение термину «статистика»
Раскрыть становление русской статистической научной школы
Дать анализ понятию и категории статистической науки
Охарактеризовать предмет изучения статистики
Раскрыть значение статистики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие статистики………………………………………………………..5
Становление русской статистической научной школы………………….7
Понятия и категории статистической науки……………………………10
Предмет изучения статистики……………………………………………16
Значение статистики……………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика.docx

— 56.57 Кб (Скачать файл)

Понятие «статистика» и ее значение. Предмет  изучения статистики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание  

      Введение……………………………………………………………………….3

  1. Понятие статистики………………………………………………………..5
  2. Становление русской статистической научной школы………………….7
  3. Понятия и категории статистической науки……………………………10
  4. Предмет изучения статистики……………………………………………16
  5. Значение статистики……………………………………………………..21

Заключение………………………………………………………………..23

Список использованной литературы……………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном обществе важную роль в механизме управления экономикой выполняет статистика. Независимо от уровня и стадии экономического развития, характера политической системы, статистика на протяжении сотен лет своего существования всегда выступала как необходимый и эффективный инструмент государственного управления и одновременно как наука, исследующая количественную сторону массовых явлений. Выполняя самые разнообразные функции сбора, систематизации и анализа сведений, характеризующих экономическое и социальное развитие общества, она всегда играла роль главного поставщика факторов для управленческих, научно-исследовательских и прикладных практических нужд различного рода структур, организаций и населения.

Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистической методологии в повседневной практике. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определённой системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает необходимые для себя выводы и предпринимает определённые решения и действия.

Таким образом, в каждом человеке генетически заложены элементы статистического мышления, представляющего собой способности к анализу и синтезу информации об окружающем нас мире.

Цель работы:  Ознакомить с понятием «статистика» и ее значение. Дать характеристику предмету  изучения статистики.

Задачи:

  1. Дать определение термину «статистика»
  2. Раскрыть становление русской статистической научной школы
  3. Дать анализ понятию и категории статистической науки
  4. Охарактеризовать предмет изучения статистики
  5. Раскрыть значение статистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие статистики

Слово «статистика» имеет латинское происхождение (от status – состояние). В средние века оно означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в трех значениях:

1) под статистикой понимают  отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью  сбор, обработку, анализ и публикацию  массовых данных о самых различных  явлениях общественной жизни (в  этом смысле «статистика» выступает  как синоним словосочетания «статистический  учет»);

2) статистикой называют  цифровой материал, служащий для  характеристики какой-либо области  общественных явлений или территориального  распределения какого-то показателя;

3) статистикой называется  отрасль знания, особая научная  дисциплина и соответственно  учебный предмет в высших и  средних специальных учебных  заведениях[7,с.109]

Как и всякая наука, статистика имеет свой предмет изучения. Статистика изучает количественную и качественную сторону массовых общественных явлений, исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Свой предмет статистика изучает при помощи: определенных категорий (т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира, к ним относятся: статистическая совокупность, единица совокупности, признак единицы, статистический показатель и их система) и специфического метода. Метод статистики – это целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы собственно методов (этапов любого статистического исследования):

1) метод массовых наблюдений (сбор первичного статистического  материала, научно организованная  регистрация всех существенных  фактов, относящихся к рассматриваемому  объекту);

2) метод группировок (дает  возможность все собранные в  результате массового статистического  наблюдения факты подвергать  систематизации и классификации);

3) метод обобщающих показателей (позволяет характеризовать изучаемые  явления и процессы при помощи  статистических величин – абсолютных, относительных и средних, выявляются  взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их  развития, даются прогнозные оценки) [7,с.112].

Основными задачами статистики являются:

сбор, обработка, анализ и хранение информации;

доведение обработанной информации до органов управления всех уровней;

ознакомление широкой общественности и населения с динамикой и дислокацией социально-экономических явлений в стране путем издания статистических сборников, справочников, обзоров, публикаций в печатных и электронных СМИ (например, сайт www.gks);

международное сопоставление уровня социально-экономического развития разных стран[6,с.67].

 

 

 

 

 

 

 

2. Становление русской статистической научной школы

Становление статистической науки в России не обнаруживает столь чёткого обособления школ и направлений, и тем не менее можно отметить русскую описательную школу, русскую школу политических арифметиков, статистическую мысль революционеров-демократов русской социологической школы, различные технологии в русской академической статистике.

Среди ярких представителей русской описательной школы статистики выделяется один из первых просветителей России В.Н.Татищев (1686-1750), который поставил вопрос о едином текущем учёте населения, указал на недостатки ревизий, разработал конкретные предложения по их проведению; рост народонаселения он рассматривал в неразрывной связи с развитием экономике и культуры России.

К представителям этого относят и учённого энциклопедических знаний М.В. Ломоносов(1711-1765). М.В. Ломоносов усовершенствовал программу обследования Татищева, разослал её в города и уезды. Материалы о населении и экономике России в разрезе сельского хозяйства, промышленности, торговли, транспорта в течение длительного времени поступали в Российскую академию наук и были обработаны уже после смерти М.В.Ломоносова. Его работы не были чисто описательными, им был присущ аналитический характер. Также яркими представителями русской описательной школы являются И.К. Кириллов (1689-1737), И.И. Голиков (1735-1801), С.Н. Плещев (1752-1802), М.И. Чулков (1740-1793) и другие. Собранные ими материалы стали источником сведений по экономической теории России с древних времён до XVIII в[8, с.123].

Превращению статистики из науки описательной в науку теоретическую, формированию статистики как науки положили начало представители школы политических арифметиков, которые изучали общественные явления с использованием меры, веса и числа. Основными представителями этого направления русской статистики были Д. Бернулли (1700-1782), И.Ф. Герман (1755-1815) и другие.

Уже в начале XIX в. статистика нуждалась в уточнении организационных и методологических основ, что было вызвано изменениями в системе государственного управления и распространением прогрессивно-демократических идей. В этот период выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книги «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К.Ф. Герман(1767-1838) изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большое значение имеют работы К.И. Арсеньева (1789-1856), в которых он утверждал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства[8, с.124].

Наиболее прогрессивные для этого времени теоретические основы статистики как самостоятельной науки были созданы Д.П. Журавским (1810-1856). Он дал системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, определение статистической науки, уделил большое внимание вопросу достоверности данных, методу группировок, раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

Большое влияние на развитие русской статистической мысли оказали русские демократы-революционеры: А.Н. Радищев (1749-1802), А.И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1874). Эти выдающиеся деятели внесли определённый вклад в теорию и практику статистики. Ими разработаны программные вопросы экономической и судебной статистики, делались попытки определять средние величины, поставлен вопрос о социально-экономическом значении метода группировок.

Свою роль в истории статистики сыграли представители академической школы статистики, характерной особенностью которой было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы явились Э.Ю. Янсон (1835-1893), А.И. Чупров (1842-1908), А.А. Чупров (1874-1926), Н.А. Каблуков (1849-1919) и А.А. Кауфман (1864-1919) [8, с.125].

Академическая статистика и её представители оказали большое положительное влияние на развитие статистической наук в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия была одним из признанных центров научной статистической мысли.

Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П.П. Чебышева (1821-1894), А.А. Маркова (1856-1922), А.М. Ляпунова (1857-1919).

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщён в трудах В.И. Хотимского (1892-1937), В.С.Немчинова (1894-1964), В.Н. Старовского (1905-1975), А.Я. Боярского (1906-1985), Б.С. Ястремского (1877-1962), Л.В. Некрама (1886-1949) и других учёных.

В послевоенный период внимание статистической науки было приковано к вопросу о предмете статистики, её соотношении с математической статистикой. В 1954 г. этот вопрос обсуждался на научном совещании, которое ещё раз подтвердило значение статистики как самостоятельной общественной науки. После совещания вышли в свет новые монографии, учебники по общей теории статистики. В это время значительный вклад в теорию индексного метода был внесён учёными С.М. Югенбергом, Г.И. Баклановым, Л.С. Казинцовым, В.Е. Адамовым и др. Большим шагом вперёд к развитию статистической науки послужило комплексное применение, наряду со статистическими, экономико-математических методов и широкое использование компьютерной техники в анализе социально-экономических явлений.

В настоящее время ведётся работа по совершенствованию статистической методологии и переходу РФ на принятую в международной практике систему учёта и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики[9, с.155].

 

3. Понятия и категории статистической науки

Статистика оперирует определенными понятиями, отражающими существенные, всеобщие свойства и основные отношения явлений действительности.

Статистическая совокупность – это множество единиц изучаемого явления, объединенных единой качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковы, например, совокупность домохозяйств, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и т.п.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путем проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления.

2. Признак – это качественная  особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств  единиц изучаемой совокупности  признаки делятся на две основные  группы:

признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т.д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (например, профессии – характером труда: учитель, столяр, швея-мотористка и т.д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» – неотъемлемое свойство предмета). В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например, продукция может быть годной или бракованной (не годной); для представителей отдельных возрастных групп существует вероятность дожить или не дожить до следующей возрастной группы; каждое лицо может состоять в браке или нет и т.д[5, с.176].

Особенностью статистического исследования является то, что в нем изучаются только варьирующие признаки, т.е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.

Вариация — различие значений какого-либо признака у разных единиц совокупности за один и тот же промежуток времени. Причиной возникновения вариации являются различные условия существования разных единиц совокупности. Вариация — необходимое условие существования и развития массовых явлений. Определение вариации необходимо при организации выборочного наблюдения, статистическом моделировании и планировании экспертных опросов. По степени вариации можно судить об однородности совокупности, устойчивости значений признака, типичности средней, о взаимосвязи между какими-либо признаками.

Информация о работе Понятие «статистика» и ее значение. Предмет изучения статистики