Потребительская корзина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 00:09, контрольная работа

Краткое описание

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом. В субъектах Федерации законодательным (представительным) органом субъектов Российской Федерации по представлению исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации……………………………….3
Что такое "прожиточный минимум"?.................................................................6
Что значит "жить по минимуму"?.......................................................................8
Краткие пояснения……………………………………………………………...13
Основные выводы……………………………………………………………….14
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

рабочая версия п к.docx

— 43.93 Кб (Скачать файл)

И последнее. Качественное и количественное наполнение потребительской корзины не есть нечто застывшее. Для основных социально-демографических групп в целом по России она пересматривается не реже раза в пять лет.

Как считают специалисты Института питания, данный набор продуктов соответствует физическим потребностям человека по калорийности и содержанию основных пищевых веществ. В состав минимального набора продуктов питания не включены алкогольные напитки, табачные изделия, деликатесы. 
Стоимость продовольственной корзины по каждой группе населения рассчитывается путем умножения минимальной нормы потребления продуктов на среднюю цену покупки.

Стоимость минимального потребления непродовольственных товаров и услуг определяется по материалам бюджетных обследований доходов семей, уровень потребления продуктов в которых соответствует минимальному. 
Например, стоимость минимальной продовольственной корзины составила 7769 руб. в месяц. В семьях с аналогичными средними на душу населения расходами на питание доля этих расходов достигла 11% от общих расходов. Отсюда стоимость минимального потребления непродовольственных товаров составит:

 

0,29 * 7769: 0,71 = 3173 руб. в месяц на 1 человека.

 
Расходы на непродовольственные товары и услуги уточняются при помощи нормативного метода на основе норм обеспеченности и сроков службы предметов длительного пользования, разработанных ЦЭНИИ при Министерстве экономики России. Расчет производится по трем группам товаров: 1 - предметы гардероба (верхняя одежда, обувь, головные уборы и т.д.); 2 - предметы санитарии, гигиены, лекарства; 3 - товары длительного пользования (мебель, посуда, электробытовые приборы, предметы хозяйственного назначения и др.).

Расходы на жилище и коммунальные услуги определяются на основе нормативов, цен и тарифов в регионе.

Учитываются также затраты семей на налоги и сборы. 
Совокупный минимальный объем потребностей в натуральной форме образует минимальную потребительскую корзину.

Стоимость приобретения непродовольственных товаров определяется путем умножения стоимости одного изделия на его годовой запас и деления на срок службы. Например, мужская зимняя шапка стоит 2000 руб., запас - 1 шт., срок службы - 3 года. Расход в расчете на месяц:

 

2000 * 1 / 3 * 12 = 55,6 руб./мес.

 

Стоимостная оценка натурального набора продуктов, непродовольственных товаров и услуг прожиточного минимума определяет бюджет прожиточного минимума (БПМ).

Показатели прожиточного минимума и бюджета прожиточного минимума используются государством в качестве инструментов социальной политики. В частности, с помощью этих показателей происходит оценка уровня жизни населения (определяются доли населения с бюджетами ниже, равными и большими, чем бюджет прожиточного минимума); БПМ служит базой для адресной социальной политики в целях поддержки самых низкодоходных групп населения; при помощи БПМ должны определяться размеры минимальной заработной платы и минимальной пенсии по старости; БПМ используется в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающего право на социальные выплаты и пособия.

Все элементы системы, связанной с установлением БПМ, определяются уровнем развития производительных сил общества. Государство в законодательном порядке устанавливает бюджет прожиточного минимума и минимальную заработную плату. Теоретически их величины должны быть равноценны, именно в этом и состоит экономический смысл расчета БПМ как базы для установления минимальной заработной платы, которая, в свою очередь, является точкой отсчета для тарифной системы оплаты труда. Однако в действительности в настоящее время минимальная заработная плата в Российской Федерации существенно ниже величины прожиточного минимума, что можно лишь объяснить (но не оправдать) трудностями, с которыми столкнулась экономика страны в период перехода к рыночным отношениям.

О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации во II квартале 2013 года.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2013г. № 627 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2013 года" Госкомстат России произвел оценку соотношения денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации.

 

 

Краткие пояснения.

 

Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (установлена Федеральным законом от 20 ноября 1999г. № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"), включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации.

Расчеты величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации производятся на основе данных Госкомстата России об уровне потребительских цен на товары и услуги, формирующие потребительскую корзину, а также о расходах по обязательным платежам и сборам в соответствии с Методикой исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (утверждена постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000г. № 36/34 с изменениями и дополнениями от 12 марта 2001г. № 24/19). Наблюдение за уровнем потребительских цен для исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации осуществляется органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по Перечню товаров (услуг) - представителей (всего 156 позиций), приведенному в указанной Методике.

 

Основные выводы.

 

Как показывают результаты экспертизы, практика формирования проектов потребительской корзины в субъектах Российской Федерации выявила ряд вопросов, требующих решения в ближайшей перспективе. Работа по совершенствованию потребительской корзины в целом по Российской Федерации, в частности, должна предусматривать:

    1. уточнение наборов продуктов питания потребительской корзины на основе корректировки отдельных позиций минимального набора при неизменности его химического состава и энергетической ценности для основных групп населения. Опыт подготовки региональных потребительских корзин выявил необходимость проведения научных исследований по уточнению территорий ряда субъектов Российской Федерации с учетом факторов, влияющих на потребление продуктов питания;
    2. разработку вопросов формирования наборов непродовольственных товаров для детей различных возрастных категорий, учитывая дифференциацию гардероба детей в зависимости от пола, особенно в старшей детской возрастной группе. Требует расширения в минимальных наборах непродовольственных товаров ассортимент теплого белья в регионах с холодным и резко континентальным климатом;
    3. уточнение действующего порядка расчета минимального набора непродовольственных товаров общесемейного пользования в целом по России и в отдельных регионах;
    4. совершенствование подходов к распределению территории Российской Федерации по факторам, влияющим на пользование жилищно-коммунальными услугами исходя из климатических условий и особенностей структуры потребления конкретного субъекта Российской Федерации с учетом действующих нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства;
    5. определение порядка расчета нормативов пользования транспортом для пенсионеров и детей в условиях отмены льгот и развития в регионах коммерческих видов транспорта.

Разработка вопросов совершенствования потребительской корзины и методических рекомендаций по ее определению в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации предполагает проведение комплекса исследовательских работ по следующим направлениям:

- совершенствование  методологического подхода и  порядка формирования минимального  набора продуктов питания на  основе обследований фактического  объема потребления в малоимущих  семьях с учетом объективных  различий в потреблении, определяемых  природно-климатическими условиями  и национальными традициями;

- проведение  обследований с целью уточнения порядка формирования минимального набора непродовольственных товаров для основных социально-демографических групп населения на основе изучения уровня обеспеченности, минимальной обновляемости непродовольственными товарами малоимущих семей;

- изучение  вопросов формирования минимального  набора услуг с увязкой с  основными направлениями реформирования  системы социальной защиты населения. Проведение исследований, связанных  с формированием объема транспортных  услуг, обусловленных расширением  платности транспортных услуг  для пенсионеров.

Экспертиза проектов потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации предполагает принятие на региональном уровне нормативных правовых актов для установления потребительской корзины и утверждения величины прожиточного минимума в целях оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальных программ, оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам и осуществления других мер социальной защиты.

После законодательного принятия потребительских корзин, начиная с IV квартала 2001 года прожиточный минимум населения в субъектах Российской Федерации будет определяться по единой методологии, что позволит объективно проанализировать влияние структуры потребительских корзин субъектов Российской Федерации на структуру потребительской корзины в целом по Российской Федерации, учитывая фактические изменения объемов и структуры потребления малообеспеченных групп населения.

 На  основе обобщения опыта экспертизы  проектов потребительской корзины, подготовленных субъектами Российской Федерации предусматривается усовершенствовать процедуру проведения экспертизы, улучшить взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Список литературы

  1. Генкин Б.М. Основы экономики и социологии труда. СПб, 1994.
  2. Рофе А.И., Ерохина Р.И. и др. Экономика труда. М.:1995.
  3. Рофе А.И. Экономика и социология труда. М.: 1996.
  4. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М.: 1996.
  5. Социология труда: учебник./Под ред. Н.И. Дряхлова. М.: Изд-во МГУ, 
    1993.
  6. Хоскинг А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 
    1993.
  7. Экономика и социология труда. УрГЭУ, 1997.
  8. Экономика труда: Учебник для вузов / Жуков ЛИ., Погосян Р.Г.
  9. Екимов Г.Ю., Золотухин О.И., Пинцов С.И. Стимулирование труда и 
    производства в условиях рыночных отношений. СПб.: Изд-во СПБУЭФ, 
    1992.
  10. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии. СПб.: 
    Изд-во университета экономики и финансов, 1992.
  11. Макконел К., Брю С. Экономка: принципы, проблемы и политика. В 2-х 
    т./Пер. с англ. М.: Республика, 1992.
  12. Организация   оплаты   труда   при   переходе   к   рынку:   Рекомендации 
    Института труда Минтруда РФ // Человек и труд, 1994, №7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №1                           Продукты

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

Трудоспособное население

пенсионеры

Дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)

кг

126,5

98,2

76,6

Картофель

кг

100,4

80,0

88,1

Овощи и бахчевые

кг

114,6

98,0

112,5

Фрукты свежие

кг

60,0

45,0

118,1

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

кг

23,8

21,2

21,8

Мясопродукты

кг

58,6

54,0

44,0

Рыбопродукты

кг

18,5

16,0

18,6

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко

кг

290,0

257,8

360,7

Яйца

штука

210,0

200,0

201,0

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг

11,0

10,0

5,0

Прочие продукты (соль, чай, специи)

кг

4,9

4,2

3,6


Таблица №2.                Непродовольственные товары

Наименование

Единица измерения/ срок износа

Объем потребления (в среднем на одного человека)

трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

Верхняя пальтовая группа

штук/лет

3/7,6

3/8,7

3/2,6

Верхняя костюмно-платьевая группа

штук/лет

8/4,2

8/5,0

11/2,0

Белье

штук/лет

9/2,4

10/2,9

11/1,8

Чулочно-носочные изделия

пар/лет

7/1,4

4/1,9

6/1,3

Головные уборы и галантерейные

штук/лет

5/5,0

4/5,6

4/2,8

Обувь

пар/лет

6/3,2

6/3,5

7/1,8

Школьно-письменные товары

штук/лет

3/1,0

3/1,0

27/1,0

Постельное белье

штук/лет

14/7,0

14/7,0

14/7,0

Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения

штук/лет

19/10,5

19/10,5

19/10,5

Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства

процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц

10

15

12

Информация о работе Потребительская корзина