Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:26, реферат
Наблюдающееся уже более десятилетия сокращение численности населения России вызывает справедливую озабоченность как федеральных, так и региональных руководящих органов. Рождаемость находится на очень низком уровне, смертность - на высоком, а положительная миграция не компенсирует отрицательный естественный прирост. Разрабатываемые концепции и программы, направленные на улучшение демографической ситуации в стране и регионах, ориентированы на отмеченные демографические процессы (рождаемость, смертность, миграцию) и не учитывают структурный фактор. В то же время разработка эффективной социальной политики невозможна без учета трансформации возрастной структуры, т.е. старения населения.
Введение……………………………………………………………………....3
Демографическое старение населения……………………………………...5
1.1.Основные аспекты старения населения………………………………...5
1.2.Показатели демографического старения населения…………………...7
1.3.Долго ли живут пенсионеры?...................................................................10
1.4.Старение населения и социальная политика России…………………..12
Последствия и пути решения проблем старения общества……………….14
2.1.Проблемы, связанные со старением населения………………………..14
2.2.Пути решения проблемы старения населения…………………………16
Заключение…………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………..21
Старение населения ведет к постарению рабочей силы, т.е. к увеличению в ней доли возрастов старше 45 лет. Пожилые люди могут сохранять трудовую активность до 80 лет, после этого возраста она практически прекращается. Трудовая активность высока у мужчин и женщин в первые пять лет после выхода на пенсию. Так, в конце 90-х гг. в нашей стране были заняты на постоянной работе более трети женщин-пенсионерок в возрасте 50—54 года и 44% мужчин в возрасте 60—64 года. В возрасте 65—69 лет у мужчин и женщин она резко сокращается до 14%.
Постарение
рабочей силы влияет на ее производительность
по двум основным направлениям: в связи
со стажем работы растут трудовые навыки,
опытность и квалификация. В отраслях
со стабильной и традиционной профессионально-
Уровень образования вносит положительный вклад в увеличение трудовой активности среди пожилого населения и является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на их занятость, особенно занятость пенсионеров. С одной стороны, образование расширяет спектр рабочих мест, которые могут быть предложены пенсионерам, создает заинтересованность работодателя в сохранении и использовании квалифицированного работника. С другой стороны, образование, особенно высшее, повышая конкурентоспособность работника на рынке труда, одновременно способствует занятию видами деятельности, требующими творчества, то есть приводит к тому, что работа становится одним из обязательных компонентов образа жизни.
Основным фактором, влияющим на уровень жизни пожилых людей, выступает их пенсионное обеспечение. По данным Всемирного банка, с 1990 по 2030 гг. число пожилых людей в мире утроится и составит 1,4 млрд. человек. Соответственно доля пожилых людей в населении мира возрастет с 9% до 16%. В России доля населения 60 лет и старше возросла с 1959г. по 1999г. с 9% до 18%, по различным оценкам, к середине нынешнего столетия она может почти удвоиться.
Одно из последствий старения населения — рост пенсионных затрат. Сейчас в большинстве развитых стран возраст выхода на пенсию составляет 65 лет. В России повышение пенсионного возраста рассматривается как возможный способ снижения демографической нагрузки на трудоспособное население. Но российская модель смертности значительно отличается от той, что сформировалась в развитых странах, поэтому их опыт организации пенсионного обеспечения нельзя перенести сюда в неизменном виде. В силу того что в России ожидаемая продолжительность жизни у старших возрастных групп крайне низка, повышение возраста выхода на пенсию означало бы для наших пожилых, что у них без всякой компенсации отнимают несколько лет «свободного времени».
Нельзя не принять во внимание и другие негативные последствия этой непопулярной меры. В России традиционно велика роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Повышение возраста выхода на пенсию может сказаться на снижении рождаемости и повлечь еще больший рост беспризорности и социального сиротства. На это обратил внимание А. В. Сидоренко, руководитель Программы ООН по проблемам старения, в интервью, данном во время Международного экологического форума (Санкт-Петербург, 2003): «В западной культуре есть понятие “рашен бабушка” — собирательный образ российской пенсионерки с совершенно не западным менталитетом. Это жертвенная, энергичная, трудолюбивая натура, живущая интересами своих детей и внуков. Пока пожилая немецкая фрау путешествует и танцует, наша бабуля нянчит малышей и возделывает огород. Так кто же обществу более ценен?» Заметим, что на Западе в последнее время отмечается важность контактов детей с бабушками и дедушками. Старение населения приводит к необходимости решения этой проблемы, обострившейся особенно в последнее время.
Наряду
с пенсионной реформой в нашей
стране должна решаться и проблема
реформы здравоохранения и
Переход
России к рыночным отношениям вызвал
ухудшение социального
В социально-
Отчуждение
между поколениями, усиливаемое
разным восприятием социально-
2.2.Пути решения проблемы постарения населения
Рост
доли пожилых и старых людей в
составе населения
Нельзя не признать, что в ближайшие десятилетия в России, как и в большинстве промышленно развитых стран, меньшему числу работников придется содержать больше пенсионеров. Но при этом за счет скромного увеличения темпов прироста производительности труда можно не только сгладить остроту демографических проблем, но и повысить уровень жизни.
С точки зрения мирового сообщества старение населения не ставит перед человечеством неразрешимых задач. Этого же мнения придерживаются многие исследователи. Поскольку старение населения протекает эволюционно, его последствия проявляются постепенно и предсказуемо. А значит, они могут и должны своевременно учитываться.
Старение
населения ставит новые и неизвестные
ранее проблемы, а также открывает
новые возможности для
Чтобы стареющее общество процветало, необходимо приспособить системы и условия для доступного в соответствующем возрасте их использования, а также расширить доступ к образованию для взрослых, ввести практику постепенного ухода на пенсию, дать возможность старикам работать неполный рабочий день и создать систему заключения контрактов между поколениями, гарантирующих устойчивый доход и медицинский уход при достижении престарелого возраста
Выход
из положения специалисты видят
прежде всего в повышении
За последние 10-12 лет во всех субъектах Российской Федерации, была создана принципиально новая для отечественных условий государственная служба социальной поддержки и обслуживания одиноких пожилых людей и инвалидов. В тяжелые годы экономических и политических преобразований эта новая широкомасштабная сеть учреждений социальной защиты взяла на себя ответственность за спасение от голода и заброшенности многих тысяч представителей старшего поколения. В настоящее время около 40 тысяч одиноких пожилых людей находится под непосредственной опекой центров социального обслуживания. Успехами в этой сфере социальной политики наша область может заслуженно гордиться, тем более, что они признаются и высоко оцениваются как отечественными, так и зарубежными специалистами.
Однако все, кто связан с развитием этой сферы, хорошо понимают, что пока что решена только часть проблемы старшего поколения. Состоялся лишь первый этап в развитии программ социальной поддержки пожилых. Дело в том, что те, кто оказался сегодня в зоне внимания государственной службы социальной защиты населения и имеет по закону право на бесплатное обслуживание, составляют не более 5% от всех пенсионеров по возрасту.
Между
тем, совершенно очевидно, что такой
подход требует многократного
Поэтому все большее внимание ученых и политиков переключается на развитие негосударственных форм поддержки старшего поколения. Нет необходимости говорить о том, насколько это актуально для России.
Обычно, перечисляя известные формы негосударственной поддержки пожилых, в первую очередь называют благотворительные фонды, общества милосердия, общественные организации типа "Армии Спасения" (в США), коммерческие организации, которые оказывают платные услуги по широкому ассортименту. К сожалению, развитие последних в России существенно ограничивается из-за общего низкого уровня материальной обеспеченности населения, не говоря уже о самих пенсионерах. И, тем не менее, попытки создания системы платных услуг предпринимаются. Главным образом, через те же центры социального обслуживания.
В условиях, когда большинство пенсионеров оказываются за чертой бедности, социальная поддержка своих ветеранов, людей, вышедших на пенсию по возрасту, негосударственными предприятиями, представляющими собой разнообразные ОАО, ЗАО, ТОО и иные частные организации, представляет собой один из резервов улучшения их положения.
Поэтому все большее внимание ученых и политиков переключается на развитие негосударственных форм поддержки старшего поколения. Нет необходимости говорить о том, насколько это актуально для России.
Данные, полученные в ходе исследования, позволяют утверждать, что материальные проблемы, хотя и играют важную роль в жизни старшего поколения, но не следует думать, что они в первую очередь определяют социальное самочувствие пожилых людей. Во всяком случае, более 50 процентов людей пенсионного возраста на первое место ставят проблемы социальные.
Государственные
службы социальной защиты пытаются решать
и эти проблемы, но они не имеют
для этого достаточной
Необходимо вмешательство в этот процесс органов государственного управления, политическая воля и соответствующая ориентация социальной политики территорий.
И в первую очередь должна решаться проблема малодетности в семьях. Общее развитие модели семьи в России за прошедшие сто лет однозначно сводится к снижению числа детей в ней. В настоящее время почти во всех развитых странах семьи с одним-двумя детьми стали типичными.
Снижение числа многодетных семей (с пятью и больше детьми) в развитом обществе понятно, но отсутствие в семье второго и третьего ребенка с точки зрения расширенного воспроизводства населения может привести к неблагоприятным последствиям. Многодетная семья (то есть с 3 и более детьми) давно уже перестала быть для страны типичной. Сокращается не только абсолютное число многодетных семей, но и их доля в семейной структуре. На долю многодетных семей в настоящее время приходится около 20% от общего числа детей в возрасте до 18 лет. В городе каждый седьмой ребенок растет в многодетной семье, в сельской местности – каждый третий. В крупных городах доля многодетных семей менее 2%, а проживает в них примерно каждый тринадцатый ребенок. Со стороны государства уже ведутся активные работы в направлении увеличения числа детей в семьях. Население России будет убывать в геометрической прогрессии, если количество детей в семьях не будет превышать 2 человека.
Вывод: Демографическое старение населения требует от общества больших усилий и большого внимания, связанных с содержанием все большей численности непроизводительного населения. В связи с этим, перед обществом возникают три проблемы.
Первая проблема – необходимость усиленного роста общественной производительности труда. Без этого общество не в состоянии будет дальше развиваться – не только повышать, но даже поддерживать достигнутый уровень душевого потребления.
Информация о работе Проблема демографического старения населения и продолжительность жизни