Проблема демографического старения населения и продолжительность жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:26, реферат

Краткое описание

Наблюдающееся уже более десятилетия сокращение численности населения России вызывает справедливую озабоченность как федеральных, так и региональных руководящих органов. Рождаемость находится на очень низком уровне, смертность - на высоком, а положительная миграция не компенсирует отрицательный естественный прирост. Разрабатываемые концепции и программы, направленные на улучшение демографической ситуации в стране и регионах, ориентированы на отмеченные демографические процессы (рождаемость, смертность, миграцию) и не учитывают структурный фактор. В то же время разработка эффективной социальной политики невозможна без учета трансформации возрастной структуры, т.е. старения населения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
Демографическое старение населения……………………………………...5
1.1.Основные аспекты старения населения………………………………...5
1.2.Показатели демографического старения населения…………………...7
1.3.Долго ли живут пенсионеры?...................................................................10
1.4.Старение населения и социальная политика России…………………..12
Последствия и пути решения проблем старения общества……………….14
2.1.Проблемы, связанные со старением населения………………………..14
2.2.Пути решения проблемы старения населения…………………………16
Заключение…………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 452.00 Кб (Скачать файл)

     Старение  населения ведет к постарению рабочей силы, т.е. к увеличению в  ней доли возрастов старше 45 лет. Пожилые люди могут сохранять трудовую активность до 80 лет, после этого возраста она практически прекращается. Трудовая активность высока у мужчин и женщин в первые пять лет после выхода на пенсию. Так, в конце 90-х гг. в нашей стране были заняты на постоянной работе более трети женщин-пенсионерок в возрасте 50—54 года и 44% мужчин в возрасте 60—64 года. В возрасте 65—69 лет у мужчин и женщин она резко сокращается до 14%.

     Постарение  рабочей силы влияет на ее производительность по двум основным направлениям: в связи со стажем работы растут трудовые навыки, опытность и квалификация. В отраслях со стабильной и традиционной профессионально-квалификационной структурой это играет положительную роль. Однако в перспективных отраслях, связанных с научно-технической (информационной) революцией большее значение имеет среднее специальное и высшее образование, умение быстро адаптироваться к изменяющимся технико-технологическим условиям. Этими характеристиками в большей степени обладают молодые люди. Они быстрее овладевают и используют новые достижения науки в производстве, более образованы, более мобильны как в профессиональном, так и в территориальном плане.

     Уровень образования вносит положительный  вклад в увеличение трудовой активности среди пожилого населения и является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на их занятость, особенно занятость пенсионеров. С одной стороны, образование расширяет спектр рабочих мест, которые могут быть предложены пенсионерам, создает заинтересованность работодателя в сохранении и использовании квалифицированного работника. С другой стороны, образование, особенно высшее, повышая конкурентоспособность работника на рынке труда, одновременно способствует занятию видами деятельности, требующими творчества, то есть приводит к тому, что работа становится одним из обязательных компонентов образа жизни.

     Основным  фактором, влияющим на уровень жизни  пожилых людей, выступает их пенсионное обеспечение. По данным Всемирного банка, с 1990 по 2030 гг. число пожилых людей в мире утроится и составит 1,4 млрд. человек. Соответственно доля пожилых людей в населении мира возрастет с 9% до 16%. В России доля населения 60 лет и старше возросла с 1959г. по 1999г. с 9% до 18%, по различным оценкам, к середине нынешнего столетия она может почти удвоиться.

     Одно  из последствий старения населения  — рост пенсионных затрат. Сейчас в  большинстве развитых стран возраст  выхода на пенсию составляет 65 лет. В  России повышение пенсионного возраста рассматривается как возможный  способ снижения демографической нагрузки на трудоспособное население. Но российская модель смертности значительно отличается от той, что сформировалась в развитых странах, поэтому их опыт организации пенсионного обеспечения нельзя перенести сюда в неизменном виде. В силу того что в России ожидаемая продолжительность жизни у старших возрастных групп крайне низка, повышение возраста выхода на пенсию означало бы для наших пожилых, что у них без всякой компенсации отнимают несколько лет «свободного времени».

     Нельзя  не принять во внимание и другие негативные последствия этой непопулярной меры. В России традиционно велика роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Повышение возраста выхода на пенсию может сказаться на снижении рождаемости и повлечь еще больший рост беспризорности и социального сиротства. На это обратил внимание А. В. Сидоренко, руководитель Программы ООН по проблемам старения, в интервью, данном во время Международного экологического форума (Санкт-Петербург, 2003): «В западной культуре есть понятие “рашен бабушка” — собирательный образ российской пенсионерки с совершенно не западным менталитетом. Это жертвенная, энергичная, трудолюбивая натура, живущая интересами своих детей и внуков. Пока пожилая немецкая фрау путешествует и танцует, наша бабуля нянчит малышей и возделывает огород. Так кто же обществу более ценен?» Заметим, что на Западе в последнее время отмечается важность контактов детей с бабушками и дедушками. Старение населения приводит к необходимости решения этой проблемы, обострившейся особенно в последнее время.

     Наряду  с пенсионной реформой в нашей  стране должна решаться и проблема реформы здравоохранения и социального  обслуживания, полнее учитывающая последствия  старения населения (как в области  объективно необходимого пожилым людям  увеличения финансирования, так и структурной перестройки). В ее решении большое значение имеет совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям.

     Переход России к рыночным отношениям вызвал ухудшение социального положения  большинства пожилых людей. Происходит быстрая люмпенизация стариков. Низкий социально-экономический статус пожилых ограничивает их жизненные потенциалы. Идет процесс падения авторитета старости.

     В социально-психологическом плане проблема, прежде всего, состоит в том, что пожилые люди гораздо хуже вписываются в современные социально-экономические реалии, что вызывает повышенную конфликтогенную обстановку в обществе. Кроме того, эта часть населения находится, как правило, в наихудшем экономическом положении и не имеет зачастую возможности, в том числе, физической, существенно его поправить.

     Отчуждение  между поколениями, усиливаемое  разным восприятием социально-экономических  процессов, негативно отражается на общем психологическом климате  в обществе. Особой и очень острой проблемой здесь стоит невозможность трансляции пожилыми людьми их опыта молодому поколению по причинам кардинального изменения политической и социально-экономической ситуации в обществе. Это, в свою очередь, усиливает у пожилого населения «синдром ненужности». В силу этих обстоятельств, проблема старения населения в России более болезненна, чем в имеющих ту же тенденцию развитых странах. 

     2.2.Пути решения проблемы постарения населения

     Рост  доли пожилых и старых людей в  составе населения обуславливает  необходимость изучения состава этой части, их нужд, потребностей, биологических и социальных возможностей. Демографическое постарение становится государственной проблемой, требующей соответствующего решения уже в настоящее время и широкой подготовки на ближайшие годы.

     Нельзя  не признать, что в ближайшие десятилетия  в России, как и в большинстве  промышленно развитых стран, меньшему числу работников придется содержать  больше пенсионеров. Но при этом за счет скромного увеличения темпов прироста производительности труда можно не только сгладить остроту демографических проблем, но и повысить уровень жизни.

     С точки зрения мирового сообщества старение населения не ставит перед человечеством  неразрешимых задач. Этого же мнения придерживаются многие исследователи. Поскольку старение населения протекает эволюционно, его последствия проявляются постепенно и предсказуемо. А значит, они могут и должны своевременно учитываться.

     Старение  населения ставит новые и неизвестные  ранее проблемы, а также открывает  новые возможности для организации жизни отдельных людей и формирования социально-экономической и культурной среды.

     Чтобы стареющее общество процветало, необходимо приспособить системы и условия  для доступного в соответствующем  возрасте их использования, а также  расширить доступ к образованию для взрослых, ввести практику постепенного ухода на пенсию, дать возможность старикам работать неполный рабочий день и создать систему заключения контрактов между поколениями, гарантирующих устойчивый доход и медицинский уход при достижении престарелого возраста

     Выход из положения специалисты видят  прежде всего в повышении производительности труда в сочетании с привлечением на рынок труда большего числа  женщин и лиц более старшего возраста. Создание благоприятных рабочих  условий для пожилых людей позволит им продолжать вносить вклад в развитие экономики, считают эксперты ООН. В связи с сокращением числа работающих на каждого пенсионера необходимо провести реформу пенсионного обеспечения, а также систем здравоохранения.

     За  последние 10-12 лет во всех субъектах Российской Федерации, была создана принципиально новая для отечественных условий государственная служба социальной поддержки и обслуживания одиноких пожилых людей и инвалидов. В тяжелые годы экономических и политических преобразований эта новая широкомасштабная сеть учреждений социальной защиты взяла на себя ответственность за спасение от голода и заброшенности многих тысяч представителей старшего поколения. В настоящее время около 40 тысяч одиноких пожилых людей находится под непосредственной опекой центров социального обслуживания. Успехами в этой сфере социальной политики наша область может заслуженно гордиться, тем более, что они признаются и высоко оцениваются как отечественными, так и зарубежными специалистами.

     Однако  все, кто связан с развитием этой сферы, хорошо понимают, что пока что решена только часть проблемы старшего поколения. Состоялся лишь первый этап в развитии программ социальной поддержки пожилых. Дело в том, что те, кто оказался сегодня в зоне внимания государственной службы социальной защиты населения и имеет по закону право на бесплатное обслуживание, составляют не более 5% от всех пенсионеров по возрасту.

     Между тем, совершенно очевидно, что такой  подход требует многократного увеличения расходов на нужды социальной защиты. Таких средств нет не только в российском бюджете. Ни одна страна в мире не может себе позволить такие расходы из государственной казны. Они слишком велики, учитывая, что численность старшей возрастной группы во всем мире, включая и Россию, неуклонно возрастает от года к году.

     Поэтому все большее внимание ученых и  политиков переключается на развитие негосударственных форм поддержки  старшего поколения. Нет необходимости  говорить о том, насколько это  актуально для России.

     Обычно, перечисляя известные формы негосударственной поддержки пожилых, в первую очередь называют благотворительные фонды, общества милосердия, общественные организации типа "Армии Спасения" (в США), коммерческие организации, которые оказывают платные услуги по широкому ассортименту. К сожалению, развитие последних в России существенно ограничивается из-за общего низкого уровня материальной обеспеченности населения, не говоря уже о самих пенсионерах. И, тем не менее, попытки создания системы платных услуг предпринимаются. Главным образом, через те же центры социального обслуживания.

     В условиях, когда большинство пенсионеров  оказываются за чертой бедности, социальная поддержка своих ветеранов, людей, вышедших на пенсию по возрасту, негосударственными предприятиями, представляющими собой  разнообразные ОАО, ЗАО, ТОО и иные частные организации, представляет собой один из резервов улучшения их положения.

     Поэтому все большее внимание ученых и  политиков переключается на развитие негосударственных форм поддержки  старшего поколения. Нет необходимости говорить о том, насколько это актуально для России.

     Данные, полученные в ходе исследования, позволяют  утверждать, что материальные проблемы, хотя и играют важную роль в жизни  старшего поколения, но не следует думать, что они в первую очередь определяют социальное самочувствие пожилых людей. Во всяком случае, более 50 процентов людей пенсионного возраста на первое место ставят проблемы социальные.

  1. одиночество, информационный вакуум;
  2. потеря смысла жизни (дальнейшей), особенно у мужчин;
  3. невозможность приложить где-то свои силы и знания;
  4. взаимонепонимание с окружением;
  5. ценностный кризис, неприятие происходящих изменений.

     Государственные службы социальной защиты пытаются решать и эти проблемы, но они не имеют  для этого достаточной материальной базы и условий.

     Необходимо  вмешательство в этот процесс  органов государственного управления, политическая воля и соответствующая  ориентация социальной политики территорий.

     И в первую очередь должна решаться проблема малодетности в семьях. Общее развитие модели семьи в России за прошедшие сто лет однозначно сводится к снижению числа детей в ней. В настоящее время почти во всех развитых странах семьи с одним-двумя детьми стали типичными.

     Снижение  числа многодетных семей (с пятью  и больше детьми) в развитом обществе понятно, но отсутствие в семье второго и третьего ребенка с точки зрения расширенного воспроизводства населения может привести к неблагоприятным последствиям. Многодетная семья (то есть с 3 и более детьми) давно уже перестала быть для страны типичной. Сокращается не только абсолютное число многодетных семей, но и их доля в семейной структуре. На долю многодетных семей в настоящее время приходится около 20% от общего числа детей в возрасте до 18 лет. В городе каждый седьмой ребенок растет в многодетной семье, в сельской местности – каждый третий. В крупных городах доля многодетных семей менее 2%, а проживает в них примерно каждый тринадцатый ребенок. Со стороны государства уже ведутся активные работы в направлении увеличения числа детей в семьях. Население России будет убывать в геометрической прогрессии, если количество детей в семьях не будет превышать 2 человека.

     Вывод: Демографическое старение населения требует от общества больших усилий и большого внимания, связанных с содержанием все большей численности непроизводительного населения. В связи с этим, перед обществом возникают три проблемы.

       Первая проблема – необходимость усиленного роста общественной производительности труда. Без этого общество не в состоянии будет дальше развиваться – не только повышать, но даже поддерживать достигнутый уровень душевого потребления.

Информация о работе Проблема демографического старения населения и продолжительность жизни