Прогнозирование ситуации в туристической отрасли Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие понятия глобализации и определение, анализ, прогнозирование ее влияния на сферу туризма.
Предмет исследования – разработка прогноза с помощью использования выбранных методов; объект исследования – туристическая сфера Украины и влияние на нее глобализации.
По масштабу этот прогноз будет считаться промежуточным, по периоду - долгосрочным, по функции прогноза – исследовательским, по объектам прогнозирования – экономическим.

Вложенные файлы: 1 файл

Прогнозирование ситуации в туристической отрасли Украины.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

     Факторы, способствующие развитию иностранного туризма, не адекватны природно-ресурсному, историко-архитектурному и рекреационному потенциалу Украины, находятся как в сугубо внутренней, отраслевой, так и во внешней (преимущественно общеэкономической) плоскостях. Основными из отраслевых факторов являются:

     Недостаточный уровень развитости непосредственно сети и объектов туристической инфраструктуры, их несоответствие мировым стандартам. Производственная база отрасли формировалась, в основном, в советское время по ориентации преимущественно на непритязательного туриста, поэтому среди объектов инфраструктуры преобладают большие (по сравнению с аналогичными зарубежными) комплексы, со значительной концентрацией мест и низким уровнем комфортности.

     Одним из действенных средств ускорения развития туризма в Украине является развитие туристической инфраструктуры в сети международных транспортных коридоров. По оценкам экспертов, она имеет самый высокий в Европе коэффициент транзитности (С 13 тыс. км автомобильных дорог государственного значения более 9 тыс. км является магистралями, связанными с международными транспортными коридорами [5]. В связи с мощным туристическим потенциалом нашей страны, этот факт может стать важным фактором развития отечественной экономики.

     - Отсутствие скоординированной высококвалифицированной и грамотной системы действий по проведению туристического продукта Украины на мировой рынок, которая бы давала ощутимые результаты. Проблемы возникают прежде с рекламой отечественных курортов. Поэтому совершенно понятно, что за рубежом очень трудно получить информацию как о самой Украине, так и о туристических услугах, предоставляемых в ней. И хотя в 1999 г. в нашей стране была создана собственная информационная система (ИГШ), она в значительной степени носит коммерческо - нформационный, а не имиджевый характер. Совсем иначе за рубежом. Например, Великобритания, которую и так нет особой потребности рекламировать, тратит на эти цели 80 млн. фунтов стерлингов. Было подсчитано, каждый вложенный в рекламу фунт приносит доход от привлеченных туристов в 27 фунтов. Поэтому направление подавляющей части средств на рекламу Украине по всему миру и ее широкие туристические возможности, будет правильным решением.

     - Низкий уровень обслуживания, обусловлен общей квалификацией работников отрасли. На сегодня в Украине практически отсутствует соответствующая система в области туризма для подготовки и переподготовки кадров, а также четкие и соответствующие мировым стандартам квалификационные требования; между тем как в России, например, которая, по прогнозам ВТО, в 2020 г. войдет в десятку наиболее посещаемых стран мира, уже сегодня функционирует около 50 государственных и частных учебных заведений подготовки кадров для туризма. В нашем государстве также постепенно возникают соответствующие учебные заведения, но они делают только первые шаги в этом направлении, не имея соответствующего опыта.

     Главными внешними факторами, которые сдерживают развитие туризма в Украине являются неблагоприятные существующие условия для предпринимательства вообще и туристического в частности, несовершенство и даже некоторая агрессивность нормативно-правового поля (и в том числе - правил и условий пересечения границ иностранцами) и, как следствие, отсутствие необходимых инвестиций для развития туризма как внутреннего (из-за длительного экономического кризиса), так и иностранного (из-за неблагоприятного инвестиционного климата). [3]

     Исследования Всемирной туристической организации (ВТО) позволяют утверждать, что тенденции роста туристической индустрии будут сохраняться и впредь. В период с 2000 до 2020 года прогнозируется увеличение туристических прибытий на 200% и предполагается следующее распределение туристических прибытий в сфере въездного туризма по регионам (табл. 1.1): 

     Таблица 1.1 Прогноз распределения объемов въездного туризма по регионам (международные туристические прибытия), млн.чел

Регион  2010 2020
Европа 526 717
Восточная Азиа (Тихоокеанский регион) 231 438
Америка 195 284
Африка 46 75
Ближний Восток 37 69
Южная Азия 11 19
ИТОГО: 1046 1602
 

     Самыми посещаемыми странами мира к 2020 году станут, по прогнозам специалистов, Китай, США, Франция, Испания (табл. 1.2): 

     Таблица 1.2 Страны-лидеры по приему туристов (прогноз на 2020г.)

Страна Туристические прибытия, млн.чел. Доля в мировом потоке туристов,%
1 Китай 137,1 8,6
2 США 102,4 6,4
3 Франция 93,3 5,8
4 Испания 71,0 4,4
5 Гонконг 59,3 3,7
6 Италия 52,9 3,3
7 Великобритания 52,8 3,3
8 Мексика 48,9 3,1
9 Россия 47,1 2,9
10 Чехия 44,1 2,7

 

      От тех ориентиров, которые будут вложены в политику развития туризма, будет зависеть, станет ли туризм одной из главных статей дохода в бюджете, как это происходит в большинстве цивилизованных стран мира или останется на том же уровне, на котором он существовал до сих пор.

     Государственная служба туризма и курортов Украины  ежегодно обновляет статистические данные по динамике туристических потоков в Украине (табл. 1.3): 

     Таблица 1.3

     Динамика  туристических потоков в Украине (тыс.чел.)

  2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Выездной туризм 417729 590641 436311 326389 229125 372500 372800 282300
Въездной туризм 302632 344332 441798 566942 868228 336000 1300000 913600
Внутренний  туризм 1544956 1922010 1012261 932318 1039100 2155300 2200000 1100000
 

     Подробнее рассмотрим изменения, которые произошли в туристической деятельности за последние 5 лет.

     Приоритетными видами туристической деятельности в 2005 году, как и в 2004 году, остаются внутренний и выездной туризм. В целом по Украине на внутренний туризм приходится 51% туристов, обслуженных лицензиатами, 31% - на выездной туризм и 18% на въездной.

     Всего в течение 2005 года туристическими предприятиями обслужено 1,8 млн. туристов (на 3% меньше, чем в 2004 году) и 1,7 млн. экскурсантов (на 13% больше, чем в 2004 году), в т.ч. по видам туризма:

     - Въездной - 326,4 тыс. человек (на 25% меньше, чем в 2004 году);

     - Выездной - 566,9 тыс. человек (на 28% больше, чем в 2004 году);

     - Внутренний - 932,3 тыс. человек (на 8% меньше, чем в 2004 году).

     Уменьшение на 3% общего количества туристов, обслуженных туроператорами в течение 2005 года, произошло за счет сокращения количества обслуженных иностранных и внутренних туристов. Причина сокращения - отмена в 2005 году нулевой ставки НДС на оказание услуг нерезидентам, чем была подорвана мотивация туроператоров по привлечению иностранных туристов.

     Приоритетными видами туристической деятельности в 2006 году, как и в 2005 году, остаются внутренний и выездной туризм. В целом по Украине на внутренний туризм приходится 47% туристов, обслуженных лицензиатами, 39% - на выездной туризм и 14% на въездной. Всего в течение 2006 года туристическими предприятиями обслужено 2,2 млн. туристов (на 21% больше, чем в 2005 году) и 1,8 млн. экскурсантов (на 4% больше), в т.ч. по видам туризма:

     - Въездной - 299,1 тыс. человек (на 8% меньше, чем в 2005 году);

     - Выездной - 868,2 тыс. человек (на 53% больше, чем в 2005 году);

     - Внутренний - 1039,1 тыс. человек (на 11% больше, чем в 2005 году).

     Увеличение на 21% общего количества туристов, обслуженных туроператорами течение 2005 года, произошло за счет роста количества обслуженных выездных и внутренних туристов. Причина в уменьшении числа въездных туристов заключается в отмене в 2005 году нулевой ставки НДС на оказание услуг нерезидентам, чем была подорвана мотивация туроператоров по привлечению иностранных туристов.

     Приоритетным направлением туристической отрасли в 2007 году является внутренний туризм. В целом по Украине на внутренний туризм приходится 75% туристов, обслуженных лицензиатами.

     Всего в течение 2007 года туристическими предприятиями обслужено 2,9 млн. туристов (почти на 30% больше, чем в 2006 году) и 2,4 млн. экскурсантов (на 35% больше), в т.ч. по видам туризма:

     - Въездной - 372,5 тыс. человек (на 24,8% больше, чем в 2006 году);

     - Выездной - 336,0 тыс. человек (на 61,3% меньше, чем в 2006 году);

     - Внутренний - 2155,3 тыс. человек (в 2 раза больше, чем в 2006 году, или на 107,4%). Увеличение на 30% общего количества туристов, обслуженных туроператорами течение 2007 года, произошло за счет роста количества обслуженных внутренних и въездных (иностранных) туристов.

     Приоритетными видами туристической деятельности в 2008 году являются внутренний и выездной туризм. В целом по Украине на внутренний туризм приходится 46% туристов, обслуженных лицензиатами, 42% - на выездной туризм и 12% на въездной.

     Всего в течение 2008 года туристическими предприятиями обслужено 3 млн. туристов (на 6% больше, чем в 2007 году) и 2,4 млн. экскурсантов (на 1% больше) в т.ч. по видам туризма:

     - Въездной - 372,8 тыс. человек (почти не изменилось по сравнению с 2007 годом);

     - Выездной - 1,3 млн. человек (в 4 раза больше, чем в 2007 году);

     - Внутренний - 2,2 млн. человек (на 36% меньше, чем в 2007 году).

     Увеличение на 6% общего количества туристов, обслуженных туроператорами течение 2008 года, произошло за счет роста количества обслуженных выездных туристов.

     В 2009 году туристическую деятельность осуществляли 66% лицензиатов, в 2008 году, фактически работали 76% лицензиатов. То есть, за 2009 год число непродуктивных лицензиатов возросло.

     Среднесписочная численность работников туроператоров и турагентов равна 22,8 тыс. человек, что на 4% меньше, по сравнению с 2008 годом.

     Приоритетными видами туристической деятельности в 2009 году, как и в 2008 году, остаются внутренний и выездной туризм. В целом по Украине на внутренний туризм приходится 48% туристов, обслуженных лицензиатами, 40% - на выездной туризм и 12% на въездной.

     Всего в течение 2009 года туристическими предприятиями обслужено 2,3 млн. туристов (на 25% меньше, чем в 2008 году) и 1,9 млн. экскурсантов (на 21% меньше) в т.ч. по видам туризма:

     - Въездной - 282,3 тыс. человек (на 24% меньше, чем в 2008 году);

     - Выездной - 913,6 тыс. человек (на 29% меньше, чем в 2008 году);

     - Внутренний - 1,1 млн. человек (на 21% меньше, чем в 2008 году).

     Уменьшение на 25% общего количества туристов, обслуженных туроператорами течение 2009 года состоялось из-за мирового экономического кризиса, который существенно повлиял на доходы населения, и заставил экономить средства.

     В течение I квартала 2010 г. Украину посетили 3,5 млн. въездных (иностранных) туристов, что на 5% или 222,6 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2009 года. Уменьшение объемов въездного потока в I квартале 2010 г. произошло за счет уменьшению числа поездок по всем мотивациями.

Информация о работе Прогнозирование ситуации в туристической отрасли Украины