Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:58, курсовая работа
Целью работы является раскрытие понятия глобализации и определение, анализ, прогнозирование ее влияния на сферу туризма.
Предмет исследования – разработка прогноза с помощью использования выбранных методов; объект исследования – туристическая сфера Украины и влияние на нее глобализации.
По масштабу этот прогноз будет считаться промежуточным, по периоду - долгосрочным, по функции прогноза – исследовательским, по объектам прогнозирования – экономическим.
Факторы, способствующие развитию иностранного туризма, не адекватны природно-ресурсному, историко-архитектурному и рекреационному потенциалу Украины, находятся как в сугубо внутренней, отраслевой, так и во внешней (преимущественно общеэкономической) плоскостях. Основными из отраслевых факторов являются:
Недостаточный уровень развитости непосредственно сети и объектов туристической инфраструктуры, их несоответствие мировым стандартам. Производственная база отрасли формировалась, в основном, в советское время по ориентации преимущественно на непритязательного туриста, поэтому среди объектов инфраструктуры преобладают большие (по сравнению с аналогичными зарубежными) комплексы, со значительной концентрацией мест и низким уровнем комфортности.
Одним из действенных средств ускорения развития туризма в Украине является развитие туристической инфраструктуры в сети международных транспортных коридоров. По оценкам экспертов, она имеет самый высокий в Европе коэффициент транзитности (С 13 тыс. км автомобильных дорог государственного значения более 9 тыс. км является магистралями, связанными с международными транспортными коридорами [5]. В связи с мощным туристическим потенциалом нашей страны, этот факт может стать важным фактором развития отечественной экономики.
- Отсутствие скоординированной высококвалифицированной и грамотной системы действий по проведению туристического продукта Украины на мировой рынок, которая бы давала ощутимые результаты. Проблемы возникают прежде с рекламой отечественных курортов. Поэтому совершенно понятно, что за рубежом очень трудно получить информацию как о самой Украине, так и о туристических услугах, предоставляемых в ней. И хотя в 1999 г. в нашей стране была создана собственная информационная система (ИГШ), она в значительной степени носит коммерческо - нформационный, а не имиджевый характер. Совсем иначе за рубежом. Например, Великобритания, которую и так нет особой потребности рекламировать, тратит на эти цели 80 млн. фунтов стерлингов. Было подсчитано, каждый вложенный в рекламу фунт приносит доход от привлеченных туристов в 27 фунтов. Поэтому направление подавляющей части средств на рекламу Украине по всему миру и ее широкие туристические возможности, будет правильным решением.
- Низкий уровень обслуживания, обусловлен общей квалификацией работников отрасли. На сегодня в Украине практически отсутствует соответствующая система в области туризма для подготовки и переподготовки кадров, а также четкие и соответствующие мировым стандартам квалификационные требования; между тем как в России, например, которая, по прогнозам ВТО, в 2020 г. войдет в десятку наиболее посещаемых стран мира, уже сегодня функционирует около 50 государственных и частных учебных заведений подготовки кадров для туризма. В нашем государстве также постепенно возникают соответствующие учебные заведения, но они делают только первые шаги в этом направлении, не имея соответствующего опыта.
Главными внешними факторами, которые сдерживают развитие туризма в Украине являются неблагоприятные существующие условия для предпринимательства вообще и туристического в частности, несовершенство и даже некоторая агрессивность нормативно-правового поля (и в том числе - правил и условий пересечения границ иностранцами) и, как следствие, отсутствие необходимых инвестиций для развития туризма как внутреннего (из-за длительного экономического кризиса), так и иностранного (из-за неблагоприятного инвестиционного климата). [3]
Исследования
Всемирной туристической организации
(ВТО) позволяют утверждать, что тенденции
роста туристической индустрии будут
сохраняться и впредь. В период с 2000 до
2020 года прогнозируется увеличение туристических
прибытий на 200% и предполагается следующее
распределение туристических прибытий
в сфере въездного туризма по регионам
(табл. 1.1):
Таблица 1.1 Прогноз распределения объемов въездного туризма по регионам (международные туристические прибытия), млн.чел
|
Самыми
посещаемыми странами мира к 2020 году станут,
по прогнозам специалистов, Китай, США,
Франция, Испания (табл. 1.2):
Таблица 1.2 Страны-лидеры по приему туристов (прогноз на 2020г.)
№ | Страна | Туристические прибытия, млн.чел. | Доля в мировом потоке туристов,% |
1 | Китай | 137,1 | 8,6 |
2 | США | 102,4 | 6,4 |
3 | Франция | 93,3 | 5,8 |
4 | Испания | 71,0 | 4,4 |
5 | Гонконг | 59,3 | 3,7 |
6 | Италия | 52,9 | 3,3 |
7 | Великобритания | 52,8 | 3,3 |
8 | Мексика | 48,9 | 3,1 |
9 | Россия | 47,1 | 2,9 |
10 | Чехия | 44,1 | 2,7 |
От тех ориентиров, которые будут вложены в политику развития туризма, будет зависеть, станет ли туризм одной из главных статей дохода в бюджете, как это происходит в большинстве цивилизованных стран мира или останется на том же уровне, на котором он существовал до сих пор.
Государственная
служба туризма и курортов Украины
ежегодно обновляет статистические
данные по динамике туристических потоков
в Украине (табл. 1.3):
Таблица 1.3
Динамика
туристических потоков в
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Выездной туризм | 417729 | 590641 | 436311 | 326389 | 229125 | 372500 | 372800 | 282300 |
Въездной туризм | 302632 | 344332 | 441798 | 566942 | 868228 | 336000 | 1300000 | 913600 |
Внутренний туризм | 1544956 | 1922010 | 1012261 | 932318 | 1039100 | 2155300 | 2200000 | 1100000 |
Подробнее рассмотрим изменения, которые произошли в туристической деятельности за последние 5 лет.
Приоритетными видами туристической деятельности в 2005 году, как и в 2004 году, остаются внутренний и выездной туризм. В целом по Украине на внутренний туризм приходится 51% туристов, обслуженных лицензиатами, 31% - на выездной туризм и 18% на въездной.
Всего в течение 2005 года туристическими предприятиями обслужено 1,8 млн. туристов (на 3% меньше, чем в 2004 году) и 1,7 млн. экскурсантов (на 13% больше, чем в 2004 году), в т.ч. по видам туризма:
- Въездной - 326,4 тыс. человек (на 25% меньше, чем в 2004 году);
- Выездной - 566,9 тыс. человек (на 28% больше, чем в 2004 году);
- Внутренний - 932,3 тыс. человек (на 8% меньше, чем в 2004 году).
Уменьшение на 3% общего количества туристов, обслуженных туроператорами в течение 2005 года, произошло за счет сокращения количества обслуженных иностранных и внутренних туристов. Причина сокращения - отмена в 2005 году нулевой ставки НДС на оказание услуг нерезидентам, чем была подорвана мотивация туроператоров по привлечению иностранных туристов.
Приоритетными видами туристической деятельности в 2006 году, как и в 2005 году, остаются внутренний и выездной туризм. В целом по Украине на внутренний туризм приходится 47% туристов, обслуженных лицензиатами, 39% - на выездной туризм и 14% на въездной. Всего в течение 2006 года туристическими предприятиями обслужено 2,2 млн. туристов (на 21% больше, чем в 2005 году) и 1,8 млн. экскурсантов (на 4% больше), в т.ч. по видам туризма:
- Въездной - 299,1 тыс. человек (на 8% меньше, чем в 2005 году);
- Выездной - 868,2 тыс. человек (на 53% больше, чем в 2005 году);
- Внутренний - 1039,1 тыс. человек (на 11% больше, чем в 2005 году).
Увеличение на 21% общего количества туристов, обслуженных туроператорами течение 2005 года, произошло за счет роста количества обслуженных выездных и внутренних туристов. Причина в уменьшении числа въездных туристов заключается в отмене в 2005 году нулевой ставки НДС на оказание услуг нерезидентам, чем была подорвана мотивация туроператоров по привлечению иностранных туристов.
Приоритетным направлением туристической отрасли в 2007 году является внутренний туризм. В целом по Украине на внутренний туризм приходится 75% туристов, обслуженных лицензиатами.
Всего в течение 2007 года туристическими предприятиями обслужено 2,9 млн. туристов (почти на 30% больше, чем в 2006 году) и 2,4 млн. экскурсантов (на 35% больше), в т.ч. по видам туризма:
- Въездной - 372,5 тыс. человек (на 24,8% больше, чем в 2006 году);
- Выездной - 336,0 тыс. человек (на 61,3% меньше, чем в 2006 году);
- Внутренний - 2155,3 тыс. человек (в 2 раза больше, чем в 2006 году, или на 107,4%). Увеличение на 30% общего количества туристов, обслуженных туроператорами течение 2007 года, произошло за счет роста количества обслуженных внутренних и въездных (иностранных) туристов.
Приоритетными видами туристической деятельности в 2008 году являются внутренний и выездной туризм. В целом по Украине на внутренний туризм приходится 46% туристов, обслуженных лицензиатами, 42% - на выездной туризм и 12% на въездной.
Всего в течение 2008 года туристическими предприятиями обслужено 3 млн. туристов (на 6% больше, чем в 2007 году) и 2,4 млн. экскурсантов (на 1% больше) в т.ч. по видам туризма:
- Въездной - 372,8 тыс. человек (почти не изменилось по сравнению с 2007 годом);
- Выездной - 1,3 млн. человек (в 4 раза больше, чем в 2007 году);
- Внутренний - 2,2 млн. человек (на 36% меньше, чем в 2007 году).
Увеличение на 6% общего количества туристов, обслуженных туроператорами течение 2008 года, произошло за счет роста количества обслуженных выездных туристов.
В 2009 году туристическую деятельность осуществляли 66% лицензиатов, в 2008 году, фактически работали 76% лицензиатов. То есть, за 2009 год число непродуктивных лицензиатов возросло.
Среднесписочная численность работников туроператоров и турагентов равна 22,8 тыс. человек, что на 4% меньше, по сравнению с 2008 годом.
Приоритетными видами туристической деятельности в 2009 году, как и в 2008 году, остаются внутренний и выездной туризм. В целом по Украине на внутренний туризм приходится 48% туристов, обслуженных лицензиатами, 40% - на выездной туризм и 12% на въездной.
Всего в течение 2009 года туристическими предприятиями обслужено 2,3 млн. туристов (на 25% меньше, чем в 2008 году) и 1,9 млн. экскурсантов (на 21% меньше) в т.ч. по видам туризма:
- Въездной - 282,3 тыс. человек (на 24% меньше, чем в 2008 году);
- Выездной - 913,6 тыс. человек (на 29% меньше, чем в 2008 году);
- Внутренний - 1,1 млн. человек (на 21% меньше, чем в 2008 году).
Уменьшение на 25% общего количества туристов, обслуженных туроператорами течение 2009 года состоялось из-за мирового экономического кризиса, который существенно повлиял на доходы населения, и заставил экономить средства.
В течение I квартала 2010 г. Украину посетили 3,5 млн. въездных (иностранных) туристов, что на 5% или 222,6 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2009 года. Уменьшение объемов въездного потока в I квартале 2010 г. произошло за счет уменьшению числа поездок по всем мотивациями.
Информация о работе Прогнозирование ситуации в туристической отрасли Украины