Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 13:57, контрольная работа
Конкретные условия, в которых находится каждый из изучаемых объектов, а также особенности их собственного развития (социальные, экономические и пр.) выражаются соответствующими числовыми уровнями статистических показателей. Таким образом, вариация, т.е. несовпадение уровней одного и того же показателя у разных объектов, имеет объективный характер и помогает познать сущность изучаемого явления.
Вариацию можно определить как количественное различие значений одного и того же признака у отдельных единиц совокупности. Термин «вариация» имеет латинское происхождение - variatio, что означает различие, изменение, колеблемость. Изучение вариации в статистической практике позволяет установить зависимость между изменением, которое происходит в исследуемом признаке, и теми факторами, которые вызывают данное изменение.
Таблицы со сложной разработкой показателей сказуемого обеспечивают более широкие возможности для анализа изучаемых показателей и взаимосвязей между ними. Простую и сложную разработку показателей сказуемого может иметь таблица любого вида: простая, групповая, комбинационная.
В зависимости от этапа статистического исследования таблицы делятся на:
Основные правила составления и оформления статистических таблиц. Статистические таблицы, как средство наглядного и компактного представления цифровой информации, должны быть статистически правильно оформлены.
Основными приемами, определяющими технику формирования статистических таблиц, являются следующие:
1. Таблица должна быть компактной и содержать только те данные, которые непосредственно отражают исследуемое явление в статике и динамике и необходимы для познания его сущности. Цифровой материал необходимо излагать таким образом, чтобы при анализе таблицы сущность явления раскрывалась чтением строк слева направо и сверху вниз;
2. Заголовок таблицы и названия граф и строк должны быть четкими, краткими, лаконичными, представлять собой законченное целое, органично вписывающееся в содержание текста. В названии таблицы должны найти отражение объект, признак, время и место совершения события. Названия таблицы, граф и строк пишутся полностью, без сокращений.
3. Информация, располагаемая в столбцах (графах) таблицы, завершается итоговой строкой. Существуют различные способы соединения слагаемых граф с их итогом:
• строка «Итого» или «Всего» завершает статистическую таблицу;
• итоговая строка располагается первой строкой таблицы и соединяется с совокупностью ее слагаемых словами «В том числе».
4. Если названия отдельных граф повторяются между собой, содержат повторяющиеся термины или несут единую смысловую нагрузку, то необходимо им присвоить объединяющий заголовок.
5. Графы и строки полезно нумеровать. Графы слева, заполненные названием строк, принято обозначать заглавными буквами алфавита (А), (В) и так далее, а все последующие графы - номерами в порядке возрастания.
6. Взаимосвязанные данные, характеризующие одну из сторон анализируемого явления (например, число коммерческих банков и удельный вес коммерческих банков (в % к итогу) и т.д.), целесообразно располагать в соседних друг с другом графах.
7.
Графы и строки должны
8. Числа целесообразно, по возможности, округлять. Округление чисел в пределах одной и той же графы или строки следует проводить с одинаковой степенью точности (до целого знака или до десятого и так далее). Если все числа одной и той же графы или строки даны с одним десятичным знаком, а одно из чисел имеет точно два знака после запятой, то числа с одним знаком после запятой следует, дополнять нулем, тем самым подчеркнув их одинаковую точность.
9. Отсутствие данных об анализируемом социально-экономическом явлении может быть обусловлено различными причинами и это по-разному отмечается:
а) если данная позиция (на пересечении соответствующих графы и строки) вообще не подлежит заполнению, то ставится знак «X»;
б) если по какой-либо причине отсутствуют сведения, то ставится многоточие «...» или «нет свед.»;
в) если явление отсутствует полностью, то клетка заполняется тире (-)
г) для отображения очень малых чисел используют обозначения (0,0) или (0,00).
10. В случае необходимости дополнительной информации - разъяснений к таблице, могут даваться примечания.
Соблюдение приведенных правил построения и оформления статистических таблиц делает их основным средством представления, обработки и обобщения статистической информации о состоянии и развитии анализируемых социально-экономических явлений.
Анализу статистических таблиц предшествует этап ознакомления - чтения их.
«Чтение» предполагает, что исследователь, прочитав слова и числа таблицы, усвоил ее содержание в целом, сформулировал первые суждения об объекте, уяснил назначение таблицы, дал оценку явлению или процессу, описанному в таблице.
Анализ предполагает реализацию двух его направлений - структурного и содержательного.
Структурный анализ предполагает анализ строения таблицы и характеристику представленных в ней:
• совокупности и единиц наблюдения, формирующих ее;
• признаков и их комбинации, формирующих подлежащее и сказуемое таблицы;
• признаков - количественные или атрибутивные;
• соотношение признаков подлежащего с показателями сказуемого;
• вида таблицы - простая или сложная, а последняя - групповая или комбинационная;
• решаемых задач - анализ структуры, типов явлений или их взаимосвязей. Содержательный анализ предполагает изучение внутреннего содержания таблицы: - анализ отдельных групп подлежащего по соответствующим признакам сказуемого; - выявление соотношений и пропорций между группами явлений по одному и разным признакам; - сравнительный анализ и формулировка выводов по отдельным группам и по всей совокупности в целом, установление закономерностей и определение резервов развита изучаемого объекта.
Прежде чем приступить к анализу числовой информации, необходимо проверить достоверность и научную обоснованность, источники ее получения. Должна быть произведена проверка данных: логическая (например, абсурдно, если численность работающих на фирме составила 115,1 чел.) и счетная - выборочный расчет отдельных значений признаков по группе, либо итоговых значений.
Анализ отдельных признаков и групп необходимо начинать с изучения абсолютных величин, затем - связанных с ними относительных величин.
Анализ таблиц может быть дополнен расчетными средними величинами, графиками, диаграммами и т.д., если этого требуют задачи исследования.
Анализ
данных таблиц производится по каждому
признаку в отдельности, а затем
логико-экономическом
Соблюдение
правил и последовательности работы
со статистическими таблицам позволит
исследователю осуществить научно-обоснованный
экономико-статистический анализ объектов
и процессов.
Виды статистических графиков. Порядок их построения.
Статистический график - это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков. Представление данных таблицы в виде графика производит более сильное впечатление, чем цифры, позволяет лучше осмыслить результаты статистического наблюдения, правильно их истолковать, значительно облегчает понимание статистического материала, делает его наглядным и доступным. Это, однако, вовсе не означает, что графики имеют лишь иллюстрированное значение. Они дают новое знание о предмете исследования, являясь методом обобщения исходной информации. Графики предназначены для: - контроля достоверности информации, - изучения закономерностей развития явлений, -выявления возможных взаимосвязей между явлениями. Статистические графики являются продолжением статистических таблиц, они подчеркивают особенности и свойства изучаемых явлений.
По способу построения графики делятся на:
-
диаграммы – графическое
- картодиаграммы – диаграммы, наложенные на карту или план территории, к которой относятся изображаемые величины;
-
картограммы – изображение
Наиболее простыми и наглядными графиками для сравнения величин одного статистического показателя, характеризующего разные объекты, являются столбиковые и полосовые диаграммы. Их построение требует соблюдения ряда правил.
Так, наиболее важным является соответствие столбиков по высоте, а полос по длине отображаемым цифрам. Поэтому, во-первых, нельзя допускать разрыв масштабной шкалы; во-вторых, нельзя начинать масштабную шкалу не от нуля, а от числа, близкого к минимальному в изображаемом ряду. Для построения диаграмм высоты столбиков или длины полос располагают в убывающем или возрастающем порядке.
При
построении столбиковых диаграмм необходимо
начертить систему
Каждый столбик посвящается отдельному объекту. Общее число столбиков равно числу сравниваемых объектов. Расстояние между столбиками берется одинаковое, а иногда столбики располагаются вплотную друг к другу.
Столбиковые диаграммы называются полосовыми, если столбики размещаются не по вертикали, а по горизонтали. В этом случае основание полос (объекты) располагается на оси ординат, а масштаб – на оси абсцисс.
Таким образом, столбиковые и полосовые диаграммы взаимозаменяемы.
При помощи столбиковых и полосовых диаграмм можно изобразить структуру явления и структурные сдвиги. Но чаще всего структура явлений характеризуется секторными диаграммами.
Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный радиусами на отдельные секторы, каждый из которых характеризует какую-то часть целого явления и занимает площадь круга пропорционально удельному весу этой части. Наглядность изображения достигается тем, что в круге глаз лучше улавливает удельные веса отдельных частей в целом.
Если начертить аналогичные графики за ряд лет, то можно наглядно увидеть не только структуру изучаемого явления, но и динамику структуры. Если же при построении графиков учесть и показатели роста (дать круги по размеру соответственно темпам роста), то можно отразить и динамику явлений.
Однако наиболее часто для изображения динамики применяют линейные графики. Их преимущество состоит в том, что динамика изображается в виде непрерывной линии, характеризующей непрерывность процесса.
Для построения линейных графиков используют систему прямоугольных координат. На оси абсцисс обычно откладывают периоды, а на оси ординат – показатели, характеризующие динамику.
На
оси координат наносят
Если масштаб для шкалы на оси абсцисс очень растянут по сравнению с масштабом на оси ординат, то колебания в динамике будит мало заметны. И наоборот, преувеличение масштаба на оси ординат по сравнению с масштабом на оси абсцисс даст слишком резкие колебания.
Если
на графике изображаются показатели
за различные периоды времени, то
интервалы между периодами