Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 17:19, научная работа
Целью исследования является исследование состояния здоровья населения Свердловской области.
В соответствие с целью в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить статистку исследования здоровья населения Свердловской области;
2.Анализ параметров деятельности учреждений здравоохранения
3.Изучить основные интегральные характеристики состояния общественного здоровья.
реализации ОЦП «Оказание содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом»;
разработки и реализации программ и мер управления трудовой миграцией, использования в области иностранной рабочей силы;
улучшения среды проживания в населенных пунктах области;
ресурсного (финансового, материального, кадрового, организационного и др.) обеспечения мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации, здоровья населения, поддержку семьи, материнства и детства и т.д.
Информационной основой развития областной демографической политики является проведение социально-демографических исследований, направленных на выявление территориальных и категориальных особенностей и причин депопуляции, изучение отраслевой и территориальной специфики миграционных процессов, направлений эффективного использования труда мигрантов, целесообразной доли замещения трудовых ресурсов области трудом мигрантов и др.
Слабая управляемость демографических процессов, их инертность определяют необходимость заблаговременного формирования социально-экономических механизмов регулирования демографических процессов с использованием наиболее управляемых факторов.27
Реализация мероприятий ОЦП и ведомственных целевых программ по улучшению уровня и качества жизни населения, региональной и муниципальных программ экономического и социального развития, приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, развития АПК и улучшения жилищных условий так-же обеспечит повышение уровня и качества жизни населения и окажет положительное влияние на развитие демографической ситуации.
Как показано выше, отрасль здравоохранения постоянно сталкивается с рядом остро стоящих проблем, для разрешения которых необходимо применение комплексных программных методов. В связи с этим Министерством здравоохранения был создан и постоянно пополняется комплекс федеральных целевых программ, некоторые из них неоднократно упоминались выше. Согласно концепции стратегического планирования, рассмотренной ранее, эти программы рассчитаны на определённые довольно длительные сроки и подразумевают достижение вполне конкретных результатов,
На основе федеральных программ в субъектах федерации разрабатываются территориальные целевые программы, учитывающие определённую специфику конкретных регионов.
Далее рассмотрим наиболее значимые из муниципальных целевых программ для Свердловской области.
Одной из первых целевых программ стала муниципальная комплексная программа "Сахарный диабет в городе Екатеринбурге".
Сахарный диабет - одно из наиболее распространенных хронических заболеваний в промышленно развитых странах. По данным ВОЗ в мире насчитывается более 150 млн. больных диабетом, в связи, с чем ВОЗ охарактеризовала сахарный диабет, как эпидемию неинфекционного характера. Во всем мире сахарный диабет является острейшей медико-социальной проблемой и относится к приоритетам первого порядка национальных систем здравоохранения большинства стран.
В России по данным обращаемости зарегистрировано 2 млн. больных диабетом. Однако с учетом выборочных эпидемиологических исследований количество больных достигает 8 млн. человек и еще такое же количество приходится на лиц с нарушенной толерантностью к глюкозе (преддиабет), у которых клинические признаки диабета появляются спустя несколько лет.
Сосудистые осложнения сахарного диабета: нефропатия, ретинопатия, ИБС, синдром диабетической стопы, нарушение мозгового кровообращения являются главной причиной высокой летальности больных сахарным диабетом. Среди больных сахарным диабетом смертность регистрируется выше в 2-3 раза, нарушение зрения - в 10 раз, нарушения со стороны почек (нефропатия) - в 15 раз, гангрена и ампутация конечностей - в 20 раз чаще, чем среди населения в целом.
Заболеваемость и распространенность сахарного диабета в г. Екатеринбурге за последние годы остаются высокими, ежегодно заболевает 1600 - 1700 человек. Увеличивается число больных инсулинозависимым сахарным диабетом. На 1 января 2007 года в городе зарегистрировано 26575 больных сахарным диабетом, из них 16723 (63,4%) больных имеют осложнения: гипертония - 54,7%; стенокардия - 31,9%; ретинопатия - 44,6%; нефропатия - 26,6%; нейропатия - 43,8%.
Из общего числа зарегистрированных больных сахарным диабетом 215 человек составляют дети и подростки, 4307 пациентов получают инсулинотерапию. Выход на инвалидность в 1998 году составила 263 человека, в 2006 году - 199 человек, из них 79 человек трудоспособного возраста.
Учитывая возрастающую распространенность сахарного диабета на территории города Екатеринбурга, быстро прогрессирующие его осложнения, приводящие к ранней инвалидизации больных и с целью улучшения организации лечебной помощи, лекарственного обеспечения и качества жизни больных сахарным диабетом, профилактики осложнений, снижения инвалидизации и смертности, городской Думой была принята Свердловская муниципальная комплексная программа "Сахарный диабет в городе Екатеринбурге". Она была разработана в рамках областной межведомственной комплексной медико-социальной программы "Сахарный диабет в Свердловской области" с целью гарантированного со стороны государства высококачественного лечения и профилактики сахарного диабета, его осложнений, а также социальной и правовой защиты больных сахарным диабетом.28
Основными целями и задачами программы являются:
- Улучшение организации лечебной помощи и качества жизни, больных сахарным диабетом.
- Внедрение в клиническую практику современных методов и средств диагностики, лечения и профилактики сахарного диабета.
- Гарантированное обеспечение больных диагностическими системами, сахароснижающими средствами: высококачественными инсулинами, таблетированными препаратами.
- Профилактика острых и хронических диабетических осложнений.
- Организация правовой и социальной защиты больных сахарным диабетом.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Уменьшение числа случаев слепоты, обусловленных диабетом.
- Снижение на 50% числа ампутаций конечностей по поводу гангрены, обусловленной диабетом.
- Снижение показателей заболеваемости от ишемической болезни сердца у больных диабетом.
- Снижение числа больных диабетом с конечной стадией почечной недостаточности на 30%.
- Снижение летальности больных сахарным диабетом вследствие сосудистых осложнений на 50%.
Также одной из важнейших целевых программ на 2005-2009 годы должна стать межведомственная целевая программа "По предупреждению в Свердловской области распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции " (программа "Анти-ВИЧ/СПИД").
Приведём перечень основных мероприятий по данной программе:
- Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе со СПИДом.
- Развитие
информационно-про
- Укрепление материально-технической базы специализированной службы профилактики и борьбы со СПИДом. 29
- Совершенствование системы диагностики и лечения ВИЧ-инфекции.
- Совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции и государственного контроля за проведением противоэпидемических и профилактических мероприятий.
- Обеспечение безопасности медицинских манипуляций, донорской крови, медицинских иммунологических препаратов, биологических жидкостей, органов и тканей.
- Профилактика профессиональных заражений.
- Подготовка кадров по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции.
- Социальная защита ВИЧ-инфицированных и членов их семьи.
- Научное обеспечение и профилактика ВИЧ-инфекции в местах лишения свободы.
Очевидно, что выполнением всех этих мероприятий должны заниматься не только структуры, относящиеся к здравоохранению. Как было указано выше, программа является межведомственной, и ответственными за выполнения мероприятий должны быть целый ряд министерств и ведомств:
- Министерство финансов Правительства Свердловской области;
- Органы и учреждения Министерства здравоохранения Правительства Свердловской области (Областной центр профилактики и борьбы со СПИДом, Областной кожно-венерологический, наркологический диспансеры, Свердловская областная станция переливания крови, центр профилактики, инфекционная больница N 2 Екатеринбурга, другие ЛПУ);
- ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Свердловской области"; центры госсанэпиднадзора в городах, районах области;
- Органы и учреждения здравоохранения ведомственного подчинения;
- Учреждения здравоохранения федерального подчинения, расположенные в Екатеринбурге;
- Органы и учреждения Департамента по труду и социальной защите населения; Министерства образования и науки, Министерства культуры и искусства,
- Пресс-служба Администрации Свердловской области;
- Главное управление Внутренних дел по Свердловской области;
- Главное управление Исполнения наказаний по Свердловской области;
- Военные комиссариаты Свердловской области;
- Общественные и негосударственные организации, фонды, объединения, средства массовой информации.
Результатами выполнения программы должны стать: стабилизация темпов развития эпидемии ВИЧ-инфекции в Свердловской области; улучшение качества жизни ВИЧ-инфицированных, а также экономический эффект за счет сокращения расходов на лечение ВИЧ-инфицированных.
Необходимо отметить, что достижение целей программы возможно только при конструктивном и грамотно скоординированном взаимодействии всех вышеуказанных структур.
Особенно остро стоит в России проблема роста заболеваемости населения злокачественными новообразованиями: ежегодно в стране регистрируется в среднем 1156 случаев таких заболеваний. Рост онкозаболеваемости наблюдается и в Свердловской области: ежегодный прирост больных раком составляет у нас 2,4%, причем в самом Екатеринбурге картина существенно хуже, чем по области в целом. Смертность от злокачественных новообразований на территории Свердловской области занимает 3-е место в структуре ее причин и составляет 205 человек на 100 тысяч населения.
Чтобы переломить сложившуюся ситуацию, областным министерством здравоохранения на основании приказа Минздрава России “О мерах по улучшению организации онкологической помощи населению Российской Федерации”, а также Федеральной программы “Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера” необходима территориальная целевая программа по борьбе с онкозаболеваниями.
Программа должна предусматривать:
- Организацию и укрепление материально-технической базы онкологической службы.
- Профилактику, раннее выявление, лечение и реабилитацию онкологических больных.
- Научное и кадровое обеспечение.
Программа должна предусматривать также совершенствование системы санитарно-просветительской работы по профилактике онкологических заболеваний среди населения и повышению эффективности профилактических осмотров с целью раннего выявления злокачественных новообразований. Согласно программе, будет организовываться профилактическое обследование всего женского населения области для раннего выявления рака шейки матки и рака молочной железы, а также других опухолей различной локализации.
Программа включает в себя также прикладные научные исследования, например, разработку и внедрение в практику новых методов ранней диагностики злокачественных новообразований, а также решение вопросов кадрового обеспечения онкологических служб.30
Общий объем финансирования Программы должен составить 361 млн. 891 тыс. рублей.
По мнению специалистов и разработчиков Программы, эти мероприятия помогут снизить инвалидизацию и смертность населения от онкологических заболеваний в целом по области на 4%. Повысится выявляемость онкозаболеваний при профилактических осмотрах, существенно увеличится число впервые выявленных больных на 1-2 стадиях заболевания, снизится летальность, а больные будут обеспечены комплексным лечением.31
Таким образом, необходимость стратегического планирования в здравоохранении очевидна в современных условиях. В частности, программно-целевой метод в силу своей жёсткости и чёткости в решении проблем, способен вывести региональную систему здравоохранения на качественно новый уровень в условиях неустойчивой внешней среды и социально-экономического положения, о чём свидетельствуют предварительные расчёты специалистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Здоровье человека является одним из компонентов в системе социальных ценностей, все более превращающийся в интегрированный показатель успехов общественного здоровья. Общественное здоровье - один из индикаторов качества жизни населения и социально - экономического положения страны или региона. Здоровье людей как одна из главных ценностей в современном мире повсеместно включается в разряд приоритетных ориентиров общественного развития.
Состояние здоровья населения оценивается по многим показателям, большая часть которых характеризует структуру и уровень заболеваемости. Заболеваемость населения - это один из основных индикаторов качества жизни населения, который имеет количественное измерение проявляется в массе единичных случаев и характеризует распространенность болезней среди населения. Можно выделить три группы заболеваний: а) болезни, не встречающиеся у детей, формирующиеся во взрослом состоянии и увеличивающиеся с возрастом; б) болезни, имеющиеся у детей, снижаются в среднем возрасте и увеличиваются в старшем возрасте (или наоборот); в) болезни, наивысшая распространенность которых имеет место в трудоспособном возрасте. Статистика заболеваемости населения включает данные о количестве и характере зарегистрированных заболеваний, о численности больных среди всего населения или отдельных возрастных, половых, профессиональных групп и т.д.
Информация о работе Состояния здоровья населения Свердловской области