Социально-экономический анализ демографической ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование демографической ситуации и ее тенденций ситуации в России в целом. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Описание населения как объекта статистического исследования;
2. Характеристика источников статистической информации о населении;
3. Исследование основных показателей демографической статистики;
4. Проведение краткой характеристики демографической ситуации в Российской Федерации;
5. Анализ динамики основных демографических показателей в Российской Федерации;
6. Прогнозирование численности населения Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты статистического анализа демографической ситауции. 5
1.1. Демография и методы ее исследования 5
1.1. 1. Задачи демографии 5
1.1.2 Методы исследования 6
1.2. Демографическая статистика 7
1,2.1 Сбор информации о населении 8
1.2.2. Основные демографические показатели 9
1.2.3. Основные группировки населения. 12
1.2.4.Современное состояние демографической ситуации в РФ. 12
2. Статистический анализ демографической ситуации в РФ. 15
2.1.Современное состояние демографической ситуации в РФ. 15
2.2 Расчет общих коэффициентов естественного движения в России за 2010 г 17
2.3 Частные демографические показатели 18
3. Структура демографического кризиса. Пути выхода из демографического кризиса 23
3.1. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации и тенденции ее развития 23
3.2 Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года 26
3.3 Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года 36
Заключение. 40
Список литературы. 42

Вложенные файлы: 1 файл

сэс курсач.doc

— 737.00 Кб (Скачать файл)

17.                                      пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; 

18.                                      реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов); 

19.                                      повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка; 

20.                                      создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, внедрение в работу органов исполнительной власти и судебных органов современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. [13]

Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя: 

1.                                           содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов; 

2.                                           привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы; 

3.                                           совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации; 

4.                                           разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян; 

5.                                           создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов. 

 

3.3 Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года 

Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа. 

На первом этапе (2007 - 2010 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей. 

Предусматривается разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов Российской Федерации. 

На первом этапе в субъектах Российской Федерации будут также разработаны региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства. При разработке указанных программ первоочередное внимание будет уделяться наиболее острым проблемам народонаселения, характерным для конкретного региона субъекта Российской Федерации. Программы должны быть обеспечены необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением. 

На первом этапе будут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года. 

В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост. 

На втором этапе (2011 - 2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда. 

К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей. 

В связи с реализацией с 2010 года дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала будут разработаны меры по расширению строительства доступного семейного жилья, развитию дополнительных образовательных услуг. 

По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году: 

стабилизировать численность населения на уровне 142 - 143 млн. человек; 

увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет; 

увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения; 

уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно. 

На третьем этапе (2016 - 2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране. [8]

В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка. 

В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста. 

К 2025 году предполагается: обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек; увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет; увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза; 

обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно. 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В Концепции демографического развития России до 2025 г. выделены основные приоритеты. К ним относятся: привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств -- участников Содружества Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы, Эстонии; создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранение научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации; проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и агитацию иммигрантов в Российской Федерации; совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.

Необходимо разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения Российской Федерации, к стимулированию иммиграции в Российскую Федерацию и общественно полезной интеграции мигрантов с учетом их возрастно-половых характеристик, уровня здоровья, профессиональной квалификации.

В целях регулирования внутренней миграции должны быть разработаны меры, направленные на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития субъектов Российской Федерации.

В «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» определены задачи регионов в демографической сфере. Органы государственной власти субъектов Федерации (при активном участии федеральных органов власти) должны проводить активную политику, направленную на: противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения; предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах; сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах; регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами; регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных регионов страны; регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для рационального размещения на территории Российской Федерации; осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и собственного прироста населения в регионах России.

Общей основой позитивных демографических изменений призваны стать вывод страны на путь стабильного социально-экономического роста, повышение эффективности социальной политики, сохранение демографического потенциала России в условиях глобализации. Важное значение при решении демографических проблем России имеет воспитание у населения демографической грамотности, формирование установок, соответствующих целям государственной демографической политики.

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Бреева Е.Б. Основы демографии. М., 2004.

2. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие. Под ред. В. Г. Игнатова. второе изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.

3. Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., 1989.

4. Вишневский А., Андреев Е. Население России в первой половине нового века // Вопросы экономики. 2007. № 1. C. 7-10.

5. Демография/ Под ред. Н.А. Волгина. М., 2003.

6. Медков В.М. Демография: учебное пособие. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.

7. Международная демографическая статистика: Курашева Т.А., Тарлецкая Л.В. — Москва, 2010 г.- 110 с.

8. Мониторинг демографической ситуации в Российской Федерации и тенденций ее изменения: — Санкт-Петербург, КДУ, 2008 г.- 304 с.

9. Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика. Том 3: В. Н. Лексин, А. Н. Швецов — Москва, Едиториал УРСС, 2000 г.- 992 с.

10. Население России 2007: — Москва, Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2009 г.- 296 с.

11. О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище». Постановление Правительства РФ от 28.08.2002. № 638 // СЗ РФ. 2002. № 35. Ст. 3386.

12. О федеральной целевой программе «Старшее поколение на 2002-2004 годы». Постановление Правительства РФ от 29.01.2002. № 70 // СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 578.

13. Прогноз численности населения земного шара на 2150 // Общество и экономика. 1998. № 10-11. С. 14-22.

14. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-Р. О концепции демографического развития РФ на период до 2015 года // СЗ РФ. 2001. № 40. Ст. 3873.

15. Рыбаковский Л. Демографическая безопасность// Безопасность Евразии. 2005. № 3. С. 15-24.

16. Рыбаковский Л. Концепция демографической политики: федеральные и региональные аспекты // Народонаселение. 2005. № 3. С. 14-35.

17. Родная газета- www.rodgaz.ru

18. Федеральная служка государственной статистики-www.gks.ru

19. Свободная энциклопедия- ru.wikipedia.

 

Информация о работе Социально-экономический анализ демографической ситуации