Статистика государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:42, доклад

Краткое описание

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как “форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”.
В номинальном выражении в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году.

Вложенные файлы: 1 файл

СТАТИСТИКА.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Центральное место  в финансовой системе любого государства  занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и  расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как “форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”.

 

Сущность бюджета, как и любой другой экономической  категории, проявляется в ее функциях. Общественное предназначение бюджетных отношений заключается в:

-  образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);

-  использовании средств основного общегосударственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств);

-  осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, 'и на этой основе — за динамикой экономического развития, за ходом социально-экономических процессов в целом

Бюджетная система  РФ состоит из бюджетов трех уровней:

-  первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

-  второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

-  третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов)

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5)[2] законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

- единства бюджетной  системы Российской Федерации;

- разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной. системы;

- самостоятельности  бюджетов;

- полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированности  бюджета;

- эффективности  и экономности использования  бюджетных средств;

- общего (совокупного)  покрытия расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности  бюджета;

- адресности  и целевого характера бюджетных средств. 

 

Структура доходов и расходов государственного бюджета

В бюджете находит  свое отражение структура расходов и доходов государства.

Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов

К доходам государственного бюджета также относятся и неналоговые поступления — это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).

Расходы государственного бюджета — это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные).

Структура бюджетных доходов

Налоги, в том  числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор

75-85 %

Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли

5-8 %

Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы

10-12 %


Структура бюджетных  расходов

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели

40-50 %

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление государственных программ

10-20%

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней  политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам

10-20 %

Административно–управленческие  расходы: содержание правительственных  органов, полиции, юстиции и прочих

5-10 %

Платежи по государственному долгу

7-8 %


 

Основные показатели и методы статистики государственного бюджета

Статистика государственного бюджета занимается совершенствованием бюджетных классификаций и привидением их в соответствие с принятыми международными классификациями. Статистика определяет степень исполнения бюджетов разных уровней, объемы и динамику доходов и расходов, структуру бюджетных источников доходов и основных направлений их расходования.

К основным показателям статистики государственного бюджета относятся: 

  •  
    доходы;
  •  
    официальные трансферты;
  •  
    расходы;
  •  
    кредитование минус погашение (чистое кредитование);
  •  
    превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит).

 
Официальные трансферты (в государственном бюджете) — это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций), полученные от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или между народных организаций. Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц). 
 
Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции учреждений государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала. 
 
Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение». 
 
Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как: 
 
^ Дефицит = (Заимствование — Погашение долга) +  
 
+ Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

Структура доходов  федерального бюджета, млрд. рублей

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Отчет

прирост к предыдущему  году

Отчет

прирост к предыдущему  году

Прогноз

прирост к предыдущему  году

Доходы, всего  
(млрд. рублей)

7783,8

8617,8

834,0

9131,7

513,9

9983,9

852,2

в том  числе:

             

Нефтегазовые  доходы

(млрд. рублей)

3744,3

4003,0

258,7

4088,1

85,1

4295,0

206,9

Ненефтегазовые  доходы

(млрд. рублей)

4039,5

4614,8

575,3

5043,6

428,8

5688,9

645,3

Темпы прироста доходов к предыдущему году, %

   

10,7

 

6,0

 

9,3

в том  числе:

             

Нефтегазовые  доходы

   

6,9

 

2,1

 

5,1

Ненефтегазовые  доходы

   

14,2

 

9,3

 

12,8

Доля в общем  объеме доходов, %

100,0

100,0

 

100,0

 

100,0

 

в том  числе:

             

Нефтегазовые  доходы

48,1

46,5

- 1,6

44,8

- 1,7

43,0

- 1,8

Ненефтегазовые  доходы

51,9

53,5

1,6

55,2

1,7

57,0

1,8

                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Темп прироста показывает на сколько процентов  уровень данного периода больше (или меньше) базисного уровня. Может быть рассчитан

 как отношение  абсолютного прироста к уровню, принятому за базу сравнения

 

Расчет предельного  объема доходов и расходов федерального бюджета, млрд. рублей, в том числе в процентах к ВВП

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Отчет

прирост к предыдущему  году

Отчет

прирост к предыдущему  году

Прогноз

прирост к предыдущему  году

Доходы, всего

7783,8

8617,8

834,0

9131,7

513,9

9983,9

852,2

%% к  ВВП

17,3

17,4

 

16,5

 

16,1

 

Источники покрытия дефицита

2428,6

1767,3

- 661,3

1712,9

- 54,4

1765,2

52,3

%% к  ВВП

5,4

3,6

 

3,1

 

2,9

 

Расходы 
(предельный объем)

10212,4

10385,1

172,7

10844,6

459,5

11749,1

904,5

%% к  ВВП

22,7

20,9

 

19,6

 

19,0

 

в том  числе условно утверждаемые

         

271,1

587,5

%% к  общему объему расходов

         

2,5

5,0


 

Динамика  расходов федерального бюджета

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Изменения к  предыдущему году,

млрд. рублей

552,3

172,7

459,5

904,5

% (в  номинальном выражении)

5,7

1,7

4,4

8,3

% (в  реальном выражении)

- 3,9

- 4,5

- 1,5

2,7




В номинальном выражении в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов

федерального бюджета  планируется только в 2013 году

 


Информация о работе Статистика государственного бюджета