Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:42, доклад
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как “форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”.
В номинальном выражении в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как “форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в ее функциях. Общественное предназначение бюджетных отношений заключается в:
- образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);
- использовании средств основного общегосударственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств);
- осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, 'и на этой основе — за динамикой экономического развития, за ходом социально-экономических процессов в целом
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
- первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов)
Бюджетным кодексом РФ (Глава 5)[2] законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
- единства бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения
доходов и расходов между
- самостоятельности бюджетов;
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности и экономности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- гласности;
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств.
Структура доходов и расходов государственного бюджета
В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства.
Самым важным источником
государственных доходов
К доходам государственного бюджета также относятся и неналоговые поступления — это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).
Расходы государственного
бюджета — это все невозвратные
платежи независимо оттого, являются
ли они возмездными или
Структура бюджетных доходов
Налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор |
75-85 % |
Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли |
5-8 % |
Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы |
10-12 % |
Структура бюджетных расходов
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели |
40-50 % |
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление государственных программ |
10-20% |
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам |
10-20 % |
Административно– |
5-10 % |
Платежи по государственному долгу |
7-8 % |
Основные показатели и методы статистики государственного бюджета
Статистика государственного бюджета занимается совершенствованием бюджетных классификаций и привидением их в соответствие с принятыми международными классификациями. Статистика определяет степень исполнения бюджетов разных уровней, объемы и динамику доходов и расходов, структуру бюджетных источников доходов и основных направлений их расходования.
К основным
показателям статистики государственного
бюджета относятся:
Официальные трансферты (в государственном бюджете) — это безвозмездные,
невозвратные, необязательные поступления
(имеющие нерегулярный, единовременный,
добровольный характер в виде субвенций,
дарений, репараций), полученные от других
учреждений государственного управления
(отечественных и зарубежных) или между
народных организаций. Поступления безвозмездных,
невозвратных, необязательных платежей
из негосударственных источников включаются
в категорию доходов (например, средства
частных организаций, направляемых на
строительство больниц).
Кредитование минус
погашение (чистое кредитование) включает
операции учреждений государственного
управления с финансовыми требованиями
к другим секторам, осуществляемые в целях
проведения государственной политики.
В данную категорию включается предоставление
ссуд и приобретение акций за вычетом
сумм возвращенных кредитов, выручки от
продажи акций либо возврата собственного
капитала.
Дефицит (или превышение
расходов над доходами) государственного
бюджета исчисляется как сумма доходов
и полученных трансфертов за вычетом суммы
расходов и «кредитования минус погашение».
Общий объем финансирования дефицита
(профицита) равен величине дефицита (профицита)
с противоположным знаком. С точки зрения
финансирования дефицита он может быть
определен как:
^ Дефицит = (Заимствование —
Погашение долга) +
+ Уменьшение остатков ликвидных
финансовых средств.
Структура доходов федерального бюджета, млрд. рублей
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||||||||||||||
Отчет |
прирост к предыдущему году |
Отчет |
прирост к предыдущему году |
Прогноз |
прирост к предыдущему году | |||||||||||||
Доходы,
всего |
7783,8 |
8617,8 |
834,0 |
9131,7 |
513,9 |
9983,9 |
852,2 | |||||||||||
в том числе: |
||||||||||||||||||
Нефтегазовые доходы (млрд. рублей) |
3744,3 |
4003,0 |
258,7 |
4088,1 |
85,1 |
4295,0 |
206,9 | |||||||||||
Ненефтегазовые доходы (млрд. рублей) |
4039,5 |
4614,8 |
575,3 |
5043,6 |
428,8 |
5688,9 |
645,3 | |||||||||||
Темпы прироста доходов к предыдущему году, % |
10,7 |
6,0 |
9,3 | |||||||||||||||
в том числе: |
||||||||||||||||||
Нефтегазовые доходы |
6,9 |
2,1 |
5,1 | |||||||||||||||
Ненефтегазовые доходы |
14,2 |
9,3 |
12,8 | |||||||||||||||
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
||||||||||||||
в том числе: |
||||||||||||||||||
Нефтегазовые доходы |
48,1 |
46,5 |
- 1,6 |
44,8 |
- 1,7 |
43,0 |
- 1,8 | |||||||||||
Ненефтегазовые доходы |
51,9 |
53,5 |
1,6 |
55,2 |
1,7 |
57,0 |
1,8 | |||||||||||
Темп прироста показывает на сколько процентов уровень данного периода больше (или меньше) базисного уровня. Может быть рассчитан
как отношение абсолютного прироста к уровню, принятому за базу сравнения
Расчет предельного объема доходов и расходов федерального бюджета, млрд. рублей, в том числе в процентах к ВВП
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||
Отчет |
прирост к предыдущему году |
Отчет |
прирост к предыдущему году |
Прогноз |
прирост к предыдущему году | ||
Доходы, всего |
7783,8 |
8617,8 |
834,0 |
9131,7 |
513,9 |
9983,9 |
852,2 |
%% к ВВП |
17,3 |
17,4 |
16,5 |
16,1 |
|||
Источники покрытия дефицита |
2428,6 |
1767,3 |
- 661,3 |
1712,9 |
- 54,4 |
1765,2 |
52,3 |
%% к ВВП |
5,4 |
3,6 |
3,1 |
2,9 |
|||
Расходы |
10212,4 |
10385,1 |
172,7 |
10844,6 |
459,5 |
11749,1 |
904,5 |
%% к ВВП |
22,7 |
20,9 |
19,6 |
19,0 |
|||
в том числе условно утверждаемые |
271,1 |
587,5 | |||||
%% к общему объему расходов |
2,5 |
5,0 |
Динамика расходов федерального бюджета
Показатель |
2010 год | |||
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||
Изменения к предыдущему году, млрд. рублей |
552,3 |
172,7 |
459,5 |
904,5 |
% (в номинальном выражении) |
5,7 |
1,7 |
4,4 |
8,3 |
% (в реальном выражении) |
- 3,9 |
- 4,5 |
- 1,5 |
2,7 |
В номинальном выражении в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов
федерального бюджета планируется только в 2013 году