Статистика населения и занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:43, доклад

Краткое описание

Для развития национальной экономики в целом и для развития ее основных отраслей необходима статистическая информация о населении. Как статистическая категория население представляет собой совокупность людей, проживающих на данной территории. Оно непрерывно изменяется за счет рождения и смертей.
Информация о населении включает его естественный прирост, его естественное движение, его профессиональный состав, возрастной состав, численность трудоспособного населения. Единицей наблюдения или единицей учета в статистике населения может быть как отдельный человек, так и семья, а также домохозяйство и населенный пункт.

Вложенные файлы: 1 файл

Соц-эк статистика ГМУ лекции ч2).docx

— 107.45 Кб (Скачать файл)

К основным показателям экономической  активности, занятости и безработицы  относятся следующие:

1)       уровень экономической активности населения,

2)       уровень экономической активности рабочей силы,

3)       уровень занятости населения,

4)       уровень занятости экономически активного населения,

5)       уровень безработицы.   

Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”). Определяется ежеквартально на душу населения и по основным социально-демографическим группам. В целом по РФ устанавливается Правительством, в регионах – органами исполнительной власти субъектов РФ.

II. Показатели масштабов бедности:

1. Коэффициент бедности – доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума.

2. Коэффициент крайней бедности  – доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже половины величины прожиточного минимума.

3. Дефицит денежных доходов населения – суммарный доход населения, недостающий до величины прожиточного минимума:

где n – число домашних хозяйств с доходами ниже прожиточного минимума;

mi – число членов i-го домохозяйства;

cmin i – среднедушевая величина прожиточного минимума для i-го домохозяйства, рассчитанная с учетом его половозрастной структуры;

di – среднедушевой доход i-го домохозяйства, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.

4. Индекс глубины бедности:

где S - общая численность обследованного населения;

(cmin i – di) : cmin i – относительный уровень дефицита дохода в расчете на 1 члена i-го домохозяйства, имеющего доход ниже прожиточного минимума.

5. Индекс остроты бедности:

Обобщающие показатели уровня жизни  и нищеты населения

1. Макроэкономические показатели – ВВП, национальный доход, чистый национальный располагаемый доход. Для изучения динамики уровня жизни и сравнительных оценок по регионам объем ВВП рассчитывается в реальном выражении (в постоянных ценах) на душу населения; для международных сопоставлений – в долларах США на основе паритета покупательной способности валюты. Недостаток: эти показатели содержат элементы, прямо не связанные с уровнем жизни (например, расходы на содержание госаппарата).

2. Демографические показатели -коэффициент младенческой смертности, ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Тесно коррелируют с макроэкономическими показателями, отражают качественную характеристику уровня жизни.

3. Индекс стоимости жизни. Рассчитывается в нашей стране с 1920-х гг. Стоимость жизни зависит от а) динамики потребительских цен и б) структуры потребления. Метод расчета:

 определяется набор потребительских  благ (потребительская корзина), типичный  для определенной группы населения;

 сопоставляется стоимость потребительской  корзины в текущих и базисных  ценах.

В конце 50-х -начале 60-х гг. в большинстве зарубежных стран название показателя изменено на “индекс потребительских цен”.

4. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Предложен группой специалистов Программы развития ООН. Включает 3 показателя, отражающих наиболее важные аспекты уровня жизни:

  ожидаемая продолжительность  жизни при рождении (I1);

·  достигнутый уровень образования (I2);

·  реальный объем ВВП в расчете на душу населения в долларах США на основе паритета покупательной способности (ППС) (I3).

ИРЧП = (I1 + I2 + I3) : 3

Расчет индекса каждого показателя (за исключением индекса реального  объема ВВП):

где xi, xi min, xi max -фактическое, минимальное и максимальное значение i-го показателя.

1) Индекс ожидаемой продолжительности  жизни при рождении (I1):

2) Индекс достигнутого уровня  образования (I2):

где i21 – индекс грамотности взрослого населения (в возрасте 15 лет и старше);

i22 – индекс коэффициента поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения. Рассчитывается для лиц моложе 24 лет.

3) Индекс реального объема ВВП  в расчете на душу населения:

В 2002 г. среднее значение ИРЧП для 55 стран с высоким уровнем развития – 0,915, для 86 стран со средним уровнем  развития – 0,695, для 36 стран с низким уровнем развития – 0,438. Россия занимала 57 место из 177 стран.

5. Индекс развития человеческого потенциала с учетом гендерного фактора (ИРГФ). Отличие от схемы расчета ИРЧП:

·  каждый из составных индексов рассчитывается отдельно для мужчин и женщин. При этом вместо реального ВВП на душу населения используется величина заработанного дохода в долларах США по ППС;

·  для каждого из составных индексов определяется равномерно распределенный индекс (I’i), в котором в качестве весов берутся данные о доле мужчин и женщин в численности населения страны:

где dж и dм – доля женщин и мужчин в общей численности населения страны.

6. Индексы нищеты населения:

6.1. для развивающихся стран (ИНН-1). Показатель учитывает те же аспекты уровня жизни, что и ИРЧП, но с помощью других показателей:

·  доля населения, не доживающего до 40 лет (исходя из ожидаемой продолжительности жизни при рождении) (P1);

·  доля неграмотных среди взрослого населения (P2);

·  уровень доступа к экономическим ресурсам (P3 = (P31 + P32) : 2):

·  доля населения, не имеющего устойчивого доступа к безопасным источникам воды (P31);

·  доля детей с пониженной для своего возраста массой тела (P32).

Все перечисленные показатели измеряются в процентах.

ИНН-1 = 

6.2. для развитых стран-членов  ОЭСР (ИНН-2). При расчете учитываются:

·  доля населения, не доживающего до 60 лет (исходя из ожидаемой продолжительности жизни при рождении) (P1);

·  доля функционально неграмотного населения (не умеющего читать) (P2);

·  доля людей, живущих ниже черты бедности, т.е. имеющих доходы менее 50% медианного скорректированного располагаемого дохода (P3);

·  уровень застойной безработицы (продолжительностью 12 месяцев и более) (P4).

ИНН-2 = 

Показатель расширения возможностей женщин (ПРВЖ) отражает участие женщин в экономической, политической и производственной областях. В этом его отличие отИРГФ (индекса развития с учетом гендерного фактора), который основное внимание уделяет развитию основных способностей и улучшению условий жизни. АналогичноИРЧП (индексу развития человеческого потенциала) и ИРГФ, в рамках показателя ПРВЖ основное внимание концентрируется на нескольких отдельных переменных, хотя участие может принимать самые разнообразные формы. Акцент делается на три широких класса переменных: 1) способность распоряжаться экономическими ресурсами, основанная на трудовом доходе: эта переменная определяет доход на душу населения; 2) доступ к возможностям в области производства и участие в принятии решений в области экономики - эта переменная представляет собой долю рабочих мест, относящихся по классификации к категории профессиональных и технических, а также административных и управленческих; 3) доступ к возможностям в области политики и участие в принятии политических решений - переменная, определяющая долю мест женщин в парламенте.

В рамках ИРГФ и ПРВЖ переменные дохода рассматриваются с различных  точек зрения. В рамках ПРВЖ доход  определяется не с точки зрения его  вклада в такие основные аспекты  развития человеческого потенциала, как продолжительность жизни, грамотность  и защищенность от нищеты. Он определяется как источник экономической мощи, позволяющей освободить лицо, получающее доход, выбрать из более широкого диапазона возможностей и реализовать  более широкий круг альтернатив.

Для обеспечения доступа к возможностям в области производства и участию  в принятии решений предлагаемая переменная отражает долю рабочих мест женщин, занятых в административной или управленческой, а также в  профессиональной и технической  сферах. Административные и управленческие должности ближе к процессу принятия решений, но производственные и технические должности представляют собой возможности в области развития карьеры. Нередко женщины получают высшее образование, но культурные или экономические препоны не позволяют им занимать должности, где использовались бы приобретенные ими ценные навыки. Таким образом, их потенциал используется не в полной мере.

Третья переменная - доступ к возможностям в области политики и участию  в принятии политических решений. В  этой сфере факты поражают еще  больше, чем в области экономики. Политика продолжает оставаться камнем преткновения для женщин, хотя ни публичные  выступления, ни способность представлять мнения электората, ни искусство завоевания доверия общественности не требуют  наличия исключительно мужских  черт.

Одним из лучших показателей степени  участия женщин в политической жизни  может служить показатель доли представленности в муниципальных советах, однако эти данные имеются далеко не во всех странах. Для ПРВЖ была предложена переменная представительства как в верхней, так и в нижней палатах парламента.

Эти три элемента имеют одинаковую ценность при формировании ПРВЖ. Вовсе  не предполагается, что этот показатель будет иметь статус предписываемого  индекса с попыткой установления каких-то универсальных норм в области  культуры. Основное значение имеет  не достижение определенного процента представленности в отдельных политических или экономических областях. Эти последствия могут вызываться наличием структурных препятствий к доступу женщин в эти области. Либо они могут быть результатом выбора - как со стороны мужчин, так и со стороны женщин - их предпочтительных ролей в обществе. Этот вопрос должны решать граждане каждой страны в отдельности.

 


Информация о работе Статистика населения и занятости