Статистика рынка товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Термин "статистика" употребляется в различных значениях. под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая статистика.docx

— 51.19 Кб (Скачать файл)

( 17 )

( 18 )

Формула индекса цен массового  питания имеет вид:

( 19 )

Индексы при систематическом  расчете из года в год образуют индексные ряды. Различают базисные ряды (цены каждого года сравниваются с ценами года, принятого за базу) и цепные (характеризующие изменение  цен по сравнению с предыдущим годом). Веса индексов ряда могут быть постоянными (на уровне одного года), и  тогда произведение цепных индексов даст базисный индекс. Применение системы  переменных весов (по количеству товаров  отчетного года) в индексном ряду цен порождает ошибку при переходе от цепных индексов к базисным и  обратно (произведение Iцеп Iбаз), так  как позитивна корреляция между  текущим изменением цен и прошлым  изменением количества проданных товаров. Эта ошибка мала, если корреляционная связь между изменением цен и  количества проданного товара незначительна. На практике система цепных индексов (достоинство - сокращает период сравнения, ограничивает круг несопоставимых товаров) используется для коротких периодов, затем осуществляется поправка по формуле  базисного периода, так как за длительный период ошибка накапливается.

Численные значения индексов, рассчитанных по различным формулам на основе одних и тех же данных, отличаются и порой значительно, особенно в годы резких изменений  уровня цен и связанного с этим изменения структуры спроса. Отдать предпочтение одной формуле трудно: разные цели диктуют применение индексных  форм, имеющих разный экономический  смысл. Отказ от концепции единственного  индекса цен в пользу концепции  системы индексов позволит дать обобщающую характеристику и оценку основных причин изменения розничных цен. Но поскольку  все же индексный метод не универсален, а отражает лишь тенденцию движения цен, то нельзя требовать большей  определенности от рассчитанных индексов. Кроме того, на чистоту результатов  огромное влияние оказывает достоверность  исходных материалов, особенно ошибка выборки, степень представительности товаров, включенных в расчет.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Статистика цен образует самостоятельный блок в статистике рынка. Ее показатели помогают исследовать  действие рыночного механизма и  вместе с тем органично входят в систему показателей уровня жизни, финансовой деятельности, служат в качестве дефляторов любых стоимостных  показателей. Анализ цен - важное условие  статистического обеспечения ценообразования  в маркетинге.

Основная задача статистики цен - отразить и проанализировать состояние  и поведение цен, т. е. их уровень, колеблемость и динамику. Этой цели соответствует и система показателей  статистики цен.

Современная методология  регистрации цен соответствует  международной статистической практике и базируется на использовании выборочного  метода. Регистрируются цены товаров-представителей, входящих в стандартизованный набор - потребительскую корзину. Цены регистрируются в отобранных поселениях, а в их пределах - по выборочной сети предприятий. Показаны отличия данной системы  от практиковавшейся ранее в условиях плановой экономики. Обосновывается необходимость  перехода к действующей системе.

Раскрыта методология  изучения уровня и структуры цен. На ряду с расчетом средних цен  вводится показатель отношения цены к среднему доходу потребителя как  наиболее обобщающий и объективный  показатель уровня цен, позволяющий  к тому же дифференцировать понятие "уровень цен" по социальным группам  населения.

Показаны основные методы анализа колеблемости цен в увязке с принципами действия рыночного  механизма. Рассмотрена проблема изучения влияния качества товара на уровень  его цены. Отмечая, что цены образуют единую взаимосвязанную систему, авторы обращают особенное внимание на анализ соотношений цен, их эластичности (изменчивости) под влиянием различных факторов, в том числе перекрестной эластичности цен. Приводятся методы региональных сопоставлений  цен. Рассматривается социальная дифференциация цен с позиций покупательских предпочтений.

Центральным моментом в анализе  цен остается использование индексного метода. Авторы знакомят с различными концепциями индексов цен, раскрывают современную методологию построения индексов цен, соответствующую международной  практике, объясняют преимущества и  недостатки индекса Ласпейреса, показывают потенциальные возможности других индексных систем.

Анализ динамики цен увязан с задачами оценки инфляционного  процесса, показаны методы изучения инфляции.

В целях создания инструмента  ценообразования и регулирования  цен предпринято моделирование  влияния комплекса факторов на уровень  и динамику цен. На этой основе разрабатываются  методы изучения тенденций и прогнозирования  цен.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

  1. Назаров, М.Г. Курс социально-экономической статистики/ М.Г. Назаров. – М.: Издательство Омега, 2006. – 984 с.
  2. Беляевский, И.К. Статистика рынка товаров и услуг/ И.К. Беляевский. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 655 с.
  3. Шустова, Е.А. Индексы производства: опыт и проблемы/ Е.А. Шустова – М.: Вопросы статистики, 2007. – 96 с.
  4. Спирина, А.А. Общая теория статистики/ А.А. Спирина, О.Э. Башиной. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 305с.
  5. Салина В.Н. Социально-экономическая статистика/ В.Н. Салина, Е.П. Шпаковский. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 192 с.



Информация о работе Статистика рынка товаров и услуг