Статистика товарных запасов и товарооборачиваемости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Управление товарными запасами направленно на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала. Оно предусматривает на стадии формирования товарных запасов - контроль уровня товарных запасов и обоснования оптимального объема заказов, на стадии реализации товарных запасов – изменение объемов и причин создания товарных запасов и разработка политики реализации сверхнормативных товарных запасов.

Актуальность темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики предприятию торговли необходимо эффективно управлять товарными запасами во избежание излишков или недостатка товаров, а также потери части прибыли. Так же предприятие должно отслеживать товарооборачиваемость своих товаров.

Содержание

Введение 3

1. Понятие товарных запасов и товарооборачиваемости. 4

2. Задачи статистики товаров, запасов и 7

товарооборачиваемости.

3. Система показателей. 11

4. Методы анализа состояния и изменения товарных запасов.15

5. Метод анализа товарооборачиваемости. 17

6. Задача 20

Заключение 22

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 45.51 Кб (Скачать файл)

         4. Методы анализа состояния и изменения товарных запасов.    

       Между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость. Уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяют осуществить больший объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь, уменьшение расходов по хранению товаров, оплате процентов за пользование кредитом и т.п.

    В рознице традиционно применяются три метода анализа и учета товарных запасов:

      - инвентаризация, т.е. сплошной подсчет всех товаров, которые при необходимости могут перевешиваться и перемериваться. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму. Недостатками данного метода являются большая трудоемкость и невыгодность для предприятия, так как при проведении инвентаризации предприятие, как правило, не функционирует;

                                                                                                                                        16

      -  снятие остатков или оперативный учет, т.е. сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного счета. Причем подсчитываются не товары, а товарные места (ящики, рулоны, мешки и др.). Затем с учетом соответствующих норм производится пересчет, определяется количество товаров, которое и оценивается по действующим ценам. Недостаток данного метода - меньшая точность, чем при инвентаризации;

      - балансовый метод, основанный на использовании балансовой формулы товарных запасов. Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов в связи с другими показателями. Недостаток данного метода - отсутствие возможности исключить из расчета всякого рода не установленные потери, что приводит к некоторым искажениям суммы запасов. Для устранения этого недостатка данные балансового учета систематически должны сопоставляться с данными инвентаризации и снятия остатков. [8]

        Результаты анализа могут использоваться для планирования товарных запасов. Заметим, что директивного обязательного планирования товарных запасов на торговых предприятиях не существует. Мелкие предприятия торговли, исходя из объемов деятельности и численности персонала, вообще не планируют товарные запасы или планируют их очень приблизительно. Средние и крупные торговые предприятия вынуждены постоянно следить за динамикой товарооборачиваемости, а следовательно, планировать и нормировать товарные запасы, что является основой для разработки заказов на закупки товаров в ассортиментном разрезе.

        Применяются разные методы планирования и нормирования товарных запасов: статистический, технико-экономический, нормативный, экономико-математический, причем наиболее применимы первый и второй методы.

 

 

                                                                                                                                         17

       В заключение данного вопроса отметим, что любое торговое предприятие должно стремиться к увеличению товарооборачиваемости, так как в результате ее ускорения:

      - увеличивается объем товарооборота и полнее удовлетворяется покупательский спрос;

      - уменьшаются издержки обращения (расходы на хранение, потери, % за кредит) и увеличивается прибыль;

      - улучшается финансовое состояние предприятия, так как быстрее высвобождаются средства, вложенные в товар, которые можно направить на расчеты с поставщиками, банком, бюджетом;

      - увеличивается объем производства товаров.

 

          5. Метод анализа товарооборачиваемости.

       На данном этапе анализа использования товарных ресурсов применяются товарные запасы по назначению, а именно текущие, сезонные и целевые.

       Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Розничное торговое предприятие должно иметь их в размере на установленное по плану количество дней торговли. Текущие товарные запасы должны быть средними, т.е. не завышенными и не заниженными. Завышенные запасы товаров ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек обращения, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное — к ухудшению качества и даже порче товаров. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговле, снижению объема розничного товарооборота.

 

                                                                                                                                    18

    Сезонные запасы товаров создаются в определенные периоды года, и их образование связано с сезонностью производства либо с сезонностью спроса и реализации товаров. К целевым товарным  запасам относится досрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а также образование запасов товаров для осуществления определенных целей (например, для организации встречной торговли при сборе макулатуры и заготовке сельскохозяйственной продукции).

    Текущие товарные  запасы обычно планируют отдельно  от сезонных и целевых. Норматив  текущих запасов товаров каждое  торговое предприятие планирует  поквартально в сумме и в  днях оборота. При этом норматив  текущих товарных запасов в  днях на квартал одновременно  является и нормативом товарооборачиваемости.

     В деятельности  торговых предприятий текущие  товарные за­пасы рассматривают,  с одной стороны, как источник  товарного обеспечения выполнения  плана и динамики развития  рознично­го товарооборота, а  с другой — как составную  часть финансового плана и  основу расчета потребности в  источниках собственных и заемных  средств. В этой связи нормативы  текущих товарных запасов, а  равно и фактическое их наличие  должны оцениваться при анализе  товарного покрытия товарооборота  по розничным ценам (в общественном  питаний — по продажной стоимости), а при планировании финансов и изучении финансовой устойчивости предприятия — по себестоимости (по покупной стоимости). Нормативы текущих товарных запасов в розничных ценах должны планироваться в разрезе товарных групп, товаров и по торговому предприятию в целом, а по себестоимости — только в целом по предприятию. В норматив текущих товарных запасов в розничной и оптовой торговле включают товары, находящиеся в розничной торговой сети, на складах, в пути, а также товары отгруженные, расчетные документы на которые не сданы в банк для оплаты в пределах установленных сроков. Таким же образом должны определяться и изучаться фактические запасы товаров текущего хранения, что сделать довольно сложно. В форме № 3-торг «Отчет по розничной торговле» текущие товарные

                                                                                                                                       19

запасы учитываются вместе с остатками товаров сезонного хранения и досрочного завоза. Не отражают в указанной форме отчетности товары в пути, а также товары отгруженные, расчетные документы на которые не сданы в банк на инкассо в пределах установленных сроков. Все это следует учитывать при расчете фактических текущих товарных запасов. Розничную стоимость товаров в пути (без стоимости тары) можно определить по данным товарных документов и текущего бухгалтерского учета.[9]

     Так как  нормативы товарных запасов устанавливаются поквартально, то и их изучение проводится, прежде всего, по каждому кварталу в отдельности. Анализ текущих товарных запасов начинают с сопоставления фактических их размеров с установленными нормативами. Изучение товарных запасов проводят не только в сумме, но и в днях оборота. Для определения товарных запасов в днях необходимо их сумму разделить на объем розничного товарооборота за изучаемый период и умножить на количество дней этого периода. При анализе принято считать в месяце 30 дней, квартале — 90, в году — 360 дней. При изучении фактических товарных запасов по данным за квартал их обычно определяют в днях исходя из товарооборота данного квартала. При их анализе по данным за месяц фактические товарные запасы в днях на конец месяца определяют к товарообороту истекшего месяца.

    В процессе  анализа устанавливают, как товарные  запасы обеспечивают развитие  товарооборота и бесперебойное  снабжение населения необходимыми  товарами; изучают причины выявленных отклонений фактических запасов товаров от установленных нормативов. Такими причинами могут быть; невыполнение или перевыполнение плана товарооборота; невыполнение или пере­выполнение плана поступления товаров; завоз товаров, не пользующихся спросом, или в размерах, превышающих спрос; неравномерное поступление товаров; неправильное распределение товарных ресурсов между отдельными торговыми предприятия­ми и их подразделениями; отсутствие достаточной информации у населения об имеющихся в торговой сети товарах, способах их

                                                                                                                                    20

потребления; недостатки в  организации торговли и другой маркетинговой деятельности. Товарные запасы в сумме обычно снижаются, если поступление товаров отстает от темпов увеличения товарооборота, и повышаются при опережающих темпах роста поступления товаров.[10]

 

           6. Задача

         По данным, представленным в таблице, определить коэффициент оборачиваемости за период оборота продукции в целом по предприятию. Как изменится скорость оборота продукции в целом по предприятию в случае роста выручки от реализации и снижения средних запасов по предприятию?

         Исходные данные:

Показатели

Сумма

1. Выручка от реализации  продукции, тыс. ден. ед.

 

телевизоров

514

магнитофонов

340

2. Период оборота оборотных  средств, дней

 

телевизоров

14

магнитофонов

16

3. Рост выручки, %

3

4. Снижение запасов, %

20


                 Решение:

     Коэффициент оборачиваемости представляет собой частное от деления выручки от реализации продукции на средний остаток оборотных средств:

          Коб=В/ОБС

                                                                                                                                      21

     Этот показатель отражает количество оборотов, совершаемых оборотными средствами в течение расчетного периода. Чем выше этот показатель, тем эффективнее используются ресурсы предприятия.

     Существует и другой показатель, характеризующий эффективность использования оборотных средств. Это продолжительность одного оборота, которая равна частному от деления 360 (расчетное количество дней в периоде) на коэффициент оборачиваемости:

Тоб=360/Коб

      Из этого выражения определяем значение коэффициента оборачиваемости:

Коб=360/Тоб.

     Соответственно, далее можно определить среднегодовой остаток оборотных средств:

ОБС=В/Коб.

     В таблице представлен расчет показателей оборачиваемости по отдельным видам продукции и в целом по предприятию.

Показатели

Сумма

1. Выручка от реализации  продукции, тыс. ден. ед.

 

телевизоров

514

магнитофонов

340

2. Период оборота оборотных  средств, дней

 

телевизоров

14

магнитофонов

16

3. Рост выручки, %

3

4. Снижение запасов, %

20

5. Коэффициент оборачиваемости  (360/стр. 2):

 

оборотных средств в виде запасов телевизоров

25,714

оборотных средств в виде запасов магнитофонов

22,500

6. Сумма оборотных средств  (стр. 1/стр. 5):

 

вложенных в телевизоры

19,989

вложенных в магнитофоны

15,111

общая сумма

35,100

7. Коэффициент оборачиваемости  общей суммы оборотных средств

24,330

8. Изменение коэффициента  оборачиваемости в случае:

 

роста выручки на 3%

+0,730

снижения запасов на 20%

+6,083

одновременного роста  выручки на 3% и снижения запасов  на 20%

+6,995

Информация о работе Статистика товарных запасов и товарооборачиваемости