Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 22:00, курсовая работа
Численность и состав населения относятся к крупнейшей области изучения статистики. Они играют важную роль в системе показателей планового развития экономики, культуры, повышения материального благосостояния людей, используются как для оценки достигнутого уровня экономического роста, так и для текущего и перспективного планирования размеров производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, трудовых ресурсов и т.д.
Введение…………………….…………………………………………..…………....4
Глава 1. Теоретические основы статистического изучения состава населения
1.1 Население как объект статистического изучения……………………….….…6
1.2 Группировка населения………………………..…………………………….….7
1.3 Методы изучения динамики состава населения………………………….......13
1.4 Источники информации о населении…………………………………..……..16
Глава 2. Статистический анализ численности и состава населения России
2.1 Показатели численности населения…………………………..…….…….…..19
2.2 Показатели состава населения…………………………………………..…….22
2.3. Анализ численности населения и его размещения по стране…………........27
Глава 3. Совершенствование статистики состава населения…………………....31
Заключение…………………………………………………………...………..........38
Список литературы……………………………………………………………...….40
Создание такой мультисистемы сопровождается высокой технической и информационной поддержкой и предполагает длительный подготовительный период.
Но уже для проведения будущей переписи в России актуально встал вопрос о применении данных о населении из имеющихся административных источников учета. С этой целью возможно использование базы данных Федеральной миграционной службы, данных индивидуального учета Пенсионного Фонда Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования. Этот вопрос в ближайшие годы требует тщательного изучения, апробации и анализа полученных результатов.
В 2010 году при проведении переписи населения жители Белгородской области высказывались за участие в переписи населения через Интернет. Примером является сбор информации при проведении переписи в ряде зарубежных стран, например в Австралии, США, Эстонии, Японии, Бразилии, Швейцарии, Канаде. Впервые же в мире интернет для заполнения переписных анкет применили в Испании при переписи населения 2001 года, где и проходила апробация этого новшества.
Самостоятельное заполнение респондентами электронных вопросников в сети Интернет, учитывая быстроразвивающиеся информационно-коммуникационные технологии, повышение компьютерной грамотности у населения, переход на электронный сбор статистической информации, является перспективным методом, а в современных условиях он особенно актуален для крупных городов. Этот метод позволит устранить ряд негативных тенденций, выявленных в ходе переписи населения 2010 года, о которых упоминалось выше. Опрос населения посредством Интернета, согласно опыту его применения в других странах, возможен от 25 до 60 процентов и зависит от уровня использования сети, качества имеющихся коммуникаций, но самое главное, от активности и поддержки переписи со стороны всех слоев населения, являющихся ее постоянными пользователями.
Внедрение Интернет – переписи в России в современных условиях является необходимой потребностью. Однако для успешной работы данного метода опроса и использования всего его потенциала необходима большая информационно-разъяснительная работа среди населения не только при подготовке и проведении переписи, но и в течение всего межпереписного периода на всех уровнях.
При этом целесообразно предусмотреть организацию Интернет - переписи не только в крупных городах, но и возможность пройти ее всему населению. В связи с эти, следует обеспечить достаточную пропускную способность каналов связи.
Еще одним новым методом сбора информации о населении является метод, при котором переписчик заполняет электронный вопросник на планшетных компьютерах с предустановленным специализированным программным обеспечением.
Его использовали при переписи населения в Бразилии 2010 года, где для ее проведения и обработки результатов было задействовано больше 200 тысяч планшетных компьютеров, заменивших традиционные опросные листы, и сотни компьютеров, объединенных в единую национальную сеть.
В Израиле при переписи населения 2008 года переписчики на местах также впервые использовали ноутбуки вместо привычных бумажных анкет.
Применение электронного вопросника предполагает повышение качества заполнения переписных листов, проведение формального и логического контроля уже при вводе информации, уменьшение времени на заполнение переписных вопросников, автоматизацию мониторинга хода проведения переписи за счет ведения в электронном виде ежедневного контроля количества и качества заполненных переписных листов по каждому счетному участку.
Кроме того, работа с планшетным компьютером при условии применения современных технологических решений обеспечит четкий контроль за деятельностью и местонахождением переписчика.
Внедрение рассмотренных выше методов проведения опроса населения повысит уровень достоверности данных переписи, сократит сроки обработки материалов, позволит уменьшить расходы на транспортировку, хранение и уничтожение больших объемов бумаги. Например, при проведении переписи в Канаде в 2006 году в связи с тем, что инструкция для респондентов, предваряющая короткий анкетный опрос, больше не высылалась, было сэкономлено более 215 тонн бумаги; приблизительно 13,2 миллиона анкетных опросов были введены в базу данных 5 миллиардами нажатий на клавиши.
Следует отметить, что при проведении переписи раунда 2020 года наряду с новыми методами опроса населения целесообразно использовать и традиционный, когда переписчик заполняет переписные листы на бумажном носителе. Например, в труднодоступных районах, в сельской местности.
Внедрение новых технологий при проведении переписей населения – это сложный и длительный процесс. Для его успешной реализации необходима большая организационная работа в межпереписной период. Это и своевременное внесение изменений в Закон «О Всероссийской переписи населения», в нормативные правовые акты, связанные с использованием систем персонифицированного учета населения; и разработка нового специализированного программного продукта. Кроме того, для накопления опыта и совершенствования методик их использования на практике, очень важна апробация новых технологий при проведении микропереписи населения 2015 года и выборочных социально-демографических обследований, которые определены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года № 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения».
Как бы ни была хорошо подготовлена нормативная база, разработаны самые подробные методические указания, внедрены новые методы и успешно проведена их апробация, в конечном итоге успех приводимых переписей во всех направлениях напрямую зависит от квалификации и профессионализма временных переписных кадров, их технической подготовки. В условиях совершенствования методологии сбора сведений, внедрения новых методов с использованием IT-технологий, особого внимания требует вопрос организации и проведения обучения временного переписного персонала всех категорий. При применении новейших технологий это представляет собой достаточно сложную организационную и технологическую задачу. Подтверждением этого является опыт проведения прошедшей переписи.
В период проведения переписей 2002 и 2010 года обучение проводилось с использованием мультимедийных программ, и являлось оптимальным вариантом для усвоения большого объема информации в короткий срок. Поэтому целесообразно рассмотреть возможность о размещении обучающей мультимедийной программы в планшетных компьютерах.
Для привлечения переписных работников соответствующего уровня необходимо и достойное денежное вознаграждение для всех категорий временных переписных кадров.
Следует отметить, что добровольное участие населения в переписи не позволяет получить полной и достоверной картины о населении страны. Для решения этой задачи послужит законодательное введение обязанности граждан РФ представлять о себе сведения при проведении Всероссийской переписи населения.
Обязательность участия в переписи практикуется во многих странах. При этом за уклонение от переписи в каждом государстве разработана своя система штрафов, однако не везде она работает в полную силу. Так, например, в США было признано, что система штрафов за уклонение от переписи является неэффективной. Поэтому американский Конгресс принял решение об увеличении бюджета переписи в 6 раз, и в основном эти деньги предназначались на рекламу переписи.
В этой связи, при введении в России Закона об обязательном участии каждого в переписи, следует разработать механизм его действия в полную силу на практике. При этом на всей территории страны для всех слоев и категорий населения должны быть, прежде всего, равные возможности для прохождения переписи, а введение такой нормы повлечет за собой необходимость усиления информационной работы в части разъяснения причин введения обязательности участия в переписи.
В свою очередь органы статистики будут стремиться создать все условия для личного прохождения каждым процедуры переписи в России.
Заключение
Население является основополагающей частью всех процессов, проходящих в обществе, их непосредственным участником и потребителем их результатов.
Первоисточником сведений о населении являются переписи. Они дают наиболее полные и точные сведения о численности населения. Текущий учет родившихся, умерших, прибывших на ту или иную территорию и выбывших с нее позволяет определять численность населения ежегодно на основе итогов последней переписи.
Анализ динамики численности населения России показал, что в период 2008-2014 гг. средняя численность населения составила 143 млн. человек. Ежегодно в течение 2008-2014м гг. численность населения снижалась в среднем на 550 тыс. человек или на 0,38 %.
В течение всего рассматриваемого периода численность умерших в РФ значительно превышала численность родившихся, вследствие чего имеет место естественная убыль населения.
Численность прибывших в РФ превышает численность выбывших, за счет чего имеется миграционный прирост населения. Имеется перспектива дальнейшего роста миграционного прироста в РФ.
Демографическая ситуация в России уже давно признается неблагополучной, и, более того, Росстат, оценивая результаты переписи населения 2010 г., назвал положение дел в этой области необнадеживающим. В результате продолжающейся не просто депопуляции, а настоящего демографического кризиса, численность населения России ежегодно сокращается на сотни тысяч человек.
Определенные надежды в решении глубокого демографического кризиса в стране возлагаются на выполнение национального проекта в области демографии, в рамках которого, в частности, выдается «премия» в размере 429 408,5 руб.на 1 января 2014 г.). Возможно, эта и другие подобные меры повлияет на изменение общей системы ценностей и приведет к улучшению демографических показателей. В октябре 2010 года прошла всероссийская перепись населения которая показала эффективность принятых мер в области увеличения численности населения. Также результаты Всероссийской переписи населения 2020 года позволят увидеть практические результаты той созидательной работы, которая формировала облик России в последнее десятилетие, включая позитивные итоги национальных проектов. Но актуальным представляется то, что мы увидим, как повлиял на жизнь страны мировой экономический кризис. Степень его влияния можно будет определить на основе статистических показателей, например таких, как занятость населения, необходимость трудиться сразу на двух или нескольких работах. Целый блок вопросов позволит увидеть изменения ситуации в жилищной сфере, в уровне образования.
Итоги переписи имеют долгосрочную перспективу. Они будут способствовать принятию решений не только по выходу России из кризиса, но и повышению уровня жизни уже в послекризисный период.
Велико культурно-историческое значение каждой переписи. Ведь она является своего рода портретом общества, мгновенной фотографией всей России. Благодаря переписи 2010 года и предстоящей переписи 2020 года будущие поколения получат поистине бесценную информацию, о том, как живем мы - россияне начала XXI века.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета.- № 7.-21.01.2009.
2. Федеральный закон РФ от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» // СЗ РФ. 2002. Ст. 1.
3. Распоряжение Правительства
РФ от 10 марта 2011 года № 367-р «Об
утверждении плана мероприятий
по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции
демографической политики Российской
Федерации на период до 2025 года» <http://xn--h1aheeo5a.xn--
4. Тарасова Н.А., Березина Н.В., Савдерова А.Ф. Социально-экономическая статистика: практикум. Чебоксары: Статистика, 2010.- 257 с.
5. Боярский А.Я., Громыко Г.Л. Общая теория статистики: учебник. М.: изд. Московские университеты, 2011.- 372 с.
6. Годин А.М. Статистика: учебник/А.М.Годин.- М.: Дашков и К, 2012.- 451 с.
7. Гореева Н.М. Статистика в схемах и таблицах/ Н.М. Гореева.-М.: Эксмо, 2010.- 414 с.
8. Демографический ежегодник России 2012. Стат. сб. / Росстат. - М., 2012.
9. Елисеева И.И. Статистика: учебник для бакалавров/И.И. Елисеева.- М.:,Юрай, 2011.- 565 с.
10. Зинченко А.П. Статистика: учебник / А.П. Зинченко.- М.:КолосС, 2011.- 346 с.
11. Курашева Т.А. Основы
социально-экономической
12. Максаковский В.П. Демографическая политика/В.П.Максаковский. - М. Демос, 2010. - 38 с.
13. Ниворожкина Л.И. Статистика: учебник для бакалавров/ Л.И. Ниворожкина.- М.: Дашков и К:Наука-спектр, 2011.- 415 с.
14. Никитина С.Ю., Щербов
С.Я. Вероятностный прогноз
15. Октябрьский П.Я. Россия сегодня: проблемы демографии/Вопросы статистики, 2012.- №6.- 34 с.
16. Основные социально-
Информация о работе Статистика численности и состава населения