Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:41, контрольная работа
Фактически этот этап — начало научной обработки и анализа статистической информации, обнаруживающий существенные различия статистики и учета. Последний — это систематическое измерение общественных явлений, объектов, связанное с подсчетом отдельных элементов, из которых они состоят. Значение учета общеизвестно, поскольку он дает основу анализа — собранные данные, факты. Но эти факты обнаруживают внутреннюю природу, скрытую в стихии (беспорядке) случайностей, начинают "играть" лишь в том случае, когда они правильно статистически обрабатываются, когда выявляется их закономерное действие.
Образование видов группировки обусловлено четким формулированием познавательной задачи статистического исследования объекта, определением признаков, которые могут быть положены в основу их классификации, именуемых в статистике группированными признаками.
Иногда группировочный признак называют основанием группировки. От ее правильного выбора зависят выводы статистического исследования.
Одним из важнейших методологических принципов, лежащих в основе научного выбора группировочных признаков и построения группировок, является положение, согласно которому производить их следует с обязательным учетом качественных характеристик группируемых единиц совокупности. Эти характеристики должны учитывать сущностные (наиболее важные, необходимые, имманентные) признаки изучаемого общественного явления, позволяя объединить в отдельные (самостоятельные) группы однородные по социально-экономической и правовой природе единицы изучаемой совокупности. В противном случае одни и те же данные могут дать диаметрально противоположные выводы при различных приемах группировки.
Сущность и явление — философские категории, отражающие всеобщие формы объективного мира, его познания и практической деятельности людей. Их противопоставление не конструктивно. Сущность — это внутреннее содержание предмета; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние, непосредственно данные формы его существования'.
Сущность совпадает с тем, что в логике именуется существенными признаками понятия. Степени и виды существенности признаков различают разными терминами; так, основные существенные признаки отличают от производных, равно как существенные признаки, общие нескольким понятиям, от признаков, исключительно принадлежащих данному понятию. Так, существенным признаком организма служит, например, его развитие, изменение во времени под влиянием внутренних причин. Можно предположить, что сущность любого явления есть его закономерное изменение.
В каждом конкретном исследовании
включение признака в состав группировочных
должно быть теоретически обосновано.
Только на базе теоретического анализа
социально-правовых явлений, основанного
на современных достижениях
Так, если за основу группировки всей массы зарегистрированных преступлений против собственности взять такой признак, как способ хищения, имеющий важное квалифицирующее значение, то обнаруживается, что за 2002 г. в России зарегистрировано 926,8 тыс. краж (ст. 158 УК), что значительно меньше, чем за каждый из семи предшествующих лет (в 2003 г. краж было зарегистрировано 1150,8 тыс.). Но как свидетельствует та же статистика, людей не только стали чаще обворовывать, но и убивать. В постсоветские годы ежегодное число регистрируемых убийств более чем удвоилось. Если в 1991 г. в России было зарегистрировано 16,1 тыс. убийств (с покушениями), то в 2001 г. уже 33,6 тыс. В последующие два года число зарегистрированных убийств в стране не претерпело значительных изменений.
Совсем иная была бы группировка приведенных данных по признакам места, времени или тяжести последствий.
Итак, выбор группировочного признака основывается на предварительном анализе качественной природы, существенных связей, изучаемых явлений. Лишь наличие таких связей имеет смысл иллюстрировать количественно.
Статистическая наука выработала следующие основные правила для выбора (обоснования) группированных признаков:
1) руководствуясь знанием
сущности явления, его природы
и законов развития, в основание
группировки необходимо
2) группировочные признаки
должны отбираться учетом
3) для всесторонней
Группировка, в которой группы образованы по одному признаку, называется простой.
Для характеристики сложных явлений, к числу которых относятся и правонарушения, бывает недостаточно разбить совокупность на группы по какому-либо одному признаку. В этом случае прибегают к сложной группировке, в которой разделение совокупности производится по двум и более признакам, их системе, взятым в сочетании (комбинации)
Только совокупность признаков
позволяет отразить развитие явления,
всесторонне выявить реальные связи,
взаимоотношения отдельных
Группировочные признаки могут отражать качественную или количественную сторону изучаемого явления. При распределении данных по количественным признакам (возрасту правонарушителей, числу лиц в организованной преступной группе; количеству судимостей, срокам лишения свободы и др.) необходимо выделить общее количество групп и определить разницу между максимальным и минимальным значениями признака (интервала) в каждой группе. Причем интервалы нельзя выбирать произвольно, исходя из внешних признаков, равенства и т.д. Они должны отражать существенные стороны явлений и процессов, раскрывать переход количества в качество.
Например, при группировке
правонарушителей по возрасту, беря за
основу определенные качественно-возрастные
особенности, сочетаемые с уголовно-правовыми
или уголовно-процессуальными
1) от 14 до 16 лет (малолетняя).
Лица этого возраста несут
ограниченную уголовную
2) от 16 до 18 лет (несовершеннолетняя).
Эти лица несут уголовную
3) от 18 до 25 лет (молодежная).
При расследовании дел в
4) от 25 до 30 лет и т.д.
Аналогичные обоснования
Следует, однако, иметь в виду, что разные интервалы, помогая выявить одни качественно-количественные особенности, могут затушевывать другие. Так, нередко наряду с названными интервалами выделяется группа 30—49 лет, на которую падает наиболее высокий удельный вес совершенных преступлений, хотя преступная активность после 30 лет (если рассматривать по отдельным годам) падает. В сопоставлении разных интервалов этого не видно, так как интервал 30—49 лет включает двадцать возрастных групп, 25—29 — пять, 19—24 — шесть, 16—18 — три, 14—15 — два. Поэтому в целях выявления долевого распределения правонарушителей по возрастным группам надо использовать равные интервалы, а еще лучше (если позволяют данные) разделить их строго по годам.
Статистические группировки, отражающие качественные (атрибутивные) признаки (степень общественной опасности и тяжести преступлений, вид деяний, содержание мотивации преступного поведения, социальное положение правонарушителей, условия нравственного формирования личности в семье, характер гражданского иска, вид гражданско-правового деликта и т.д.) широко распространены в социально-правовых изучениях. Выбор признаков для формирования статистических показателей требует еще более глубокого проникновения в содержание изучаемых явлений, чем при распределении по количественным признакам.
Официальные статистические
данные правоохранительных органов
группируются по качественным и количественным
признакам уголовно-правового (по главам
и статьям уголовного закона, формам
вины, категориям тяжести деяния, видам
и размерам уголовного наказания) и
криминологического характера (сферам
социальной жизни, причинам, мотивам, обстоятельствам
совершения преступления, социально-демографическим
признакам правонарушителей и др.).
В данном случае группировочные признаки
заложены в соответствующих формах
статистической отчетности органов
внутренних дел, налоговой полиции,
таможенной службы, прокуратуры, суда.
Упорядоченное распределение
В криминологической литературе
выделяются еще и качественно-
Такой прием группировки
особо распространен при
1 — "полностью не согласен", 2 — "не согласен", 3 — "нейтрален", 4 —-"согласен", 5 — "полностью согласен".
Сравнение объектов по "полуколичественному" признаку позволяет зафиксировать лишь тот факт, что у одних из опрошенных этот признак выражен сильнее, чем у других. Вопрос о том, насколько сильнее он выражен, остается при этом открытым. Тем не менее, такой способ группировки позволяет выявить некоторые качественно-количественные сдвиги в структуре изучаемых явлений.
Заключение
В результате сводки получают
большой фактический материал, всесторонне
и системно характеризующий подытоженную
социально-правовую реальность. Для
того чтобы это получилось, сводка
должна проводиться по определенной
программе. Последняя содержит необходимый
перечень групп, на которые должна быть
расчленена совокупность по отдельным
признакам, и перечень показателей,
подсчитанных по каждой группе. Практически
такая программа может иметь
вид макетов сводных
Одним из основных методов обработки и анализа первичной статистической информации, заключающимся в расчленении совокупностей на группы по существенным для данного исследования признакам является статистическая группировка
Метод группировок обеспечивает обобщение данных, представление их в компактном, обозримом виде; он создает основу для исчисления статистических показателей, применения других методов статистического анализа основных сторон и характерных особенностей изучаемых правовой статистикой явлений. На его основе: выделяются социально-экономические типы явлений; определяются их структура и структурные сдвиги, происходящие в них; выявляются связи и зависимости между явлениями.
С помощью группировки можно обработать собранные сведения и получить сводные, обобщающие показатели, правильно отражающие действительность и позволяющие произвести углубленный анализ, выявить связи, характеризующие рассматриваемую совокупность фактов. Поэтому статистическая группировка и является основой сводки.
Правильная сводка и группировка
первичного материала во многом определяют
чистоту анализа и
Группировочные признаки делятся на количественные, качественные и "полуколичественные".
Различия в целевом назначении группировки, задачах, которые они решают в статистическом анализе, выражаются в существующей их классификации: типологические, структурные, аналитические.
Результаты статистической сводки и группировки помещаются в статистических таблицах и графиках, представляющих собой рациональное, наглядное, компактное и систематизированное изложение статистических показателей.
Таким образом целью сводки является систематизация первичных данных и получение на этой основе сводной характеристики объекта исследования в целом при помощи обобщающих статистических показателей, что имеет важное значение в статистическом исследовании первичных данных.
Библиографический список
1. Статистика: учебник / И.И. Елисеева и др.; под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2008. - 566 с.
2. Статистика: Учеб. пособие / Харченко Л.П., Ионин В.Г., Глинский В.В. и др.; Под ред. канд. экон. наук, проф. В.Г. Ионина. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 445 с.
3. Плошко Б.Г. Группировка и системы статистических показателей. М., 2004. – 244 с.
4. Береславская В.А., Стрельникова Н.М., Хинканина Л.А. Теория статистики: Учебное пособие. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2008. – 136 с.
№ п/п |
годы |
пр-во эл-ии, млрд кВт·ч у |
Абсолютные показатели |
Относительные показатели, в % |
Средние показатели динамики | |||
Базиные |
Цепные |
Темпы роста, базисные, в % |
Темпы роста, цепные, в % |
Темп прироста, базисный, в % |
Темп прироста, цепной, в % | |||
1 |
1998 |
913 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
1999 |
976 |
63 |
61 |
106,9 |
106,9 |
-6,9 |
-6,9 |
3 |
2000 |
1038 |
125 |
62 |
113,68 |
106,35 |
-13,68 |
-6,352 |
4 |
2001 |
1111 |
198 |
73 |
121,68 |
107,03 |
-21,468 |
-7,033 |
5 |
2002 |
1150 |
237 |
39 |
125,95 |
103,51 |
-25,95 |
-3,51 |
6 |
2003 |
1202 |
289 |
52 |
131,65 |
104,52 |
-31,65 |
-4,522 |
7 |
2004 |
1239 |
326 |
37 |
135,7 |
103,08 |
-35,7 |
-3,078 |
8 |
2005 |
1294 |
381 |
55 |
141,73 |
104,44 |
-41,73 |
-4,439 |
итого: |
8923 |