Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 05:46, курсовая работа
Цель работы – провести теоретическое рассмотрение индексного метода в статистическом изучении цен, практически освоить методику вычислений при решении конкретных статистических задач, а также самостоятельно провести статистические исследования с применением освоенной методологии в аналитической части курсовой работы.
Введение………………………………………………………………………...3
I. Теоретическая часть………………………………………………….5
§1 Цена как объект статистического изучения…………………………...…5
§2 Система статистических показателей, характеризующих динамику цен……………………………………………………………………………….6
§3 Применение индексного метода в изучении динамики цен……………...8
II. Расчетная часть……………………………………………………..16
III. Аналитическая часть………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………….42
Список использованной литературы………………………………………...43
Приложение 1
Оглавление
Введение…………………………………………………………
§1 Цена как объект статистического изучения…………………………...…5
§2 Система
статистических показателей, характеризующих
динамику цен………………………………………………………………………
§3 Применение индексного метода в изучении динамики цен……………...8
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...43
Приложение 1
ВВЕДЕНИЕ
Статистика
цен, существует как самостоятельный
блок показателей и является составной
частью социально-экономической
Предметом
статистики цен является всестороннее
изучение цен и ценообразования.
Статистика цен изучает уровни и
структуру цен, соотношения и
динамику цен, вариацию и эластичность
цен в различных аспектах, а
также анализирует влияние цен
на важнейшие стоимостные
Цены
оказывают влияние на все результативные
стоимостные показатели: валовой
выпуск товаров и услуг, ВВП страны,
конечное потребление и накопление
товаров и услуг и т.п. От уровня
цен зависят: промежуточное потребление,
издержки производства и обращения,
величина валовой прибыли экономики
и прибыли отдельных отраслей
и предприятий, показатели рентабельности
и эффективности производства.
В
органах государственной
Всестороннее
изучение цен предполагает
В данной работе рассматриваются понятия индекса и цены, инфляции, сущность индексов, которые используются в статистическом изучении цен, их роль, виды и значения. Цель работы – провести теоретическое рассмотрение индексного метода в статистическом изучении цен, практически освоить методику вычислений при решении конкретных статистических задач, а также самостоятельно провести статистические исследования с применением освоенной методологии в аналитической части курсовой работы. Для раскрытия теоретической части работы использовались материалы учебной литературы, периодические издания, указанные в списке литературы.
§1 Цена как объект статистического изучения
Цена – сумма денег, которую покупатель (потребитель) платит продавцу (производителю) в обмен на товар.
Цена – многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория.
Основные задачи статистики цен:
§2 Система статистических показателей, характеризующих динамику цен
Цены – сложная система, составной элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам (таблица 1.1.).
Таблица 1.1.
Система показателей статистики цен
Блоки показателей |
Показатели |
Субпоказатели | |
Уровень цен |
Индивидуальный уровень |
Моментная цена товарного вида, сорта товара-представителя | |
Средний уровень |
Средняя цена на дату и за период: по товарной группе (комплексу); по территории, в том числе городу и селу; по субрынкам; по группам покупателей | ||
Обобщающий уровень |
Стоимость потребительской корзины; отношение индивидуальной, средней и обобщающей цены к доходу | ||
Структура цены |
Себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), налоги |
Удельный вес каждого элемента
в конечной (розничной) цене товара;
удельный вес валового дохода (реализованного
наложения) в товарообороте; соотношение
оптовых и розничных цен; соотношение
структурных элементов | |
Соотношение цен |
Коэффициенты соотношения цен регионов, субрынков, товаров |
Отношение цен товаров к базовой цене; степень отклонения соотношений цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике | |
Вариация цен |
Показатели вариации цен в пространстве
(социально-экономическом и |
Распределение цен в пределах товарной группы (группировка одноименных товаров по уровню цен); уровень территориальной колеблемости цен; уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации трендовой модели); уровень сезонных и циклических колебаний цен; степень различий цен покупок в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки) | |
Динамика цен |
Показатели динамики отдельных товаров- |
Индивидуальные индексы цен; групповые индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен | |
Эластичность |
Показатели зависимости цен от
социально-экономических |
Эмпирический коэффициент |
Рынок делает
цены гибкими, чутко реагирующими на
изменение различных факторов. Поэтому
показатели эластичности цен, их соотношений
должны найти отражение в системе
показателей статистики цен. Возможность
для населения выбора товаров
с определенным сочетанием качества
и цен, соответствующих определенному
уровню дохода и потребительским
требованиям, определяет необходимость
использования в системе
Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.
§3 Применение индексного метода в изучении динамики цен
Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения.
ИПЦ применяется:
Для характеристики изменения цен на потребительские товары и услуги используется система индексов, при помощи которой можно решать разные задачи. Эту систему образуют:
ИПЦ измеряет
изменение стоимости
«Корзина» основных потребительских товаров и услуг фиксирована для того, чтобы изменения ИПЦ вызывали только изменения цен, но не перемены в структуре потребления в результате изменения доходов или приобретения других товаров. Поэтому ИПЦ называют также индексом стоимости жизни.
В потребительскую «корзину» для расчета ИПЦ репрезентативно включаются:
Для международных сравнений используется ИПЦ по всему кругу потребляемых благ.
Для измерения
уровня инфляции используется ИПЦ без
товаров необязательного
Расчет ИПЦ включает в себя следующие этапы:
Для расчета ИПЦ используются два источника информации:
а) статистическое наблюдение за изменением цен и тарифов на потребительском рынке;
б) выборочные
обследования доходов, расходов и потребления
домашних хозяйств (обеспечивают данные
о структуре фактических
Для определения весов в ИПЦ, кроме обследования домохозяйств, используется также дополнительная информация: данные о структуре розничного товарооборота, о производстве отдельных видов продукции, экспертные оценки.
В 1991 г. была
создана специальная
Информация о работе Статистический анализ динамики цен на продукцию АПК