Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является статистическое исследование различных аспектов занятости населения в Чеченской Республике.
Руководствуясь этой целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и методологические аспекты статистического анализа занятости населения;
изложить основные категории населения и трудовых ресурсов;
провести описательный анализ современного состояния рынка труда;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1. Теоретические аспекты статистики рынка труда…………………………...5
1.1 Содержание и задачи статистики рынка труда………………………..……5
1.2 Статистика занятости и безработицы…………….…………………………8
2. Статистические методы изучения занятости населения…………………...15
2.1 Метод статистической сводки и группировки.
Сводка статистических данных…………………………………………….…15
2.2. Метод рядов динамики: понятие, содержание, система показателей
Понятие о рядах динамики……………………………………….…………….22
2.3 Методы изучения взаимосвязи между явлениями…………….…………..25
3. Трудовые ресурсы и экономически активное население России………….28
3.1 Анализ состава экономически активного населения ЮФО………….…28
3.2 Динамика численности состава экономически активного населения ЧР.36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…..41
В основных методологических положения по классификации статистических данных о составе и численности рабочей силы, экономической активности и статусу в занятости определенно, что к безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
а) не имели работы (доходного занятия);
б) занимались поиском работы, то есть обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия ( работодателю), использовали личные связи и т. д., или принимали шаги к организации собственного дела;
в) были готовы приступить к работе.
Необходимо иметь в виду, что Законом о занятости населения Российской Федерации категория «безработных» определена иначе.
Безработными
признаются трудоспособные
Безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия (кроме граждан, получающих пенсию по инвалидности III группы). В соответствие с этим же законом трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально- технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших и средних специальных и других заведениях, считаются занятыми. Из этого следует, что указанным категориям граждан, если они хотят работать и активно ищут работу, не может быть присвоен статус «безработного» в службах занятости. В приведенных выше определениях безработных видны существенные различия, которые необходимо учитывать при использовании информации об их численности, поступающей из различных источников.
Первое определение позволяет получать и анализировать данные о величине фактической безработицы, второе – о величине официальной (зарегистрированной) безработицы.
Различают следующие типы безработицы:
1) фрикционная безработица – связана с поиском или ожиданием работы. Сюда относятся работники, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем (одни добровольно меняют работу, другие ищут работу из-за увольнения, третьи временно теряют сезонную работу, молодые люди впервые ищут работу). Конкретные люди, оставшиеся без работы по тем или иным причинам, сменяют друг друга из месяца в месяц, но данный тип безработицы остается.
Фрикционная безработица
2) структурная безработица – связана с тем, что стечением времени происходит изменения в структуре потребительского спроса и в технологии, спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается, а на другие – увеличивается. Следует отметить, что связь между фрикционной и структурной безработицей весьма неопределенна. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продавать, а «структурные» безработные не могут получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства. Фрикционная безработица носит более кратковременный характер;
3) циклическая безработица- безработица, вызванная спадом производства. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Западные экономисты считают фрикционную и структурную безработицу неизбежной и вводят понятие «естественный уровень безработицы». Он возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, то наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. При этом фактический уровень безработицы на разных этапах развития общества не может быть постоянным. Кроме того, существует понятие «мнимая» (или ложная) безработица, при которой лица, потерявшие основную работу, зарегистрированы, но не имеют источник дохода, занимаясь мелкой торговлей либо другой индивидуальной деятельностью неофициально. Практически они не нуждаются в трудоустройстве либо не готовы приступить к работе по состоянию здоровья или другим причинам. Мнимая безработица завышает уровень фактической безработицы.
Чтобы быть отнесенным к числу безработных, тому или иному лицу необходимо активно искать работу. По времени поиска различают застойную безработицу сроком более 4 месяцев и хроническую – более года.
Информационной базой данных о численности зарегистрированных безработных и их составе является статистическая отчетность, разрабатываемая органами федеральной государственной службы занятости. Другой источник информации о численности и структуре безработных это – выборочные обследования населения по проблемам занятости, проводимые Госкомстатом ЧР. Следует также иметь в виду, что хозяйствующие субъекты ежеквартально отчитываются о количестве дополнительных мест, предполагаемых к внедрению и о численности работников, намеченных к высвобождению на ближайший квартал. Следует иметь в виду, что Закон «О занятости населения в Российской Федерации» в общее число занятых включает кроме того лиц, проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других общеобразовательных учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной службы занятости, хотя по международным стандартам перечисленные выше лица относятся к категории экономически неактивного населения. По классификации МОТ, экономически неактивное население – это население, которое не входит в состав рабочей силы (включая и лиц моложе возраста, установленного для учета экономически активного населения ). Численность экономически неактивного населения может быть определена как разность между численностью всего населения и численностью рабочей силы. Экономичски неактивное население измеряется по отношению к обследуемому периоду и включает следующие категории:
1) учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневной формы обучения (включая магистратуру и аспирантуру);
2) пенсионеры по старости, на льготных условиях и лица, получающие пенсии по случаю потери кормильца при достижении ими пенсионного возраста;
3) лица, получающие пенсии по инвалидности;
4) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и тому подобное;
5) лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;
6) другие лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать.
Данные об
экономически неактивном
Классификация
населения по статусу в
2. Статистические
методы изучения занятости
2.1 Метод статистической сводки и группировки. Сводка статистических данных.
В результате первой стадии статистического исследования (статистического наблюдения) получают статистическую информацию, представляющую собой большое количество первичных, разрозненных сведений об отдельных единицах объекта исследования. Дальнейшая задача статистики заключается в том, чтобы привести эти материалы в определенный порядок, систематизировать и на этой основе дать сводную характеристику всей совокупности фактов при помощи обобщающих статистических показателей, отражающих сущность социально-экономических явлений и определенные статистические закономерности. Это достигается в результате сводки - второй стадии статистического исследования.
Статистическая сводка – это научно организованная обработка материалов наблюдения, включающая в себя систематизацию, группировку данных, составление таблиц, подсчет групповых и общих итогов, расчет производных показателей (средних, относительных величин). Она позволяет перейти к обобщающим показателям совокупности в целом и отдельных ее частей, осуществлять анализ и прогнозирование изучаемых процессов.
Если производится только подсчет общих итогов по изучаемой совокупности единиц наблюдения, то сводка называется простой.
По технике или способу выполнения сводка может быть ручной либо механизированной (с помощью ЭВМ).
Статистическая сводка проводится по определенной программе или плану. Программа статистической сводки устанавливает следующие этапы:
План статистической сводки содержит указания о последовательности и сроках выполнения отдельных частей сводки, ее исполнителях и о порядке изложения и представления результатов.
В сводке статистического материала отдельные единицы статистической совокупности объединяются в группы при помощи метода группировок.
Статистическая группировка - это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам, каждая из которых характеризуется системой статистических показателей.
Особым видом группировок является классификация, представляющая собой устойчивую номенклатуру классов и групп, образованных на основе сходства и различия единиц изучаемого объекта.
Метод статистических
группировок позволяет
Кроме того, группировка создает основу для последующей сводки и анализа данных. Этим определяется роль группировок как научной основы сводки.
Большие достижения в области применения метода группировок имеет современная отечественная статистика. Введение группировочных таблиц, содержащих показатели международной системы национальных счетов (СНС), превращает группировки (классификации) в эффективный метод анализа и вскрытия резервов в экономике.
Задачи и виды группировок.
Метод группировок применяется для решения задач, возникающих в ходе научного статистического исследования:
Для решения задач применяют три вида группировок: типологические, структурные и аналитические (факторные).
Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов путем разделения качественно разнородной совокупности на классы, социально-экономические типы, однородные группы единиц в соответствии с правилами научной группировки.
Признаки, по которым производится распределение единиц изучаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками, или основанием группировки. Выделить типичное можно не по любому признаку, а только по определенному, который должен изменяться в зависимости от условий места и времени. Для правильного выбора группировочных признаков необходимо предварительно выявить возможные типы, четко формулировать познавательную задачу.
Выделение типов на основе количественного признака состоит в определении групп с учетом границ перехода количественного признака в новое качество, в новый тип явления.
Однако во всех случаях типологических группировок выбор группировочных признаков всегда должен быть основан на анализе качественной природы исследуемого явления. Экономический анализ сущности и закономерности развития явления должен быть направлен на то, чтобы в соответствии с целью и задачами исследования положить в основание группировки существенные признаки. При этом следует иметь ввиду, что один и тот же материал при различных приемах группировки может привести к диаметрально противоположным выводам. Раскрыть закономерности экономического развития помогут те группировки, которые исходят из реально существующих закономерностей.