Статистический анализ персонала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка предложений по повышению эффективности работы персонала в организации банковской сферы. Для достижения указанной цели поставим следующие задачи:
определить понятие, роли и состав персонала на предприятии;
-определить показатели эффективного использования персонала на предприятии;
оценить состав персонала банка по возрасту и образованию;
проанализировать показатели эффективного использования персонала на предприятии и их квалификацию;
разработать предложения по повышению эффективности работы персонала банка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1 Теоретические аспекты статистического изучения персонала предприятия
Понятие, роль и состав персонала современного предприятия…………...4
Классификация и показатели эффективного использования персонала на предприятии……………………………………………………………………7
1.3 Статистические методы оценки, используемые для анализа персонала предприятия …………………………………………………………..……........13
2 Статистический анализ персонала ОАО «Уралсиб» за 2009-2011
2.1 Краткая характеристика деятельности банка……………………………...18
2.2 Оценка численности персонала и ее движение за рассматриваемый период…………………………………………………………………………….20
Оценка состава персонала по возрасту и образованию…………………...32
Мероприятия по повышению эффективности работы персонала ОАО «Уралсиб»……………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………...43
Список использованных источников………………………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

Персонал предприятия.docx

— 183.58 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..2

1 Теоретические аспекты статистического изучения персонала предприятия

    1. Понятие, роль и состав персонала современного предприятия…………...4
    2. Классификация и показатели эффективного использования персонала на предприятии……………………………………………………………………7

1.3 Статистические методы оценки, используемые для анализа персонала предприятия …………………………………………………………..……........13

2 Статистический анализ персонала ОАО «Уралсиб» за 2009-2011

2.1 Краткая характеристика деятельности банка……………………………...18

2.2 Оценка численности персонала и ее движение за рассматриваемый период…………………………………………………………………………….20

    1. Оценка состава персонала по возрасту и образованию…………………...32
  1. Мероприятия по повышению эффективности работы персонала ОАО «Уралсиб»……………………………………………………………………37

Заключение……………………………………………………………………...43

Список использованных источников………………………………………..46

Приложение А  – Организационная структура филиала ОАО «Уралсиб» в городе Орел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
           Банковский  сектор - одно из важнейших направлений  развития рыночных отношений,  который является основой для  нормального, эффективного функционирования  рыночного механизма.

 В рыночной экономике  банк выполняет свою главную  функцию - посредничество в кредите,  которое он осуществляет путем  перераспределения денежных средств,  временно высвобождающихся в  процессе кругооборота фондов  предприятий и денежных доходов  частных лиц. Коммерческие банки  выполняют роль посредников между  хозяйственными единицами и секторами,  накапливающими временно свободные  денежные средства, и теми участниками  экономического оборота, которые  временно нуждаются в дополнительном  капитале.

 Ни один более-менее  крупный банк не может обойтись  без сотрудников. Именно сотрудники  являются основным ресурсом и  движущей силой развития.  Значимость  человеческого фактора в современных  условиях трудно переоценить.  От того, насколько эффективно  используются человеческие ресурсы,  зависит процветание банка. С  ростом бизнеса растет, как правило,  и численность персонала, а  вместе с этим приходят и  проблемы.         В  маленькой банках (филиалах), где  каждый человек на виду, управление  и оценка результативности работы  не вызывает трудностей. Но по  мере роста компании задача  поддержания трудовой дисциплины,  эффективного управления и учета  результатов работы  каждого сотрудника  может вызвать серьезные затруднения.

Разработка предложений по повышению эффективности работы персонала в организации банковской сферы очень важна. От стимуляции и мотивирования работников зависит процветание всего предприятия.

          Целью курсовой работы является  разработка предложений по повышению  эффективности работы персонала  в организации банковской сферы.

          Для достижения указанной цели  поставим следующие задачи:

  • определить понятие, роли и состав персонала на предприятии;
  • -определить показатели эффективного использования персонала на предприятии;
  • оценить состав персонала банка по возрасту и образованию;
  • проанализировать показатели эффективного использования персонала на предприятии и их квалификацию;
  • разработать предложения по повышению эффективности работы персонала банка.

         Предметом исследования курсовой  работы является показатели персонала банка.

Объект исследования –  ОАО «Уралсиб».

Период исследования – 2009-2011 годы.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1Понятие, состав и структура персонала современного                предприятия

 

В условиях рыночной экономики трудовая деятельность представляет собой весьма сложную систему взаимодействия персонала в процессе производства, распределения и потребления материальных благ. Основу производства материальных благ, роста личного и национального богатства, развития человеческого капитала составляет трудовая деятельность персонала предприятия. В любой экономической системе труд является не только главным источником материальных благ, но и важнейшим условием человеческой жизни.

Под кадрами предприятия  понимается совокупность наемных работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии в  соответствии со штатным расписанием, а также работающие собственники организации, получающие на предприятии (фирме) заработную плату. Понятие персонал более емкое. Персонал (от лат. persona — личность) — это совокупность всех работников предприятия, занятых трудовой деятельностью, а также состоящих на балансе, но временно не работающих в связи с различными причинами[1].

Персонал организации - это  совокупность физических лиц, состоящих  с организацией как юридическим  лицом в отношениях, регулируемых договором найма.

Персонал организации  характеризуется, прежде всего, своей  численностью. Он находится в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения других. Поскольку  списочная и явочная численность  персонала постоянно меняются, на практике принято определить их среднюю  величину.

Между понятиями «рабочая сила», «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал» имеется взаимосвязь и взаимозависимость. Рабочая сила представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека, которые он использует в процессе трудовой деятельности для производства материальных благ и услуг. Трудовые ресурсы предприятия характеризуют его потенциальную рабочую силу, и выражаются в численности трудоспособных работников, обладающих совокупностью физических, умственных и духовных способностей, которые вне трудового процесса создания материальных благ и услуг не реализуются. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников. Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста, т.е. возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения трудовые ресурсы.

Персонал современной  организации представляет собой  сложное многоструктурное образование, отражающее качественные и количественные характеристики.

Количественные характеристики персонала выражаются численностью работников организации, которая требуется  для достижения целей ее деятельности. В настоящее время организации  самостоятельно определяют потребность  в персонале[2].

В современных условиях, когда традиционные технологии, стремившиеся свести к минимуму вмешательство  человека в производственный процесс, постепенно уступают место гибким информационным системам, инновационному производству, основанному на использование высококвалифицированной  рабочей силы, предприятия стремятся  к оптимизации состава и численности  работников. Но в то же время возрастает значимость качественных характеристик, которые выражают определенные существенные свойства и способности человеческих ресурсов. Именно личные качества оказывают  сильное влияние на поведение работника в организации, выполнением им определенной профессиональной и социальной роли в коллективе.

Качественная потребность  в персонале - это способность  в кадрах по специальностям, профессиям, категориям. Она определяется исходя из:

- требования к должностям  и рабочим местам, которые содержатся в должностных инструкциях и описании рабочих мест;

- профессионально квалификационного  деления работ, которое отражено  в технологической документации  на рабочий процесс;

- штатного расписания;

- документации, в которой  содержатся различные регламентирующие  условия управленческой деятельности  с выделением требований к  составу исполнителей.

Каждый работник принимается  в организацию на определенную должность  для выполнения им соответствующей  работы.

Должность - это совокупность прав, обязанностей и ответственности  работника, определяющая его трудовые функции и границы компетенции. Она закрепляется за работником юридически и делает его должностным лицом.

Лица, занимающие рабочие  должности, непосредственно создают  материальные ценности (производят продукцию  или оказывают какие либо услуги). Рабочие различаются между собой  по квалификации, которая в свою очередь определятся по тарифным разрядам.

По своему характеру к  рабочим близки должности младшего обслуживающего персонала, занятого в  основном оказанием непроизводственных услуг. К ним относятся дворники, уборщики непроизводственных помещений, шоферы персональных автомобилей руководителей.

Любая совместная трудовая деятельность имеет не только экономические, но и этические критерии, предписывающие определенное поведение. Каждый человек  для достижения своих целей выбирает средства в соответствии с почитаемыми им ценностями, жизненными установками. Труд становится моральной ценностью, если воспринимается не только как источник средств существования, но и как способ саморазвития, формирование человеческого достоинства. Вследствие этого моральные качества людей становятся объектом профессиональной деятельности: доброжелательность, честность, порядочность, ответственность, целеустремленность.

Главным критерием качества персонала современной организации  является квалификация. Квалификация - это динамичная способность человека выполнять предусмотренные технологией  трудовые операции или работу определенной сложности. Другими словами, квалификация характеризует уровень профессионального  развития работника, его опыт, навыки, умения[4].

Знание качественных характеристик  имеет важное практическое значение, так как результативность персонала  в современной организации зависит, во-первых, от эффективности использования  способностей и возможностей как  отдельно взятого работника, так  и их совокупности, и, во-вторых, от качественной структурной сбалансированности, взаимной согласованности квалификации.

 

    1. Классификация и показатели эффективного использования персонала на предприятии

 

Коллектив предприятия разделен на социальные, профессиональные и квалификационные слои и группы, которые по-разному  участвуют в создании конечного  продукта, или влияют на его величину. Поэтому в составе коллектива можно выделить такую его часть, которая обеспечивает производства основной доли продукта, т.е. " ядро". Таким "ядром" может являться наиболее стабильная часть коллектива, т.е. лица, имеющие наибольший стаж работы на предприятии или наиболее квалифицированная его часть[5].

К трудовым ресурсам относится население  в трудоспособном возрасте (для мужчин в возрасте от 16 до 59 лет, для женщин - от 16 до 54 лет включительно); за исключением  неработающих инвалидов войны и  труда I и II группы и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население  старше трудоспособного возраста), занятые в экономике. Также под  трудовыми ресурсами предприятия  в условиях рыночной экономики необходимо понимать всю совокупность работающих лиц как по найму, так и собственников, которые вкладывают свой труд, физические и умственные способности, знания и  навыки, а также денежные сбережения в проведение хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Кроме постоянных работников, в деятельности предприятия могут  принимать участие другое трудоспособное население, на основе кратковременного трудового договора. Т.е. много предприятий  кроме основной деятельности выполняют  функции, которые не соответствуют  главному их назначению, под персоналом предприятия в условиях рыночной экономики следует понимать все  совокупность работающих как по найму, так и собственников, трудовой потенциал  которых соответствует производственному  и обеспечивает эффективную хозяйственную  деятельность.

В теории управления существуют различные подходы к классификации  персонала, в зависимости от профессии  и должности работника, уровня управления, категории работников. На рисунке 1 показано выделение двух основных частей персонала по участию в процессе производства: рабочие и служащие.

 

Рисунок 1 - Классификация персонала

 

Такое разделение персонала  необходимо для расчета заработной платы, согласование трудовых показателей  с показателями результатов производственной деятельности[6].

Рабочие – непосредственно  занятые в процессе производства материальных ценностей, а также  ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, предоставлением услуг.

Рабочие, или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей  долей физического труда. Они  обеспечивают выпуск продукции, ее обмен, сбыт и сервисное обслуживание. Производственный персонал можно разделить на две  основные части:

Информация о работе Статистический анализ персонала предприятия