Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:23, курсовая работа
Индексная методология анализа основных параметров товарного обращения, ее применение для организации планирования и управления товародвижением на всех иерархических уровнях торговли.
1.ВВЕДЕНИЕ
2.СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА
2.1. Анализ динамики товарооборота розничной торговли
3.СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТИ
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Современная методология изучения и анализа розничного товарооборота достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется большое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные результаты. Особенно широко в анализе розничного товарооборота используется метод группировки, а также индексный метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем розничного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми предприятиями и принятия хозяйственных решений.
Все известные статистические методы анализа розничного товарооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и кончая торговлей как отраслью народного хозяйства.
Программа анализа розничного товарооборота включает: расчет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выявление влияния отдельных факторов на изменение величины розничного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и издержками обращения, численностью торговых работников, размером торговой площади и др. Рассмотрим основные процедуры анализа розничного товарооборота.
В соответствии
с действующим
Торговая выручка, сданная в банк
Ки = ———————————————————————— * 100 (1)
Объем
розничного товарооборота
Анализ
выполнения планируемых результатов
розничного товарооборота является
важнейшей аналитической
Выполнение плана розничного товарооборота должно рассматриваться как по предприятиям и организациям, так и в территориальном аспекте. При этом возникает вопрос о степени равномерности выполнения плановых показателей.
Покажем это на примере данных (таблица №1) о выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.
Для расчета коэффициента равномерности по формуле R=100-V необходимо определить коэффициент вариации V, который равен:
σ * 100
V= ———— (2)
Ŷ
Средний
процент выполнения плана (Ŷ)
равен 104,6%. Среднее квадратическое
отклонение (σ) рассчитаем по формуле
2
∑(Y- Ŷ) 48803,48
σ = ————— = ————— = √567,4 = ± 23,8% (3)
∑m
86
Коэффициент вариации равен 22,9% (23,8:104,6-100). Следовательно, коэффициент равномерности равен 77,1 % (100—22,9).
Таблица №1
Выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.
Квартал | План розничного товарооборота, млн. руб. (m) | Фактически выполнено, млн. руб. | Процент выполнения (Y) | Y - Ŷ | (Y - Ŷ) |
2
(Y - Ŷ) m |
I
II III IV |
20
21 23 22 |
16
18 28 28 |
80,0
85,7 121,7 127,2 |
-24,6
-18,9 +17,1 +22,6 |
605,16 357,21 292,41 510,76 | 12103,20 7501,41 6725,43 11236,72 |
И т о г о | ∑m = 86 | 90 | Ŷ = 104,6 | — | — | 48803,48 |
Полученный показатель равномерности выполнения плана (77,1 %) нельзя отнести к разряду высоких. Это естественно, поскольку среднее квадратическое отклонение достаточно велико— 23,8%. Оно свидетельствует о среднем размере отклонений от среднего процента выполнения плана розничного товарооборота (104,6 %). Легко допустить, что, если бы годовой план розничного товарооборота был распределен по кварталам в равных долях, коэффициент равномерности был бы выше. Далее, фактический объем розничного товарооборота не является высшим достижением торга. Наоборот, он говорит о том, что в торге имеются не использованные резервы для дальнейшего повышения уровня розничной продажи.
Анализ выполнения плана розничного товарооборота углубляется путем разработки специальной таблицы, в которой дается группировка магазинов по признаку уровня выполнения плана розничного товарооборота. Рассмотрим группировку 100 магазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале, в которую введены показатели поступления товаров. (Таблица №2)
Таблица №2
Таблица 2 Группировка магазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале
Группы магазинов по уровню выполнения плана, % | Число
магазинов |
Розничный
товарооборот, тыс. руб. |
Розничный
товарооборот в расчете на один магазин, тыс. руб. |
Поступление товаров в расчете на один магазин | ||
план | фактически | тыс. руб. | отклонение
от товарооборота
(+. -), % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
До 80 | 5 | 280 | 210 | 42 | 36 | -14,3 |
80—84,9 | 6 | 590 | 492 | 82 | 72 | -12,2 |
85—89,9 | 10 | 2800 | 2490 | 249 | ^229 | -8,0 |
90—94,9 | 2 | 450 | 430 | 215 | 229 | +6,5 |
95—99,9 | 7 | 2320 | 2268 | 324 | 344 | +6,2 |
100—104,9 | 46 | 19700 | 19883 | 432 | 435 | + 0,7 |
105 и выше | 24 | 9070 | 9802 | 408 | 411 | +0,7 |
Итого | 100 | 35210 | 35575 | 356 | — | — |
Для
того чтобы выявить влияние
Во-первых, данная группировка показывает, что 30 магазинов (т.е. 30% общего числа) не выполнили квартального плана товарооборота, причем в пяти из них уровень выполнения плана — менее 80% Коэффициент вариации выполнения плана составил сравнительно небольшую величину — 5,9%. Однако общая сумма недовыполнения плана равна 550 тыс. руб. Если бы эти магазины выполнили план, хотя бы на 100%, общее выполнение плана по организации составило бы не 101,0%, а 102,6%
Во вторых, доля магазинов, не выполнивших план, в общем объеме товарооборота не достигает ¼ (164%) Это указывает на то что главным образом не справляются с плановым заданием небольшие магазины. Вывод подтверждают данные о товарообороте в расчете на один магазин.
В-третьих,
выполнение плана связано с поступлением
товаров в магазины. Выявлена обратная
зависимость уровня выполнения плана
товарооборота от показателя отклонения
поступления товаров от планового
задания. Причем в двух группах поставка
товаров по своему абсолютному размеру
превышает объем продажи. В данном случае
сказалось несоответствие поставки (по
ассортиментному составу или качеству)
спросу населения Недопоставка также
приводит к невыполнению плана розничного
товарооборота.
2.1
Анализ динамики
товарооборота розничной
торговли.
Рассмотрим анализ розничного товарооборота в динамическом аспекте с помощью индексного метода. Для индексного метода характерным является сопоставление двух периодов—отчетного и базисного. Объем розничного товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным может увеличиться или уменьшиться под влиянием двух факторов — изменения объема товарной массы или розничных цен. В связи с этим в статистическом анализе используются три индекса: — индекс розничного товарооборота в фактических ценах,
—индекс розничного товарооборота в неизменных ценах (индекс физического объема),
—индекс цен.
Индекс
товарооборота в
фактических ценах рассчитывается
по формуле
∑p1q1
Ipq = ——————— (4)
∑p0q0
где p1, p0 — цена за единицу товара соответственно в отчетном и базисном периодах; q1, q0 — количество проданного товара соответственно в отчетном и базисном периодах.
Особенностью данного индекса является то, что он отображает изменение объема розничного товарооборота в результате действия сразу двух факторов—товарной массы и розничных цен.
На втором этапе анализа динамики розничного товарооборота рассчитывается индекс розничного товарооборота в неизменных ценах (индекс физического объема) по следующей формуле:
∑p0q1
Iq = ————— (5)
∑p0q0
Особенностью индекса физического объема розничного товарооборота является то, что в нем элиминируется (исключается) влияние на динамику объема товарооборота фактора изменения розничных цен.
Если же элиминировать влияние количественного фактора, взвешивая цены по количеству проданных товаров отчетного периода, то будет получен следующий показатель, который называется индексом цен. Он может быть представлен в виде следующей формулы:
∑p1q1