Статистическое исследование миграции населения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:59, реферат

Краткое описание

Цель исследования: изучить и рассмотреть миграционную ситуацию в Российской Федерации
В ходе исследования необходимо выполнить следующие задачи:
1.Кратко рассмотреть статистику населения в целом
2.Изучить понятие миграции
3.Изучить миграционную ситуация в Российской Федерации
4.Решить задачи, произвести необходимые расчеты, приведенные в расчетной части, с помощью статистических методов анализа и формул

Содержание

Введение 2
1. Основная часть 4
1.1. Статистика населения 4
1.2. Миграция 5
1.3. Миграционная ситуация в Российской Федерации 8
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Миграция в РФ (для расчетки).docx

— 63.24 Кб (Скачать файл)

Рисунок 1 – Внутрироссийская миграция

По данным текущего учета  после Всероссийской переписи населения (за 2003-2009 гг.) во внутрироссийских миграциях участвовало почти 15 млн. человек или каждый десятый житель России.

В 2001-2008 гг. передвижения внутри страны практически стабилизировались на уровне 1,9 - 2 млн. человек. Однако в 2009 г. число мигрантов, сменивших место жительства в пределах страны, сократилось по сравнению с 2008 г. на 227 тысяч человек, или на 12% и составило 1,7 млн. человек. В 2008 г. во внутренних миграциях участвовало на 63,6 тыс. человек (на 3,2%) меньше, чем в 2007 г. (в 2007 г. – на 62,3 тыс. человек или на 3,2% больше, чем в 2006 г.).

Во внутренних миграциях  поток ориентирован с севера и  востока в центр. В отличие от прошлого межпереписного периода, когда привлекательными для жителей России были также юго-западные территории, в последние 8 лет положительный миграционный прирост сложился в Северо-Западном федеральном округе. Два округа образуют миграционные полюса – Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает. В 2003-2009 гг. на Центральный округ приходилось 86% населения, перераспределенного между округами. При этом практически весь положительный миграционный прирост, получаемый округом во внутрироссийских миграциях, аккумулируют Москва и Московская область (93%). Сибирь и Дальний Восток потеряли более 350 тыс. своих жителей, что составляет более половины (52%) перераспределенного между округами населения. Почти 70% общего сокращения численности населения Дальневосточного федерального округа и 40% - Сибирского федерального округа сложилось за счет миграционного обмена населением между округами.

Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.

На учитываемые статистикой объемы международной миграции в большой степени сказываются изменения в законодательстве. В частности, резкое сокращение числа прибывших в 2001 г., по-видимому, объясняется введенными ограничениями приема граждан стран СНГ. В последующие годы в статистический учет попадали все граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство.

Рисунок 2 – Международная миграция

Такая ситуация привела к  минимизации потоков учитываемых  иммигрантов – в 2004 г. их численность была наименьшей за последние 50 лет. С начала 2007 г. в статистический учет попадают иностранные граждане и лица без гражданства, впервые получившие разрешение на временное проживание. В результате число иммигрантов увеличилось более, чем на 100 тыс. человек, или на 54%. При этом в 1,5 раза возросли как потоки из стран – участников СНГ (на 96,7 тыс. человек), так и из стран дальнего зарубежья (на 3,9 тыс. человек).

Среди всех иммигрантов в  2009 г. около 93% (261,5 тыс. человек) составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них почти половина - выходцы из Украины, Узбекистана и Казахстана (соответственно 45,9 тыс.человек, 42,5 тыс. и 38,8 тыс. человек).

Рисунок 3 – Удельный вес иммигрантов из стран-участников СНГ по странам прежнего проживания

Наиболее привлекательными для таких иммигрантов в 2009 г. стали Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Среди прибывших из-за пределов России на постоянное место жительства в регионы этих округов – 99% выходцы из стран - участников СНГ. Северо-Кавказский и Южный федеральные округа наиболее привлекательны для иммигрантов из дальнего зарубежья, где их доля составляет соответственно 12,6% и 7,8%. При этом следует учитывать, что существенный поток иммигрантов в эти федеральные округа составляют прибывшие из Грузии, которая в настоящее время не является членом Содружества Независимых Государств.

Рисунок 4 – Число эмигрантов

Учтенная эмиграция на протяжении двух десятилетий ежегодно уменьшается. При этом ее структура  по странам предполагаемого проживания существенно меняется. В начале 1990-х  годов число выбывших в страны – участники СНГ превышало  число выбывших в страны дальнего зарубежья в 3-5 раз, в 2001-2005 гг. их численность была практически одинаковой, начиная с 2006 г. эмигрантов в страны СНГ в 2 раза больше, чем в другие зарубежные страны.

Также более подробно со статистикой  миграции населения можно ознакомиться в таблице 1.

Таблица 1 – Общие итоги миграции населения

Годы

Прибывшие 
всего

Из них

Выбывшие всего

Из них

Миграционный прирост всего

Из него в результате

В пределах России

Из зарубежных стран

В пределах России

В зарубежные страны

В пределах России

С зарубежными странами

1990

5176332

4263109

913223

4720270

3990803

729467

456062

272306

183756

1991

4383020

3690782

692238

4155649

3480152

675497

227371

210630

16741

1992

4192798

3266778

926020

3806409

3133266

673143

386389

133512

252877

1993

3826115

2902835

923280

3450277

2967249

483028

375838

-64414

440252

1994

4208308

3016953

1191355

3330776

2985153

345623

877532

31800

845732

1995

3997139

3130282

866857

3393941

3046603

347338

603198

83679

519519

1996

3533890

2886864

647026

3090594

2798952

291642

443296

87912

355384

1997

3322593

2724942

597651

2931466

2698479

232987

391127

26463

364664

1998

3095508

2581957

513551

2774310

2560933

213377

321198

21024

300174

1999

2856731

2477005

379726

2672709

2457746

214963

184022

19259

164763

2000

2662329

2302999

359330

2420574

2274854

145720

241755

28145

213610

2001

2334034

2140584

193450

2252253

2131087

121166

81781

9497

72284

2002

2201914

2017302

184612

2114765

2008080

106685

87149

9222

77927

2003

2168168

2039024

129144

2124284

2030266

94018

43884

8758

35126

2004

2117434

1998277

119157

2076159

1996364

79795

41275

1913

39362

2005

2088639

1911409

177230

1981207

1911409

69798

107432

-

107432

2006

2122071

1935691

186380

1989752

1935691

54061

132319

-

132319

2007

2284936

1997980

286956

2044993

1997980

47013

239943

-

239943

2008

2215945

1934331

281614

1973839

1934331

39508

242106

-

242106


Исходя из данных таблицы, можно сказать, что  количество прибывших всегда было больше, чем выбывших. Однако с каждым годом  количество мигрантов уменьшается.

Потребность экономики страны в дополнительных трудовых ресурсах вызовет необходимость регулируемого притока иммигрантов, в первую очередь из государств – участников Содружества Независимых Государств. В этой ситуации актуальной проблемой для российского общества является формирование установок толерантного сознания.

В последние  годы миграция населения не обеспечивает перераспределение населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны, что вызовет необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том числе за счет развития рынка жилья. Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению трудовой деятельности.

Рыночный  механизм предопределяет необходимость  осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических стимулов.

Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы в России стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации.

Заключение

Миграция является важным компонентом  демографического развития на протяжении всей истории человечества. Это сложный процесс, вносящий вклад не только в демографические процессы, но и влияющий на социальную, экономическую, политическую сферы жизни. Миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия. В данной работе была рассмотрена суть такого явления, как миграция, миграционная ситуация в России. Поставленные задачи достигнуты.

Из проведенного исследования следует, что нужно развивать миграционную политику, так как прослеживается тенденция к уменьшению числа  мигрантов. Необходимо обеспечивать устойчивое социально-экономическое и демографическое развитие страны, национальную безопасность Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Для регулирования миграционных процессов в стране уже осуществляется ряд мер, в частности совершенствуется законодательство, разрабатываются федеральные и региональные миграционные программы, к решению миграционных проблем широко привлекаются ученые, политические деятели, журналисты, широкая общественность, международные организации.

Изучение миграции, в России и в общем, дало возможность не только узнать больше о предмете исследования, но и понять всю его сложность. Миграция – важный аспект жизни населения всего мира, одна из острейших проблем России. Именно поэтому нужно грамотно ей управлять, учитывать количество мигрантов, искать правильный подход к этому явлению. Ведь миграция затрагивает практически все сферы общественной жизни.

Список  литературы

  1. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально- экономическая статистика. – М.: Юристъ, 2001 г.
  2. Экономическая статистика. Под.ред. Иванова Ю.Н. – М.: Инфра-М, 2005 г.
  3. Статистика.  Гусаров В.М. -  М: Финансы и статистика, 2005 г.
  4. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/
  5. Миграция населения // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C% 
    D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
  6. Миграционная ситуация в России // http://ru.wikipedia.org/wiki/ 
    %CC%E8%E3%F0%E0%F6%E8%EE%ED%ED%E0%FF_%F1%E8%F2%F3%E0%F6%E8%FF_%E2_%D0%EE%F1%F1%E8%E8

 


Информация о работе Статистическое исследование миграции населения в Российской Федерации