Стратегия экономического развития Тюменской области до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 19:31, реферат

Краткое описание

В настоящий момент Тюменская область вместе с входящими в ее состав Ханты-Mансийским и Ямало-Ненецким автономными округами - один из наиболее динамично развивающихся регионов РФ. Во многом это связано с огромным сырьевым потенциалом региона (48% перспективных и прогнозных ресурсов нефти в РФ и 27% газа). Область - крупнейший в России поставщик сырой нефти на внутренний и внешний рынки и поэтому занимает исключительно важное место в экономике и энергетической безопасности России. Именно нефтегазодобыча -базовый сектор экономики области, который определяет ее экономическую специализацию.

Вложенные файлы: 1 файл

стратегия развития тюм области 2020.docx

— 38.14 Кб (Скачать файл)

Развитие небазовых секторов экономики

В отношении развития не базовых  секторов экономики и достижения его сбалансированности, области и органам ее государственной власти в ближайшие годы предстоит определиться по ряду вопросов. Развитие в рамках существующей специализации экономики или диверсификация последней Особенность "двухсекторной" экономики Тюменской области является ее неустойчивый характер не только в силу зависимости от мировых цен на углеводороды, но и в силу того, что нефте- и газодобыча сосредоточена в основном в автономных округах, а на юге области сосредоточены в основном производства не базовых секторов. Причем данные производства не базовых секторов в большинстве своем неконкурентоспособны на глобальном рынке. Для региона и его властей предстоит сделать ставку либо на усиление и развитие специализации региона, либо на диверсификацию его хозяйства, формирование нового базового сектора, используя дополнительные финансовые ресурсы, поступающие от роста мировых цен на углеводороды. До сих пор большая часть бюджетных инвестиций в так называемый "реальный сектор" в Тюменской области направлялась в не базовые отрасли. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе в 2002 году была принята программа "Развитие и реструктуризация лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа до 2010 года". В рамках этой программы из окружного бюджета на нужды лесопромышленного комплекса было выделено 1210 млн. рублей. Значительные бюджетные инвестиции на Юге области выделялись на поддержку сельского хозяйства, развитие химической отрасли, модернизацию инженерных инфраструктур. Подобная практика государственного развития экономики сырьевых зон может быть подкреплена успешным международным опытом ее диверсификации. И все же в развитии Тюменской области ставка может быть сделана на углубление специализации экономики, расширение и участия юга региона в базовом секторе, а также расширении (диверсификации) его самого. Последний представляет собой самый большой и стабильный рынок, наиболее доступный из всех возможных. Другое дело, что по мере реструктуризации крупных нефтегазовых компаний хозяйству юга области предстоит заново освоить рынок Севера. В первую очередь это будет связано со снижением значимости территориальной локализации части сервисных производств и производств технологического обеспечения нефтегазовой отрасли (материально-технического снабжения, кадрового обеспечения и пр.). Кроме того, для Юга области рынок Севера придется заново осваивать по мере прихода в регион крупных сетевых ритейлеров, которые сформируют стандарты для многих отраслей производства (в первую очередь для сельского хозяйства и пищевой промышленности), а также существенным образом расширят состав поставщиков. Между традиционной ("жесткой") и либеральной промышленной политикой Области в ситуации сохранения высокого уровня бюджетной обеспеченности и роста доходности в базовом секторе предстоит сделать выбор между традиционной ("жесткой") промполитикой (поддержка отраслей, компаний или технологий, строительство производственных комплексов за счет бюджетного финансирования) и переходом к более либеральным методам управления экономикой, в частности, к институциональной политике, региональному форсайту и некоторым элементам кластерной политики

Ставка на традиционные сектора  экономики и существующие предприятия или на привлечение внешних инвесторов Необходимо определиться - поддерживать в первую очередь существующие предприятия и традиционные производства небазового сектора (например, финансирование предприятий через региональный фонд развития и поддержки предпринимательства) или сделать ставку на привлечение внешних инвесторов, которые самостоятельно должны будут выбрать направления инвестиций. Импорт капитала является одним из самых доступных способов повышения региональной конкурентоспособности, т.к. внешние инвесторы приходят, уже имея конкурентные позиции на открытом рынке, готовность осуществлять экспансию на нем. Но для того, чтобы внешние капиталовложения в регион осуществились необходимо выполнить целый ряд условий. Должны быть сняты административные барьеры на пути притока инвестиций и технологий, выделены и оформлены индустриальные участки под так называемое "строительство с нуля" (Greenfield) или редевелопмент - полную санацию и реконструкцию старых производственных площадок (Brownfield). По пути такого выделения зон для развития идет Ленинградская область. В середине 2006 года Администрация Вологодской области подписала договор с ОАО "Северсталь" о создании специальных экономических зон в регионе для размещения новых производств (линия оцинкования стали и пр.). Понятно, что в Тюменской области привлечение внешних инвесторов в не базовые сектора экономики возможно в первую очередь в средние и крупные города, расположенные в зоне с поликомфортными климатическими условиями и обладающими трудовыми ресурсами, расположенными на крупных транспортных магистралях (Тюмень, Сургут, Тобольск, Ишим и т.д.). Привлечение новых предприятий за счет подготовки конкурентоспособных промышленных площадок один из наиболее эффективных методов современной промышленной политики. Он способен существенно повысить привлекательность Тюменской области для размещения производств по сравнению с другими регионами. Участие региона в подготовке промышленных площадок предполагает инвестиции в наиболее рисковые этапы промышленного девелопмента, финансировать которые частный бизнес не всегда готов. Это разработка градостроительной документации и выбор наиболее привлекательных площадок, частичное финансирование развития инженерной инфраструктуры, организация освобождения старых промзон от неэффективных землепользователей и стимулирование комплексной модернизации старых промышленных территорий, создание каталогов и геоинформационных систем для потенциальных инвесторов.

Решение вопросов выделения земельных участков под строительство промышленных объектов находится в ведении органов местного самоуправления, однако региональная власть так же заинтересована в создании новых предприятий. Основными формами участия региональных власти может быть: финансирование разработки градостроительной документации, финансирование развития инженерной инфраструктуры муниципалитетов.

Выбор "нового портфеля ресурсов"

Использовать традиционный "портфель ресурсов" - дешевое и доступное сырье, дешевую рабочую силу, низкую бюджетную нагрузку, технологический задел, унаследованный от СССР, доминирование производства над торговлей и проч. - или сделать ставку на "новый" - дорогая рабочая сила, инновационные технологии, сильные рыночные позиции (развитие современных форматов торговли и пр.) в больших рынках. Очевидно, что конкуренция на основании старого портфеля ресурсов имеет для тюменских производителей большие ограничения. Во-первых, увеличивать приток трудовых мигрантов или вахтовых партий в область в условиях сильной депопуляции России и постепенного повышения стоимости рабочей силы в несырьевых секторах экономики и несырьевых территориях будет все сложнее. Прогноз динамики заработных плат в области и округов свидетельствует о постепенном выравнивании уровня оплаты труда на территории Юга и округов. Данному выравниванию будут способствовать, с одной стороны, процессы сдерживания роста издержек в нефтегазовом секторе Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а, с другой стороны, экономический рост, сопровождающийся повышением производительности труда в России в несырьевых секторах. Во-вторых, в силу того, что нераспределенного фонда недр практически не осталось, что компании, обладающие запасами, стремятся повысить свою капитализацию и получить рыночную оценку данных запасов, дешевых природных ресурсов в Тюменской области больше нет. В-третьих, постепенно изнашиваются основные фонды, унаследованные от прежнего этапа освоения Западной Сибири, ощущается дефицит инфраструктур в зонах нового освоения. Более того, сохранение ресурсов "старого портфеля" блокирует обретение новых ресурсов. Низкая стоимость и слабая защищенность рабочей силы делают экономически непривлекательными инвестиции в технологии, способствующие повышению производительности. Консервация систем управления и корпоративных структур снижает мобильность экономики области. Таким образом, для того, чтобы конкурировать не в снижении издержек, а в росте рыночной стоимости, тюменским предприятиям необходимо перейти к новому "портфелю ресурсов", основой которого должны стать наиболее ценные в глобальной экономике активы: мобильная рабочая сила, обладающая современными ключевыми компетенциями; производительные инновационные технологии; доступ к большому рынку (правовая, транспортнокоммуникационная, торговая интеграция в большие открытые рынки); контроль конкурентных рыночных позиций (обладание глобальными брэндами, наличие контрактной базы, современных каналов дистрибуции и пр.); наличие амбициозных корпорацийрезидентов, реализующих стратегии роста в глобальном рынке. В современных условиях эти ключевые ресурсы "нового портфеля" собираются и могут нормально функционировать не столько в рамках отдельных компаний, а уж тем более отраслей, сколько в высокоорганизованной урбанистической среде - в поселениях, обладающих ею. Капитализация компаний оказывается напрямую связана с их местоположением и ареалом функционирования. Причем чем сложнее и динамичнее оказывается рынок, тем большую значимость приобретает местоположение, особые характеристики территории. Вопрос для Тюменской области заключается в том, где и как собирать этот "новый портфель" ресурсов. Очевидно, что должна быть пересмотрена логика пространственного развития региона.

Выбор варианта пространственного  развития региона.

Экономическая, административная и  бюджетная политика имеют территориальную проекцию, так называемое "пространственное развитие", которое отражает территориальную ориентацию хозяйства и управления, социальной жизни, оформляется развитием инфраструктур и системы расселения. Поэтому развилки выбора в экономической сфере неизбежно конвертируются в развилки выбора в сфере пространственного развития. Можно рассчитывать на продолжение ранее проводившейся государственной проектной политики пространственного развития, а, следовательно, планирования и создания опорного каркаса расселения, государственного масштабного строительства новых инфраструктур, освоение новых территорий в логике комплексного использования их ресурсов и пр., либо подстроиться под рыночную логику распределения производительных сил по территории, создавая для строительства транспортных инфраструктур в зонах нового освоения частно-государственные партнерства, пересмотрев систему льгот и привилегий для жителей отдельных территорий. Фактически, данная политика пространственного развития области будет сориентирована на сохранение двухсекторной пространственной организации Тюменской области в варианте, зафиксированном договором о распределении полномочий и бюджетных средств между областью и округами. В этой логике в Транспортной стратегии России в качестве приоритетных проектов инфраструктурного развития Тюменской области и входящих в ее состав округов названы завершение строительства железнодорожных линий "Новый Уренгой-Ямбург", "Новый Уренгой-Надым" и реконструкция отдельных участков автомобильных дорог по маршрутам "Пермь -Серов – Ханты-Мансийск -Сургут - Томск" и "Тюмень - Сургут - Новый Уренгой -Салехард". Пространственное развитие Тюменской области до сих пор строилось как постепенное перемещение центра системы расселения на Север. В инерционном сценарии в ходе подъема цен на углеводороды и повышения доходности базового сектора экономики можно ожидать приток населения в автономные округа. При спаде цен на нефть и газ или понижении доходности базового сектора система расселения неизбежно вступает в кризис В активном сценарии возможна политика пространственного развития Тюменской области, повышающая устойчивость системы расселения к изменениям конъюнктуры доходности в базовом секторе. Естественно, что данная политика предполагает повышение степени связанности между данными субъектами Федерации и скоординированности их пространственного развития. Формирование единой системы расселения, пространственная ориентация развития инженерных и социальных инфраструктур, ориентация размещения производительных сил должны эффективно выполнить функцию опорного каркаса для развития нефтегазового сектора области и округов и создать устойчивость системы расселения к цикличным колебаниям цен на мировых рынках углеводородов, обеспечить собирание в области "нового портфеля" ресурсов роста. Для обеспечения устойчивости системы расселения и выполнение новой функции собирания мобильных ресурсов современной экономики необходимо форсировать развитие Тюмени как крупного современного города, который обладает способностью порождать новые формы производственной и социальной активности, удерживать мобильные кадры, работающие в условиях новой экономики и обладающие современными ключевыми компетенциями. Тюмень должна стать местом базирования амбициозных корпораций-резидентов, реализующих стратегии роста в глобальном рынке, то есть центром принятия решений. В первую очередь должна вырасти роль Тюмени в базовом секторе: размещение фронт-офисов нефтегазовых компаний, сервисных и специализированных фирм базового сектора; наращивание объема финансовых услуг; формирование кадрового резерва для предприятий нефтегазовой отрасли. Кроме того, в крупных городах области существует шанс появления новых инновационных видов деятельности. Следует учитывать, что если в развитии добычи углеводородов и формировании зон нового освоения у области конкурентами выступают нефтегазовые провинции европейского Севера России, Восточная Сибирь и Дальний Восток, то в стягивании ресурсов "нового портфеля" и создание в области регионального центра, влияние которого выходит за административные границы субъекта Федерации, для Тюмени основными конкурентами выступают ближайшие соседи - крупные города Урала. Так в Екатеринбурге на базе предприятий ОАО "РЖД" создан мощный мультимодальный транспортный узел; Екатеринбург выбран в качестве межрегионального центра крупных торговых сетей, включая международные; в городе предполагается реализовать один из самых амбициозных проектов в сфере образования крупный университетский и научный комплекс ("Большой Евразийский государственный университет), который должен объединить существующие вузы города и рассчитан на обучение более 100 тыс. студентов; Екатеринбург существенно отличается от других городов Уральско-Западносибирского региона с точки зрения развития "четвертичного сектора"; город дорос до участия в формировании новой городской среды крупнейших европейских строительных и архитектурных компаний .

Пока Тюмень в своем развитии как крупный современный город  имеет препятствия для стягивания в него "нового портфеля ресурсов" и выражающиеся в отставании от ряда регионов Урала в развитии отдельных видов деятельности так называемого "четвертичного сектора" (консультационного, инновационного, страхового бизнеса и пр.) и урбанистической среды. В частности, Тюмень сильно отстает от других регионов по развитию современных форматов торговли , по текущему уровню развития гостиничной и развлекательной инфраструктуры. Отстает Тюмень от некоторых других центров Урала по ряду иных показателей: уровню развития Интернета, средств массовой информации, количеству событий, имеющих макрорегиональное и страновое значение и т.д. Ситуация осложняется тем, что город, находится на периферии зоны разработки нефтегазовых месторождений и на периферии макрорегионального рынка Урала. Выход на глобальный рынок для Юга Тюменской области возможен только через базовый сектор либо через усиление позиций в разделении труда на рынке Урала. Вступление в ВТО и открытие локального и регионального рынков (а также вход торговых сетей в регион) повлечет за собой проблемы для конкурентоспособности предприятий Юга области, не оформленных в кластеры и действующих на локальном рынке. Поэтому инерционным является умеренно пессимистический сценарий, ориентированный на функционализацию Тюмени как периферийного центра Урала (по отношению к связке Екатеринбург - Челябинск) с сохранением позиции по сосредоточению на территории города управляющих центров второго эшелона (бэкофисов) базового сырьевого сектора области. Иными словами, Тюмень, при всех масштабных капиталовложениях в нее в последние годы, фактически недоинвестирована с точки зрения развития современных ключевых сегментов городской среды и современной экономики крупного города. Естественно, что повышение устойчивости системы расселения Тюменской области обеспечивается не только за счет развития Тюмени как крупного современного города и крупнейших агломераций в Ханты-Мансийском автономном округе, но и за счет поддержки опорных узлов развития базового сектора экономики области (территориальную структуру природных ресурсов, транспортные магистрали и пр.), его устойчивости к циклическим колебаниям цен на мировых рынках углеводородов и диверсификацию регионального хозяйства (учет сформировавшихся старожильческих поселений, экологический каркас региона, территориальной структуры непроизводственной сферы и пр.), развитие межагломерационных (межкоридорных) пространств достижение так называемой "рассредоточенной концентрации". Кроме того, позитивным фактором пространственного развития области могло бы стать усиление межрегиональных связей с участием Тюменской области (интеграция в рамках крупных уральских городских агломераций Пермской, Челябинской и Свердловской областей в качестве сырьевой базы, а также общего образовательного, информационного, торгового и транспортного пространства, а также скоординированное развитие Тюменской области в рамках евроазиатского энергетического коридора, включающего в себя север европейской части РФ, Тюменскую область, Красноярский край, нефтегазовые регионы Восточной Сибири и транспортные коммуникации на рынки углеводородов АТР).

Информация о работе Стратегия экономического развития Тюменской области до 2020 года