Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 10:21, реферат
Целью данного реферата является изучение вопроса о сущности и содержании стандартизации.
Будут рассмотрены такие важнейшие задачи, как:
Сущность стандартизации
Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов
Применение нормативных документов и характер их требований
Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов
Введение……………………………………………………………………….стр.4
Сущность стандартизации……………………………………………………стр.5
Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов…………стр.10
Применение нормативных документов и характер их требований………..стр.24
Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов …...стр.30
Заключение………………………………………………………………….....стр.31
Список использованных источников и литературы……………………....…стр.32
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Промышленное и гражданское строительство»
КАФЕДРА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
РЕФЕРАТ
«СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ»
Исполнитель: Иванов Е.С.,
ИАФ V-4, д/о
Научный руководитель: Слесарев М.Ю.,
профессор, д.т.н.
г. Москва
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Список принятых сокращений…………………………………………….…
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………....…стр.32
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
РФ - Российская федерация
ГОУ ВПО - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
НСС - Национальная система стандартизации Российской Федерации
ГАТТ/ВТО - Генеральное соглашение о тарифах и торговле/ Всемирная торговая организация
ИСО/МЭК - Международная организация по стандартизации/ Международная электротехническая комиссия
СНГ – Содружество независимых государств
ГОСТ Р – Государственный стандарт России
СССР – Союз Советских Социалистических Республик
Ростехрегулирование - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Росстрой - Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
ПР — правила по стандартизации
Ρ — рекомендации по
ТУ — технические условия
ЕС – Европейский Союз
ЕЭК ООН - Европейская Экономическая Комиссия Организации Объединённых Наций
Целью данного реферата является изучение вопроса о сущности и содержании стандартизации.
Будут рассмотрены такие важнейшие задачи, как:
Метод: анализ научно-методической литературы.
Методология: реферативное исследование
Объект исследования: стандартизация.
Предметы:
|
|
|
|
|
|
|
Структура: данный реферат состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы и соответствует последовательному раскрытию темы реферата.
В 1993 г. принята новая редакция комплекса государственных основополагающих стандартов "Национальная система стандартизации Российской Федерации (НСС)". Изменения и дополнения к ней в большей степени приближают организацию стандартизации в РФ к международным правилам и учитывают реалии рыночной экономики. В частности, введена новая категория нормативного документа — технический регламент, сформулировано правило по информации о нормативных документах. Эти нововведения весьма важны в плане присоединения России к Кодексу ГАТТ/ВТО по стандартизации. Полностью обновлены положения НСС, касающиеся государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандартов и правил сертификации. Соответствующие изменения внесены в терминологию, гармонизующие ее с рекомендациями ИСО/МЭК. Так, вместо употреблявшегося ранее у нас термина "утверждение" стандарта официально установлен термин "принятие" стандарта [2]. По-новому сформулированы формы применения в России международных и региональных стандартов [2]. Приближение правил отечественной стандартизации к международным отражено и в трактовке требований государственного стандарта (разделение их на обязательные для выполнения и рекомендательные) [2]. Исключены правила по установлению в стандартах требований к изготовителям о предоставлении гарантии [2]. Следуя международному опыту, их относят к коммерческим, которые не подлежат стандартизации, а оговариваются в договорных отношениях. Однако практика подсказала, что все же нужны какие-то официальные документы, устанавливающие гарантийные обязательства. Поэтому согласно "Новым правилам продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров" разрабатываются правила (обычно отраслевого характера), которые запрещают реализацию товара без инструкций, технических паспортов, гарантийных талонов и т.п. Особенно актуально соблюдение этих установлений для бытовой электро-радиотехники и других товаров долговременного пользования.
Приведенные примеры подчеркивают, что деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда соответствует изменениям, происходящим в различных сферах жизни общества, прежде всего в экономической, должна стремиться успевать и даже предвосхищать их, чтобы стандарты способствовали развитию, а не отставанию отечественного производства.
Кроме того, действующая система стандартизации явно смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам их испытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимо для обеспечения взаимопонимания между партнерами как в сфере техники и технологии, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях.
Новая система стандартизации предоставляет возможность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заинтересованных сторон. Это реализуется законным правом изготовителей продукции, потребителей, разработчиков проектов, представителей общественных организаций, отдельных специалистов участвовать в работе технических комитетов, которых в России уже несколько сотен.
Фонд стандартов, служащий базой для информационного обеспечения работ не только по стандартизации, но также и по сертификации, метрологии и управлению качеством, приобрел и межгосударственное значение для СНГ. Это содействует как развитию стандартизации в странах содружества, так и укреплению экономических связей между ними.
Стандартизация — это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда [1]. Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач [1]. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях [1].
Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают прежде всего из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих: безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества; совместимость и взаимозаменяемость изделий; качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса; единство измерений; экономия всех видов ресурсов; безопасность хозяйственных объектов, связанная с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций; обороноспособность и мобилизационная готовность страны [3]. Это определено Законом РФ "О техническом регулировании", принятым в 2002 г.
Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т.п.
Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации. Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. [1] Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик). Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации [1]. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т.д.
Стандартизация осуществляется на разных уровнях [1]. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт [1]. Так, если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация [1].
Региональная стандартизация — деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира [1]. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих региональных и международных организациях, задачи которых будут рассмотрены ниже [1].
Национальная стандартизация — стандартизация в одном конкретном государстве [1]. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений [1].
Стандартизацию, которая проводится
в административно-
В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа.
Рассмотрим разновидности нормативных документов, которые рекомендуются руководством 2 ИСО/МЭК, а также принятые в государственной системе стандартизации РФ. Руководство ИСО/МЭК рекомендует: стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты (технические регламенты).
Стандарт — это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области [3]. В стандарте устанавливаются для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Стандарт должен быть основан на обобщенных результатах научных исследований, технических достижений и практического опыта, тогда его использование принесет оптимальную выгоду для общества.
Предварительный стандарт — это временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей, а также тех, кто может его применить [3]. Информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразности принятия стандарта.
Стандарты бывают международными, региональными,
национальными, административно-
Указанные выше категории стандартов называют общедоступными. Другие же категории стандартов, такие, как фирменные или отраслевые, не являясь таковыми, могут, однако, использоваться и в нескольких странах согласно существующим там правовым нормам.
Документ технических условий (technical specification) устанавливает технические требования к продукции, услуге, процессу [2]. Обычно в документе технических условий должны быть указаны методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нормативного документа в таких ситуациях, когда это необходимо.
Свод правил, как и предыдущий нормативный документ, может быть самостоятельным стандартом либо самостоятельным документом, а также частью стандарта. Свод правил обычно разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий. Технические правила, содержащиеся в документе, носят рекомендательный характер.