Текущий учёт демографических событий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:10, доклад

Краткое описание

ТЕКУЩИЙ УЧЁТ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ, текущий учёт так называемого естественного движения населения, сбор сведений о случаях рождения, смерти, заключения и расторжения брака по мере возникновения этих событий. Цель текущего учёта демографических событий - регулярное получение данных о численности и составе населения (постоянно изменяющихся в результате рождений и смертей), а также характеристик демографических процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

Доклад на тему:

 

«Текущий учёт демографических событий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕКУЩИЙ УЧЁТ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ, текущий учёт так называемого естественного движения населения, сбор сведений о случаях рождения, смерти, заключения и расторжения брака по мере возникновения этих событий. Цель текущего учёта демографических событий - регулярное получение данных о численности и составе населения (постоянно изменяющихся в результате рождений и смертей), а также характеристик демографических процессов. Специфика текущего учёта демографических событий заключается в том, что демографические события попадают под наблюдение при их юридическом оформлении, поскольку каждое из них имеет правовое значение. Полнота текущего учёта демографических событий зависит от юридического признания факта события. Например, там, где многоженство запрещено законом, хотя и существует по обычаю, брак со второй женой не учитывается. Если текущая регистрация отсутствует или плохо налажена, аналогичные сведения получают иногда ретроспективно при переписи населения или обследовании населения (например, о числе рождений или смертей в семье в течение года до переписи).

 

Списки родившихся и умерших велись еще в Древней Греции и Риме. В средние века в европейских странах крещения и погребения регистрировались по церковным приходам в так называемых метрических книгах. Эта форма регистрации была узаконена Тридентским собором 1563, предписавшим также регулярную запись бракосочетаний. При отсутствии централизованной системы сбора сведений они редко обобщались для страны в целом. Относительно регулярно собирались сведения о демографических событиях лишь в крупнейших европейских городах в конце 17 в., в начале 18 в. - в Швеции. В конце 18 - начале 19 вв. попытки централизованного сбора соответствующих сведений церковной регистрации предпринимаются в большинстве европейских стран, а в 1-й половине 19 в. в связи с созданием статистических учреждений от церковных к светским учреждениям переходят и функции самой регистрации. Современные формы текущего учёта демографических событий сложились в конце 19 - начале 20 вв.

 

В России обязательная регистрация рождений и смертей православной церковью была введена в Москве в 1702 по указу Петра I, с 1722 установлено повсеместное ведение метрических книг, которое долгое время было неудовлетворительным. В 1838 Синод установил новую форму метрических книг и ужесточил правила их ведения и сбора сведений. Статистическая отчётность по так называемому естественному движению населения была введена сначала для православной церкви, позднее - для других вероисповеданий. С 1834 сбор сведений передан в ведение вновь созданных губернских статистических к-тов, а с 1865 - Центральная статистическая к-та. С 1879 в Тульской губернии, с 1880 в Москве, с 1881 в Петербурге предпринимались попытки свода данных метрических книг через статистические учреждения на основании специальных карточек. К  началу 20 в. такая система охватывала около 10 городов и губерний, при этом первичная регистрация оставалась в ведении церкви. Основной недостаток церковной регистрации заключался в том, что учитывались не случаи событий, а совершённые обряды - крещения и отпевания, из-за чего не учитывались умершие без крещения, мертворождённые, погребённые не по православному обряду. Не учитывались также многие важные признаки лиц, с которыми произошли события.

 

Гражданская регистрация в СССР введена декретом о гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния от 18 декабря 1917, а декретом об отделении церкви от гocударства от 23 января 1918 была отменена церковная регистрация.

 

С середины 20 в. в большинстве экономически развитых стран Т. у. д. с. существует в виде обязат. регистрации демографич. событий спец. гос. органами или учреждениями здравоохранения в рамках общенац. системы такой регистрации. Регистрация событий и составление отчётов о числе событий возложены на спец. чиновников или работников здравоохранения, в нек-рых странах, особенно в сел. местности, - на должностных лиц местного самоуправления. В обязанности регистраторов иногда входит обобщение собранных сведений и составление статистич. отчётов о числе зарегистрир. событий.

 

Ответственность за регистрацию рождения возлагается, как правило, на родителей, иногда - на представителей родовспомогат. учреждений, за регистрацию смерти - на родственников умершего, врача, реже - на владельца похоронного бюро. Необходимые сведения при регистрации брака предоставляют в зависимости от формы брака (гражданский или церковный) либо вступающие в брак, либо лицо, совершающее сбряд бракосочетания, при регистрации развода - разводящиеся или суд.

 

Для регистрации устанавливается определ. срок, обычно краткий, в целях обеспечения полноты и точности сведений. Регистрация рождения обязательна, как правило, в течение месяца, смерти - безотлагательно или в течение неск. дней (не более 5). Сведения о браках, разводах записываются одновременно с регистрацией этих событий.

 

Кроме констатации факта события, при регистрации учитывают нек-рые признаки самого события и людей, в жизни к-рых оно произошло. Перечень и содержание признаков, фиксируемых при регистрации, составляют программу текущего учёта демографич. событий. Характеристика события включает обычно сведения о месте и времени его наступления и регистрации, а также признаки, определяемые спецификой события (причина смерти, развода и т. д.). Характеристика лиц, к к-рым относится событие, обычно более подробна: учитываются их пол и дата рождения (или возраст), национальность (гражданство), брачное состояние, место постоянного жительства, а также нек-рые социально-экон. характеристики (уровень образования, занятие, источник средств существования и др.).

 

При регистрации рождения учитываются соответств. характеристики родителей, а для новорождённого - дата рождения, пол, сведения о физич. развитии (вес, рост). Отмечаются также многоплодность родов, очерёдность рождения, место родов (на дому или в родовспомогат. учреждении). При регистрации смерти учитываются обычно её дата и место, причина смерти, удостоверяемая врачом, обязательно - дата рождения (возраст) и пол умершего, а также его занятие, брачное состояние, для состоящих в браке часто - возраст пережившего супруга; в случае смерти ребёнка иногда учитываются характеристики его родителей. При регистрации брака помимо возраста каждого из вступающих в брак отмечается их прежнее брачное состояние, иногда число детей от предыдущих браков, в какой по счёту брак вступают жених и невеста, а также ряд социально-экон. признаков: при регистрации расторжения брака - возраст каждого из супругов, очерёдность и продолжительность расторгаемого брака, наличие детей от этого брака и т. д.

 

Индивидуальные сведения о каждом случае события фиксируются либо во 2-м экз. регистрационной записи, либо в спец. документе, предназначенном для статистич. обработки. В последнем может фиксироваться больше признаков, чем в регистрац. записи. Программа регистрации иногда меняется, в частности в СССР, в годы, примыкающие к переписи нас., она расширяется с целью получения в сочетании с данными переписи большего числа относит. показателей.

 

В СССР Т. у. д. с. основан на записи актов гражданского состояния в городах и районных центрах отделами (бюро) загса, исполнит. к-тов районных (гор.) Советов нар. депутатов, а в сел. местности и посёлках - исполнит. к-тами сел. и поселковых Советов нар. депутатов.

 

Регистрация рождения производится по месту рождения ребёнка или по месту жительства родителей (или одного из них) на основании справки родильного дома (больницы), устанавливающей факт и время рождения ребёнка. Заявление о рождении делается в устной или письменной форме родителями или одним из них, а в случае болезни или смерти родителей - родственниками, соседями или администрацией родильного дома (больницы), в к-ром находилась мать при рождении ребёнка. Оно должно быть сделано не позднее месяца со дня рождения ребёнка, а при рождении мёртвого ребёнка - не позднее трёх суток с момента родов. В случае рождения близнецов на каждого из них составляется отд. актовая запись. Ребёнок, родившийся мёртвым, регистрируется как родившийся, но с отметкой о мертворождении на основании мед. свидетельства о перинатальной смерти. Если смерть ребёнка наступила вскоре после его рождения, составляются две записи: о рождении и о смерти. Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребёнка по заявлению любого из них. Если родители не состоят в браке, то запись о матери ребёнка производится по её заявлению, а запись об отце - по совместному заявлению отца и матери либо по решению суда. В записи акта о рождении указываются: пол, дата и место рождения, каким по счёту у матери родился, в одноплодных или многоплодных родах, живым или мёртвым, а также дата рождения, возраст, национальность, уровень образования, где и кем работают или источник средств существования родителей, место их постоянного жительства и продолжительность проживания там, дата регистрации их брака и основание записи об отце.

 

Регистрация смерти производится по месту, где проживал умерший, или по месту наступления смерти на основании свидетельства о смерти врачебного (или фельдшерской справки), к-рое приобщается ко 2-му экз. акта о смерти. Заявление о смерти может быть сделано родственниками умершего, его соседями, работниками жилищно-эксплуатац. орг-ций, а также администрацией учреждения, в к-ром произошла смерть, и др. лицами. Оно должно быть сделано не позднее трёх суток, а при насильств. смерти, самоубийстве, смерти от несчастного случая, а также обнаружении трупа - не позднее суток с момента наступления смерти или обнаружения трупа. В записи акта о смерти указываются дата, место и причина смерти, пол, дата и место рождения, возраст, брачное состояние, уровень образования, национальность умершего, где и кем работал или источник средств существования, место постоянного жительства и продолжительность проживания в нём, а для умерших в возрасте до 1 года - соответств. характеристики матери, а также какой по счёту ребёнок у неё и её возраст.

 

Регистрация брака производится по месту жительства одного из вступающих в брак на основании их совместного заявления в орган загса и не ранее, чем через месяц после подачи заявления. При заключении брака требуется взаимное согласие вступающих в брак лиц и достижение ими брачного возраста. В записи акта о заключении брака для каждого из вступающих в брак указываются дата рождения, возраст, место рождения, прежнее, брачное состояние, национальность, уровень образования, где и кем работает или источник средств существования, место постоянного жительства и продолжительность проживания в нём, а также сведения об общих детях до 18 лет.

 

Регистрация расторжения брака производится по месту жительства супругов или одного из них на основании совместного заявления супругов в бюро загса, а при наличии несовершеннолетних детей или в случае спора между супругами - по решению суда. Брак может быть расторгнут и по одностороннему заявлению супруга, если другой супруг признан судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия, безвестно отсутствующим или осуждён к лишению свободы на срок не менее 3 лет. В любом случае брак считается расторгнутым только с момента записи акта о расторжении брака. В записи акта о расторжении брака указываются место и дата заключения расторгаемого брака, основание для развода, дата расторжения брака, для каждого из разводящихся - дата его рождения, возраст, место постоянного жительства и продолжительность проживания в нём, национальность, уровень образования, где и кем работает или источник средств существования, в каком по счёту браке состоял, а также число общих детей до 18 лет.

 

Актовые записи делаются в двух экземплярах. Первые остаются в архиве загса, а вторые передаются временно для статистич. разработки в обл. или респ. статистич. управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

6

 



Информация о работе Текущий учёт демографических событий